Логотип umma.ru и переход на главную страницуСеминары Шамиля Аляутдинова
Login icon

Войти

Семинары Шамиля Аляутдинова

Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Меню

Текстовая статья

Бог любит богатого и умеренного

«Не вызывай жалость бедностью

и не кичись достатком»

(Шамиль Аляутдинов)

В Исламе большое значение отводится материальной обеспеченности, умению создать капитал, дабы содержать себя, свою семью, близких на достойном уровне и помогать другим. В аятах Священного Корана и хадисах пророка Мухаммада (да благословит его Творец и приветствует) недвусмысленно дается понять, что верующий человек более любим Богом, если он материально обеспечен, финансово независим. Например, Пророк говорил: «Благородно [достойно] стремитесь к мирским благам (уровням, степеням) [для становления самостоятельными, богатыми, сильными, влиятельными]. Поистине, каждому дается легко то, что предписано ему из земного [великолепия и разнообразия, из мирских возможностей, усердная реализация которых открывает перед ним земные и вечные перспективы]» [1].

В другом достоверном хадисе среди двух категорий людей, которым можно позавидовать белой завистью (то есть взять их в качестве примера и постараться добиться такого же результата), пророк Мухаммад упомянул богатого верующего человека, правильно распоряжающегося своим капиталом (умеющего его заработать, сохранить и приумножить), а также выделяющего значительную часть прибыли на помощь другим  [2].

Пророк Мухаммад также говорил: «Если Аллах (Бог, Господь) дал тебе [человек] материальный достаток [то есть в результате твоих стараний благословил на умение хорошо зарабатывать, грамотно сберегать, приумножать, инвестировать], то пусть признак Божьего дара и щедрости будет виден [заметен]» [3]. В другом похожем хадисе сказано: «Если Аллах (Бог, Господь) дал тебе [человек] материальный достаток, то пусть это будет заметно [другим]. Поистине, Он [Господь миров] любит видеть на человеке красоту признака Божьего [дара и щедрости]. И Он не любит, когда человек [вне зависимости от степени достатка] прибедняется перед другими (стараясь выглядеть жалким и несчастным)» [4]. То есть неверно и неэтично пред Богом намеренно скромничать и прибедняться, вызывая у окружающих жалость, но и, отмечу, кичиться достатком также не следует, о чем сказано в других аятах [5] и хадисах; это две крайности, нелюбимые Богом и ввергающие человека в грех. Золотая середина — быть, а не казаться, и быть естественным, воспитанным, богатым и щедрым. К примеру, пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Поистине, Аллах (Бог, Господь) любит верующего, набожного [6], богатого [в первую очередь материально], незаметного [не выделяющегося, не демонстрирующего свое превосходство над другими]» [7].

Пророк Мухаммад как-то сказал: «Не войдет в Рай [8] тот, в сердце которого есть хоть малая частица высокомерия [9]». Его спросили: «А если [например] человек любит хорошо одеваться, носить красивую обувь?» Он (да благословит его Господь и приветствует) ответил: «Воистину, Аллаху (Богу, Господу) присуще лишь красивое (изящное, совершенное), и Он любит красоту. [То есть любовь человека к красоте, к чему-то изящному, хорошему, аккуратному не есть проявление гордости, надменности]. Высокомерие — это неприятие правды (упрямое несогласие с тем, что очевидно) и пренебрежительное отношение к людям [вне зависимости от того, какой они национальности или вероисповедования]» [10].

Следует отдельно упомянуть об активно поощряемом в современном мире гиперпотреблении и о рекламируемой индустрии роскоши. Сколь бы человек ни был богат, он может продолжать все больше тратить на себя и свою семью, ненасытно поднимая планку люксового потребления. Для большинства это происходит абсолютно незаметно и внушаемо многочисленной рекламой на подсознательном уровне. Здесь уже для верующего, зарабатывающего десятки, сотни миллионов долларов или поднявшегося на миллиардный долларовый уровень, важно держать свою голову и желания под осознанным, разумным контролем.

В этом контексте полезно вспомнить хадис: «Проявляйте скромность пред Аллахом (Богом, Господом) (будьте очень скромны пред Ним)! Кто по-настоящему скромен пред Богом, тот <…> вспоминает об обветшании и смерти [то есть не забывает о том, что все стареет, дряхлеет и выходит из моды; не забывает, что жизнь земная временна и в ней следует многое успеть, соревнуясь с другими в благом, сторонясь явно запретного и готовя себя через все это к вечному]. Кто стремится [не только к земному благополучию, но и] к вечному, тот оставляет красоту этой жизни [гонку за новым и модным; роскошь]. Кто сделает все это [то есть такой созидательный, конструктивный и скромный подход станет для него чем-то естественным, на самом деле комфортным, без пафоса, без желания выделиться из толпы, а лишь из скромности пред Богом и сосредоточенности на главном], тот по-настоящему проявит скромность пред Богом [Господом миров]» [11].

Имам Ибн Кясир в комментарий к 27-му аяту 42-й суры [12] приводит слова известного комментатора Корана богослова Катады: «Лучшая жизнь — это та жизнь, которая не развращает тебя, которая не превращает в забавляющегося, легкомысленного, отвлеченного». Он же передал хадис, в котором сказано: «Единственное [опасное и соблазнительное], относительно чего я [говорит пророк Мухаммад] боюсь за вас [за своих последователей], — это мирская красота, которую выведет Всевышний (которая появится у вас) [она из века в век будет все более прекрасной и обольщающей]» [13]. Здесь говорится о ситуации, при которой смысл жизни верующего человека не есть превращение ее в нечто грандиозное и величественное, созидательное и творческое, когда многолетними усилиями и самодисциплиной, работой и ее результатами превращаешь-таки свое бытие в шедевр, а — что очень распространено сегодня — при которой весь смысл ограничивается лишь тем, чтобы заработать на очередное материальное благо (квартира, дом, машина, одежда, дорогое украшение или часы и т. п.) и гордиться этим приобретением, пока не появится цель в виде очередного более дорогого или совершенного земного роскошного блага. Для разумного, слышащего смыслы священных текстов верующего человека жизнь земная должна становиться чем-то большим, нежели он сам, большим, чем постоянное ненасытное потребление, переходящее с увеличением достатка в гиперпотребление.

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Будь аскетичен (проявляй умеренность) в [изобилии] мирских благ [ограничивайся главным, нужным, важным, малым и качественным; не гори желанием постоянного ненасытного потребления, которое нарастает с увеличением денежных средств и возможностей их тратить в свое удовольствие]. Тогда [если сможешь ограничиться самым главным, необходимым для твоего земного и вечного счастья и отгородиться ото всего лишнего, навязываемого рекламой, окружением либо простым желанием новизны] Аллах (Бог, Господь) непременно полюбит тебя. Будь аскетичен (проявляй умеренность) [ставь разумные ограничения для себя] в том, что в руках людей [выйди из всеобщего потока жадного потребления и гонки за всем новым и модным], и люди полюбят тебя [будут испытывать к тебе глубокое искреннее уважение]» [14].

И в заключение еще один важный хадис: «Для кого мирская жизнь станет [главной] его тревогою [суета начнет проедать его; страхи, беспокойство и тревоги не дадут ему спокойно спать и есть; всё и вся в его делах и поступках, устремлениях и желаниях, даже мольба, обращенная к Богу, будут вертеться вокруг преходящего, мирского], того Всевышний сделает разрывающимся (дела его будут разорваны Им) [в клочья и раскиданы повсюду, он станет напряженно стараться собрать их воедино и хоть что-то успеть], а [в итоге, ни в чем ничего серьезного не добившись, теряя надежду и уверенность в собственных силах и возможностях [15], он придет к тому, что Господь] поставит ему [печать] нищеты [прямо] меж глаз: в мирской обители он получит лишь то, что уже [минимально] определено для него [и лишит себя Божьей милости и щедрости].

Чьим же стремлением (конечной точкой устремленности, сутью его намерений) [окажется] вечность [то, как дела мирские вернутся к нему в Судный День в форме необратимых наказаний либо Божественных воздаяний], (1) дела того Всевышний соберет воедино [необходимые обстоятельства, возможности, люди будут вовремя появляться на его жизненном пути, нежданно-негаданно окажутся рядом [16]; Творец благословит его на сосредоточенность, собранность, четкое видение мирских и вечных целей, задач, на оптимальность их решения]; (2) а также наполнит сердце его счастьем (всесторонней самодостаточностью); (3) мирская же жизнь, желая того или нет, падет к его ногам [врата земного изобилия и всестороннего благополучия будут по мере необходимости беспрепятственно открываться пред ним]» [17].

Итак, Бог любит богатых и незаметных, как говорил пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует). Полезно понять это острым умом и реализовать усердным трудом, а также ежедневной самодисциплиной на протяжении лет и десятилетий (с Божественного на то благословения).

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Св. х. Ибн Маджа, аль-Хакима, ат-Табарани и аль-Байхакы. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 18, хадис № 191; Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 232, хадис № 2142, «сахих».

[2] «Не стоит завидовать кому-либо, кроме двух категорий людей: (1) тех, кому Всевышний дал богатство (достаток) и позволил [разумно] управлять им [преодолев внутреннее чувство скупости, жадности], тратя [из него] на благие дела [на протяжении жизни] все без остатка, и (2) тех, кому Он [Господь миров] дал мудрость [обширные знания, в том числе знание Священного Писания, хорошую теорию и практику применения] и они пользуются ею (мудростью) [в своей жизни], а также обучают ей [других. Завидуйте таким людям белой завистью!]». Хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. аль-Бухари. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 51, хадис № 73; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 2. С. 219–222, хадис № 73 и комментарий к нему, а также т. 4. С. 352, 353, хадис № 1409 и комментарий к нему.

[3] Св. х. Абу Дауда, ан-Насаи, ат-Тирмизи и аль-Хакима. См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 444, хадис № 4063, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 26, хадис № 330.

[4] Св. х. аль-Бухари и ат-Табарани. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 26, хадис № 331, «сахих».

[5] «[Человек!] Не ходи по земле высокомерно (надменно) [разумно соизмеряй свои возможности и тот мир, что окружает тебя:] ты, поистине, никогда не сделаешь сквозного отверстия в Земле [не хватит ни сил, ни технологий] и высоты гор тебе никогда не достичь [ты ограничен в росте, да и строительные сооружения, равные по высоте самым высоким горам, тебе не построить]» (Св. Коран, 17:37).

«Не искривляй свое лицо перед людьми (не делай гримасу отвращения, брезгливости) и не ходи по земле самодовольно и кичливо. Поистине, Аллах (Бог, Господь) не любит всякого надменного, самодовольного, хвастливого» (Св. Коран, 31:18).

[6] Набожный — это тот, кто сторонится явно запретного (например, убийство, насилие, алкоголь, наркотики, прелюбодеяние) и делает в меру сил и возможностей обязательное (пред Богом, родными, обществом).

[7] Св. х. Муслима. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 1190, хадис № 11–(2965).

[8] Имеются в виду высшие уровни райской обители. См.: аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси (675–739 по хиджре). Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хаббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1991 (1997). Т. 12. С. 494.

[9] Напомню, что чувство собственного достоинства и высокомерие — это разные вещи.

Чувство собственного достоинства — благодарное и почтительное отношение к самому себе, сознание собственного достоинства, своей ценности; самоуважение.

Высокомерие — пренебрежительное отношение к окружающим, уверенность в своем превосходстве над ними.

[10] Хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. Муслима, Абу Дауда, ат-Тирмизи и др. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 63, хадис № 147–(91); ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 584, хадис № 2004, «хасан сахих»; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 445, хадис № 1/612, «сахих».

[11] Хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи, аль-Хакима и др. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 65, хадис № 973, «сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 702, хадис № 2463.

[12] В Коране Господь миров говорит: «Если бы Аллах (Бог, Господь) «расстелил» [дал в невероятном изобилии земные] блага рабам Своим [людям, то есть дал им все, чего они хотят], тогда они непременно стали бы творить распутство на земле [ненасытно и аморально жить, беспросветно грешить] (покушаться) [от скуки или по иным причинам на чужое имущество или жизнь] (притеснять). Однако же Он низводит [предоставляет людям возможности, земные дары и достаток] в определенном количестве, [дает] то, что пожелает. Поистине, Он касательно рабов Своих [как людей, так джиннов] обо всем осведомлен и все видит» (Св. Коран, 42:27).

[13] У данного хадиса имеется несколько риваятов. Подробнее см., например: ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир [Сокращенный тафсир Ибн Кясира]. В 3 т. Бейрут: аль-Калям, [б. г.]. Т. 3. С. 277; ан-Насаи А. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 278, хадис № 2581, «сахих»; ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т. 4. Ч. 7. С. 141, хадис № 121 (1052); Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 3. С. 511.

[14] Хадис от Сахля ибн Са‘да; св. х. Ибн Маджа, ат-Табарани, аль-Хакима и др. См., например: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 444, хадис № 4102, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 65, хадис № 960, «сахих».

[15] Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Вы не лишитесь Божественной благодати, милости Его до тех пор, пока не «согласитесь» с чувством скуки, душевного томления, не пойдете у него на поводу». См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 2. С. 136, хадис № 43.

[16] В Коране Господь миров говорит: «Кто набожен пред Богом [следует морально-нравственным нормам, переданным через пророков и развитым праведниками; обязателен в меру сил и возможностей в выполнении предписаний; сторонится явно запретного; следует законам и закономерностям, установленным Всевышним в этом мироздании], тому Господь непременно предоставит спасение, выход [из на первый взгляд безвыходной ситуации, неразрешимой проблемы, непреодолимой беды, нестерпимой боли] и наделит (одарит) его уделом [интеллектуальным, духовным или материальным достатком] оттуда, откуда он его и не ожидает [откуда он даже и не предполагает, не рассчитывает его получить]. Кто полагается на Аллаха (Бога, Господа), тому Его достаточно. Воистину, Он довершает и завершает желанное Ему. Творец определил для каждой вещи «кадр» (см. Св. Коран, 65:2, 3).

Кадр (араб.) — определенность, ограниченность каждой вещи (ситуации, трудности) местом, количеством, размером, временем и т. п. А потому неприятности не бесконечны, если мы идем и благоразумно преодолеваем их.

[17] Хадис от Зейда ибн Сабита; св. х. Ибн Маджа и ат-Табарани. См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 8. С. 667; Ибн Маджа М. Сунан. 1999. С. 444, хадис № 4105, «сахих»; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 2. С. 331, хадис № 1948.

Положительные качества

Богатство

Материальный достаток

Экономика

Деньги

Смотрите также

Аят дня

Хадис дня

2:25

Обрадуй [о Мухаммад] верующих, совершающих благие дела! Им [в вечной обители уготованы] райские сады, под которыми текут реки [возле деревьев, кустарников и прекрасных дворцов, спокойно и безмятежно]. Каждый раз, как подадут им плоды из райских садов, они будут удивляться: «Это то же самое, что было предоставлено нам ранее. [Нечто подобное мы уже ели]». А дадут им лишь похожее [по отдельным характеристикам, но по сути своей, на вкус — абсолютно иное]. У них там [у каждого из обитателей Рая] вторая половина [для мужчины — супруга, для женщины — супруг], причем абсолютно чистые [чистые душой и телом, идеальные, без тех изъянов, которые, возможно, были присущи им в мирской обители; приятные во всех аспектах и нюансах, добродушные, окруженные неописуемым ореолом ароматов притягательности и совершенства]. Они там пребудут вечно [смерть там не властна, вошедший туда никогда не будет изгнан] (Св. Коран, 2:25).

Читать полностью

Читать подробнее аят дня или хадис дня
Семинар в Алматы

Новые материалы

Мы в социальных сетях

Переход на страницу umma.ru в TwitterПереход на страницу umma.ru в VKПереход на канал umma.ru в YouTubeПереход на страницу umma.ru в okПереход на страницу umma.ru в VimeoПереход на канал umma.ru в TelegramПереход на страницу umma.ru в SoundcloudПереход на страницу umma.ru в DzenПереход на страницу umma.ru в YMusic