Это фрагмент полного жизнеописания пророка Мухаммада. Следующий фрагмент здесь.
Посланник Всевышнего ﷺ касательно людей, внешне проявлявших себя мусульманами, избрал мягкую и снисходительную тактику поведения. Он принимал их извинения, не позорил их, хотя они проявляли скользкость в своей покорности. Если один из них облачался в одеяния обмана и предательства, что делало разрешенным его кровь, Пророк прощал его. Он не желал, чтобы люди говорили, будто он убивает своих сподвижников, хотя, по сути, они не были близки ему.
Если бы в них было зерно благого, то его мягкость могла бы пленить их и убедить отказаться от обмана, вернуться к Исламу чистыми и искренними. Однако поведение Пророка приумножило в них смелость и уловки против Аллаха и Его посланника. Не было выхода, кроме как раскрыть их суть и сообщить верующим о том, что скрывали их души. В итоге снизошли аяты, порицающие лицемеров и срывающие завесу, за которой они скрывались. Их игры до Табука и после него положили конец снисходительности, к ним проявленной и ими неоцененной. Пророку было велено сообщить об их отступничестве, не принимать извинения и не читать над ними погребальную молитву. Он узнал, что его просьбы об их прощении не будут услышаны. От мусульман требовалось порвать с ними все отношения.
Одним из удивительных моментов, когда проявился их обман, стало строительство мечети. Здесь они собирались и выдумывали хитрости против Ислама под прикрытием собраний и поклонения. До отправки Пророка в Табук они обратились к нему: «Мы построили мечеть для бедных, нуждающихся и не имеющих крова. Мы хотим, чтобы ты совершил в ней молитву». Пророк извинился по причине занятости отправлением в путь и пообещал, что если Аллах пожелает и они вернутся, то совершат в мечети молитву[1].
Однако когда посланник Всевышнего ﷺ со своим войском вернулся и внутренний мир лицемеров был раскрыт, Пророк приказал двум сподвижникам разрушить и сжечь мечеть. Сахабы зажгли факелы и исполнили приказ, отчего народ в страхе разбежался. Этот огонь уничтожил последнее, что воздвигло лицемерие из уловок и обмана.
«[А также есть] те, кто превратил мечеть [специально построенную рядом с другой] в то, от чего вред [для верующих и ни для кого нет пользы], где распространяется безбожие, где в среду верующих вносится раскол (разногласия), а также — в место сбора [перевалочный, наблюдательный пункт] уже давно объявивших войну Богу и Его посланнику [старающихся не для общественной, духовной пользы, а ради своих политических, имиджевых интересов и материальной выгоды].
Пусть клянутся, что желали лишь и только хорошего [ничего плохого не хотели]. Аллах (Бог, Господь) свидетельствует о том, что они лжецы [то, что они заявляют, приглашая Пророка помолиться в их мечети, — ложь, интересы у них совершенно иные].
[Пророк] не молись в ней когда-либо! Та мечеть, что изначально выстраивалась с чувством набожности [лишь как место поклонения Господу миров, вне злых помыслов и мирских интересов], больше заслуживает [твоего внимания и] твоей молитвы в ней. Ведь там люди, для которых близко и любимо быть чистыми (соблюдать чистоту) [духовная опрятность, эмоциональная уравновешенность и чистоплотность — неотъемлемая часть их повседневной жизни]. Аллах (Бог, Господь) любит старающихся быть [в меру своих сил и возможностей] предельно чистыми» (Св. Коран, 9:107, 108).
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: аль-Байхакы. Даляиль ан-нубувва. Т. 5. С. 260.