Аудио версия настоящей статьи:
В Коране есть такие слова:
«Дела свои я передаю (вверяю) воле Божьей [полагаюсь на Него; сделав все от себя зависящее, прошу Его о помощи]. Поистине, Аллах (Бог, Господь) видит рабов Своих [ничто не скрыто от Его взора, полной осведомленности]». В итоге [после стараний и сверхусилий воззвавшего о помощи] Господь защитил его от их злых козней [неразрешимое разрешилось, непреодолимое было преодолено, закрытое открылось, скорее даже — распахнулось!]» (см. Св. Коран, 40:44, 45).
Пророком Мухаммадом передаются слова Господа со следующим смыслом: «Я [говорит Творец всего сущего, — Своей безграничной силой, щедростью, милостью, прощением] рядом с [как хорошим, так и плохим] мнением (мыслями) раба Моего [человека] обо Мне. Я рядом с ним, когда он обо Мне вспоминает (упоминает) [устами ли своими или сердцем; плохое думая обо Мне или хорошее]. Когда он [верующий человек, в ком вера опустилась в сердце[1]] упоминает обо Мне про себя [восхваляя или благодаря, например], Я также вспоминаю о нем про Себя [одаривая его Божественной милостью и щедрым воздаянием]. Если он упоминает обо Мне в обществе [в кругу тех или иных людей], то Я упоминаю о нем в лучшем [более высоком, элитном] обществе [ангелов]. Если он приблизится ко Мне [образно говоря] на пядь, Я приближусь к нему на локоть[2]. Если приблизится на локоть, то Я — на маховую сажень (расстояние между пальцев вытянутых в стороны рук). Если он пойдет ко Мне [завершает свое повествование Господь миров], Я побегу[3] к нему!»[4].
В одном из риваятов (вариантов) данного хадиса пророк Мухаммад говорит: «Клянусь Богом! Поистине, Аллах (Бог, Господь) более рад раскаянию кого-либо из вас [людей верующих], чем тот, кто нашел посреди мертвой пустыни ранее потерянную [ценную] вещь [верблюда, груженого жизненно необходимой водой, питьем]»[5].
Считаю уместным напомнить, что Аллах (Бог, Господь) трансцендентен, не ограничен ни местом, ни временем, невообразим человеческим разумом.
В Коране сказано:
«Нет ничего подобного Ему» (Св. Коран, 42:11).
Упомянутый хадис необъятен по своему смыслу, показывает нематериальную близость Бога к каждому из людей и неоценимую щедрость ко всем!
Позитивно, оптимистично, конструктивно и целеустремленно думая, ожидая лучшего, пусть даже окажется, что оно упаковано в липкую, колючую или горячую упаковку, человек верующий включает механизмы вселенского масштаба, которые помогают ему (с Божьего на то благословения) достигнуть вообразимых и невообразимых высот земного и вечного счастья, благополучия. «Я [говорит Бог] рядом с мнением (мыслями) раба Моего [человека] обо Мне». Рядом!
У Наполеона Хилла есть хорошие слова о могуществе наших мыслей о хорошем: «Вы ищете тот волшебный ключ, что открывает дверь к источнику силы, в то время как держите его в руках и можете применить, как только научитесь концентрировать свои мысли». Маловероятно, что он читал упомянутое высказывание пророка Мухаммада, но он потратил десятилетия жизни для понимания алгоритмов успеха и благополучия. А правила и законы Бога на этой земле работают для всех одинаково, независимо от их политических взглядов, национальности или вероисповедания. Главное — осознать и применять на протяжении лет и десятилетий.
И другой вариант использования ежедневно генерируемой нами мыслительной энергии: человек ожидает неудачу, прокручивая в голове негативные мысли, делая пессимистичные умозаключения, прогнозы и периодически говоря о «страшных» последствиях. Отмечу, он не рассматривает варианты, дабы перестраховаться, нет! Он зацикливается на худшем развитии событий! Его энергия мысли закручивается вокруг краха и поражения. В итоге (через год-другой) такой анализ происходящего опускается на подсознательный уровень, и человек начинает все видеть и анализировать в мрачных тонах, более «обоснованно» думая и говоря о неразрешимости жизненных проблем, об ужасе перспектив и подлости людей.
В обоих вариантах становящегося привычным анализа событий все в большей и большей мере начинает работать один из неотъемлемых механизмов бытия: «Я [говорит Творец всего сущего] рядом с [как хорошим, так и плохим] мнением (мыслями) раба Моего [человека] обо Мне».
В этом контексте я хотел бы обратить ваше внимание на следующее. Многие проповедники делают акцент в своих проповедях на наказание — «Бог накажет!», «в Аду вам гореть!», что постепенно закручивает мыслительную энергию вокруг животного страха и «ненависти к неверным», а в итоге и отчуждения себя от столь пугающих и напрягающих основ веры и религиозной практики. Другие проповедники, в свою очередь, излишне много говорят о всепрощении Бога: «Всякого помилует и введет в Рай». Первые служители культа — напрягают и отталкивают. Вторые — расслабляют, демотивируют и расхолаживают.
Я рекомендовал бы жить и двигаться вперед в собственном поэтапном осознании и восприятии аятов и хадисов, где одной из главных мелодий душевного состояния является возвышенный (а не животный!) трепет пред Богом (а не людьми!) и жгучее желание получить Божье благословение на реализацию задуманного в земном (что подразумевает усердный труд, строгую дисциплину и конкретные цели, упакованные в сроки) и райскую обитель в вечном.
Именно на этом следует постараться концентрировать свои мысли (в любом случае механически генерируемые нашим мозгом в количестве до 100 000 единиц в день и распыляемые во все стороны; к сожалению, мы думаем обо всем и ни о чем конкретном!), и в результате такой концентрации на лучший результат и исход Божественного благословения станет намного больше! Жизнь заиграет новыми красками, оттенками, новыми звуками, мелодиями и благоухающими ароматами. И это не счастливый конец двухчасового фильма, а осмысленный труд на протяжении лет, десятилетий, всей жизни, наконец. Сохранить нас в этом земном великолепии, переходящем в вечное, смогут наши ежедневные, направляемые в нужную точку мысли, слова (красота и богатство речи) и дела (особенно главные 20%); строгая самоотверженная дисциплина и труд в поте лица. Помогайте друг другу в этом, поддерживайте, хвалите, воодушевляйте!
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] В Коране Господь миров говорит: «Сказали бедуины: «Мы уверовали [в Бога и в Судный День]». Ответь [о Мухаммад]: «Вы не уверовали, а лишь стали покорны (стали мусульманами, покорными Богу в отдельных ритуальных действиях, поступках или словах). Когда же вера войдет в ваши сердца, [тогда вы по праву сможете назвать себя верующими]» (см. Св. Коран, 49:14).
[2] Что подразумевает ответное на благодеяния одаривание человека Божьей милостью; подразумевает степень довольства Бога и уровень Божественного воздаяния. Подробнее см., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 16. С. 626–628, хадис № 7536 и пояснение к нему.
[3] Слово «харваля», использованное в хадисе, переводится как «быстрый бег».
[4] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 2310, хадис № 7405; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 16. С. 473, хадис № 7405 и пояснение к нему; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 1075, хадис № 2–(2675); Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 335, хадис № 1/441.
[5] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 1098; хадис № 1–(2675).
Другой похожий хадис звучит так: «Аллах (Бог, Господь) более рад покаянию (раскаянию) человека, чем кто-либо из вас, когда найдет [нечто очень ценное] ранее потерянное». Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ибн Маджа. См., например: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 458, хадис № 4247, «сахих».