Логотип umma.ru и переход на главную страницуСеминары Шамиля Аляутдинова
Login icon

Войти

Семинары Шамиля Аляутдинова

Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Меню

Текстовая статья

Должностные обязанности женщины и мужчины. Женщина должна или не должна?..

Правда ли, что по Исламу на женщине не лежит обязанность заниматься домашними делами, такими как стирка, уборка, приготовление еды и т. д., и что если она желает, то может попросить мужа нанять помощницу? Я читала об этом у одного из ханафитских ученых. Амира.

Известно очень много хадисов о том, что жена должна слушаться мужа. Скажите, а есть ли хадисы о том, что муж должен помогать по дому и быть аккуратным? Регина.

Прежде чем ответить непосредственно на заданные вопросы, считаю необходимым ознакомить спрашивающих с устоями мусульманской семьи, говоря о том, как должно быть и к чему следует стремиться.

«И из Его знамений [указывающих на силу и могущество Бога] сотворение Им из вас же самих [из той же квинтэссенции] вам пары [для мужчин — женщин, для женщин — мужчин]. [Наличие пары] дает вам возможность отдохнуть (успокоиться). Он установил между вами [между полами] чувства любви и милосердия [особенно когда это касается родственных связей и супружеских взаимоотношений]. Поистине, в этом есть знамения для людей думающих (размышляющих)» (Св. Коран, 30:21).

Крайне важным является сохранение этих чувств и развитие их, дабы внутрисемейная гармония имела возможность все в большей мере раскрываться и расцветать. Предъявление требований друг к другу лишь разрушает упомянутые в аяте грани (виды) проявления Божественной милости (чувство любви друг к другу и милосердие).

«Мужья являются главами[1] семьи [они — миротворцы в семье, руководители]. [Являются главами семьи] благодаря тому, чем дополнительно наделил их Всевышний [мужчины обычно физически более сильны, выносливы; эмоционально сдержанны] и по причине тех материальных затрат, что они несут [обеспечивая семью].

Благонравные [жены] — это те, которые покорны [Богу и своим мужьям], оберегают неведомое [другим, то есть не разглашают внутрисемейные тайны и секреты][2] подобно тому, как Аллах (Бог, Господь) оберегает их [возлагая определенные обязанности на их мужей перед ними].

Если вы [мужья, являющиеся главами в семье] опасаетесь непокорности (сталкиваетесь с непокорностью) [жен своих, например, если жена не следит за домашним порядком, не смотрит за детьми, праздно тратит свое время и семейный бюджет; на замечания мужа отвечает грубостями и колкими словами], то вам необходимо:

(1) поговорить с ними об этом [постараться пробудить в жене чувство ответственности в ведении домашнего хозяйства, пробудить чувство набожности и порядочности];

(2) [если не подействует], то спите раздельно[3] [то есть по возможности дистанцируйтесь];

(3) [а если и это не поможет] то стукните[4] (отшлепайте) их [пробудите в них совесть силой, подобно крайней мере, применяемой в воспитании непослушных детей][5].

Если же они послушны, то вы [мужья] не имеете никакого права несправедливо относиться к ним [женам вашим]. Воистину, Аллах (Бог, Господь) — Наивысший [во всем], Огромный [пред Которым все ничтожно. Мощь Его безгранична, Он оберегает жен от притеснений мужей, рано или поздно наказывая притесняющего в соответствии с величием Своим и мудростью]»[6] (Св. Коран, 4:34).

3. Есть хадисы, в которых подчеркивается важность покорности жены своему мужу. Например: «Если пред кем-либо, помимо Бога, и было бы позволено совершить земной поклон, то жене — пред своим мужем»[7]. В буквальном смысле такое недопустимо, имеется в виду, что жена для полноценности внутрисемейной гармонии должна искренне уважать, почитать своего супруга, который, в свою очередь, должным образом заботится о ней и опекает ее.

4. В одном из достоверных хадисов сказано: «Верующие, достигшие наибольшего в вере, — это те, кто обладает высокими благородными нравами [в первую очередь — кто умеет направлять себя, контролировать свои эмоции, гнев, отвечает на плохое хорошим]. И лучшие из вас — те, кто наилучшим образом относится к своей жене [к мужу] (к своей семье)»[8]. Имам аш-Шавкяни[9] заметил: «Данный хадис явно дает понять, что обладателями высочайшей степени праведности, по-настоящему благочестивыми, являются именно такие мужья. К сожалению, очень часто можно встретить мужей, которые вежливы и воспитаны с чужими людьми где-то на улице, на работе, и при этом крайне грубы, скупы на доброе слово и хороший поступок в кругу своей семьи. Нет сомнений в том, что такие люди далеки от Божественного благословения, они — сошедшие с правильного пути»[10]. Безусловно, этот упрек касается и женщин. Обращу ваше внимание, что предъявление друг другу ультимативных требований трудно отнести к наилучшему нраву.

5. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) в проповеди во время прощального паломничества, упомянув несколько социально важных аспектов, обратился к верующим со словами: «Внемлите! Я призываю вас быть хорошими к женам своим. Будьте же таковыми! Жены находятся под полным руководством мужей, и вы (мужья) не вправе проявлять жесткость, кроме как в случае, когда они совершат что-то явно и однозначно скверное. Если они (жены) все же совершат нечто подобное, тогда спите с ними раздельно. [Если не поможет], тогда (в качестве очередного воспитательного маневра[11], способа воздействия) ударьте их слегка (не жестоко)[12]. Если же они послушны, то категорически не обижайте их!

Внемлите! У них (жен) есть обязанности перед вами (мужьями), а у вас — обязанности перед ними. Их обязанность [одна из основных] — не приглашать тех, кого вы не хотели бы видеть у себя дома. Ваша обязанность [одна из основных] — быть благосклонными[13] к ним в пропитании и одежде [по мере возможности содержать их и одевать]»[14].

6. Один из ученейших сподвижников пророка Мухаммада Ибн ‘Аббас говорил: «Перед своей женой я стараюсь выглядеть столь же красиво и быть столь же аккуратным, как и она передо мной», цитируя при этом аят:

«[Семейные] обязанности есть как на мужьях перед женами, так и на женах перед мужьями, и все это в рамках морали (нравственности; в соответствии с общепринятыми нормами порядочного поведения и воспитанности). [Мужчины обязаны вести себя разумно и ответственно, не ущемляя права жен, не злоупотребляя своим старшинством в семье, а тем более не применяя силу[15].]» (см. Св. Коран, 2:228).

Ибн ‘Аббас, реализуя на практике Божественное наставление, понял и применял текст аята именно так — быть и оставаться красивым, опрятным и желанным для своей супруги. Ученые поясняли его слова: «Под красотой мужчины можно подразумевать самое разное, в зависимости от обстоятельств, возраста, главное, чтобы это было уместно, своевременно и подходило для данного человека». Замечу, что здесь не имеются в виду элементарные нормы гигиены, чистота полости рта, а говорится о чем-то большем, над чем мужчине следует целенаправленно работать, уделяя этому должное внимание. И все это в том числе для того, чтобы жена не заглядывалась на других мужчин, имея рядом образец мужской красоты и опрятности.

Комментируя упомянутые в аяте обязанности, ученые говорили разное: мужья не должны причинять вреда своим женам, как и жены не должны причинять вреда своим мужьям; мужья должны страшиться Всевышнего, налаживая отношения с женами, как и жены обязаны испытывать трепет пред Богом, выстраивая отношения с мужьями[16].

7. Одному из крупных богословов нашего времени, египетскому ученому Мухаммаду ‘Али Джум‘а задали примерно такой же вопрос. Вкратце его ответ звучит так: «Семейная жизнь людей должна строиться на любви и согласии, когда один относится к другому так же, как хотел бы, чтобы относились и к нему, когда такие качества, как милость и щедрость, присущие Богу в беспредельных и бесконечных проявлениях, реализовывались бы людьми в границах их человеческих возможностей. Мусульманин не должен смешивать упомянутые основополагающие ценности с богословскими заключениями или мнениями, которые призваны разрешать спорные ситуации в судебном порядке. Если судья и вмешивается в личную жизнь людей, то лишь для снятия проблемы, которая возникла в результате спора между мужем и женой.

Если говорить о женщинах-мусульманках, живущих в самых разных уголках нашей планеты, начиная со времен пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует), то они всегда занимались домашним хозяйством в доме своего мужа[17]. Забота о домашнем очаге и детях — это хорошая традиция (суннатун хасана)[18], как говорил имам ан-Навави. …Жена не обязана, но ей следует этим заниматься, а муж, в свою очередь, должен быть благодарен ей за это, выполняя свои обязанности и стараясь быть для нее лучшим, ведь в достоверном хадисе сказано: «И лучшие из вас — те, кто наилучшим образом относится к своей жене [к мужу] (к своей семье)»[19], а пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) был в этом наилучшим примером.

Ислам канонически не обязывает жену кормить ребенка своим материнским молоком. И в случае развода, например, когда жена является кормящей матерью, она имеет право потребовать от мужа плату за то, что кормит его сына или дочь. Суд в такой ситуации будет на ее стороне[20]. Также мусульманские каноны не обязывают жену заниматься домашним хозяйством, ухаживать за мужем и детьми, это для нее не фард[21], но платы за ведение домашнего хозяйства она требовать у мужа не может[22]. Имеет право обязать мужа нанять домработницу. Все-таки теоретические богословские положения, призванные разрешать споры и проблемы, не стоит буквально применять на практике в любой ситуации, вызывая тем самым эмоциональное напряжение и создавая конфликты. Входя в состояние «канонически обоснованных» споров и препирательств, мы теряем дух веры, четко сформулированный Пророком: «Воистину, главной целью моей пророческой миссии является доведение высоких нравов до полноты и совершенства»[23].

Теперь непосредственно по заданным в самом начале вопросам:

(1) Правда ли, что по Исламу на женщине не лежит обязанность заниматься домашними делами, такими как стирка, уборка, приготовление еды и т. д., и что если она желает, то может попросить мужа нанять помощницу? Я читала об этом у одного из ханафитских ученых.

В аятах Корана или достоверных хадисах нет прямых аргументов в пользу верности и правильности такого рода суждений. В богословской литературе упомянутое вами мнение присутствует.

Когда нет прямых аргументов, богословы использовали и используют косвенные, но подходы порой настолько разнятся, что выводы по одному и тому же вопросу могут быть диаметрально противоположными.

(2) Известно очень много хадисов о том, что жена должна слушаться мужа.

Этих хадисов очень мало, но их много цитируют.

(3) Скажите, а есть ли хадисы о том, что муж должен помогать по дому?

Не должен, но может это делать, следуя примеру[24] пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует). Когда выпадало свободное от общественных дел и забот время, он помогал по домашнему хозяйству: «мог надоить молока, зашить одежду, починить обувь и делал все то, что делают мужчины [ощущающие ответственность пред Богом за свою семью, за жену и детей] по дому»[25]. Так же поступали и сподвижники, например, такие известные как ‘Али ибн Абу Талиб и Джабир ибн ‘Абдулла[26].

(4) А есть ли хадисы о том, что муж должен быть аккуратным?

По возможности. Разные могут быть обстоятельства. Но мусульманская культура учит человека тому, чтобы он стремился не только к чистоте своей души, но и к чистоте тела, одежды, жилища, личного транспорта и т. п. Стремление поддерживать внешнюю чистоту указывает на то, что у человека имеется чистота внутренняя, есть вера. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Чистота [физического и духовного характера] — половина веры [то есть наличие в сердце естественной и живой веры в Бога способствует его, человека, всесторонней чистоте и опрятности, как внутри, так и снаружи, что важно пред Господом миров и вознаграждаемо, по Его милости и щедрости]»[27].

Что для замужней женщины первостепенно: обязательства перед родителями или обязательства перед мужем?

Нужно находить компромисс. Не обижать родителей. И слушаться мужа. Проявлять дипломатичность и мудрость.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] В тексте Священного Писания употреблено слово «каввам», которое переводится с арабского языка как «оберегающий, охраняющий, заботящийся», «исправляющий, улучшающий». См.: Ибн Манзур. Лисан аль-‘араб [Язык арабов]. В 18 т. Бейрут: Ихьйа ат-турас аль-‘араби, 1993. Т. 11. С. 355.

То есть муж для соответствия Божественному замыслу устройства семьи в первую очередь должен обладать упомянутыми качествами.

[2] Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Поистине, в наихудшем положении пред Богом в Судный День окажутся те муж или жена, кто разглашал внутрисемейные тайны (секреты), переданные (раскрытые) одним из них другому [особенно это касается секретов интимного характера]». Хадис от Абу Са‘ида; св. х. Муслима. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 570, хадисы № 123–(1437) и 124–(1437); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 150, хадис № 2491, «сахих».

Бывают внутрисемейные темы или вопросы, касающиеся, например, здоровья, интимных отношений, деловых качеств и т. п., которыми делятся друг с другом муж и жена и которые должны оставаться только между ними. Так вот, если муж или жена сделают достоянием других такого рода сведения, то это расценивается как весьма пагубный грех, с которым человек предстанет в Судный День пред Богом далеко не в лучшем виде. Исключением являются медицинские или иные консультации.

Неразглашение интимной стороны внутрисемейной жизни является обязанностью мужа перед женою, как и наоборот. Разглашение же — один из больших грехов.

[3] Некоторые ученые, среди которых сподвижник Пророка Ибн ‘Аббас, поясняли это как «спать спиной к жене и не иметь с ней интимных отношений». Другие ученые растолковывали это как «не разговаривать с женой». См., например: Ибн Кясир И. Тафсир аль-кур’ан аль-‘азым [Комментарии к Великому Корану]. В 4 т. Бейрут: аль-Хайр, 1993. Т. 1. С. 466.

[4] «Вадрибуухунна» — стукните, (слегка) ударьте, отшлепайте их. См.: Баранов Х. Арабско-русский словарь. В 2 т. Ташкент: Камалак, 1994. Т. 1. С. 446; аль-Му‘джам аль-‘араби аль-асаси [Фундаментальный толковый словарь арабского языка]. Министерство воспитания, культуры и наук: Ларус, [б. г.]. С. 767; Большой толковый словарь русского языка. СПб.: Норинт, 2000. С. 1283; Александрова З. Словарь синонимов русского языка. М.: Русский язык, 1995. С. 431, 454.

[5] Само собой разумеется, что в аяте имеются в виду мужья, являющиеся носителями коранического благородства и мягкости. Те же, которые не являются таковыми по причине, например, жестокости и несдержанности, пристрастия к выпивке, сигаретам, которые прелюбодействуют и безответственны в выполнении семейных обязательств, то такие «мужья» сами заслуживают или уголовного, или административного преследования со стороны общественности.

[6] Подробные пояснения к аяту см., например: аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан. Т. 5. С. 112, 113; Ибн Кясир И. Тафсир аль-кур’ан аль-‘азым. Т. 1. С. 445, 446; ас-Сабуни М. Сафва ат-тафасир. Т. 1. С. 252–254; Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 3. С. 55–65.

[7] См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 360, хадис № 1161, «хасан»; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 9. С. 6851.

Также см.: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 458, хадис № 7482, «сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 6. С. 218, хадисы 2806, 2807.

[8] Хадис от Абу Хурайры и др.; св. х. ат-Тирмизи, Ибн Хаббана и др. См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 361, хадис № 1164, «хасан сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 89, хадис № 1441, «сахих»; там же С. 249, 250, хадисы № 4100–4102, все «сахих».

[9] Мухаммад ибн ‘Али аш-Шавкяни (1760–1834) — йеменский ученый-богослов, судья (кадий) города Сана. Автор более ста научных трактатов.

[10] См.: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 6. С. 218.

[11] Именно как воспитательный маневр (урок), а не всплеск эмоций, не проявление грубости и жестокости, что канонически недопустимо и греховно. См., например: аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан. Т. 5. С. 114.

[12] В оригинале — «дарбан гайра мубаррих», то есть ударом, который не жесток. См.: Баранов Х. Арабско-русский словарь. Т. 1. С. 53; аль-Му‘джам аль-‘араби аль-асаси. С. 143, 144.

Великий ученый имам аль-Хасан аль-Басри говорил: «В аяте (4:34) упомянута допустимость такого удара, который не оставляет следов, после которого не появляются синяки». См.: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 25 т. Т. 20. С. 272.

[13] Глагол, использованный в хадисе, переводится как «делать превосходно, отлично», «совершать благодеяние, делать добро».

[14] Св. х. Ибн Маджа и ат-Тирмизи. См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 361, хадис № 1165, «хасан сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 6. С. 221, хадис № 2810; аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан. Т. 5. С. 113; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 11. С. 377–379.

[15] Как муж, так и жена имеют определенные обязанности друг перед другом, а также пред Богом и обществом, что должно зиждиться на чувстве ответственности, иметь гармонию и не выставляться как категоричное требование одних к другим.

[16] Все приведенные в данном пункте пояснения даны мною без преувеличения. Оригинал высказываний и большие подробности см.: Аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан. Т. 3. С. 82.

[17] Примеры из жизни пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует), а также его сподвижников см., например: Аль-Ва‘и Т. Истратиджият фи тарбия аль-усра аль-муслима [Стратегии в воспитании мусульманской семьи]. Мансура: Шурук, 2005. С. 153–156.

[18] То есть аята или хадиса, которые в повелительной форме обязывали бы женщину заниматься домашними хлопотами, нет, но традиционно, начиная со времен сподвижников, эта практика была, никто ее не отрицал, и она стала частью мусульманской культуры, само собой разумеющимся положением дел.

[19] Хадис от Абу Хурайры и др.; св. х. ат-Тирмизи, Ибн Хаббана и др. См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 361, хадис № 1164, «хасан сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 89, хадис № 1441, «сахих»; там же С. 249, 250, хадисы № 4100–4102, все «сахих».

[20] «Если они [жены, с которыми вы развелись] беременны, тогда обеспечивайте их материально на протяжении всего периода беременности, пока не родят. Если они [жены] согласятся кормить ребенка грудью, то передайте им за это соответствующие вознаграждения. Договаривайтесь между собою в соответствии с общепринятыми нормами. [Не обижайте друг друга и не завышайте требования; будьте взаимоуважительны и великодушны.] Если возникнут трудности [в нахождении общего языка и взаимопонимания], тогда ребенка будет кормить другая женщина [переговоры с которой пройдут успешно]» (см. Св. Коран, 65:6).

[21] Фард — то, что канонически предписано выполнять в обязательном порядке, за исключением лишь крайне затруднительных ситуаций.

[22] Смысл в том, что жена с точки зрения мусульманской культуры не является рабыней или прислугой для своего мужа, она на равных с ним правах, и у каждого из них свои обязанности, но регулируются они на основе взаимопонимания и обоюдного согласия, а также с учетом местных традиций. Когда взаимопонимание потеряно, каноны могут им помочь урегулировать ситуацию, но когда все это приобретает характер сухих, бесчувственных требований, перспектива счастливого сохранения и развития супружеского союза обычно улетучивается.

[23] Три хадиса с таким смыслом от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари (ат-тарих), аль-Бухари (аль-адаб аль-муфрад), аль-Хаким, аль-Байхакы и др. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 155, хадисы № 2583, «сахих», № 2584, «сахих», № 2585, «хасан».

[24] «Поистине, в посланнике Божьем [в его поведении, поступках] для вас хороший пример» (см. Св. Коран, 33:21).

[25] Св. х. Ахмада, аль-Бухари и др. См., например: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 25 т. Т. 5. С. 292, 293, хадис № 676 и пояснение к нему; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 12. С. 633, хадис № 5363, а также Т. 13. С. 565, хадис № 6039 и пояснение к нему; аль-Ва‘и Т. Истратиджият фи тарбия аль-усра аль-муслима. С. 156.

[26] См., например: аль-Ва‘и Т. Истратиджият фи тарбия аль-усра аль-муслима. С. 157.

[27] Хадис от Абу Малика аль-Аш‘ари; св. х. Ахмада, Муслима и ат-Тирмизи. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 329, хадис № 5343, «сахих»; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 119, хадис № 1–(223); Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 48, хадис № 1/25, «сахих».

Семья

Муж

Жена

Обязанности мужа

Обязанности жены

Смотрите также

Аят дня

Хадис дня

2:25

Обрадуй [о Мухаммад] верующих, совершающих благие дела! Им [в вечной обители уготованы] райские сады, под которыми текут реки [возле деревьев, кустарников и прекрасных дворцов, спокойно и безмятежно]. Каждый раз, как подадут им плоды из райских садов, они будут удивляться: «Это то же самое, что было предоставлено нам ранее. [Нечто подобное мы уже ели]». А дадут им лишь похожее [по отдельным характеристикам, но по сути своей, на вкус — абсолютно иное]. У них там [у каждого из обитателей Рая] вторая половина [для мужчины — супруга, для женщины — супруг], причем абсолютно чистые [чистые душой и телом, идеальные, без тех изъянов, которые, возможно, были присущи им в мирской обители; приятные во всех аспектах и нюансах, добродушные, окруженные неописуемым ореолом ароматов притягательности и совершенства]. Они там пребудут вечно [смерть там не властна, вошедший туда никогда не будет изгнан] (Св. Коран, 2:25).

Читать полностью

Читать подробнее аят дня или хадис дня
Семинар в Алматы

Новые материалы

Мы в социальных сетях

Переход на страницу umma.ru в TwitterПереход на страницу umma.ru в VKПереход на канал umma.ru в YouTubeПереход на страницу umma.ru в okПереход на страницу umma.ru в VimeoПереход на канал umma.ru в TelegramПереход на страницу umma.ru в SoundcloudПереход на страницу umma.ru в DzenПереход на страницу umma.ru в YMusic