Нет, не отвечает на салям[1] и вот почему.
1. Правилом в данной теме являются следующие смыслы Корана:
«Поистине, ты не сможешь заставить мертвецов услышать» (см. Св. Коран, 27:80).
«Ты не сможешь заставить слышать (слушать) [твою речь] мертвых» (см. Св. Коран, 30:52).
«Ты не сможешь заставить услышать тех, кто [пребывает] в могилах» (см. Св. Коран, 35:22).
2. К исключениям из упомянутого правила можно отнести оговоренное в достоверном хадисе о том, что умерший будет слышать шаги покидающих могилу после его захоронения.
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Когда человека опустят в могилу и люди, провожавшие, уйдут — а он будет слышать их шаги — к нему приблизятся два ангела [Мункир и Накир]…»[2]. Также есть достоверный хадис о том, что пророк Мухаммад через три дня после окончания битвы при Бадре пришел к месту захоронения язычников, погибших в этой битве, и воскликнул: «Обещанное вам Господом вашим оказалось ведь истиной?! Бесспорно, обещанное мне Богом [также] оказалось истиной!» ‘Умар, находившийся рядом, воскликнул: «О посланник Божий! Как они услышат? Как они ответят? Ведь умерли (они – трупы)». — «Клянусь Богом! Вы слышите мои слова не лучше, чем они. Единственное, они не в состоянии ответить»[3].
3. Является ли достоверным хадис: «Если кто-либо будет проходить мимо могилы человека верующего, которого он знал при жизни, и поприветствует его пожеланием мира («ас-саляму ‘алейкя ва рахматул-ла»[4]), то тот узнает его и ответит на приветствие («ва ‘алейкяс-салям ва рахматул-ла»)»?
Данное повествование отсутствует в шести авторитетных сводах хадисов. Его можно найти в некоторых богословских книгах, но ученые-мухаддисы говорят, что его никак нельзя отнести к категории достоверных хадисов (сахих). Полагаю, что лучше прислушаться к этому мнению и не развивать данную тему. К сожалению, вера в такого рода недостоверные хадисы, неграмотное обсуждение этих тем может привести психологически и психически нездоровых к самым разным выводам, фантазиям и галлюцинациям.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Произношение как «салам» – это кавказский акцент, получивший большое распространение в среде русскоговорящих мусульман на постсоветском пространстве в конце 90-х. Специально привел этот вариант произношения из-за его высокой степени распространенности в народе. Но на арабском приветствие звучит мягко — «салям».
[2] Хадис от Анаса ибн Малика; св. х. аль-Бухари и др. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 408, хадис № 1374; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 4. С. 298, хадис № 1374; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 7. С. 386, хадис № 3117, а также С. 390, хадис № 3120; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 332, хадис № 1072; Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 517, хадис № 4751, «сахих».
Здесь я привел лишь фрагмент хадиса. Полный вариант вы можете найти в указанных мною арабских источниках. Полный богословский перевод смысла данного хадиса с пояснениями можете прочитать на моем сайте umma.ru либо в книге «О смерти и вечности».
[3] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 1152, хадис № 77–(2874).
Также см.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1151, хадис № 76–(2873); ан-Насаи А. Сунан. С. 231, хадис № 2074, «сахих»; аль-Куртуби М. Ат-тазкира фи ахваль аль-мавта ва умур аль-ахира [Напоминание о состояниях мертвых и делах вечности]. Каир: аль-Мактаба аль-кайима, [б. г.]. С. 164, 165.
[4] Приведен один из вариантов мусульманского приветствия.