Это фрагмент полного жизнеописания пророка Мухаммада. Следующий фрагмент здесь.
Хадисов о братстве и дружбе немало, хотя не всегда они имеют высокую степень достоверности, но служат лишним напоминанием и назиданием верующим. К примеру, в одном из хадисов, который приводится только у Абу Хамида аль-Газали[1], сказано: посланник Аллаха ﷺ зашел в чащу леса и сорвал два мисвака — кривой и ровный — и протянул второй своему сподвижнику. Тот сказал: «О посланник Аллаха, ты в большей степени достоин ровного мисвака». На что последовал ответ: «Нет такого человека, который сопровождал бы другого в течение одного часа, после чего с него не спросили бы в Судный День, исполнил ли он долг (право) Аллаха по отношению к своему товарищу или он дал ему пропасть»[2].
В Исламе дружба между людьми является предметом ответственности обеих сторон, даже если она продлилась недолго, не говоря уже о более глубоких, близких или деловых отношениях. Вспоминая поступок Пророка ﷺ, мы видим, как он отдает предпочтение своему спутнику перед собой. В другом хадисе сказано: «Когда двое находятся рядом друг с другом, то из них более любимый для Всевышнего — тот, кто более мягок по отношению к своему спутнику (другу)»[3].
В том, насколько предпочтительнее исполнять права других, кроется величие религии Ислам. Современное положение вещей указывает на то, что порой мы не ощущаем степени своей ответственности перед окружающими нас людьми: семьей, партнерами, соседями, на первое место ставя личные потребности и заботы.
В достоверном сборнике хадисов имама аль-Бухари приводится: «Воистину, после меня, — говорил Пророк ﷺ, — вы увидите себялюбие, разные формы эгоизма и много такого, что вам будет неприятно». Сподвижники спросили: «Что же ты прикажешь нам, о посланник Аллаха?» Пророк ﷺ ответил: «Исполняйте их [других людей] права и просите у Всевышнего об исполнении ваших прав» [4].
Удивительный по своему смыслу хадис, отображающий сегодняшнее положение дел. Люди все больше поглощены самими собой, думают лишь о потребностях своих и своего ближайшего окружения. Они перестали чувствовать себя частицей целого. Как правдивы и точны, в связи с этим, слова Пророка ﷺ об эгоизме, распространившемся в обществе. А ведь как важно не идти на поводу личных желаний, не забывать об обязательствах перед другими, а о соблюдении людьми ваших прав просить только у Всевышнего!
Пусть же Всевышний поможет нам помнить не только о своих правах, но и об обязательствах перед людьми. Если мы, будучи верующими, сможем правильно себя воспитать, то многое вокруг нас изменится в лучшую сторону.
В одном длинном хадисе посланник Аллаха ﷺ передал некоторые эпизоды будущей жизни: «Поистине, обитатели Рая, когда они войдут туда и не найдут своих братьев (по вере), воззовут к своему Создателю. Они скажут: «О Господь, у нас были братья, которые молились, держали пост и вершили благие дела вместе с нами, но мы не видим их рядом». Всевышний Аллах скажет: «Пойдите и выведите из Ада того, у кого в сердце была вера хотя бы весом с динар». Они направятся в Ад и увидят, что часть людей в огне до ступней, кто-то до половины голени. И они выведут тех, кого узнают. Потом они вернутся и Аллах скажет: «Пойдите и выведите из Ада тех, в чьем сердце вера размером с половину динара». И вновь они выведут часть. Аллах снова скажет: «Идите и выведите из Ада тех, у кого вера хотя бы на вес пылинки». И они выведут тех, кого узнают»[5]. Поэтому очень важно, чтобы отношения между верующими строились не только по взаимной приязни, но прежде всего во имя Всевышнего, когда искренняя дружба объединяет их в социально важных и богоугодных делах.
Многим ученым, в том числе Ибн аль-Джаузи[6], приписывают слова: «Если вы не найдете меня среди вас, то скажите: «О наш Господь, такой-то раб напоминал нам о Тебе». Будучи обладателями знаний, они гораздо сильнее переживали за исход мирской жизни, ощущая тяжесть Конца Света и Судного Дня.
Посланник Всевышнего ﷺ сказал: «Увеличивайте количество братьев по вере. Воистину, ваш Господь Великодушный, Щедрый не пожелает наказать человека [за грехи, ослушания] перед его братьями по вере в Судный День»[7].
‘Али ибн Абу Талиб сказал: «Держитесь братьев (по вере), так как они явятся для вас помощниками в бренном мире и мире вечном. Разве вы не слышали слова обитателей Ада: «Нет у нас ни заступников, ни близких друзей»[8].
Известны стихи имама аш-Шафи‘и[9]:
Увеличивай количество верующих братьев, так как они твои помощники, когда ты будешь просить помощи,
Если будет у тебя даже тысяча друзей, то этого мало, а если у тебя будет всего лишь один враг, то это уже считается много.
Также он сказал:
Если хочешь узнать о человеке, то спроси кто его друг, так как люди подобны своим друзьям.
Когда ты будешь пребывать в каком-либо обществе, то бери в друзья благого из них, и не бери в друзья скверного и плохого, а иначе будешь погубленным.
Посланнику Всевышнего ﷺ принадлежат такие слова: «Человек на религии своего ближайшего друга, поэтому каждый из вас пусть обратит внимание, с кем водит дружбу»[10].
Опубликовано на основе исключительного авторского права автора книги «Пророк Мухаммад. Жизнеописание лучшего из людей» Ильдара Аляутдинова для umma.ru. Купить книгу вы можете здесь.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Абу Хамид Мухаммад аль-Газали ат-Туси (450–504 гг. по хиджре) (1058–1111 гг. по григор.) — выдающийся мусульманский ученый, мыслитель, теолог и правовед, родом из области Хорасан в Персии. Один из наиболее авторитетных учителей, входящих в число основателей суфизма.
[2] См.: аль-Газали А. Бидаят аль-хидая [Начало прямого пути]. Каир: Мадбули, 1993. С. 66–67.
[3] Там же. С. 67.
[4] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-Бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. Бейрут: ар-Рисаля, 2015, С. 1633, хадис № 7052.
[5] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-Бухари. Бейрут: Таук ан-нажа, 2001. Т. 9. С. 129, хадис № 7439.
[6] Абу аль-Фарадж Джамалуд-дин ‘Абдур-рахман ибн ‘Али аль-Курайши, более известен как Ибн аль-Джаузи (509–597 гг. по хиджре) (1116–1201 гг. по григор.) — арабский историк, специалист в области фикха и хадисоведения.
[7] См.: ас-Сафири Ш. (956 г. по хиджре). Аль-маджалис аль-ва’зийя фи шарх ахадис хайр аль-барийя мин сахих имам аль-Бухари. В 3 т. — Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2004. Т. 1. С. 399.
[8] Там же.
[9] Абу ‘Абдуллах Мухаммад ибн Идрис аш-Шафи‘и (150–204 гг. по хиджре) (767–820 гг. по григор.) — выдающийся богослов-правовед, хадисовед, судья и основатель шафиитского мазхаба. Внес большой вклад в формирование мусульманской правовой мысли. Является автором многочисленных трудов по исламскому праву и хадисоведению.
[10] См.: Ахмад ибн Ханбаль. Муснад аль-имам Ахмад бин Ханбаль [Свод хадисов имама Ахмада ибн Ханбаля]. В 8 т. Каир: аль-Хадис, 1995. Т. 8. С. 307. Хадис № 8398.