Подробно о посте в Рамадан смотрите здесь.
Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Интервью для журнала Time.kz Photogallery (2009)

Август 2009

Наше государство является по сути светским. Религиозность, по вашему мнению, это обязательный атрибут современного человека? Ведь мы знаем людей с большой буквы, которые не будучи истинно религиозными, но в силу правильного воспитания имевшие непоколебимые жизненные ценности, мощный духовный стержень, внесли огромный вклад в дело мира и процветания нашей планеты, и наоборот?

1. Всевышний Творец в Священном Коране говорит:

«Джинны и люди сотворены лишь для того, чтобы поклоняться Мне [говорит Творец, — чтобы прийти к осознанию Меня и поклоняться лишь Мне и никому другому. Я же ни в чем и никак не нуждаюсь]» (Св. Коран, 51:56).

Глобальный смысл бытия, суть миров, в которых мы живем, — раскрытие величия и мощи Творца через все то совершенство, что окружает нас. Индивидуальный смысл существования джинна или человека — набожность пред Создателем, Который в нас абсолютно не нуждается, мы же испытываем в Нем, Его милости, прощении бесконечную потребность. Наверное, глубину практического и созерцательного смысла упомянутой коранической строки джинны и люди смогут понять, лишь прожив отведенный им на Земле срок, пройдя через загробный мир, воскреснув после Конца Света и представ пред Богом в Судный День. Именно тогда в полной мере откроются глаза и сердца на ожидающую нас вечность, будет постигнут смысл мирского бытия. Поклонение — трепет пред Создателем, когда ты осознанно не совершаешь греховного, следуешь предписаниям Всевышнего, особенно в вопросах нравственности и взаимоуважения, и созидаешь, ничего не страшась, кроме Господа миров, Творца всего сущего. «…Чтобы поклонялись Мне [чтобы постигали Меня]» — к этому полезно стремиться. 2.

«Отчего нам не полагаться на Него, когда Он дал нам [изобилие] путей [по которым мы следуем]?! Мы будем предельно терпеливы, стойки к причиняемой вами [вашими словами, насмешками и враждой] нам боли. Пусть же на Аллаха (на Господа миров) полагаются полагающиеся. [Мы уверены, во всем том, что вне наших сил и возможностей, Он нам поможет]» (Св. Коран, 14:12).

В жизни много путей, правильность движения по которым и степень успеха определяется в том числе и наличием необходимых качеств, характеристик. 3. Кто и какой вклад внес в историю трудно объективно оценить, ведь многое зависит от того, кто ее пишет или переписывает.

Религиозность и духовность — насколько близки эти понятия?

Духовность, по определению, — сущность человека, противополагаемая его физической, телесной сущности; стремление к совершенствованию, высоте духа. Не всегда это исходит из чувства набожности, религиозности. Религиозность включает в себя и понятие ответственности пред Богом за все совершаемое тобой в этой жизни, и чувство долга.

Какой процент от общего количества прихожан в вашей мечети составляет молодежь? И наблюдается ли в последнее время тенденция к увеличению этого числа? Если да, то с чем, на ваш взгляд, это связано: потребностью в истинной вере, разочарованием в жизни, уходом от действительности, трудностями на жизненном пути и пр.?

95% — люди в возрасте от 20 до 50 лет. Тенденция к росту наблюдалась во все времена, и наше время не исключение. С чем это связано? Думаю, с желанием не останавливаться на достигнутом.

Приобщая детей к религиозным догматам чуть ли не с младенческого возраста, не ограничиваем ли мы таким образом свободу восприятия ими окружающего мира и как таковую свободу выбора личности?

Задача родителей — это воспитание, а оно предполагает очерчивание границ, дабы дать понять новой формирующейся личности, что есть хорошо, благоразумно, а что плохо, аморально, бесперспективно. Представьте, если одному ребенку мама объяснила, что прыгать с седьмого этажа — это очень плохо и опасно, а другому нет. Последний скажет: «Давай попробуем, что будет?!», осведомленный же ответит: «Нет, мама не разрешает». Один из основных социальных постулатов Ислама: «Каждый из вас является управляющим (попечителем) [1]  и ему держать ответ пред Богом за свое управление (за подопечных)» [2]. Религия вырисовывает определенную границу: что есть благо, а что есть скверное, что добро, а что зло. Ислам призывает человека жить, двигаться, активно действовать в рамках той шкалы ценностей, что понятна всем людям, с учетом реалий времени и обстоятельств, в которых находится конкретный человек. Индивидуум в Исламе ответственен за то, что в его руках, за свой личностный вклад; он видит не только земное, но и принимает во внимание вечное.

Все мировые конфликты и войны в подавляющем большинстве случаев — это результат расовых, религиозных, этнических и т. п. противостояний, подчас умело используемых безответственными и ловкими политиками в достижении своих сиюминутных целей. Развитие в ребенке терпимости к другим людям, расам, народам, национальностям, иным религиям и взглядам — один из необходимых путей исцеления общества. Что вы можете сказать по этому поводу?

В заключительном Священном Писании сказано:

«О люди [все люди, вне зависимости от взглядов и убеждений]! Поистине, Мы [говорит Господь миров, местоимением «Мы» указывая на Свое могущество и величие, но никоим образом не на множественность] сотворили вас из мужчины и женщины [Адам и Ева явились началом рода человеческого] и сделали вас народами и племенами [нет ничего удивительного в том, что вы разных национальностей, культур. В этом – Божественный замысел. И ваша «разность и непохожесть» для того], чтобы вы познавали друг друга [изучали иностранные языки, незнакомые вам культуры, знакомились с неизвестными доселе вам людьми]. Воистину, самыми великодушными (благородными) пред Богом среди вас [людей] являются те, кто наиболее набожен [а не те, кто гордится своей принадлежностью к какой-либо нации, полагая, что за счет этого у него лучшее положение пред Господом]. Воистину, Он [Творец] Всезнающ и в полной мере осведомлен [обо всем и вся]» (Св. Коран, 49:13)

Когда люди идут друг другу навстречу, знакомятся друг с другом, а не пропитываются взаимными противоречиями, антипатией; именно шаг навстречу — основа межчеловеческих отношений. Да, порой появляются преграды, препятствующие движению именно в этом направлении. «Давка» и «толкотня» в борьбе за «место под солнцем», положение, должности, корочки, титулы или материальный достаток часто умерщвляют в людях взаимоуважение, взаимопонимание, ощущение того, что рядом с тобою такой же че-ло-век, лучшее творение Создателя, которое, волею Его, вознесено над всем и вся [3].

«И если бы не защита Всевышнего одних людей другими [если бы не то равновесие, которое периодически устанавливается Творцом на этой Земле для мирного сосуществования людей и возможности дипломатического урегулирования разгорающихся конфликтов], то были бы разрушены и снесены монастыри, церкви, синагоги и мечети, где много упоминается имя Аллаха [имя Единого и Единственного Господа [4]]. И нет сомнения в том, что Всевышний поможет тому, кто помогает Ему [пророки, несшие Божью проповедь, ученые, продолжавшие дело пророков; праведники и простые верующие, нашедшие свое место в жизни и рационально реализующие предоставленные им возможности, не выходя за границы веры и благочестия]. Воистину, Он — безгранично Силен и Могуществен [не Он нуждается в вас, а вы — в Нем]» (см. Св. Коран, 22:40).

Ваши пожелания молодежи Казахстана.

Не лениться и не ослабевать. Двигаться в развитии со скоростью света и мысли, не ожидая оценок извне и восхищений, а ошибаясь и падая (что не исключено), не отчаиваться: не ждать помощи извне, а извлечь урок и вдохновить себя на большее и лучшее. Не всякий становится президентом или миллиардером, но процесс роста (интеллектуального, духовного и физического) — это много большее и прекрасное.

Подписывайтесь на umma.ru в Дзене

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Глагол, от которого происходит слово, использованное в хадисе, переводится как «заботиться о чем-то, печься; охранять что-то».

[2] Высказывание пророка Мухаммада (да благословит его Господь и приветствует).

[3] См.: Св. Коран, 17:70.

[4] Разные люди упоминают Его на разных языках, называют разными именами. Главное, чтобы приписывалось соответствующее только Ему, Далекому от всех недостатков, Безграничному, Бесконечному, Невообразимому. «Нет ничего, подобного Ему», — сказано в Священном Коране (см.: Св. Коран, 42:11).

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1