Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Меню

Текстовая статья

Интервью для журнала «Grozny plus»

Июнь 2014

Что для вас бизнес?

Бизнес для меня — самореализация, так как я зарабатываю на жизнь тем, что делаю, собственным интеллектом.

Я вижу, как мои информационные продукты делают людей из самых разных уголков земли, представителей разных национальностей, культур и возраста, более уверенными в собственных силах, более успешными, грамотными и набожными. И за это я благодарен Господу миров.

Для меня важно быть в первую очередь дающим, а не берущим.

С чего вы начинали свой бизнес?

В 1999 году вышла моя первая книга («Путь к вере и совершенству», ее первое издание). На электронных носителях — тогда это были аудиокассеты и видеокассеты — записывались мои лекции и выступления. За последующие годы было распродано в общей сложности более полумиллиона экземпляров моих книг и сотни тысяч самых разных электронных носителей с моими выступлениями. На рынок русскоязычной информации мы, с Божественного на то благословения, вывели качественную как по содержанию, так и по исполнению, оформлению продукцию об Исламе и мусульманских ценностях, причем не имея ни государственной, ни зарубежной поддержки.

Также я являюсь учредителем одного из крупных производств, в которое еще на начальном этапе его становления инвестировал финансы, вырученные мною с продажи недвижимости. Это было более 10 лет назад.

Какую сферу бизнеса выбрали вы и почему именно эту?

Инфо-бизнес сочетается с моей основной богословской деятельностью, которой я занимаюсь профессионально, имея специальное высшее образование, вот уже более 20 лет, постоянно расширяя и углубляя свои познания. Почему именно этим? Я вижу, что это полезно людям, причем разных возрастов, национальностей и культур. Они в результате моей деятельности оживают духовно и интеллектуально, о чем сами мне часто говорят, пишут, их жизнь преображается. И я счастлив еще при жизни видеть плоды моей деятельности.

«Разве ты не увидел образный пример, приведенный Господом: хорошее слово подобно хорошему дереву, у которого крепкие корни [глубоко уходящие в землю], а ветви устремлены ввысь, в небо. С благословения Творца это дерево постоянно плодоносит. Всевышний приводит людям образные примеры для того, чтобы они призадумались [прозрели; посмотрели на обыденное и свои перспективы с иной, непривычной для них стороны; пробудились, открыв в себе новые таланты и умения]» (см. Св. Коран, 14:24, 25).

Что касается производства, то это халяльная (соответствующая мусульманским нормам) продукция. Первые десять лет оно не приносило прибыли (много расходов с оборудованием и выходом на широкий рынок, где еще к тому же должны были появиться лояльные, доверяющие твоей продукции покупатели). Но в любом случае меня радовало и радует, что мы производим качественную продукцию, что стали одним из самых авторитетных брендов в халяльной области.

Тратя время, силы, энергию и средства в сфере инфо-бизнеса и производства, я всегда понимал и понимаю, что инвестирую не только в земную перспективу, но и в вечную, не расстраиваясь от потерь, а лишь радуясь результатам и благодаря Господа миров за предоставленные возможности.

Проводите ли вы какую-то черту между бизнесом и религией? Или это взаимосвязано?

Религия для меня не философия, как для некоторых, и не набор мертвых религиозных ритуалов, выполняемых формально либо от случая к случаю. Религия для меня — стиль жизни, правила, принципы и ценности, и если я их придерживаюсь, практикую и им следую, они способствуют тому, чтобы я и мои дети были счастливы в обоих мирах.

А бизнес — это форма помогать другим, участвовать в их жизни и при этом иметь материальный достаток, дабы не зависеть ни от кого, кроме Бога, Господа миров. В достоверном хадисе сказано: «Величие верующего [именно того, чья вера в Бога вошла в сердце, а не ограничилась отдельными проявлениями на устах или во внешнем виде] — в независимости от людей [да, он открыт, да, у него хорошо развиты навыки коммуникации, он умеет выстраивать полезные и взаимовыгодные отношения с другими, но он независим]» [1].

Вы всегда основываете свои слова на хадисах и Коране?

Сформулированная мною в собственном сценарии миссия, для реализации которой я и прошу у Творца неограниченные возможности, заключается в следующем: «Пробуждать веру в сердцах людей, веру в себя, веру в Господа миров, веру в жизнь после смерти… Моя миссия — менять к лучшему жизни людей, представляющих разные культуры и национальности, помогать им найти то, в чем следует измениться, дабы преобразить (с Божественного повеления «будь!») все вокруг».

А потому в каждом из сотен интервью, данных мною различным СМИ за последние 17 лет (с сентября 1997 года), я непременно цитировал аяты или хадисы. Но, например, в телепередачах, выходивших в записи, а не в прямом эфире, мои цитаты обычно вырезались и до зрителя не доходили, хотя они формулировались мною кратко, в формате телевизионных требований.

К сожалению, последние 20 лет до эфира доходило обычно лишь то, что ярко ассоциировало Ислам и мусульманские ценности с очевидными преступлениями, насилием, разбоем, ненавистью. По моим наблюдениям кураторы информационных потоков помудрели и начали понимать, что такой путь информационного дисбаланса и клеветы, безосновательно очерняющей всех, исповедующих Ислам, ни к чему хорошему наше многонациональное государство не приведет.

Надеюсь, что, затрагивая темы об Исламе и мусульманах, СМИ наконец-таки начнут говорить об истинных мусульманских ценностях, принципах и красоте, не боясь просвещать массы, наставляя на живительный путь добра и благочестия, а не разжигая в умах и сердцах разрушающую изнутри ненависть, вражду.

Согласны ли вы с утверждением, что стремясь к еще большему совершенству (или богатству), человек может самолично разрушить уже имеющееся?

Многие по своей слабости и из-за неумения управлять собственной волей и легкомысленными желаниями часто не доводят начатое до победного конца. Обычно в итоге они обвиняют в своих неудачах других людей, государство, обстоятельства и т. п. Разрушать, вставая под самыми разными знаменами и выкрикивая самые разные лозунги, легко, а вот строить — трудно. Строителей современности и будущего сегодня мало, и им безвольные лентяи, оставившие свои успехи где-то в далеком прошлом, очень завидуют, всячески стараясь оклеветать или навредить. В России есть сильные личности, которые внесли огромный вклад в развитие и восстановление регионов после диких внутригосударственных военных конфликтов. Они многое сделали и делают. И чем их действия более созидательны и активны, тем больше их поливают грязью и клевещут в их адрес. Терпения им и нескончаемого потока жизненных сил!

Какую роль в вашем развитии, в том числе и предпринимательской деятельности, играет вера?

Вера помогает быть дисциплинированным, спокойным; помогает подниматься над трудностями и видеть не только земные перспективы, но и вечные.

Напомню вам один аят и два хадиса, очень важные для человека, не желающего останавливаться на достигнутом и стремящегося к самым разным, чудесным проявлениям Божьей милости и щедрости.

«Если завершил [дело] (освободился) [от него], тогда трудись (напрягайся до очередной усталости и утомления) [приступая без задержек к очередному богоугодному делу или занятию, развивающему тебя духовно, интеллектуально или физически, либо приближающему тебя к реализации жизненных целей и задач]» (Св. Коран, 94:7).

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) говорил: «Сильный [физически, интеллектуально, духовно] верующий более хорош пред Богом и более любим Им, нежели слабый. Хотя в каждом из них [по наличию веры] есть благо. Будь [о человек, о мусульманин] предельно целеустремлен в том, в чем есть для тебя благо и польза [как мирские, так и вечные]. Проси Всевышнего о помощи [как молитвами, душевным настроем, так и используя законы, закономерности, установленные Творцом] и не проявляй слабости! Если уж постигло тебя что-то [нежеланное], то не говори: «Если бы я поступил так, то, воистину, все было бы иначе». Это «если бы» создает лазейку для проделок Сатаны [помогает его вмешательству, вторжению в настроения и дела твои]. Но скажи: «Так определил Всевышний, свершив желаемое Им» [2].

Также пророк Мухаммад говорил: «Есть два блага [бесценных Божественных дарования], которые люди не ценят (в отношении которых обманываются) [беспечно пренебрегают ими, нанося себе огромный ущерб; не извлекают должную пользу и выгоду]. Это — здоровье [сохранение его и развитие] и свободное время [3][которое люди в основном не заполняют чем-то полезным, будь то в земной перспективе либо в вечной]» [4].

Верующему человеку, каких бы высот, в том числе и в бизнесе, он ни достиг, всегда есть в чем совершенствоваться и к чему стремиться.

Как вы заработали свои первые собственные наличные?

Если говорить о более-менее серьезных для ребенка и подростка советского периода цифрах, то я заработал первые деньги на продаже ягод (клубника, черная смородина и т. п.), выращенных собственными руками на подмосковной родительской даче, когда мне было примерно 12 лет. Потом — работа медбратом в одной из московских больниц один летний месяц, когда мне было около 15 лет. Причиной в обоих случаях не являлась нужда в деньгах. У нашей семьи (слава Богу) финансовых проблем никогда не было. В первом случае мы продали излишки, которые сами не смогли бы съесть, а во втором — я проходил практику по школьной УПК.

Вы сможете оценить благосостояние человека по его виду? Или для этого потребуется время и общение с ним?

Я не сторонник оценивать благосостояние человека по внешнему виду. К тому же жизнь мне четко показала, что внешний вид не является правдивым и достоверным критерием для оценки богатства материального или духовного.

Наилучшая одежда для человека — одежда набожности (см. Св. Коран, 7:26), а набожность — в сердце, как сказано в достоверном хадисе, и ее не видно, она сокрыта от посторонних глаз.

Кстати, напомню очень полезный в этом контексте хадис: Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) говорил: «Поистине, Аллах (Бог, Господь) не смотрит на внешний вид (кто как выглядит; не смотрит на внешние проявления [религиозности; не смотрит на форму] и богатства ваши [кто сколько заработал, чего достиг; сколь дорогой костюм или часы на себя надел], однако смотрит на сердце каждого [что оно говорит, чем живет, куда стремится; чем наполняется временами, переполняется] и дела [длиной в годы, десятилетия… жизнь]» [5].

Есть разница между бизнесменом-мусульманином и бизнесменом другого вероисповедания?

И для первого, и для второго важно наличие честности и глубокой, даже на уровне подсознания порядочности. В жизни часто можно встретить, что эти важные качества могут как быть у обоих, так и отсутствовать. Наличие религиозных терминов в речи или отличительных религиозных атрибутов ни о чем не говорит. Это — современная действительность, и полезно не забывать об этом под воздействием проявляющихся факторов.

На ваш взгляд, кто добьется больших успехов в бизнесе — целеустремленный, но мало тратящий (жадноватый) человек или целеустремленный, но отдающий из того, что получает? Почему?

Большего как в мирской, так и в вечной перспективах добьется, конечно же, тот, кто умеет бескорыстно тратить на благо общества, в котором живет, на помощь и поддержку другим людям. Такова закономерность, установленная Творцом в нашем временном мироздании.

«[Благодеяние] тех, кто тратит свои богатства [6]  на пути Бога [искренне во имя Всевышнего, безвозмездно на благо других], подобно семени, из которого произрастает семь колосьев, на каждом из них — по сто семян. [Вдобавок к этому] Аллах (Бог, Господь) [многократно] удваивает тем, кому пожелает. Он Всеобъемлющ и Всезнающ [в полной мере осведомлен о степени искренности, чистоте намерений; о размере достатка и доле пожертвований. Он хорошо знает о том, кто и чего заслуживает]» (Св. Коран, 2:261)

В достоверном хадисе сказано: «Не стоит завидовать кому-либо, кроме двух категорий людей: (1) тех, кому Всевышний дал богатство (достаток) и позволил [разумно] управлять им [преодолев внутреннее чувство скупости, жадности [7]], тратя [из него] на благие дела [на протяжении жизни] все без остатка [8], и (2) тех, кому Он [Господь миров] дал мудрость [обширные знания, в том числе знание Священного Писания, хорошую теорию и практику применения] и они пользуются ею (мудростью) [в своей жизни], а также обучают ей [других. Для этого нужно и высшее образование, и постоянное самообразование, и жизненный опыт, и определенные навыки, и отсутствие вредных привычек, и огромное количество нейронных путей в мозге, а также каждодневное практикование собственных знаний. Завидуйте таким людям белой завистью! [9]]» [10] .

Вы пишете книги на различные темы. Что вас вдохновляет на это?

Меня вдохновляет сама жизнь, ее сложность, разнообразие, великолепие, и многочисленные вопросы людей в мой адрес. Без преувеличения это многие десятки тысяч вопросов.

Уже в первые годы работы имамом мечети, в конце 90-х я понял, что если ограничусь устными разъяснениями каждому приходящему в мечеть о важности веры, благочестия и религиозной практики, меня надолго не хватит. Нужно было начинать использовать современные формы информационного тиражирования.

А вот, например, на написание первого на русском языке богословского перевода смыслов Священного Корана меня побудила информационная жестокая реальность — подстрочные переводы, воспринимавшиеся людьми в контексте искаженных через призму СМИ мусульманских жизненных приоритетов и ценностей, просто убивали истинную красоту смыслов и становились хорошей почвой для процветания радикализма и взаимной неприязни, ненависти. Последней каплей явилась убийственная формулировка одного из коранических смыслов, прочитанная мною в одном из подстрочных переводов, и тогда я понял, что не надо ждать от кого-то лучшего, нужно действовать самому. На это ушло более 6 лет, но результат, по милости Творца, получился прекрасным.

Триллионерная же тематика, о которой я впервые заговорил примерно в 2010 году, написание по ней материалов, а в итоге целой серии книг («Триллионер слушает», «Триллионер думает», «Расписание Триллионера. Сосредоточиться на главном», «Стань самым умным и самым богатым», первая и вторая части) и проведение семинаров в самых разных городах России, СНГ и за рубежом — это новая волна в моей творческой деятельности. Здесь уже меня вдохновило страстное желание поднять себя и миллионы других людей на качественно новый уровень. Для этого я занялся раскрытием огромного потенциала священных текстов в контексте современной жизнедеятельности, по собственной уникальной методике, чего ранее ни в одной из мусульманских культур (мне хорошо знакома арабская и турецкая) я никогда не встречал.

Какой совет вы дадите тем, кто хочет начать свое дело, но боится в силу разных причин?

(1) Захотеть чего-то конкретного и иметь страстное желание.

(2) Уметь сделать все от себя зависящее, а в остальном положиться на Божью милость и щедрость.

«Если ты твердо решил что-то сделать [предварительно посоветовавшись со своим окружением, взвесив все «за» и «против»], тогда [делая от тебя зависящее] понадейся на Всевышнего [будь уверен в помощи Свыше, в том, что найдутся необходимые силы, возможности и люди, произойдет благоприятное стечение обстоятельств, и само дело окажется легким и возымеет положительный результат]. Поистине, Он любит тех, которые полагаются на Него [не ограничиваются надеждой лишь на свои силы, а, выполняя все необходимое и прикладывая фактические усилия, молят устами, сердцами о помощи и благополучном исходе, никак не сомневаясь в том, что это произойдет]» (см. Св. Коран, 3:159).

(3) Четко сформулировать конечную точку, цель. И поставить срок. Каждый день делать что-то конкретное, приближающее вас к цели, не ныть, не слушать нытиков и неудачников, не опускать руки.

В достоверном хадисе сказано: «Клянусь Аллахом (Богом, Господом)! Не перестанет Творец одаривать вас Своей милостью (щедростью), пока не овладеет вами чувство скуки, душевной тоски [думайте и действуйте с перспективой на будущее, не забывая об изменчивости настроения, состояния и возможностей; если путь оказался длиннее ожидаемого (запланированного) или сложнее, то ни в коем случае не отчаивайтесь, а отдохните чуток, перезагрузитесь, выспитесь, зарядите свои резервуары новым запасом жизненной энергии. И лишь после этого, уже с новыми силами, продолжайте свой путь с уверенностью в том, что все обстоятельства нового дня — чудный подарок и Божественное благословение]!»[11] .

(4) Начинать свое дело не со взятия кредита. На этапе становления бизнеса строго экономить и не рассчитывать на прогнозируемые высокие прибыли.

(5) Меньше понта, как дорогого, так и дешевого, больше конкретных дел и суровой самодисциплины.

(6) Быть уверенным в том, что безвыходных ситуаций не бывает.

Скажите, как стать богатым?

В первую очередь следует стать таковым в своей голове, в своем представлении себя, и в душе, в своем ощущении себя. Процитирую словами из моей книги «Стань самым умным и самым богатым. Часть 1»: «Стань самым умным, самым богатым и самым счастливым — сейчас! И неважно, сколько у вас денег на банковском счету и есть ли он у вас вообще. Неважно, сколько у вас дипломов о высшем образовании и есть ли оно у вас вообще. Вы свободны выбирать, как жить дальше в каждом новом своем дне. Вы можете чувствовать всестороннее изобилие и бессчетность благ, возможностей, которые окружают вас. Вы имеете полное право и свободу быть самым умным и самым богатым уже сейчас — в своей душе, в своих чувствах, в своем представлении себя».

И, конечно же, настоятельно рекомендую внимательно и не спеша прочитать все мои книги по триллионерной тематике — «Триллионер слушает», «Триллионер думает», «Расписание Триллионера. Сосредоточиться на главном», «Стань самым умным и самым богатым», первая и вторая части [12].

Ваше детство. Каким оно было?

Светлым. Прекрасным. Активным.

Вы счастливый человек?

Не то слово! Я о-о-очень счастлив и сказочно богат!

Вас радуют жизненные события? Как вы выражаете свои эмоции?

Жизненные события меня радуют, воодушевляют, озаряют, закаляют и делают мудрее, по милости и щедрости Господа миров. Я также работаю над тем, чтобы и те из них, которые кажутся на первый взгляд серьезной неприятностью или затруднением, на все 100% лишь радовали меня и включали выработку здорового адреналина, воспринимались бы мною как Божественный подарок нового дня, полного счастья и великолепия.

Я люблю улыбки и смех.

Как вы совмещаете бизнес-деятельность с деятельностью богослова?

Совмещаю таким образом, что много работаю. Первые четырнадцать лет работы имамом в мечети рабочий день мой начинался примерно в 7:00 утра и заканчивался после 22:00, без выходных. Последние два года, после операции на сердце и когда я понял, что моим пятерым детям требуется больше качественного, сосредоточенного на них моего внимания, я изменил свой график работы.

Вы часто проводите лекции, семинары. Вы чувствуете, что людям это интересно, они воспользуются вашими советами?

В месяц — от одного до четырех семинарных выступлений. Хотя я занимаюсь этим лишь последние три года (с 2011 года), результат меня поражает и воодушевляет — я слышу много слов благодарности от людей разных возрастов, в самых разных городах России, СНГ и мира. Также со мною периодически делятся историями о серьезных позитивных изменениях, которые начинались после посещения одного или нескольких моих семинаров.

Очень важно настроиться на волну моего вещания и начать практиковать хотя бы часть рекомендуемого.

Как вы думаете, у вас есть завистники?

Чем более заметен человек, тем больше у него завистников. Таково положение дел, закономерность, если хотите. Если ты чего-то добился в жизни, даже незначительного, у тебя появляются завистники, и это — Божья милость и благословение.

Есть хорошее арабское стихотворение, выученное мною лет двадцать назад, еще в бытность студентом университета «аль-Азхар», смысл его следующий:

Если Господь желает распространения какого-то благородного качества (достоинства), скрытого от людей, Он закрепляет за человеком (носителем этого качества) язык ярого завистника («щедрый» на клевету, ложь и оскорбления).

Если бы огонь не способен был сжигать, мы бы не почувствовали благоухания удовой палочки.

Что для вас счастье?

Счастье в обоих мирах для меня — (1) превращение прекрасной и полной Божественных подарков земной жизни в череду информационных и не только шедевров (с Божественного на то благословения) и (2) возможность упования на Божью милость в Судный День, что откроет перспективу райской обители в вечности (аминь).

Ваши пожелания и советы нашим читателям.

Делать больше добра, пусть это будет даже приятное слово или улыбка, и никогда не жалеть о совершенном благе, забыв до Судного Дня. Больше созидать на пользу других людей и благодарить Творца за предоставленные бессчетные дары и возможности.

Напомню всем нам чудесную строку из Священного Писания:

«Он [Господь миров] дал вам все, о чем вы Его просили» (Св. Коран, 14:34).

Беседовала Мата Адаева

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Хадис от Сахля ибн Са‘да; св. х. аль-Хакима и аль-Байхакы. Также от Джабира; св. х. аль-Байхакы и от имама ‘Али; св. х. Абу На‘има. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 12, хадис № 89, «сахих».

[2] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима и др. См., например: Ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1069, хадис № 34– (2664).

[3] Тот период, когда что-то завершено, а другое еще не начато.

[4] Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. аль-Бухари, ат-Тирмизи, Ибн Маджа. См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 4. С. 2015, хадис № 6412; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 555, хадис № 9280, «сахих».

[5] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима и Ибн Маджа. См., например: Ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1035, хадис № 34–(2564); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 8. Ч. 16. С. 121; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 114, хадис № 1832, «сахих».

[6] В первую очередь в аяте подразумеваются материальные затраты, а также все то, чем человек владеет: трата своего времени на благо и в помощь другим, ведь единица времени — одна из самых ценных и безвозвратных величин; интеллектуальные затраты (безвозмездная передача другим знаний, мудрости, опыта) и многое другое, что приобретается вследствие приложения усилий.

[7] «[Учтите, что] в душах людских много скупости, жадности» (см. Св. Коран, 4:128)

[8] В Священном Коране сказано: «Пусть же твои руки не будут прикованы к шее [о человек, не будь скупым], но и не раздавай все, что имеешь. [В первом случае ты перед Богом и людьми] удостоишься порицания и упрека, [а во втором случае вскоре] начнешь сожалеть о совершенном [тем самым потеряв всю пользу от щедрого поступка]» (Св. Коран, 17:29).

[9] Гыбта (белая зависть) — это когда видишь хорошее в другом человеке и не желаешь, чтобы он лишился этого, а сам стремишься приобрести такое качество, умение, мастерство или благо. В мусульманской культуре это относится к допустимому. См., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 32 т. Т. 30. С. 475.

[10] Хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. аль-Бухари. См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 1. С. 51, хадис № 73; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 2. С. 219–222, хадис № 73 и комментарий к нему, а также Т. 4. С. 352, 353, хадис № 1409 и комментарий к нему.

[11] См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 1. С. 38, хадис № 43; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 2. С. 136–138, хадис № 43 и пояснение к нему.

[12] В 2014 году вышла моя книга «Триллионер действует», а в 2015 – «Финансы Триллионера».

Смотрите также

  • Иконка которая означает тип материала аудиолекция

    Интеграция

    Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов говорит о культуре и идентичности народов России. Слушать и скачать можно в статье

    15.12.24

  • Иконка которая означает тип материала аудиолекция

    Русская культура

    Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов говорит о полинациональной и поликонфессиональной культуре народов России. Слушать и скачать можно в статье

    15.12.24

  • Иконка которая означает тип материала аудиолекция

    Ислам в России

    Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов говорит о важности межконфессионального диалога. Слушать и скачать можно в статье

    15.12.24

Аят дня

Хадис дня

53:31

Аллаху (Богу, Господу) принадлежит все то, что на небесах, и все то, что на земле. [И сотворено все это в том числе для того] чтобы воздать совершающим зло (причиняющим другим вред, доставляющим неприятности) их же делами[1], а также воздать тем, кто совершает благодеяния (делает добро; выполняет свое дело превосходно, отлично), наилучшим (прекрасн

Читать полностью

Читать подробнее аят дня или хадис дня
Семинар в Алматы

Новые материалы

  • Иконка которая означает тип материала аудиолекция

    Интеграция

    Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов говорит о культуре и идентичности народов России. Слушать и скачать можно в статье

    15.12.24

  • Иконка которая означает тип материала аудиолекция

    Русская культура

    Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов говорит о полинациональной и поликонфессиональной культуре народов России. Слушать и скачать можно в статье

    15.12.24

  • Иконка которая означает тип материала аудиолекция

    Ислам в России

    Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов говорит о важности межконфессионального диалога. Слушать и скачать можно в статье

    15.12.24

Мы в социальных сетях

Переход на страницу umma.ru в TwitterПереход на страницу umma.ru в VKПереход на канал umma.ru в YouTubeПереход на страницу umma.ru в okПереход на страницу umma.ru в VimeoПереход на канал umma.ru в TelegramПереход на страницу umma.ru в SoundcloudПереход на страницу umma.ru в DzenПереход на страницу umma.ru в YMusic