Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Мудрость распределения трофеев (Сира 156)

Это фрагмент полного жизнеописания пророка Мухаммада. Следующий фрагмент здесь.

Посланник Аллаха ﷺ выжидал более 10 ночей, прежде чем разделить трофеи. Он ждал, что побежденный народ вернется к нему, раскается и вернет утраченное — но никто к нему не пришел[1].

Чтобы успокоить предводителей племен и знать Мекки, он принялся делить богатства и первоочередно раздал большую часть тем, чьи сердца нужно было склонить к религии и укрепить в ней.

Абу Суфьян взял 100 верблюдов и около 480 серебряных монет, а затем спросил: «А моему сыну Му‘авие?» Пророк ﷺ дал его сыну столько же. Тогда Абу Суфьян снова спросил: «А моему сыну Язиду?» Пророк и ему дал столько же[2].

Алчные предводители племен поспешили взять свою долю. Среди людей разошлась молва о том, что Мухаммад ﷺ щедро раздает, не боясь бедности. Бедуины окружили его в надежде получить еще больше и принялись просить: «О посланник Аллаха, дай же и нам!» Пророк ﷺ был вынужден отступить к дереву. Зацепившись накидкой и обронив ее, он сказал: «О люди, верните мне мою накидку! Клянусь Тем, в Чьей власти моя душа, если бы у меня было скота по количеству деревьев Тихамы, то я все отдал бы вам. Вы никогда не найдете меня скупым, трусливым или лживым». Он взял с горба своего верблюда шерстинку, поднял ее, зажав между пальцев, и сказал: «О люди! Клянусь Аллахом, от ваших трофеев мне не досталось даже волосинки. Надлежит мне лишь пять, но и они возвращены вам»[3]. Тем самым он хотел показать, что ничего из трофеев себе не оставил.

Глаза бедуинов вылезали из орбит от желания заполучить что-то из мирских благ. Бедуины, освобожденные мекканцы и предводители племен в самые тяжелые времена не принесли никакой пользы религии. Более того, они были преградой для распространения Ислама, пока она не была разрушена верующими, стремящимися к награде от Аллаха. Однако сегодня они заявляли о своем Исламе, чтобы Пророк открыл для них сокровищницы мирской жизни. Если бы их было настолько много, что они могли бы заполнить всю долину, то и это количество из мирских благ Посланник раздал бы им.

Истина в том, что щедростью, мягкостью и снисходительностью он стремился склонить их к истине. Если бы он наказал их за проявленную трусость при Хунейне, то они бы получили серьезное воздаяние.

Имам Ахмад передает, что Абу Талха, один из немногих достойных полководцев, встретил Умму Салим [4] с кинжалом. На вопрос, для чего ей оружие, она ответила: «Если кто-либо из язычников приблизится ко мне, я распорю ему живот». Это было во время битвы при Хунейне. Абу Талха поведал Пророку ﷺ о словах Умму Салим , на что тот рассмеялся. Умму Салим произнесла: «О посланник Аллаха, после я буду убивать тех из освобожденных мекканцев, которые оставили тебя». Пророк ответил: «Воистину, Аллах даровал лучший исход, о Умму Салим» [5].

Удивительно, что бежавшие с битвы при возникшей опасности поспешили заполучить трофеи при появившейся возможности. Пророк ﷺ пожелал проявить снисходительность, забыть о прошлом и приблизить их к Исламу.

Как поступить иначе? Есть люди, которые ведомы к истине больше через утробу, нежели через разум и сердце. Подобно животным, которые протягивают свою голову к охапке сена, пока их не введут в безопасный загон. Точно так же есть люди, которые только через мирское готовы прийти к вере.

Анас ибн Малик передает: «Я шел с посланником Аллаха, на нем была грубая накидка из Наджрана. Подошел бедуин и потянул его за накидку так, что она оставила след на его шее, а затем сказал: «Прикажи выдать мне из богатства, что у тебя». Пророк ﷺ посмотрел в его сторону и улыбнулся, а затем велел дать ему из даров»[6]. Этот бедуин обольстился не мягким нравом и логическими доводами, а земными благами.

Савфан ибн Умайя сказал: «Посланник Аллаха был для меня ненавистнее всех. Он продолжал давать мне из трофеев, пока Аллах не сделал его для меня самым любимым из людей»[7].

Мудрость распределения трофеев

Политика Пророка ﷺ не была понятна поначалу, однако она дала свободу языкам несогласных. Некоторые верующие сочли, что эти лишения свидетельствуют о пренебрежении ими и их семьями.

Имам аль-Бухари передает от ‘Амра ибн Таглиба[8]: «Посланник Ал­лаха ﷺ некоторым дал (из трофеев), а некоторых лишил. Будто они были в чем-то упрекаемы. Потому Пророк произнес: «Я дал народу, опасаясь их нетерпения и тревоги (внутреннее переживание за мирское). Других я оставил на том, что Аллах заложил в их сердцах из блага и богатства. И среди них — ‘Амр ибн Таглиб». ‘Амр передает: «Я не желаю взамен этих слов посланника Аллаха даже красных верблюдов».

Ансары были среди тех, кто понес ущерб по причине данной политики. Они все были лишены доли в трофеях, хотя были призваны в переломный момент и сражались рядом с Пророком ﷺ так, что первоначальное бегство мусульман обернулось победой. И вот они видят, что руки беглецов полны, им же не было даровано ничего.

Абу Са‘ид аль-Худри передает: «Ансаров не было среди тех, между кем посланник Аллаха ﷺ распределил полученные в день Хунейна трофеи — курайшитов и остальных арабов, кого следовало приблизить к религии. Ансары были раздосадованы, один из них сказал: «Клянусь Аллахом, Пророк встретил свой народ». Са‘д ибн ‘Убада доложил Пророку о настроениях мусульман: «Эта группа ансаров испытывает некое непонимание и злобу». Пророк ﷺ спросил: «Почему?» Он ответил: «По причине того, как ты распределил трофеи среди своего народа и других арабов. Из них же никто ничего не получил». Пророк спросил: «А что же ты, Са‘д?» Са‘д ответил: «Я лишь один из числа своего народа».

Тогда Пророк ﷺ велел ему собрать людей в условленном месте и сообщить ему, когда все соберутся.

Когда все собрались, Са‘д произнес: «О посланник Аллаха, собрался этот квартал ансаров, как ты просил». Пророк ﷺ вознес хвалу подобающим Аллаху образом, произнес проповедь и сказал:

— О ансары, разве я не пришел к вам, когда вы были заблудшими, и Аллах направил вас на правильный путь? Вы были нуждающимися, и Аллах вас обогатил. Вы были враждующими, и Аллах вас объединил.

— Да, — сказали они.

— Почему вы не отвечаете, ансары? — воскликнул Пророк ﷺ.

— Что мы должны ответить? Воистину, милость принадлежит Аллаху и Его посланнику.

— Клянусь Аллахом, если бы вы пожелали, то сказали бы и были бы правдивы, и правдивость ваша была бы подтверждена: «Ты пришел к нам отвергнутым, и мы приютили тебя. Ты пришел нуждающимся, и мы поддержали тебя. Ты испытывал страх, и мы обезопасили тебя. Ты был беспомощен, и мы оказали тебе помощь», — произнес Пророк ﷺ.

— Вся милость принадлежит Аллаху и Его посланнику, — молвили ансары.

— Неужто вы испытываете злобу из-за чего-то незначительного и ничтожного из мирского, посредством которого я пытался приблизить народ, покорившийся недавно? Вас же я вверил тому, что Аллах определил для вас из покорности Ему. Неужто вы не желаете, чтобы люди вернулись к себе с баранами и верблюдами, а вы с посланником Аллаха? Клянусь Тем, в Чьей власти моя душа, если бы люди пошли по одному ущелью, а вы — по другому, я бы последовал за вами. Если бы не хиджра, я был бы одним из ансаров. О Аллах, прояви Свою милость к ансарам, к сыновьям ансаров и к сыновьям сыновей ансаров!

По щекам ансаров потекли слезы. Они так сильно плакали, что их бороды намокли. Они молвили:

— Мы довольны Аллахом как Господом и мы довольны Его посланником.

Пророк ﷺ ушел, после чего все разошлись[9].

Ансары в истории призыва являют собой великий пример тех людей, посредством которых претворяются великие миссии. Когда же минуют дни испытаний и приходит время сбора плодов, то появляются другие и собирают эти плоды. Более того, они ударяют по рукам тех, кто их сажал, чтобы они не смогли взять даже малую часть из упавших плодов.

Мы не говорим о мудрости распределения трофеев при Хунейне, которая проявилась в последующем. Речь идет о достоинствах ансаров и их отношении к мирскому ради религии и приближения людей к ней. Они были далеки от вопросов власти, ее заполучили другие, менее достойные. Прошло тридцать лет, власть перешла в руки тех, кто был освобожден в день взятия Мекки. Нет сомнения, что люди, предавшиеся Аллаху, найдут свою великую награду в вечности, более значимую, чем мирские блага.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См.: Ибн Кясир И. Аль-бидая ва ан-нихая. Т. 4. С. 490.

[2] См.: аль-Мубаракфури С. Ар-рахик аль-махтум. С. 386.

[3] См.: Муснад Ахмад. Т. 28. С. 385, хадис № 17154.

[4] Умму Салим бинт Мильхан — сподвижница из числа ансаров племени Хазрадж. Является мамой известного сподвижника Анаса ибн Малика, который в течение десяти лет находился рядом с Пророком и помогал ему в домашних делах. Она также известна как ар-Румейса’. После смерти первого мужа Малика вышла замуж за Абу Талху.

[5] См.: Муснад Ахмад. Т. 21. С. 440, хадис № 14049.

[6] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-Бухари. Т. 4. С. 94, хадис № 3149.

[7] См.: Муснад Ахмад. Т. 45. С. 607, хадис № 27638.

[8] ‘Амр ибн Таглиб — один из сподвижников пророка Мухаммада. Жил в Басре. Входит в число передатчиков хадисов. Дожил до правления Му‘авии ибн Абу Суфьяна. Известен историей, которая упоминается в книге.

[9] См.: Муснад Ахмад. Т. 18. С. 255, хадис № 11730.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1