Подробно о посте в Рамадан смотрите здесь.
Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Истинная дружба (Сира 86)

Это фрагмент полного жизнеописания пророка Мухаммада. Следующий фрагмент здесь.

Хадисов о братстве и дружбе немало, хотя не всегда они имеют высокую степень достоверности, но служат лишним напоминанием и назиданием верующим. К примеру, в одном из хадисов, который приводится только у Абу Хамида аль-Газали[1], сказано: посланник Аллаха ﷺ зашел в чащу леса и сорвал два мисвака — кривой и ровный — и протянул второй своему сподвижнику. Тот сказал: «О посланник Аллаха, ты в большей степени достоин ровного мисвака». На что последовал ответ: «Нет такого человека, который сопровождал бы другого в течение одного часа, после чего с него не спросили бы в Судный День, исполнил ли он долг (право) Аллаха по отношению к своему товарищу или он дал ему пропасть»[2].

В Исламе дружба между людьми является предметом ответственности обеих сторон, даже если она продлилась недолго, не говоря уже о более глубоких, близких или деловых отношениях. Вспоминая поступок Пророка ﷺ, мы видим, как он отдает предпочтение своему спутнику перед собой. В другом хадисе сказано: «Когда двое находятся рядом друг с другом, то из них более любимый для Всевышнего — тот, кто более мягок по отношению к своему спутнику (другу)»[3].

В том, насколько предпочтительнее исполнять права других, кроется величие религии Ислам. Современное положение вещей указывает на то, что порой мы не ощущаем степени своей ответственности перед окружающими нас людьми: семьей, партнерами, соседями, на первое место ставя личные потребности и заботы.

В достоверном сборнике хадисов имама аль-Бухари приводится: «Воистину, после меня, — говорил Пророк ﷺ, — вы увидите себялюбие, разные формы эгоизма и много такого, что вам будет неприятно». Сподвижники спросили: «Что же ты прикажешь нам, о посланник Аллаха?» Пророк ﷺ ответил: «Исполняйте их [других людей] права и просите у Всевышнего об исполнении ваших прав» [4].

Удивительный по своему смыслу хадис, отображающий сегодняшнее положение дел. Люди все больше поглощены самими собой, думают лишь о потребностях своих и своего ближайшего окружения. Они перестали чувствовать себя частицей целого. Как правдивы и точны, в связи с этим, слова Пророка ﷺ об эгоизме, распространившемся в обществе. А ведь как важно не идти на поводу личных желаний, не забывать об обязательствах перед другими, а о соблюдении людьми ваших прав просить только у Всевышнего!

Пусть же Всевышний поможет нам помнить не только о своих правах, но и об обязательствах перед людьми. Если мы, будучи верующими, сможем правильно себя воспитать, то многое вокруг нас изменится в лучшую сторону.

В одном длинном хадисе посланник Аллаха ﷺ передал некоторые эпизоды будущей жизни: «Поистине, обитатели Рая, когда они войдут туда и не найдут своих братьев (по вере), воззовут к своему Создателю. Они скажут: «О Господь, у нас были братья, которые молились, держали пост и вершили благие дела вместе с нами, но мы не видим их рядом». Всевышний Аллах скажет: «Пойдите и выведите из Ада того, у кого в сердце была вера хотя бы весом с динар». Они направятся в Ад и увидят, что часть людей в огне до ступней, кто-то до половины голени. И они выведут тех, кого узнают. Потом они вернутся и Аллах скажет: «Пойдите и выведите из Ада тех, в чьем сердце вера размером с половину динара». И вновь они выведут часть. Аллах снова скажет: «Идите и выведите из Ада тех, у кого вера хотя бы на вес пылинки». И они выведут тех, кого узнают»[5]. Поэтому очень важно, чтобы отношения между верующими строились не только по взаимной приязни, но прежде всего во имя Всевышнего, когда искренняя дружба объединяет их в социально важных и богоугодных делах.

Многим ученым, в том числе Ибн аль-Джаузи[6], приписывают слова: «Если вы не найдете меня среди вас, то скажите: «О наш Господь, такой-то раб напоминал нам о Тебе». Будучи обладателями знаний, они гораздо сильнее переживали за исход мирской жизни, ощущая тяжесть Конца Света и Судного Дня.

Посланник Всевышнего ﷺ сказал: «Увеличивайте количество братьев по вере. Воистину, ваш Господь Великодушный, Щедрый не пожелает наказать человека [за грехи, ослушания] перед его братьями по вере в Судный День»[7].

‘Али ибн Абу Талиб сказал: «Держитесь братьев (по вере), так как они явятся для вас помощниками в бренном мире и мире вечном. Разве вы не слышали слова обитателей Ада: «Нет у нас ни заступников, ни близких друзей»[8].

Известны стихи имама аш-Шафи‘и[9]:

Увеличивай количество верующих братьев, так как они твои помощники, когда ты будешь просить помощи,

Если будет у тебя даже тысяча друзей, то этого мало, а если у тебя будет всего лишь один враг, то это уже считается много.

Также он сказал:

Если хочешь узнать о человеке, то спроси кто его друг, так как люди подобны своим друзьям.

Когда ты будешь пребывать в каком-либо обществе, то бери в друзья благого из них, и не бери в друзья скверного и плохого, а иначе будешь погубленным.

Посланнику Всевышнего ﷺ принадлежат такие слова: «Человек на религии своего ближайшего друга, поэтому каждый из вас пусть обратит внимание, с кем водит дружбу»[10].

Опубликовано на основе исключительного авторского права автора книги «Пророк Мухаммад. Жизнеописание лучшего из людей» Ильдара Аляутдинова для umma.ru. Купить книгу вы можете здесь.

Подписывайтесь на umma.ru в Дзене

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Абу Хамид Мухаммад аль-Газали ат-Туси (450–504 гг. по хиджре) (1058–1111 гг. по григор.) — выдающийся мусульманский ученый, мыслитель, теолог и правовед, родом из области Хорасан в Персии. Один из наиболее авторитетных учителей, входящих в число основателей суфизма.

[2] См.: аль-Газали А. Бидаят аль-хидая [Начало прямого пути]. Каир: Мадбули, 1993. С. 66–67.

[3] Там же. С. 67.

[4] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-Бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. Бейрут: ар-Рисаля, 2015, С. 1633, хадис № 7052.

[5] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-Бухари. Бейрут: Таук ан-нажа, 2001. Т. 9. С. 129, хадис № 7439.

[6] Абу аль-Фарадж Джамалуд-дин ‘Абдур-рахман ибн ‘Али аль-Курайши, более известен как Ибн аль-Джаузи (509–597 гг. по хиджре) (1116–1201 гг. по григор.) — арабский историк, специалист в области фикха и хадисоведения.

[7] См.: ас-Сафири Ш. (956 г. по хиджре). Аль-маджалис аль-ва’зийя фи шарх ахадис хайр аль-барийя мин сахих имам аль-Бухари. В 3 т. — Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2004. Т. 1. С. 399.

[8] Там же.

[9] Абу ‘Абдуллах Мухаммад ибн Идрис аш-Шафи‘и (150–204 гг. по хиджре) (767–820 гг. по григор.) — выдающийся богослов-правовед, хадисовед, судья и основатель шафиитского мазхаба. Внес большой вклад в формирование мусульманской правовой мысли. Является автором многочисленных трудов по исламскому праву и хадисоведению.

[10] См.: Ахмад ибн Ханбаль. Муснад аль-имам Ахмад бин Ханбаль [Свод хадисов имама Ахмада ибн Ханбаля]. В 8 т. Каир: аль-Хадис, 1995. Т. 8. С. 307. Хадис № 8398.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1