Логотип umma.ru и переход на главную страницуСеминары Шамиля Аляутдинова
Login icon

Войти

Семинары Шамиля Аляутдинова

Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Меню

Аудио статья

Как правильно полагаться на Аллаха?

00:00

00:00

Аудио версия настоящей статьи:

 

В Коране есть такие слова:

«Дела свои я передаю (вверяю) воле Божьей [полагаюсь на Него; сделав все от себя зависящее, прошу Его о помощи]. Поистине, Аллах (Бог, Господь) видит рабов Своих [ничто не скрыто от Его взора, полной осведомленности]». В итоге [после стараний и сверхусилий воззвавшего о помощи] Господь защитил его от их злых козней [неразрешимое разрешилось, непреодолимое было преодолено, закрытое открылось, скорее даже — распахнулось!]» (см. Св. Коран, 40:44, 45).

Пророком Мухаммадом передаются слова Господа со следующим смыслом: «Я [говорит Творец всего сущего, — Своей безграничной силой, щедростью, милостью, прощением] рядом с [как хорошим, так и плохим] мнением (мыслями) раба Моего [человека] обо Мне. Я рядом с ним, когда он обо Мне вспоминает (упоминает) [устами ли своими или сердцем; плохое думая обо Мне или хорошее]. Когда он [верующий человек, в ком вера опустилась в сердце[1]] упоминает обо Мне про себя [восхваляя или благодаря, например], Я также вспоминаю о нем про Себя [одаривая его Божественной милостью и щедрым воздаянием]. Если он упоминает обо Мне в обществе [в кругу тех или иных людей], то Я упоминаю о нем в лучшем [более высоком, элитном] обществе [ангелов]. Если он приблизится ко Мне [образно говоря] на пядь, Я приближусь к нему на локоть[2]. Если приблизится на локоть, то Я — на маховую сажень (расстояние между пальцев вытянутых в стороны рук). Если он пойдет ко Мне [завершает свое повествование Господь миров], Я побегу[3] к нему!»[4].

В одном из риваятов (вариантов) данного хадиса пророк Мухаммад говорит: «Клянусь Богом! Поистине, Аллах (Бог, Господь) более рад раскаянию кого-либо из вас [людей верующих], чем тот, кто нашел посреди мертвой пустыни ранее потерянную [ценную] вещь [верблюда, груженого жизненно необходимой водой, питьем]»[5].

Считаю уместным напомнить, что Аллах (Бог, Господь) трансцендентен, не ограничен ни местом, ни временем, невообразим человеческим разумом.

В Коране сказано:

«Нет ничего подобного Ему» (Св. Коран, 42:11).

Упомянутый хадис необъятен по своему смыслу, показывает нематериальную близость Бога к каждому из людей и неоценимую щедрость ко всем!

Позитивно, оптимистично, конструктивно и целеустремленно думая, ожидая лучшего, пусть даже окажется, что оно упаковано в липкую, колючую или горячую упаковку, человек верующий включает механизмы вселенского масштаба, которые помогают ему (с Божьего на то благословения) достигнуть вообразимых и невообразимых высот земного и вечного счастья, благополучия. «Я [говорит Бог] рядом с мнением (мыслями) раба Моего [человека] обо Мне». Рядом!

У Наполеона Хилла есть хорошие слова о могуществе наших мыслей о хорошем: «Вы ищете тот волшебный ключ, что открывает дверь к источнику силы, в то время как держите его в руках и можете применить, как только научитесь концентрировать свои мысли». Маловероятно, что он читал упомянутое высказывание пророка Мухаммада, но он потратил десятилетия жизни для понимания алгоритмов успеха и благополучия. А правила и законы Бога на этой земле работают для всех одинаково, независимо от их политических взглядов, национальности или вероисповедания. Главное — осознать и применять на протяжении лет и десятилетий.

И другой вариант использования ежедневно генерируемой нами мыслительной энергии: человек ожидает неудачу, прокручивая в голове негативные мысли, делая пессимистичные умозаключения, прогнозы и периодически говоря о «страшных» последствиях. Отмечу, он не рассматривает варианты, дабы перестраховаться, нет! Он зацикливается на худшем развитии событий! Его энергия мысли закручивается вокруг краха и поражения. В итоге (через год-другой) такой анализ происходящего опускается на подсознательный уровень, и человек начинает все видеть и анализировать в мрачных тонах, более «обоснованно» думая и говоря о неразрешимости жизненных проблем, об ужасе перспектив и подлости людей.

В обоих вариантах становящегося привычным анализа событий все в большей и большей мере начинает работать один из неотъемлемых механизмов бытия: «Я [говорит Творец всего сущего] рядом с [как хорошим, так и плохим] мнением (мыслями) раба Моего [человека] обо Мне».

В этом контексте я хотел бы обратить ваше внимание на следующее. Многие проповедники делают акцент в своих проповедях на наказание — «Бог накажет!», «в Аду вам гореть!», что постепенно закручивает мыслительную энергию вокруг животного страха и «ненависти к неверным», а в итоге и отчуждения себя от столь пугающих и напрягающих основ веры и религиозной практики. Другие проповедники, в свою очередь, излишне много говорят о всепрощении Бога: «Всякого помилует и введет в Рай». Первые служители культа — напрягают и отталкивают. Вторые — расслабляют, демотивируют и расхолаживают.

Я рекомендовал бы жить и двигаться вперед в собственном поэтапном осознании и восприятии аятов и хадисов, где одной из главных мелодий душевного состояния является возвышенный (а не животный!) трепет пред Богом (а не людьми!) и жгучее желание получить Божье благословение на реализацию задуманного в земном (что подразумевает усердный труд, строгую дисциплину и конкретные цели, упакованные в сроки) и райскую обитель в вечном.

Именно на этом следует постараться концентрировать свои мысли (в любом случае механически генерируемые нашим мозгом в количестве до 100 000 единиц в день и распыляемые во все стороны; к сожалению, мы думаем обо всем и ни о чем конкретном!), и в результате такой концентрации на лучший результат и исход Божественного благословения станет намного больше! Жизнь заиграет новыми красками, оттенками, новыми звуками, мелодиями и благоухающими ароматами. И это не счастливый конец двухчасового фильма, а осмысленный труд на протяжении лет, десятилетий, всей жизни, наконец. Сохранить нас в этом земном великолепии, переходящем в вечное, смогут наши ежедневные, направляемые в нужную точку мысли, слова (красота и богатство речи) и дела (особенно главные 20%); строгая самоотверженная дисциплина и труд в поте лица. Помогайте друг другу в этом, поддерживайте, хвалите, воодушевляйте!

Подписывайтесь на umma.ru в Дзене

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] В Коране Господь миров говорит: «Сказали бедуины: «Мы уверовали [в Бога и в Судный День]». Ответь [о Мухаммад]: «Вы не уверовали, а лишь стали покорны (стали мусульманами, покорными Богу в отдельных ритуальных действиях, поступках или словах). Когда же вера войдет в ваши сердца, [тогда вы по праву сможете назвать себя верующими]» (см. Св. Коран, 49:14).

[2] Что подразумевает ответное на благодеяния одаривание человека Божьей милостью; подразумевает степень довольства Бога и уровень Божественного воздаяния. Подробнее см., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 16. С. 626–628, хадис № 7536 и пояснение к нему.

[3] Слово «харваля», использованное в хадисе, переводится как «быстрый бег».

[4] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 2310, хадис № 7405; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 16. С. 473, хадис № 7405 и пояснение к нему; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 1075, хадис № 2–(2675); Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 335, хадис № 1/441.

[5] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 1098; хадис № 1–(2675).

Другой похожий хадис звучит так: «Аллах (Бог, Господь) более рад покаянию (раскаянию) человека, чем кто-либо из вас, когда найдет [нечто очень ценное] ранее потерянное». Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ибн Маджа. См., например: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 458, хадис № 4247, «сахих».

Вера

Такуа

Аллах

Полагаться на Бога

Смотрите также

Аят дня

Хадис дня

2:25

Обрадуй [о Мухаммад] верующих, совершающих благие дела! Им [в вечной обители уготованы] райские сады, под которыми текут реки [возле деревьев, кустарников и прекрасных дворцов, спокойно и безмятежно]. Каждый раз, как подадут им плоды из райских садов, они будут удивляться: «Это то же самое, что было предоставлено нам ранее. [Нечто подобное мы уже ели]». А дадут им лишь похожее [по отдельным характеристикам, но по сути своей, на вкус — абсолютно иное]. У них там [у каждого из обитателей Рая] вторая половина [для мужчины — супруга, для женщины — супруг], причем абсолютно чистые [чистые душой и телом, идеальные, без тех изъянов, которые, возможно, были присущи им в мирской обители; приятные во всех аспектах и нюансах, добродушные, окруженные неописуемым ореолом ароматов притягательности и совершенства]. Они там пребудут вечно [смерть там не властна, вошедший туда никогда не будет изгнан] (Св. Коран, 2:25).

Читать полностью

Читать подробнее аят дня или хадис дня
Семинар в Алматы

Новые материалы

Мы в социальных сетях

Переход на страницу umma.ru в TwitterПереход на страницу umma.ru в VKПереход на канал umma.ru в YouTubeПереход на страницу umma.ru в okПереход на страницу umma.ru в VimeoПереход на канал umma.ru в TelegramПереход на страницу umma.ru в SoundcloudПереход на страницу umma.ru в DzenПереход на страницу umma.ru в YMusic