Это фрагмент полного жизнеописания пророка Мухаммада. Следующий фрагмент здесь.
Всевышний Аллах сделал так, что на фоне преобладания человеческой заурядности есть люди, Им особо отмеченные. Заурядные и особенные стоят на разных жизненных ступенях.
Мудрость и милость Всевышнего в том, что удостоиться чести стать носителями Божественных Откровений явились лучшие из лучших среди особых. Если бы развернулось состязание за первенство среди всех талантов, гениев, ученых и посланников Бога, последние, бесспорно, оказались бы победителями.
Посланники Всевышнего Творца — это люди непревзойденного ума, решительной энергии и глубоко проницательные, способные постигать тонкости устройства обществ и особенности личности индивидуумов. Все пророки, несмотря на различия между ними, — избранники Аллаха. Всевышний приблизил их к Себе, наделив наивысшими достоинствами.
И в прошлом, и в настоящем Божье Откровение являлось и продолжает оставаться сдерживающим началом, уберегая Землю от исчезновения, а цивилизации — от пагубности слияния лжи и правды, греховности и праведности; сохранится эта роль Божьего Откровения и в будущем. В числе же несущих Откровение нетрудно заметить того, кто выделяется среди других подобно полной сияющей луне средь окружающих звезд.
Кто же это — несущие Откровение? И кто столь ярок средь них?
Это — пророки, которым на том или ином этапе человеческой истории вверялась миссия направлять людей на праведный путь. А наиболее яркий среди них тот, кому была вверена заключительная пророческая миссия — вести людей к истине до Конца Света и кому было даровано последнее Писание, которое останется до исчезновения дня и ночи. Это Мухаммад ибн ‘Абдуллах, источник достоинств и высоких качеств. Его можно узнать через Писание, с которым он пришел, и через мудрость, сходившую с его уст.
Встретиться с ним смогут лишь те, кто находится в постоянном стремлении к обладанию высокими достоинствами, самое совершенное проявление которых мы видим в его жизни. Те же, кто остановился в начале пути, перегруженный тяжестью личных амбиций, не смогут войти в их число.
Передается следующее достоверное изречение посланника Аллаха ﷺ: «Самыми любимыми для меня среди вас и самыми приближенными ко мне в День Воскрешения явятся обладатели высоких достоинств. Самыми ненавистными и отдаленными от меня в День Воскрешения будут пустословные, напыщенно говорящие и мутафайхикун». Сподвижники спросили: «Первые и вторые нам известны, а кто же такие мутафайхикун?» Пророк ответил: «Высокомерные, надменные»[1].
Посланник Всевышнего ﷺ — человек иного измерения. Мы же должны стараться действовать с ним в унисон. После установления необходимой гармонии с предписанным Пророком начнется особый духовный диалог между ним и верующим. И тогда община достигнет таких высот, что вызовет добрую зависть у самих ангелов.
Возможно, кому-то из вас сказанное покажется преувеличением. Однако не стоит удивляться, ведь и сегодня есть люди, которые во сне, а быть может и наяву, встречаются с посланником Аллаха, беседуют с ним и получают благие вести.
Пророк Мухаммад ﷺ всегда среди нас. Смерть его не была такой, какой мы ее привычно представляем. Воспринимать его смерть как смерть обычного человека — большая ошибка. Ибо Священный Коран не позволяет называть умершими даже тех, кто отдал свою жизнь на пути донесения Слова Всевышнего. Можно ли считать его умершим в обычном понимании этого слова?! Нет, мы можем сказать, что он лишь перешел в иное измерение. Вот почему те, чей «взор» в состоянии достичь иных пределов, могут видеть его и разговаривать с ним. Для тех же, кто пренебрегает дарованным разумом и сердцем, кто позабыл о себе в плане духовности, эта возможность навсегда закрыта.
Трагедия человека нашего времени в том, что многое из духовных ценностей утрачено. В значительной степени изменились представления и понятия о пророках, и особенно о пророке Мухаммаде ﷺ. А ведь к нему ни в коей мере нельзя подходить с обычными, земными мерками. Да это и невозможно. Ибо он — человек, наделенный исключительным духом и исключительными способностями, посланный для того, чтобы придать всему земному иное понимание, открыть человечеству иные горизонты. Каждый верующий должен испытывать радость принадлежности к его общине и при этом выражать благодарность Всевышнему за данную милость.
Задумайтесь над следующим пророческим изречением: «Каждый из вас норовит попасть в пекло, я же пытаюсь удержать вас от попадания в него»[2]. В другом повествовании говорится: «Вы подобны мотылькам и кузнечикам, устремившимся на разожженный огонь, я же подобен человеку, отгоняющему их от пламени. Я держу вас за пояса, чтобы уберечь от огня, но некоторые выскальзывают из рук»[3].
Пророки — это люди, которые жертвовали всеми своими материальными и духовными благами ради доведения до людей истины. Что же заставляло их исполнять свой священный долг? Бесспорно, не стремление попасть в Рай, не страх низвергнуться в Ад, а только страстное желание достичь довольства Всевышнего Аллаха.
Каждому пророку свойственно бескорыстие, но самым бескорыстным среди всех является пророк Мухаммад ﷺ. Столь велико его бескорыстие, что даже когда врата Рая распахнутся для него и будут ждать его прихода, он со словами «уммати, уммати», дабы взять с собой и свою общину, предпочтет Раю самые тяжкие минуты Суда. Его бескорыстие так велико, что он захочет присутствия рядом не только близких, но и всей своей уммы, вплоть до самой грешной души[4].
Сколько бы мы ни возносили хвалу и ни благодарили нашего Создателя, этого всегда будет недостаточно, ибо Он возвысил нас над другими, даровав лучшее из благ — быть в числе последователей высокочтимого Мухаммада ﷺ. Это — благо Аллаха. Он одаривает им того, кого пожелает, и в такой мере, в какой Ему угодно. И то, чем одарил Он нас, настолько велико по сравнению с тем, что дано другим, что не измерить никакой мерой.
Опубликовано на основе исключительного авторского права автора книги «Пророк Мухаммад. Жизнеописание лучшего из людей» Ильдара Аляутдинова для umma.ru. Купить книгу вы можете здесь.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: ан-Навави Я. Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 453, хадис № 631, «хасан».
[2] См.: Муснад Ахмад [Свод хадисов имама Ахмада]. В 45 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2001. Т. 23. С. 383, хадис № 15213.
[3] См.: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 499, хадис № 8168, «сахих».
[4] См.: Муснад Ахмад [Свод хадисов имама Ахмада]. В 8 т. Каир: аль-Хадис, 1995. Т. 3. С. 154, хадис № 2546.