Логотип umma.ru и переход на главную страницуУмра и семинар с Шамилем Аляутдиновым
Умра и семинар с Шамилем Аляутдиновым

Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Меню

Текстовая статья

Может ли мертвый отвечать на салам (салям)?

Нет, не отвечает на салям[1] и вот почему.

1. Правилом в данной теме являются следующие смыслы Корана:

«Поистине, ты не сможешь заставить мертвецов услышать» (см. Св. Коран, 27:80).

«Ты не сможешь заставить слышать (слушать) [твою речь] мертвых» (см. Св. Коран, 30:52).

«Ты не сможешь заставить услышать тех, кто [пребывает] в могилах» (см. Св. Коран, 35:22).

2. К исключениям из упомянутого правила можно отнести оговоренное в достоверном хадисе о том, что умерший будет слышать шаги покидающих могилу после его захоронения.

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Когда человека опустят в могилу и люди, провожавшие, уйдут — а он будет слышать их шаги — к нему приблизятся два ангела [Мункир и Накир]…»[2]. Также есть достоверный хадис о том, что пророк Мухаммад через три дня после окончания битвы при Бадре пришел к месту захоронения язычников, погибших в этой битве, и воскликнул: «Обещанное вам Господом вашим оказалось ведь истиной?! Бесспорно, обещанное мне Богом [также] оказалось истиной!» ‘Умар, находившийся рядом, воскликнул: «О посланник Божий! Как они услышат? Как они ответят? Ведь умерли (они – трупы)». — «Клянусь Богом! Вы слышите мои слова не лучше, чем они. Единственное, они не в состоянии ответить»[3].

3. Является ли достоверным хадис: «Если кто-либо будет проходить мимо могилы человека верующего, которого он знал при жизни, и поприветствует его пожеланием мира («ас-саляму ‘алейкя ва рахматул-ла»[4]), то тот узнает его и ответит на приветствие («ва ‘алейкяс-салям ва рахматул-ла»)»?

Данное повествование отсутствует в шести авторитетных сводах хадисов. Его можно найти в некоторых богословских книгах, но ученые-мухаддисы говорят, что его никак нельзя отнести к категории достоверных хадисов (сахих). Полагаю, что лучше прислушаться к этому мнению и не развивать данную тему. К сожалению, вера в такого рода недостоверные хадисы, неграмотное обсуждение этих тем может привести психологически и психически нездоровых к самым разным выводам, фантазиям и галлюцинациям.

Подписывайтесь на umma.ru в Дзене

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Произношение как «салам» – это кавказский акцент, получивший большое распространение в среде русскоговорящих мусульман на постсоветском пространстве в конце 90-х. Специально привел этот вариант произношения из-за его высокой степени распространенности в народе. Но на арабском приветствие звучит мягко — «салям».

[2] Хадис от Анаса ибн Малика; св. х. аль-Бухари и др. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 408, хадис № 1374; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 4. С. 298, хадис № 1374; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 7. С. 386, хадис № 3117, а также С. 390, хадис № 3120; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 332, хадис № 1072; Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 517, хадис № 4751, «сахих».

Здесь я привел лишь фрагмент хадиса. Полный вариант вы можете найти в указанных мною арабских источниках. Полный богословский перевод смысла данного хадиса с пояснениями можете прочитать на моем сайте umma.ru либо в книге «О смерти и вечности».

[3] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 1152, хадис № 77–(2874).

Также см.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1151, хадис № 76–(2873); ан-Насаи А. Сунан. С. 231, хадис № 2074, «сахих»; аль-Куртуби М. Ат-тазкира фи ахваль аль-мавта ва умур аль-ахира [Напоминание о состояниях мертвых и делах вечности]. Каир: аль-Мактаба аль-кайима, [б. г.]. С. 164, 165.

[4] Приведен один из вариантов мусульманского приветствия.

Смерть

Салям

Салам

Приветствие

Отношение к умершим

Души мертвых

Смотрите также

Аят дня

Хадис дня

74:6

И не совершай благодеяния [не делись с другими, будто проявляя щедрость и доброту, но на самом деле] желая получить взамен большее. [Если совершаешь добрый поступок, то делай это бескорыстно, пред Богом, не ожидая получить от людей что-то, а особенно большее, взамен.] (Св. Коран, 74:6).

Читать полностью

Читать подробнее аят дня или хадис дня
Семинар в Алматы

Новые материалы

Мы в социальных сетях

Переход на страницу umma.ru в TwitterПереход на страницу umma.ru в VKПереход на канал umma.ru в YouTubeПереход на страницу umma.ru в okПереход на страницу umma.ru в VimeoПереход на канал umma.ru в TelegramПереход на страницу umma.ru в SoundcloudПереход на страницу umma.ru в DzenПереход на страницу umma.ru в YMusic