Июнь 2014
Что для вас бизнес?
Бизнес для меня — самореализация, так как я зарабатываю на жизнь тем, что делаю, собственным интеллектом.
Я вижу, как мои информационные продукты делают людей из самых разных уголков земли, представителей разных национальностей, культур и возраста, более уверенными в собственных силах, более успешными, грамотными и набожными. И за это я благодарен Господу миров.
Для меня важно быть в первую очередь дающим, а не берущим.
С чего вы начинали свой бизнес?
В 1999 году вышла моя первая книга («Путь к вере и совершенству», ее первое издание). На электронных носителях — тогда это были аудиокассеты и видеокассеты — записывались мои лекции и выступления. За последующие годы было распродано в общей сложности более полумиллиона экземпляров моих книг и сотни тысяч самых разных электронных носителей с моими выступлениями. На рынок русскоязычной информации мы, с Божественного на то благословения, вывели качественную как по содержанию, так и по исполнению, оформлению продукцию об Исламе и мусульманских ценностях, причем не имея ни государственной, ни зарубежной поддержки.
Также я являюсь учредителем одного из крупных производств, в которое еще на начальном этапе его становления инвестировал финансы, вырученные мною с продажи недвижимости. Это было более 10 лет назад.
Какую сферу бизнеса выбрали вы и почему именно эту?
Инфо-бизнес сочетается с моей основной богословской деятельностью, которой я занимаюсь профессионально, имея специальное высшее образование, вот уже более 20 лет, постоянно расширяя и углубляя свои познания. Почему именно этим? Я вижу, что это полезно людям, причем разных возрастов, национальностей и культур. Они в результате моей деятельности оживают духовно и интеллектуально, о чем сами мне часто говорят, пишут, их жизнь преображается. И я счастлив еще при жизни видеть плоды моей деятельности.
«Разве ты не увидел образный пример, приведенный Господом: хорошее слово подобно хорошему дереву, у которого крепкие корни [глубоко уходящие в землю], а ветви устремлены ввысь, в небо. С благословения Творца это дерево постоянно плодоносит. Всевышний приводит людям образные примеры для того, чтобы они призадумались [прозрели; посмотрели на обыденное и свои перспективы с иной, непривычной для них стороны; пробудились, открыв в себе новые таланты и умения]» (см. Св. Коран, 14:24, 25).
Что касается производства, то это халяльная (соответствующая мусульманским нормам) продукция. Первые десять лет оно не приносило прибыли (много расходов с оборудованием и выходом на широкий рынок, где еще к тому же должны были появиться лояльные, доверяющие твоей продукции покупатели). Но в любом случае меня радовало и радует, что мы производим качественную продукцию, что стали одним из самых авторитетных брендов в халяльной области.
Тратя время, силы, энергию и средства в сфере инфо-бизнеса и производства, я всегда понимал и понимаю, что инвестирую не только в земную перспективу, но и в вечную, не расстраиваясь от потерь, а лишь радуясь результатам и благодаря Господа миров за предоставленные возможности.
Проводите ли вы какую-то черту между бизнесом и религией? Или это взаимосвязано?
Религия для меня не философия, как для некоторых, и не набор мертвых религиозных ритуалов, выполняемых формально либо от случая к случаю. Религия для меня — стиль жизни, правила, принципы и ценности, и если я их придерживаюсь, практикую и им следую, они способствуют тому, чтобы я и мои дети были счастливы в обоих мирах.
А бизнес — это форма помогать другим, участвовать в их жизни и при этом иметь материальный достаток, дабы не зависеть ни от кого, кроме Бога, Господа миров. В достоверном хадисе сказано: «Величие верующего [именно того, чья вера в Бога вошла в сердце, а не ограничилась отдельными проявлениями на устах или во внешнем виде] — в независимости от людей [да, он открыт, да, у него хорошо развиты навыки коммуникации, он умеет выстраивать полезные и взаимовыгодные отношения с другими, но он независим]» [1].
Вы всегда основываете свои слова на хадисах и Коране?
Сформулированная мною в собственном сценарии миссия, для реализации которой я и прошу у Творца неограниченные возможности, заключается в следующем: «Пробуждать веру в сердцах людей, веру в себя, веру в Господа миров, веру в жизнь после смерти… Моя миссия — менять к лучшему жизни людей, представляющих разные культуры и национальности, помогать им найти то, в чем следует измениться, дабы преобразить (с Божественного повеления «будь!») все вокруг».
А потому в каждом из сотен интервью, данных мною различным СМИ за последние 17 лет (с сентября 1997 года), я непременно цитировал аяты или хадисы. Но, например, в телепередачах, выходивших в записи, а не в прямом эфире, мои цитаты обычно вырезались и до зрителя не доходили, хотя они формулировались мною кратко, в формате телевизионных требований.
К сожалению, последние 20 лет до эфира доходило обычно лишь то, что ярко ассоциировало Ислам и мусульманские ценности с очевидными преступлениями, насилием, разбоем, ненавистью. По моим наблюдениям кураторы информационных потоков помудрели и начали понимать, что такой путь информационного дисбаланса и клеветы, безосновательно очерняющей всех, исповедующих Ислам, ни к чему хорошему наше многонациональное государство не приведет.
Надеюсь, что, затрагивая темы об Исламе и мусульманах, СМИ наконец-таки начнут говорить об истинных мусульманских ценностях, принципах и красоте, не боясь просвещать массы, наставляя на живительный путь добра и благочестия, а не разжигая в умах и сердцах разрушающую изнутри ненависть, вражду.
Согласны ли вы с утверждением, что стремясь к еще большему совершенству (или богатству), человек может самолично разрушить уже имеющееся?
Многие по своей слабости и из-за неумения управлять собственной волей и легкомысленными желаниями часто не доводят начатое до победного конца. Обычно в итоге они обвиняют в своих неудачах других людей, государство, обстоятельства и т. п. Разрушать, вставая под самыми разными знаменами и выкрикивая самые разные лозунги, легко, а вот строить — трудно. Строителей современности и будущего сегодня мало, и им безвольные лентяи, оставившие свои успехи где-то в далеком прошлом, очень завидуют, всячески стараясь оклеветать или навредить. В России есть сильные личности, которые внесли огромный вклад в развитие и восстановление регионов после диких внутригосударственных военных конфликтов. Они многое сделали и делают. И чем их действия более созидательны и активны, тем больше их поливают грязью и клевещут в их адрес. Терпения им и нескончаемого потока жизненных сил!
Какую роль в вашем развитии, в том числе и предпринимательской деятельности, играет вера?
Вера помогает быть дисциплинированным, спокойным; помогает подниматься над трудностями и видеть не только земные перспективы, но и вечные.
Напомню вам один аят и два хадиса, очень важные для человека, не желающего останавливаться на достигнутом и стремящегося к самым разным, чудесным проявлениям Божьей милости и щедрости.
«Если завершил [дело] (освободился) [от него], тогда трудись (напрягайся до очередной усталости и утомления) [приступая без задержек к очередному богоугодному делу или занятию, развивающему тебя духовно, интеллектуально или физически, либо приближающему тебя к реализации жизненных целей и задач]» (Св. Коран, 94:7).
Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) говорил: «Сильный [физически, интеллектуально, духовно] верующий более хорош пред Богом и более любим Им, нежели слабый. Хотя в каждом из них [по наличию веры] есть благо. Будь [о человек, о мусульманин] предельно целеустремлен в том, в чем есть для тебя благо и польза [как мирские, так и вечные]. Проси Всевышнего о помощи [как молитвами, душевным настроем, так и используя законы, закономерности, установленные Творцом] и не проявляй слабости! Если уж постигло тебя что-то [нежеланное], то не говори: «Если бы я поступил так, то, воистину, все было бы иначе». Это «если бы» создает лазейку для проделок Сатаны [помогает его вмешательству, вторжению в настроения и дела твои]. Но скажи: «Так определил Всевышний, свершив желаемое Им» [2].
Также пророк Мухаммад говорил: «Есть два блага [бесценных Божественных дарования], которые люди не ценят (в отношении которых обманываются) [беспечно пренебрегают ими, нанося себе огромный ущерб; не извлекают должную пользу и выгоду]. Это — здоровье [сохранение его и развитие] и свободное время [3][которое люди в основном не заполняют чем-то полезным, будь то в земной перспективе либо в вечной]» [4].
Верующему человеку, каких бы высот, в том числе и в бизнесе, он ни достиг, всегда есть в чем совершенствоваться и к чему стремиться.
Как вы заработали свои первые собственные наличные?
Если говорить о более-менее серьезных для ребенка и подростка советского периода цифрах, то я заработал первые деньги на продаже ягод (клубника, черная смородина и т. п.), выращенных собственными руками на подмосковной родительской даче, когда мне было примерно 12 лет. Потом — работа медбратом в одной из московских больниц один летний месяц, когда мне было около 15 лет. Причиной в обоих случаях не являлась нужда в деньгах. У нашей семьи (слава Богу) финансовых проблем никогда не было. В первом случае мы продали излишки, которые сами не смогли бы съесть, а во втором — я проходил практику по школьной УПК.
Вы сможете оценить благосостояние человека по его виду? Или для этого потребуется время и общение с ним?
Я не сторонник оценивать благосостояние человека по внешнему виду. К тому же жизнь мне четко показала, что внешний вид не является правдивым и достоверным критерием для оценки богатства материального или духовного.
Наилучшая одежда для человека — одежда набожности (см. Св. Коран, 7:26), а набожность — в сердце, как сказано в достоверном хадисе, и ее не видно, она сокрыта от посторонних глаз.
Кстати, напомню очень полезный в этом контексте хадис: Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) говорил: «Поистине, Аллах (Бог, Господь) не смотрит на внешний вид (кто как выглядит; не смотрит на внешние проявления [религиозности; не смотрит на форму] и богатства ваши [кто сколько заработал, чего достиг; сколь дорогой костюм или часы на себя надел], однако смотрит на сердце каждого [что оно говорит, чем живет, куда стремится; чем наполняется временами, переполняется] и дела [длиной в годы, десятилетия… жизнь]» [5].
Есть разница между бизнесменом-мусульманином и бизнесменом другого вероисповедания?
И для первого, и для второго важно наличие честности и глубокой, даже на уровне подсознания порядочности. В жизни часто можно встретить, что эти важные качества могут как быть у обоих, так и отсутствовать. Наличие религиозных терминов в речи или отличительных религиозных атрибутов ни о чем не говорит. Это — современная действительность, и полезно не забывать об этом под воздействием проявляющихся факторов.
На ваш взгляд, кто добьется больших успехов в бизнесе — целеустремленный, но мало тратящий (жадноватый) человек или целеустремленный, но отдающий из того, что получает? Почему?
Большего как в мирской, так и в вечной перспективах добьется, конечно же, тот, кто умеет бескорыстно тратить на благо общества, в котором живет, на помощь и поддержку другим людям. Такова закономерность, установленная Творцом в нашем временном мироздании.
«[Благодеяние] тех, кто тратит свои богатства [6] на пути Бога [искренне во имя Всевышнего, безвозмездно на благо других], подобно семени, из которого произрастает семь колосьев, на каждом из них — по сто семян. [Вдобавок к этому] Аллах (Бог, Господь) [многократно] удваивает тем, кому пожелает. Он Всеобъемлющ и Всезнающ [в полной мере осведомлен о степени искренности, чистоте намерений; о размере достатка и доле пожертвований. Он хорошо знает о том, кто и чего заслуживает]» (Св. Коран, 2:261)
В достоверном хадисе сказано: «Не стоит завидовать кому-либо, кроме двух категорий людей: (1) тех, кому Всевышний дал богатство (достаток) и позволил [разумно] управлять им [преодолев внутреннее чувство скупости, жадности [7]], тратя [из него] на благие дела [на протяжении жизни] все без остатка [8], и (2) тех, кому Он [Господь миров] дал мудрость [обширные знания, в том числе знание Священного Писания, хорошую теорию и практику применения] и они пользуются ею (мудростью) [в своей жизни], а также обучают ей [других. Для этого нужно и высшее образование, и постоянное самообразование, и жизненный опыт, и определенные навыки, и отсутствие вредных привычек, и огромное количество нейронных путей в мозге, а также каждодневное практикование собственных знаний. Завидуйте таким людям белой завистью! [9]]» [10] .
Вы пишете книги на различные темы. Что вас вдохновляет на это?
Меня вдохновляет сама жизнь, ее сложность, разнообразие, великолепие, и многочисленные вопросы людей в мой адрес. Без преувеличения это многие десятки тысяч вопросов.
Уже в первые годы работы имамом мечети, в конце 90-х я понял, что если ограничусь устными разъяснениями каждому приходящему в мечеть о важности веры, благочестия и религиозной практики, меня надолго не хватит. Нужно было начинать использовать современные формы информационного тиражирования.
А вот, например, на написание первого на русском языке богословского перевода смыслов Священного Корана меня побудила информационная жестокая реальность — подстрочные переводы, воспринимавшиеся людьми в контексте искаженных через призму СМИ мусульманских жизненных приоритетов и ценностей, просто убивали истинную красоту смыслов и становились хорошей почвой для процветания радикализма и взаимной неприязни, ненависти. Последней каплей явилась убийственная формулировка одного из коранических смыслов, прочитанная мною в одном из подстрочных переводов, и тогда я понял, что не надо ждать от кого-то лучшего, нужно действовать самому. На это ушло более 6 лет, но результат, по милости Творца, получился прекрасным.
Триллионерная же тематика, о которой я впервые заговорил примерно в 2010 году, написание по ней материалов, а в итоге целой серии книг («Триллионер слушает», «Триллионер думает», «Расписание Триллионера. Сосредоточиться на главном», «Стань самым умным и самым богатым», первая и вторая части) и проведение семинаров в самых разных городах России, СНГ и за рубежом — это новая волна в моей творческой деятельности. Здесь уже меня вдохновило страстное желание поднять себя и миллионы других людей на качественно новый уровень. Для этого я занялся раскрытием огромного потенциала священных текстов в контексте современной жизнедеятельности, по собственной уникальной методике, чего ранее ни в одной из мусульманских культур (мне хорошо знакома арабская и турецкая) я никогда не встречал.
Какой совет вы дадите тем, кто хочет начать свое дело, но боится в силу разных причин?
(1) Захотеть чего-то конкретного и иметь страстное желание.
(2) Уметь сделать все от себя зависящее, а в остальном положиться на Божью милость и щедрость.
«Если ты твердо решил что-то сделать [предварительно посоветовавшись со своим окружением, взвесив все «за» и «против»], тогда [делая от тебя зависящее] понадейся на Всевышнего [будь уверен в помощи Свыше, в том, что найдутся необходимые силы, возможности и люди, произойдет благоприятное стечение обстоятельств, и само дело окажется легким и возымеет положительный результат]. Поистине, Он любит тех, которые полагаются на Него [не ограничиваются надеждой лишь на свои силы, а, выполняя все необходимое и прикладывая фактические усилия, молят устами, сердцами о помощи и благополучном исходе, никак не сомневаясь в том, что это произойдет]» (см. Св. Коран, 3:159).
(3) Четко сформулировать конечную точку, цель. И поставить срок. Каждый день делать что-то конкретное, приближающее вас к цели, не ныть, не слушать нытиков и неудачников, не опускать руки.
В достоверном хадисе сказано: «Клянусь Аллахом (Богом, Господом)! Не перестанет Творец одаривать вас Своей милостью (щедростью), пока не овладеет вами чувство скуки, душевной тоски [думайте и действуйте с перспективой на будущее, не забывая об изменчивости настроения, состояния и возможностей; если путь оказался длиннее ожидаемого (запланированного) или сложнее, то ни в коем случае не отчаивайтесь, а отдохните чуток, перезагрузитесь, выспитесь, зарядите свои резервуары новым запасом жизненной энергии. И лишь после этого, уже с новыми силами, продолжайте свой путь с уверенностью в том, что все обстоятельства нового дня — чудный подарок и Божественное благословение]!»[11] .
(4) Начинать свое дело не со взятия кредита. На этапе становления бизнеса строго экономить и не рассчитывать на прогнозируемые высокие прибыли.
(5) Меньше понта, как дорогого, так и дешевого, больше конкретных дел и суровой самодисциплины.
(6) Быть уверенным в том, что безвыходных ситуаций не бывает.
Скажите, как стать богатым?
В первую очередь следует стать таковым в своей голове, в своем представлении себя, и в душе, в своем ощущении себя. Процитирую словами из моей книги «Стань самым умным и самым богатым. Часть 1»: «Стань самым умным, самым богатым и самым счастливым — сейчас! И неважно, сколько у вас денег на банковском счету и есть ли он у вас вообще. Неважно, сколько у вас дипломов о высшем образовании и есть ли оно у вас вообще. Вы свободны выбирать, как жить дальше в каждом новом своем дне. Вы можете чувствовать всестороннее изобилие и бессчетность благ, возможностей, которые окружают вас. Вы имеете полное право и свободу быть самым умным и самым богатым уже сейчас — в своей душе, в своих чувствах, в своем представлении себя».
И, конечно же, настоятельно рекомендую внимательно и не спеша прочитать все мои книги по триллионерной тематике — «Триллионер слушает», «Триллионер думает», «Расписание Триллионера. Сосредоточиться на главном», «Стань самым умным и самым богатым», первая и вторая части [12].
Ваше детство. Каким оно было?
Светлым. Прекрасным. Активным.
Вы счастливый человек?
Не то слово! Я о-о-очень счастлив и сказочно богат!
Вас радуют жизненные события? Как вы выражаете свои эмоции?
Жизненные события меня радуют, воодушевляют, озаряют, закаляют и делают мудрее, по милости и щедрости Господа миров. Я также работаю над тем, чтобы и те из них, которые кажутся на первый взгляд серьезной неприятностью или затруднением, на все 100% лишь радовали меня и включали выработку здорового адреналина, воспринимались бы мною как Божественный подарок нового дня, полного счастья и великолепия.
Я люблю улыбки и смех.
Как вы совмещаете бизнес-деятельность с деятельностью богослова?
Совмещаю таким образом, что много работаю. Первые четырнадцать лет работы имамом в мечети рабочий день мой начинался примерно в 7:00 утра и заканчивался после 22:00, без выходных. Последние два года, после операции на сердце и когда я понял, что моим пятерым детям требуется больше качественного, сосредоточенного на них моего внимания, я изменил свой график работы.
Вы часто проводите лекции, семинары. Вы чувствуете, что людям это интересно, они воспользуются вашими советами?
В месяц — от одного до четырех семинарных выступлений. Хотя я занимаюсь этим лишь последние три года (с 2011 года), результат меня поражает и воодушевляет — я слышу много слов благодарности от людей разных возрастов, в самых разных городах России, СНГ и мира. Также со мною периодически делятся историями о серьезных позитивных изменениях, которые начинались после посещения одного или нескольких моих семинаров.
Очень важно настроиться на волну моего вещания и начать практиковать хотя бы часть рекомендуемого.
Как вы думаете, у вас есть завистники?
Чем более заметен человек, тем больше у него завистников. Таково положение дел, закономерность, если хотите. Если ты чего-то добился в жизни, даже незначительного, у тебя появляются завистники, и это — Божья милость и благословение.
Есть хорошее арабское стихотворение, выученное мною лет двадцать назад, еще в бытность студентом университета «аль-Азхар», смысл его следующий:
Если Господь желает распространения какого-то благородного качества (достоинства), скрытого от людей, Он закрепляет за человеком (носителем этого качества) язык ярого завистника («щедрый» на клевету, ложь и оскорбления).
Если бы огонь не способен был сжигать, мы бы не почувствовали благоухания удовой палочки.
Что для вас счастье?
Счастье в обоих мирах для меня — (1) превращение прекрасной и полной Божественных подарков земной жизни в череду информационных и не только шедевров (с Божественного на то благословения) и (2) возможность упования на Божью милость в Судный День, что откроет перспективу райской обители в вечности (аминь).
Ваши пожелания и советы нашим читателям.
Делать больше добра, пусть это будет даже приятное слово или улыбка, и никогда не жалеть о совершенном благе, забыв до Судного Дня. Больше созидать на пользу других людей и благодарить Творца за предоставленные бессчетные дары и возможности.
Напомню всем нам чудесную строку из Священного Писания:
«Он [Господь миров] дал вам все, о чем вы Его просили» (Св. Коран, 14:34).
Беседовала Мата Адаева
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Хадис от Сахля ибн Са‘да; св. х. аль-Хакима и аль-Байхакы. Также от Джабира; св. х. аль-Байхакы и от имама ‘Али; св. х. Абу На‘има. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 12, хадис № 89, «сахих».
[2] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима и др. См., например: Ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1069, хадис № 34– (2664).
[3] Тот период, когда что-то завершено, а другое еще не начато.
[4] Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. аль-Бухари, ат-Тирмизи, Ибн Маджа. См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 4. С. 2015, хадис № 6412; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 555, хадис № 9280, «сахих».
[5] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима и Ибн Маджа. См., например: Ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1035, хадис № 34–(2564); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 8. Ч. 16. С. 121; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 114, хадис № 1832, «сахих».
[6] В первую очередь в аяте подразумеваются материальные затраты, а также все то, чем человек владеет: трата своего времени на благо и в помощь другим, ведь единица времени — одна из самых ценных и безвозвратных величин; интеллектуальные затраты (безвозмездная передача другим знаний, мудрости, опыта) и многое другое, что приобретается вследствие приложения усилий.
[7] «[Учтите, что] в душах людских много скупости, жадности» (см. Св. Коран, 4:128)
[8] В Священном Коране сказано: «Пусть же твои руки не будут прикованы к шее [о человек, не будь скупым], но и не раздавай все, что имеешь. [В первом случае ты перед Богом и людьми] удостоишься порицания и упрека, [а во втором случае вскоре] начнешь сожалеть о совершенном [тем самым потеряв всю пользу от щедрого поступка]» (Св. Коран, 17:29).
[9] Гыбта (белая зависть) — это когда видишь хорошее в другом человеке и не желаешь, чтобы он лишился этого, а сам стремишься приобрести такое качество, умение, мастерство или благо. В мусульманской культуре это относится к допустимому. См., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 32 т. Т. 30. С. 475.
[10] Хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. аль-Бухари. См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 1. С. 51, хадис № 73; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 2. С. 219–222, хадис № 73 и комментарий к нему, а также Т. 4. С. 352, 353, хадис № 1409 и комментарий к нему.
[11] См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 1. С. 38, хадис № 43; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 2. С. 136–138, хадис № 43 и пояснение к нему.
[12] В 2014 году вышла моя книга «Триллионер действует», а в 2015 – «Финансы Триллионера».