Подробно о посте в Рамадан смотрите здесь.
Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Финансовые институты и шариат

«Кто-то из вас идет вперед, а кто-то – назад»[1]. Либо ты идешь вперед, либо остаешься позади. Нет того, чтобы стоять на одном месте, жизнь во всех ее проявлениях уходит вперед, а потому, если ты не развиваешься, то оказываешься позади, то есть отстаешь и деградируешь.

«Мы [говорит Всевышний, оповещая проницательных об одном из правил мироздания] возносим на уровни [степени духовного, интеллектуального или иного благосостояния и влияния] тех, кого пожелаем. И [помните же, о люди] над любым знающим есть [еще более] знающий!» (см. Св. Коран, 12:76).

Шариат (каноны Ислама) – это всегда благо, милость Божья, справедливость и польза для людей[2]. Пророк Мухаммад сказал: «Воистину, главной целью моей пророческой миссии является доведение высоких нравов до полноты и совершенства»[3]. Где польза людям, там и шариат Аллаха (Закон Божий).

В Коране сказано:

*

«И спрошено было у набожных людей: «Что ниспослал Господь [через Мухаммада на заключительном этапе религиозного развития человечества, а ранее — через других пророков и посланников]?» Они [следовавшие в земной жизни заповедям Божьим] ответили: «[Низвел Он нам] благо». Кто [уверовав] был благороден, тем воздастся благом еще в этой жизни, земной, а в вечности [в Раю] их ожидает большее и лучшее. Сколь же прекрасна обитель набожных!» (Св. Коран, 16:30).

*

Верующий призываем в Коране стремиться к благам земным и вечным: «Но среди них [простых обывателей] будут и те, кто скажет: «Господи, даруй нам благо в этой жизни и благо в вечности и защити нас от адского наказания» (Св. Коран, 2:201).

Риба (ростовщичество) – харам, и никто с этим не спорит.

В Коране сказано:

«Те, кто поедает рост (живет за счет ростовщичества), встанут [из могил в Судный День] подобно сраженному, пораженному Дьяволом (подобно страдающему эпилепсией, с подкашивающимися ногами) [также велика вероятность, что они будут подвержены психическим заболеваниям в мирской обители]. А причина этого в том, что они приравняли [честную] торговлю к ростовщичеству (говорили, что это одно и то же). Бог разрешил [людям] торговлю [различного рода финансовые взаимоотношения], но запретил [все виды] ростовщичества. Кто, узнав об этом [запрете], прекратил [зарабатывать себе на жизнь подобным способом], то ему все то, что было [то есть заработанное им ранее остается в его распоряжении]. Аллах (Бог, Господь) рассудит [наиболее вероятно, что помилует и простит ему прошлое]. Кто же [зная о запрете] вернется [все-таки будет заниматься ростовщичеством, вернется к своему паразитическому промыслу], они — обитатели Ада, причем навечно [если умерли безбожниками. Но если они были верующими, носителями постулатов веры и соблюдающими религиозную практику, тогда за совершение такого рода греха и упорство в нем до самой смерти они получат в наказание крайне продолжительное пребывание в Аду, подобное вечности, но все-таки покинут эту страшную обитель. Даже пылинка веры когда-нибудь, но вызволит своего обладателя из Преисподней (по милости Творца) и введет в Рай][4]» (Св. Коран, 2:275).

В достоверном хадисе сказано:

«Золото на золото – один к одному [при прямом обмене должно быть полное соответствие в весе и единовременная передача][5]. Серебро на серебро – один к одному [при прямом обмене должно быть полное соответствие в весе и единовременная передача]»[6].

Один из величайших ученых шафиитского мазхаба имам ан-Навави сказал: «Мнение ученых едино в вопросе запретности (харам) риба (ростовщичества). Это в общем. Но определении риба и частных деталях есть разногласия»[7].

Проведение банковских операций – вынужденность и жизненная необходимость. Банки предоставляют возможности совершения финансовых операций, и мы оплачивает их услуги, например, в форме комиссии.

Хранение денег на банковских депозитах является убыточным, так как инфляция значительно более высока. Природа современных денег сильно отличается от природы золотых и серебряных монет времен пророка Мухаммада. Золото и серебро постоянно растут в цене, а денежные банкноты все больше обесцениваются и периодически меняются, вместо одних национальных валют появляются другие.

В шафиитском мазхабе есть мнение о том, что риба (ростовщичество) касается лишь золотых и серебряных монет[8]. Уместно принять это во внимание в реалиях современного мира, где центробанки печатают доллары, например, или евро триллионами, которые ничем не обеспечены. Я пишу это не в оправдание банковского процента, а в качестве пищи для размышлений.

Процент, который начисляется на банковский депозит, человек верующий и сомневающийся в его халяльности либо утверждающий о его запретности может тратить на оплату государственных налогов и штрафов, возвращая их в водоворот печатных денег. Это мнение, и не более того.

Основная часть современных мусульманских богословов высказались за то, что банковский процент, независимо от его величины, относится к запретному (харам). И лишь в вынужденных жизненных ситуациях данный запрет может быть смещен в пользу крайней необходимости (дарура). Например, когда у человека нет собственного жилья и нет перспектив его приобретения, кроме как взяв в банке ипотечный кредит. И все это частные случаи с индивидуальным подходом и решением.

Подписывайтесь на umma.ru в Дзене

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Ближе к кораническому тексту это звучит так: «[И это] для тех из вас, кто желает идти вперед [развиваясь интеллектуально, духовно, физически; сегодня становясь лучше, чем был вчера; совершенствуясь в навыках, дабы совершать добро и благодеяния уместно и с перспективой], [а также тех, кто желает] идти назад [деградировать, проявляя безволие в вопросах веры и благочестия, говоря «все равно ничего не изменить»; греша и распутствуя, с надеждой «когда-нибудь исправиться»]» (Св. Коран, 74:37).

[2] В современных реалиях противостояния Востока и Запада появились те, кто толкует шариат по-иному, также цитируя Коран и Сунну. Но это их личное дело, их выбор, их призма взгляда на жизнь и текст Корана и Сунны. За их трактовки о «ненависти к неверным», «войны ради Единобожия» и оправдания жестокости и насилия им самим отвечать.

[3] Три хадиса с таким смыслом от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари (ат-тарих), аль-Бухари (аль-адаб аль-муфрад), аль-Хаким, аль-Байхакы и др. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 155, хадисы № 2583, «сахих», № 2584, «сахих», № 2585, «хасан».

[4] Дополнение в квадратных скобках поясняет смысл аята, раскрываемый другими аятами и хадисами. См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 2. С. 96.

[5] Если драгоценные металлы (золото и серебро) разные по качеству, обработке, например, то даже в этом случае невозможен прямой обмен с компенсацией за счет веса или доплаты. Необходимо воспользоваться чем-то промежуточным, например, продать за деньги и на вырученные средства купить.

[6] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 643, хадис № 2176; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 5. С. 478, хадис № 2176 и пояснение к нему.

[7] См.: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 6. Ч. 11. С. 9, пояснение к хадису № 75–(1584).

[8] См.: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 6. Ч. 11. С. 9, пояснение к хадису № 75–(1584).

Подробно нюансы шафиитского мазхаба см.: https://aliftaa.jo/Question.aspx?QuestionId=3392#.YYt1My1c6fV

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1