Это фрагмент полного жизнеописания пророка Мухаммада. Следующий фрагмент здесь.
Мусульманское общество было построено пророком Мухаммадом ﷺ четырнадцать веков назад на абсолютном братстве, где стирается такое понятие, как Я, и каждый индивидуум живет в соответствии с духовной сутью всего сообщества, чувствуя его цели, задачи и устремления. Каждый является частью общности и не видит своего существования и процветания кроме как внутри этого сообщества.
Современные реалии показывают, что далеко не всегда те, кто относит себя к последователям Пророка, живут в соответствии с его примером. Утратилось подлинное чувство братства и единства между людьми верующими. Встречаешь тех, кто оправдывает свою обособленность и ограниченность рамками своего маленького мирка и, соответственно, безучастие в делах общины своей религиозностью. Соблюдая религиозную практику, посещая мечеть и перечитывая Коран, некоторые абсолютно не интересуются вопросами мусульманского сообщества. Им важен их личный комфорт. Причем не только в этой жизни, но и в вечности. Жизнь же Пророка ﷺ учит нас жить внутри общества, где главенствует духовность и стремление к довольству Создателя.
Смысл братства заключается в том, что между людьми стираются невежественная приверженность племенному духу и привязанность к своему личному, отсутствуют различия по цвету кожи, принадлежности к определенному роду или месту. Выдвигают человека вперед или отодвигают назад лишь его достоинства, порядочность и набожность.
Действительно, осознание себя рабом Всевышнего не позволяет человеку верующему считать себя самым достойным лишь по причине соблюдения молитвы и поста, а трепет пред Ним не дает ему возвыситься или почувствовать свое превосходство из-за родства или материального благосостояния.
Посланник Аллаха ﷺ утвердил и установил братство не на уровне пустых слов или приветствия, которое произносится кончиками языков, но не имеет никаких последствий, а сделал братство имеющим силу договором, превратил в реальное действие, касающееся жизни и имущества людей.
Это братство было пронизано сочувствием, дружелюбием, открытостью, предпочтением другого себе, показывая обществу удивительные реальные примеры и образы. Ансары стремились радушно встретить мухаджиров, покинувших свои дома и прибывших на новую землю. Переселенцы же оценили эту щедрость, но не желали подобно иждивенцам ее эксплуатировать. Они воспользовались этим радушным приемом ровно в такой степени, чтобы обрести для себя подобающую занятость и работу. Ярким примером тому является история, приводимая имамом аль-Бухари. Когда мухаджиры прибыли в Медину, посланник Аллаха ﷺ объявил ‘Абдур-рахмана ибн ‘Ауфа из мухаджиров и Са‘да ибн ар-Раби‘а[1] из ансаров братьями. Последний произнес: «О ‘Абдур-рахман, я один из богатых людей Медины. Я готов разделить с тобой поровну все свое имущество. У меня две жены, и я готов развестись с одной из них, чтобы по окончании срока ‘идды она вышла за тебя замуж». На что последовал ответ, заставляющий всех нас о многом призадуматься: «Пусть Аллах дарует Свою благодать твоей семье и твоему имуществу! Покажи мне, где рынок». Ему показали на рынок Бану Кайнука‘. И вот вечером после работы он уже возвращается с сыром и маслом. И так каждый день ранним утром он выходил в поисках удела от Всевышнего. В один из дней посланник Аллаха ﷺ обратился: «Что с тобой? Я вижу на тебе признак красоты». ‘Абдур-рахман ибн ‘Ауф ответил: «Я женился». Пророк спросил: «Сколько ты ей подарил?» ‘Абдур-рахман ответил: «Золото размером с семечко» [2].
Более того, в книгах приводится достоверная история о том, что спустя годы уже после смерти нашего Пророка ﷺ в один из дней Медина содрогнулась от приближающегося столба пыли, будто бы предвещающего начало сильной бури. Оказалось, что это ‘Абдур-рахман ибн ‘Ауф возвращается из Шама с караваном, состоящим из семисот груженных товаром верблюдов. Представьте себе, семьсот верблюдов, груженных товаром. ‘Айша, услышав о возвращении ‘Абдур-рахмана, вспомнила пророческие слова: «Он войдет в Рай ползком», что подчеркивает огромную ответственность за материальные блага. Когда до сподвижника дошли слова ‘Айши, он поспешил к ней и, с почтением представ перед матерью правоверных, произнес: «Ты мне напомнила слова Пророка. Будь же свидетелем, весь этот караван, со всем, что в нем, я раздаю на пути Всевышнего Аллаха» [3].
В ранее приведенном диалоге между ‘Абдур-рахманом ибн ‘Ауфом, что произошел в дни переселения, восхищение щедростью Са‘да сравнимо с восхищением благородством ‘Абдур-рахмана, который потеснил иудеев на их рынке, соперничая с ними на их же площадке. Спустя некоторое время он смог заработать то, что сохранило его достоинство и честь. Этот пример как очередное доказательство того, что усердие, старание являются проявлением подлинной веры. Пусть же Всевышний унизит тех, кто имеет отношение к Исламу лишь на уровне внешних атрибутов, кто использует религию как прикрытие в своих корыстных целях, тем самым принижая истину и лишая ее значимости в глазах людей.
Один из хадисов гласит: «Худшее, что может быть в мужчине, — это жадность, пронизанная тревогами, страхами, а также трусость, проникнутая порочностью, легкомыслием»[4]. Короткая фраза несет в себе глубокий смысл, и невозможно не склониться перед величием слога Пророка ﷺ и мудростью его наставлений. Жадность лишает человека возможности свободно, достойно пребывать в этом мире и ощущать вкус жизни. Имея многое, скупой опечален, переживает и боится делиться своими многочисленными благами — здоровьем, финансами, временем.
Другое качество — трусость. Трусливый не имеет внутреннего стержня, принципов и устоев. Он готов следовать мнению других, даже если оно противоречит заповедям Всевышнего. Та же трусость не дает человеку предпринять должные действия, когда он видит ущемление прав других и поступки, противоречащие Божьему закону и общечеловеческой морали.
Важно внимать пророческим назиданиям и стремиться к тому, чтобы искоренять в себе два качества, которые Посланник ﷺ назвал наихудшими.
Опубликовано на основе исключительного авторского права автора книги «Пророк Мухаммад. Жизнеописание лучшего из людей» Ильдара Аляутдинова для umma.ru. Купить книгу вы можете здесь.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Са‘д ибн ар-Раби‘а — один из старейшин из числа ансаров, который участвовал во второй присяге при ‘Акабе. После переселения в Медину Пророк объявил их с ‘Абдур-рахманом ибн ‘Ауфом братьями. После этого Са‘д выразил желание поделиться половиной своего имущества с ‘Абдур-рахманом, который ответил отказом. Вместе с Пророком принял участие в битве при Бадре и Ухуде, где и пал шахидом.
[2] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-Бухари. Т. 5. С. 31, хадис № 3780.
[3] См.: Халид М. Риджалюн хавля ар-расуль. С. 491.
[4] См.: Абу Дауд С. Сунан Аби Дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 285, хадис № 2511 «сахих».