На сайте ведутся технические работы.

Интервью Ш. Аляутдинова для канала ТНВ

Если жить по вашим рекомендациям, интерпретациям хадисов и аятов, то Ислам – это религия легкости и красоты. Российскому мусульманину вполне удобно жить, руководствуясь вашими фетвами. Но есть много и таких, кто с вами не согласен. Все-таки, каким должен быть современный мусульманин? (Безнең заман мөселман кешесе нинди булырга тиеш?)

Несогласных немного, просто они громко «кричат». И это та категория людей, которые молоды и неопытны во многих вопросах религиозной практики и жизни в целом, которые всегда чем-то недовольны, еще не брали на себя серьезной ответственности, не реализовались, в чем винят кого угодно, только не себя. Для них религия – это фанатичная приверженность нескольким религиозным атрибутам и введенные в повседневный лексикон несколько арабских словосочетаний. Годами они говорят на одни и те же темы, часто ленивы и пассивны. Соглашусь, аудитория, читающая мои книги, иная.

Что касается легкости, то, к примеру, пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил:

(1) «Облегчайте и не усложняйте, радуйте и не вызывайте отвращения, не отталкивайте»[1].

(2) «Религия – это легкость. И кто бы ни препирался с нею [проявляя излишнюю щепетильность и чрезмерную строгость, например желая превзойти других проявлением «особой» набожности], проиграет»[2].

(3) «Проявляющие излишнюю щепетильность и чрезмерную строгость погибнут!»[3]

(4) «Бойтесь чрезмерности в вопросах веры, религии! Воистину, [многие] кто был до вас, погибли именно из-за этого»[4].

(5) «Погибнут [иссохнут духовно, душевно, психологически] те, кто щепетилен и чрезмерно строг». Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) повторил эти слова трижды»[5].

Что касается красоты, то, к примеру, в Коране сказано:

«Скажи, кто запретил украшения Господа [все радующее глаз и сердце, добротное, изящное, изысканное], которые Он вывел для людей, и хорошее из благ (из продуктов питания)?! Это [умение пользоваться красотами жизни] в полной мере [дозволено] для людей верующих [как и для всех остальных, среди которых кто-то необоснованно выдумывает для себя запреты], а вот в Судный День [и после него] райская красота, благодать – только лишь для верующих.

Подобным образом Мы [говорит Господь миров] разъясняем знамения для людей грамотных» (Св. Коран, 7:32).

Каким должен быть современный мусульманин? Очень умным и думающим своей головой. 

Какую бы оценку вы дали казанской мусульманской аудитории? (Казан мөселман тамашачысына нинди бәя бирер идегез?)

Читают, просвещаются, не стоят на месте. Молодцы!

Научите жить на триллион евро. Дайте несколько советов вашим читателям, как достичь настоящего счастья в обоих мирах и научиться быть довольным. (Укучыларыгызга ике дөнья бәхетенә ирешер өчен, канәгат булыр өчен нинди киңәш бирер идегез?)

Милость Всевышнего безгранична. Он может абсолютно все[6]. Понять разумом[7], сердцем, прочувствовать всей широтой души – Его милость безгранична, сила и мощь не имеют предела, Ему достаточно сказать: «Будь!», и вот оно.

Понять и прочувствовать это – сложно. А сохранять в потоке дел, забот, проблем и льющегося со всех сторон негативизма и российского пессимизма, которые заталкивают нас в жесткие рамки нескольких десятков стереотипов… постоянно сохранять ощущение широты и бескрайности возможностей, чувствовать Божественную милость и благодарить – еще намного, намного сложнее.

Но если решил развиваться, расти, преодолевать и достигать, решил стать триллионером, тогда положись на Всевышнего и действуй![8]

Приведу одну цитату: «Пока ты не принял окончательное решение, тебя будут мучить сомнения, ты постоянно будешь помнить, что есть шанс повернуть назад, и это не даст тебе работать эффективно. Но в тот момент, когда ты решишься окончательно посвятить себя своему делу, Провидение оказывается на твоей стороне. Начинают происходить такие вещи, которые не могли бы случиться при иных обстоятельствах... На что бы ты ни был способен, о чем бы ты ни мечтал, начни осуществлять это. Смелость придает человеку силу и даже магическую власть. Решайся!» (И. Гёте).

После довольно продолжительного и уверенного (несмотря ни на что) движения по выбранному пути (семья, профессиональный рост и карьера, здоровье), в какой-то момент[9] человек поднимается на уровень «над ними не властвует страх, и они не будут опечалены»[10].

И ты – счастлив, причем на всю глубину своего сердца, во всю широту своего сознания! При этом ты не упускаешь из виду обязанности пред Богом и людьми. Самодисциплиной и нежеланием довольствоваться малым в благом и праведном[11] ведешь себя к Божественному благословлению не только в земном, но и в вечном, к счастью не только земному, но и вечному[12].

Дополнительно к теме

«Господь ваш [желающий каждому из вас, людей, добра и благополучия в обоих мирах][13] сказал: «Обращайтесь с мольбою [просьбами, желаниями] ко Мне [просите у Меня] – и Я вам обязательно отвечу[14]…» (см. Св. Коран, 40:60).

Заключительный Божий посланник, пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Воистину, у Господа вашего касательно всех последующих дней вашей жизни есть дары (подарки) [подобно чудесным ароматам и свежим дуновениям, доносящимся до вас]. Идите же навстречу этому [в том числе достигая мастерства в профессиональных навыках, практикуя обязательное и сторонясь явно запретного. И молите Бога]! Велика вероятность, что молитва [а это первоочередно ваш душевный, эмоциональный, интеллектуальный настрой] совпадет с Божественной милостью, и человек [выполнявший все возможное из необходимых предпосылок, пусть маленькими шажочками, но каждый день[15]] станет настолько счастлив, что убытки (потери, проигрыши) более никогда не повстречаются ему [на жизненном пути, ни в земном, ни в вечном; он никогда впредь не окажется в проигрыше]!»[16]

Также в Коране есть следующие слова:

«Он [Господь миров] тот, Кто дает жизнь и забирает ее. [Никому другому это не подвластно.] Если Он выносит решение [какое бы то ни было(!)], Ему достаточно сказать «будь», и вот оно [реализовано без промедления и в полном соответствии с Его желанием]» (Св. Коран, 40:68).

Вопросы задавала

Сюмбель Валиуллина

Май, 2011

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Хадис от Анаса; св. х. аль-Бухари, Муслима, Ахмада и ан-Насаи. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 590, хадис № 10010, «сахих»; аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]: В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 50, хадис № 69; ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]: В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т. 6. Ч. 12. С. 40–42, хадисы № 6 (1732), 7 (1733), 8 (1734).

[2] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Байхакы. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 261, хадис № 4301, аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас. В 2-х ч. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмийя, 2001. Ч. 1. С. 366, хадис № 1323.

[3] Хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. Ахмада, Муслима и Абу Дауда. См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 569, хадис № 9594, «сахих»; ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]: В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т. 8. Ч. 16. С. 220, хадис № 7 (2670).

[4] Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. Ахмада, ан-Насаи, Ибн Маджа и аль-Хакима. См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 174, хадис № 2909, «сахих»; Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 328, хадис № 3029, «сахих».

[5] См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 2. С. 398, хадис № 1738, «сахих».

[6] Об этом многократно говорится в Коране.

[7] Для этого, конечно же, разум должен быть активным, «поджарым», а не представлять собою нечто затекшее жиром и наполненное безразличием. О том, как сохранять мозг в хорошей форме до конца своих земных дней, рекомендую прочитать книгу Дэниэла Дж. Амена «Измени мозг – изменится и тело!».

[8] «…Если ты твердо решил что-то сделать [предварительно посоветовавшись со своим окружением, взвесив все «за» и «против»], тогда [делая все от тебя зависящее] понадейся на Всевышнего [будь уверен в помощи Свыше, в том, что найдутся необходимые силы, возможности и люди, произойдет благоприятное стечение обстоятельств, и само дело окажется легким и возымеет положительный результат]. Поистине, Он любит тех, которые полагаются на Него [не ограничиваются надеждой лишь на свои силы, а, выполняя все необходимое и прикладывая фактические усилия, молят устами, сердцами о помощи и благополучном исходе, никак не сомневаясь в том, что так и произойдет]» (см. Св. Коран, 3:159).

[9] Примерно через десять лет после безостановочного (кроме как для здорового отдыха – своевременный сон, правильное питание, физические нагрузки) движения вперед.

[10] См. в моем переводе смыслов, например: Св. Коран, 2:38, 62, 112, 262, 274, 277; 5:69, 6:48, 7:35, 10:62.

[11] Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Верующий не насытится совершением добра (не насытится приобретением новых, несущих благо и пользу знаний и применением их) до тех пор, пока итогом его жизни не станет райская обитель». Хадис от Абу Са‘ида; св. х. ат-Тирмизи. См., например: Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 758, хадис № 2691, «хасан»; аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас. В 2-х ч. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмийя, 2001. Ч. 2. С. 137, хадис № 2080; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 453, хадис № 7390, «сахих»; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 6. С. 720; аль-Кари ‘А. (умер в 1014 году по хиджре). Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих: В 10 т. Бейрут: аль-Фикр, 2002. Т. 1. С. 303, хадис № 222.

[12] Для более глубокого понимания вышесказанного рекомендую прочитать материалы «Довольство», «Измениться дважды» и «В поиске смысла» в моей книге «Мир души».

[13] «Если станете безбожниками [отвергнете Божьи дары, проигнорируете Посланника и Священное Писание], то [знайте], поистине, Аллах (Бог, Господь) никоим образом в вас [в вашем веровании или в ваших благодеяниях, как и в вас самих] не нуждается. Он не желает для рабов Своих [для людей и джиннов] безбожия. [Если некоторые из них и отстраняются от веры в Творца, не следуют за Его посланником, то это их выбор, никто не заставляет, не принуждает.] А вот если вы благодарны [стараетесь быть таковыми], то это очень даже желанно Ему для вас (именно этого Он вам и желает)…» (см., Св. Коран, 39:7).

[14] Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Молите Бога с уверенностью в [Его] ответе [вам]. Знайте, Он [Господь миров] не отвечает на мольбу беспечного [равнодушного] и невнимательного (небрежного) сердца». Хадис от Абу Хурайры; св. х. ат-Тирмизи и аль-Хакима. См., например: Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 965, хадис № 3488; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 25, хадис № 316.

[15] У супруги пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) однажды гостила женщина, которая считалась «самой набожной женщиной города Медины» по той причине, что все ночи она проводила в молитвах. Пророк, услышав это, сказал: «Что это?! [Как так можно?!] Людям вменено в обязанность выполнение того, что они в состоянии делать [без излишнего напряжения и не в ущерб другим делам. А чего полезного можно ожидать от человека днем, когда он всю ночь напролет молился?!] Клянусь Аллахом! [Клянусь Господом миров, Творцом всего сущего!] Не перестанет Всевышний одаривать вас Своей милостью, пока не овладеет вами чувство скуки, душевной тоски [думайте и действуйте с перспективой на будущее, не забывая об изменчивости настроения, состояний и возможностей]!» Наиболее любимо пред Богом то, что постоянно, даже если оно мало. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 2. С. 136–138, хадис № 43 и пояснение к нему.

[16] См., например: Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 3. С. 380; аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас. В 2-х ч. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмийя, 2001. Ч. 1. С. 207, хадис № 707; ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир [Сокращенный тафсир Ибн Кясира]. В 3 т. Бейрут: аль-Калям, [б. г.]. Т. 3. С. 249.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1