Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Братство мусульман (Сира 83)

Это фрагмент полного жизнеописания пророка Мухаммада. Следующий фрагмент здесь.

Мусульманское общество было построено пророком Мухаммадом ﷺ четырнадцать веков назад на абсолютном братстве, где стирается такое понятие, как Я, и каждый индивидуум живет в соответствии с духовной сутью всего сообщества, чувствуя его цели, задачи и устремления. Каждый является частью общности и не видит своего существования и процветания кроме как внутри этого сообщества.

Современные реалии показывают, что далеко не всегда те, кто относит себя к последователям Пророка, живут в соответствии с его примером. Утратилось подлинное чувство братства и единства между людьми верующими. Встречаешь тех, кто оправдывает свою обособленность и ограниченность рамками своего маленького мирка и, соответственно, безучастие в делах общины своей религиозностью. Соблюдая религиозную практику, посещая мечеть и перечитывая Коран, некоторые абсолютно не интересуются вопросами мусульманского сообщества. Им важен их личный комфорт. Причем не только в этой жизни, но и в вечности. Жизнь же Пророка ﷺ учит нас жить внутри общества, где главенствует духовность и стремление к довольству Создателя.

Смысл братства заключается в том, что между людьми стираются невежественная приверженность племенному духу и привязанность к своему личному, отсутствуют различия по цвету кожи, принадлежности к определенному роду или месту. Выдвигают человека вперед или отодвигают назад лишь его достоинства, порядочность и набожность.

Действительно, осознание себя рабом Всевышнего не позволяет человеку верующему считать себя самым достойным лишь по причине соблюдения молитвы и поста, а трепет пред Ним не дает ему возвыситься или почувствовать свое превосходство из-за родства или материального благосостояния.

Посланник Аллаха ﷺ утвердил и установил братство не на уровне пустых слов или приветствия, которое произносится кончиками языков, но не имеет никаких последствий, а сделал братство имеющим силу договором, превратил в реальное действие, касающееся жизни и имущества людей.

Это братство было пронизано сочувствием, дружелюбием, открытостью, предпочтением другого себе, показывая обществу удивительные реальные примеры и образы. Ансары стремились радушно встретить мухаджиров, покинувших свои дома и прибывших на новую землю. Переселенцы же оценили эту щедрость, но не желали подобно иждивенцам ее эксплуатировать. Они воспользовались этим радушным приемом ровно в такой степени, чтобы обрести для себя подобающую занятость и работу. Ярким примером тому является история, приводимая имамом аль-Бухари. Когда мухаджиры прибыли в Медину, посланник Аллаха ﷺ объявил ‘Абдур-рахмана ибн ‘Ауфа из мухаджиров и Са‘да ибн ар-Раби‘а[1] из ансаров братьями. Последний произнес: «О ‘Абдур-рахман, я один из богатых людей Медины. Я готов разделить с тобой поровну все свое имущество. У меня две жены, и я готов развестись с одной из них, чтобы по окончании срока ‘идды она вышла за тебя замуж». На что последовал ответ, заставляющий всех нас о многом призадуматься: «Пусть Аллах дарует Свою благодать твоей семье и твоему имуществу! Покажи мне, где рынок». Ему показали на рынок Бану Кайнука‘. И вот вечером после работы он уже возвращается с сыром и маслом. И так каждый день ранним утром он выходил в поисках удела от Всевышнего. В один из дней посланник Аллаха ﷺ обратился: «Что с тобой? Я вижу на тебе признак красоты». ‘Абдур-рахман ибн ‘Ауф ответил: «Я женился». Пророк спросил: «Сколько ты ей подарил?» ‘Абдур-рахман ответил: «Золото размером с семечко» [2].

Более того, в книгах приводится достоверная история о том, что спустя годы уже после смерти нашего Пророка ﷺ в один из дней Медина содрогнулась от приближающегося столба пыли, будто бы предвещающего начало сильной бури. Оказалось, что это ‘Абдур-рахман ибн ‘Ауф возвращается из Шама с караваном, состоящим из семисот груженных товаром верблюдов. Представьте себе, семьсот верблюдов, груженных товаром. ‘Айша, услышав о возвращении ‘Абдур-рахмана, вспомнила пророческие слова: «Он войдет в Рай ползком», что подчеркивает огромную ответственность за материальные блага. Когда до сподвижника дошли слова ‘Айши, он поспешил к ней и, с почтением представ перед матерью правоверных, произнес: «Ты мне напомнила слова Пророка. Будь же свидетелем, весь этот караван, со всем, что в нем, я раздаю на пути Всевышнего Аллаха» [3].

В ранее приведенном диалоге между ‘Абдур-рахманом ибн ‘Ауфом, что произошел в дни переселения, восхищение щедростью Са‘да сравнимо с восхищением благородством ‘Абдур-рахмана, который потеснил иудеев на их рынке, соперничая с ними на их же площадке. Спустя некоторое время он смог заработать то, что сохранило его достоинство и честь. Этот пример как очередное доказательство того, что усердие, старание являются проявлением подлинной веры. Пусть же Всевышний унизит тех, кто имеет отношение к Исламу лишь на уровне внешних атрибутов, кто использует религию как прикрытие в своих корыстных целях, тем самым принижая истину и лишая ее значимости в глазах людей.

Один из хадисов гласит: «Худшее, что может быть в мужчине, — это жадность, пронизанная тревогами, страхами, а также трусость, проникнутая порочностью, легкомыслием»[4]. Короткая фраза несет в себе глубокий смысл, и невозможно не склониться перед величием слога Пророка ﷺ и мудростью его наставлений. Жадность лишает человека возможности свободно, достойно пребывать в этом мире и ощущать вкус жизни. Имея многое, скупой опечален, переживает и боится делиться своими многочисленными благами — здоровьем, финансами, временем.

Другое качество — трусость. Трусливый не имеет внутреннего стержня, принципов и устоев. Он готов следовать мнению других, даже если оно противоречит заповедям Всевышнего. Та же трусость не дает человеку предпринять должные действия, когда он видит ущемление прав других и поступки, противоречащие Божьему закону и общечеловеческой морали.

Важно внимать пророческим назиданиям и стремиться к тому, чтобы искоренять в себе два качества, которые Посланник ﷺ назвал наихудшими.

Опубликовано на основе исключительного авторского права автора книги «Пророк Мухаммад. Жизнеописание лучшего из людей» Ильдара Аляутдинова для umma.ru. Купить книгу вы можете здесь.

Подписывайтесь на umma.ru в Дзене

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Са‘д ибн ар-Раби‘а — один из старейшин из числа ансаров, который участвовал во второй присяге при ‘Акабе. После переселения в Медину Пророк объявил их с ‘Абдур-рахманом ибн ‘Ауфом братьями. После этого Са‘д выразил желание поделиться половиной своего имущества с ‘Абдур-рахманом, который ответил отказом. Вместе с Пророком принял участие в битве при Бадре и Ухуде, где и пал шахидом.

[2] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-Бухари. Т. 5. С. 31, хадис № 3780.

[3] См.: Халид М. Риджалюн хавля ар-расуль. С. 491.

[4] См.: Абу Дауд С. Сунан Аби Дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 285, хадис № 2511 «сахих».

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1