Логотип umma.ru и переход на главную страницуСеминары Шамиля Аляутдинова
Login icon

Войти

Семинары Шамиля Аляутдинова

Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Меню

Текстовая статья

Джихад благородством и силой натуры

Джихад в переводе с арабского языка — это «приложение усилий, усердие».

Изучая Коран и Сунну Пророка, мы узнаем, что джихад совершается ради одной главной идеи: «Ли такууна кялимэтул-лаахи хияль-‘улья», чтобы Слово Божье стало наивысшим (см. Св. Коран, 9:40), а для этого необходимы информационная свобода и возможность донесения до людей духовных и религиозных ценностей. Из Корана мы видим, что одной из первостепенных характеристик богобоязненных является то, что они прикладывают усилия ради реализации упомянутой идеи, тратя свое имущество и не жалея собственных сил, то есть жертвуя всем, что у них есть (см. Св. Коран, 49:15).

Также из Сунны пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) до нас дошло следующее достоверное высказывание: «Муджахид — это тот, кто борется с самим собой [работает с плохими чертами своего характера, с ленью, беспечностью, необязательностью, например, и развивает хорошие] во имя Всевышнего [первоочередно делая это пред Богом, из духовных побуждений]»[1], то есть управляет, может держать в узде свои слабости, легкомыслие, капризы и страсти ради того, чтобы стать образцом религиозной морали и высокой нравственности, что в свою очередь пробудит в других желание стать таковыми, верующими[2]. Он не оправдывает свои преступные действия вырванными цитатами из подстрочных переводов Корана, а достигает высокого уровня терпимости, усердия в благом и милосердия — всего того положительного, чем наполнены последнее Писание Творца и жизнь Его посланника.

Согласен, что обычно описывают и показывают в фильмах именно полководческие навыки Пророка, но это лишь одна грань из нескольких десятков граней его личности. Понятие джихада невероятно широко, сюда входит иногда — молчание, иногда — сияющее, исполненное достоинства выражение лица, а иногда и улыбка. Все зависит от намерения, но и им, намерением, преступления не могут быть оправданы. Таков канон.

Формы джихада

Что касается формы ведения джихада, то ученые говорят о том, что в каждом веке свои методы, то есть те формы, которые более результативны и эффективны в подведении общества к вере. Именно они должны быть применимы. Многие считают, что сегодня к таким методам в первую очередь относятся просвещение и СМИ. Из-за того, что международные средства массовой информации в большей доле не принадлежат мусульманам, а если и применимы ими, то на очень низком уровне, мы видим спад религиозности и богобоязненности среди верующих в мировом масштабе, особенно среди молодежи.

То, что среди наиболее популярных у них книг Священный Коран и жизнеописание Пророка занимают далеко не первое место, а Пророк и его сподвижники далеки по рейтингу в сознании молодежи от современных кумиров, должно заставить старшее поколение задуматься. Туда ли тратятся миллионы и миллиарды денежных средств, временно предоставленных Господом отдельным мусульманам и мусульманским государствам?..

При этом необходимо разграничить случаи, когда человек в порыве чувств и эмоций жертвует всем, что у него есть, и остается ни с чем, превращаясь в обузу для других[3], и те случаи, когда человек, живя в гуще соблазнов и страстей, сохраняет свою богобоязненность и по капле на протяжении всей своей жизни жертвует имеющимся — временем, здоровьем, имуществом и авторитетом (см. Св. Коран, 17:29)[4] на благо другим и ради довольства Господа им.

Очень часто мы становимся игрушкой в руках других, но велика милость к нам Господа, ведь Он дал нам частички веры и набожности, определив общие правила жизни и оговорив, что жизнь мирская — это игра[5], где есть выигравшие и проигравшие. 

Ответы на вопросы по теме

Обязателен ли джихад с оружием в руках? На моей земле идет война, причем многовековая, а мне говорят: зачем тебе идти погибать, будет больше пользы, если ты останешься и поможешь своим родным.

Правильно говорят. Человек обязан помочь не только родным, но и прежде всего самому себе (образование, физическая подготовка, интеллект и духовный базис), а затем уже и многим другим. Он должен понять смысл и великую ценность своей жизни. Столь ценное не бросают в мясорубку экономико-политических интриг либо в пасть идеологий туннельного мышления. Ведь умереть за идею легко, а вот жить ради этой идеи, претерпевая душевные, нравственные, интеллектуальные, физические, материальные трудности и лишения день за днем, — сложно![6] Разве не является пред Всевышним более возвышенным и чтимым тот человек, который, презрев свое «я», лень, безразличие, апатию и многие другие отрицательные человеческие качества, день за днем на протяжении многих лет жизни движется в поисках знаний, совершенствует умения, навыки и созидает для современников, а также будущих поколений?! Достигая многого, он по капельке безвозмездно жертвует этим на благо своего народа в частности и людей — в целом. И причем делает он это бескорыстно и безвозмездно.

«Честь человека не во власти другого; честь эта в нем самом и не зависит от общественного мнения; защитой ей служит не меч и не щит, а честная и безупречная жизнь, и (каждодневный) бой в таких условиях не уступит в мужестве всякому другому бою» (Ж.Ж. Руссо).

Как призывать людей к Исламу?

Показателями своей личной жизни: успехом, образованностью, порядочностью, воспитанностью, мягко-великодушным отношением к окружающим, приветливостью, улыбчивостью, искренностью. Каждый из нас является — будь он мусульманином религиозно-практикующим или нет — сосудом, содержащим «волшебную» воду пророческих заповедей: застоявшаяся вода становится затхлой и зловонной, и в этом повинен сосуд, а не вода.

Как вы относитесь к тому, что происходит в ряде стран мусульманского мира, а именно в Афганистане, Ираке, Палестине? Каков выход из ситуации?[7]

Выход — просвещаться, развиваться, трудиться. Наводить мосты взаимопонимания и молить Бога о помощи! Часто встречаются ледяные сердца под буйными головами, но редко — холодные головы над пылкими сердцами.

Я хочу знать, в каких случаях мне разрешено поднимать оружие против тех, кто не хочет распространения Ислама, кто немусульманин?

Необходимо стать примером высокой морали и нравственности, что было главной целью миссии пророка Мухаммада[8], тогда и тех, кто против Ислама, станет меньше.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Хадис от Фадаля ибн ‘Убейды; св. х. ат-Тирмизи и Ибн Хаббана. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 550, хадис № 9175, «сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 498, хадис № 1625, «хасан сахих».

[2] «Для того, чтобы изменить умы, надо сначала изменить сердца» (П. Буаст).

[3] «Лучшие из вас — это те, кто не оставляет вечное ради мирского, а также мирское ради вечного [умеют уловить и выстроить гармонию между ними в соответствии с существующими обстоятельствами и тщательным анализом их в контексте мирской и вечной перспектив]. [Лучшие — те] кто не становится бременем (ношей) для других». Хадис от Анаса. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 250, хадис № 4112, «сахих».

[4] «Пусть же твои руки не будут прикованы к шее [о человек, не будь скупым], но и не раздавай все, что имеешь. [В первом случае ты перед Богом и людьми] удостоишься порицания и упрека, [а во втором случае вскоре] начнешь сожалеть о совершенном [тем самым потеряв всю пользу от щедрого поступка]» (Св. Коран, 17:29).

[5] См.: Св. Коран, 6:32; 29:64; 47:36; 57:20.

[6] «Легче умереть за идею, чем жить в соответствии с ней» (А. Адлер).

[7] Приведенные здесь вопросы были заданы мне в начале 2000-х гг.

[8] Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Воистину, главной целью моей пророческой миссии является доведение высоких нравов до полноты и совершенства». Три хадиса с таким смыслом от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари (ат-тарих), аль-Бухари (аль-адаб аль-муфрад), аль-Хакима, аль-Байхакы и др. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 155, хадисы № 2583, «сахих», № 2584, «сахих», № 2585, «хасан».

Джихад

Смотрите также

Аят дня

Хадис дня

2:25

Обрадуй [о Мухаммад] верующих, совершающих благие дела! Им [в вечной обители уготованы] райские сады, под которыми текут реки [возле деревьев, кустарников и прекрасных дворцов, спокойно и безмятежно]. Каждый раз, как подадут им плоды из райских садов, они будут удивляться: «Это то же самое, что было предоставлено нам ранее. [Нечто подобное мы уже ели]». А дадут им лишь похожее [по отдельным характеристикам, но по сути своей, на вкус — абсолютно иное]. У них там [у каждого из обитателей Рая] вторая половина [для мужчины — супруга, для женщины — супруг], причем абсолютно чистые [чистые душой и телом, идеальные, без тех изъянов, которые, возможно, были присущи им в мирской обители; приятные во всех аспектах и нюансах, добродушные, окруженные неописуемым ореолом ароматов притягательности и совершенства]. Они там пребудут вечно [смерть там не властна, вошедший туда никогда не будет изгнан] (Св. Коран, 2:25).

Читать полностью

Читать подробнее аят дня или хадис дня
Семинар в Алматы

Новые материалы

Мы в социальных сетях

Переход на страницу umma.ru в TwitterПереход на страницу umma.ru в VKПереход на канал umma.ru в YouTubeПереход на страницу umma.ru в okПереход на страницу umma.ru в VimeoПереход на канал umma.ru в TelegramПереход на страницу umma.ru в SoundcloudПереход на страницу umma.ru в DzenПереход на страницу umma.ru в YMusic