Наркотики (др.-греч. «приводящий в оцепенение»; «одурманивающий») — природные и синтетические вещества, вызывающие наркоманию; различают «легкие» (например, марихуана) и «тяжелые» наркотики (например, героин)[1].
«Наркомания — это пристрастие к употреблению наркотиков, болезненное влечение, которое приводит к тяжелым нарушениям, в первую очередь, психических и физических функций организма… Наркотик — это яд, он медленно разрушает мозг человека, его психику (внутренние органы — за счет мозгового нарушения, дисфункции нервной системы). Клей «Момент» или бензин превращают людей в умственно неполноценных всего за 3–4 месяца, конопля — за 3–4 года. Употребляющие морфин через 2–3 месяца утрачивают способность к деятельности, перестают ухаживать за собой, теряя человеческий облик. Люди, которые употребляют кокаин, живут не больше четырех лет. Они либо погибают от разрыва сердца, либо оттого, что их носовая перегородка утончается, что приводит к смертельному кровотечению… Все наркоманы долго не живут, вне зависимости от вида употребляемого наркотика. Они утрачивают инстинкт самосохранения, что приводит к тому, что около 60% из них в течение первых двух лет после приобщения к наркотикам предпринимают попытку самоубийства. Многим из них это удается»[2].
Первая и основная причина строгого канонического запрета в Исламе на употребление наркотиков — опьянение рассудка, недееспособность человека в результате приема этих веществ. Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Сторонитесь одурманивающего [спиртное, наркотики и т. п.]! Нет сомнений в том, что оно — ключ всех зол»[3]; «Остерегайтесь всего, что пьянит (дурманит рассудок)!»[4]
В Священном Коране сказано:
«О верующие! Воистину, [и нет сомнений в этом] спиртное, азартные игры… мерзость из дел Сатаны. Сторонитесь же этого! Возможно, вы преуспеете. Поистине, Сатана хочет посеять между вами вражду и ненависть через спиртное и азартные игры и отвратить вас от упоминания Господа и от молитвы. Не прекратить ли вам [заниматься этими скверными и гнусными делами]?! [Прекратите же заниматься этим!]» (см. Св. Коран, 5:90, 91).
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Что опьяняет в большом количестве, запретно (харам) и в малом»[5].
Наркотики всех разновидностей, с точки зрения мусульманского богословия, всеми учеными, как прошлого, так и настоящего времени, без исключения, относятся к категории запретного (харам). «Запретно все то, что опьяняет рассудок», — говорил второй праведный халиф ‘Умар четырнадцать веков назад, подчеркивая, что запретно не только вино, спиртные напитки, но и все то, что имеет схожее с ними воздействие на человека[6].
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) «относил к запретному (харам) все, что опьяняет и делает вялым (ослабляет рассудок)»[7]. Он также говорил: «Остерегайтесь всего, что пьянит (дурманит рассудок)!»[8]
Два коранических аята
По единому мнению мирового сообщества, его здравой и благоразумной части, употребление наркотиков относится к зловредным действиям, а распространение наркотических веществ уголовно преследуется, что включает их в список запрещенного и прямым текстом Корана:
«Он [заключительный Божий посланник] будет призывать совершать благое и запрещать все плохое [с точки зрения общечеловеческой морали]; разрешать [следуя велению Творца] все хорошее [в том числе и то, что в один из прошлых периодов религиозного развития человечества было запретно, например в качестве наказания] и запрещать все скверное [дурное, зловредное, отвратительное — все, что вредит своими последствиями]» (см. Св. Коран, 7:157).
Общепризнанно, что наркотики относятся к тому, что опасно для здоровья индивидуума и общества в целом, употребление и распространение их в разных формах карается судебными инстанциями. В Священном Коране сказано:
«Не бросайте себя своими же руками (по собственной воле) в опасность (на погибель)! Совершайте благие поступки (делайте все наилучшим образом)! Воистину, Аллах (Бог, Господь) любит благородных (тех, кто делает свое дело хорошо) [милует, помогает им, благословляет их — за благородство и усердный труд — на очень высокие результаты]» (см. Св. Коран, 2:195).
Приоритетное наказание за наркоторговлю
Основной мерой пресечения за организацию наркокартелей, дилерских сетей, притонов и т. п., с точки зрения мусульманского Уголовного кодекса, является высшая мера наказания. Подобные формы наказания практикуются в Китае и в пяти ближневосточных странах. К примеру, в ОАЭ наказание за распространение наркотических веществ — смертная казнь либо пожизненное заключение. Употребление также преследуется по закону в виде лишения свободы на срок 4 года.
Ответы на вопросы о наркомании в Исламе
У меня есть брат, он молится пять раз, соблюдает пост. Но он употребляет наркотики. Вопрос вот в чем: может ли он в состоянии наркотического опьянения, даже если он соображает, что говорит, совершать молитву?
Ему нужно лечиться (принудительно), а не молиться. В состоянии любого опьянения кораническим текстом категорически запрещено совершать молитву-намаз.
Наркотики — однозначно и без сомнений — канонически запретны (харам). Старшие должны предпринять соответствующие меры.
Я христианка, но много читаю об Исламе — мне это очень интересно. Я замужем за мусульманином, мы живем в Египте. А дело в том, что многие мужчины в этой стране покуривают гашиш. Мой муж не исключение. Я веду ежедневную борьбу с этой ужасной привычкой. Мало того, что это очень вредно для здоровья и считается грехом, — какие же от него родятся дети! Я испробовала все: и разговоры, и ссылки на его же религию. Ничего не помогает. Подскажите, может, я что-то упустила из виду? Как мне его убедить? Ведь это мой родной человек. Наталия.
Мой муж, за которого я недавно вышла замуж, употребляет наркотики. Я пытаюсь его отговорить, помочь, но ничего не получается. Он не работает. Я живу на деньги, которые мне дают родители. Я люблю своего мужа и не хочу разводиться, но порой просто терпения не хватает.
Его нужно принудительно лечить в хорошей клинике, где восстановят не столько кровь, сколько психику. Вам нужно обязательно переехать с ним, чтобы не было рядом тех, кто толкает его на это.
Заниматься же данным вопросом должны не столько вы, сколько его родные и близкие. Методы должны быть жесткими, уговоры здесь неуместны. Выйти из алкогольной зависимости очень сложно, а из наркотической — особенно.
Я знаю людей, которые оставили это раз и навсегда, сделавшись хорошими семьянинами и членами общества, и тех, кто периодически срывается из-за слабости духа и «хороших» дружков.
Действия должны быть кардинальными. Уговоры, повторяю, и уступки здесь неуместны.
Советую прочитать мою книгу «Мир души», обратив внимание на темы «Измениться дважды» и «В поиске смысла». В первую очередь это важно для вас самой.
Взглянуть глубоко в себя
Та часть человечества, которая последовала за заключительным Божьим посланником, упоминается в Священном Писании как «наилучшая» из тех, что когда-либо следовали за пророками и посланниками Творца[9].
Однако постараемся обстоятельно проанализировать смыслы этого и следующих за ним двух аятов:
«Вы были (!)[10] лучшими из людей [ведь главными присущими вам характеристиками были следующие три]: (1) повелевали совершать благое [начиная с самих себя, побуждали к тому, что для любого здравомыслящего является благим и правильным (ма‘руф)]; (2) запрещали скверное [удалялись сами и старались удалять других от того, что чуждо человеческой природе, что вступает в противоречие с моралью и нравственностью (мункяр)]; (3) уверовали в Аллаха (Бога, Господа, Единого и Единственного Творца всего сущего)[11]. [Вера в Бога называется при перечислении третьей по той простой причине (и только Всевышнему ведомо все), что к верующим приписывает себя большая часть человечества, а вот тех из них, кто соответствовал бы всем трем вышеприведенным критериям, сегодня немного.]
Если бы люди Писания (иудеи и христиане) уверовали [в Бога и последовали бы за пророком Мухаммадом], то это для них было бы лучшим. Среди них есть верующие [в Бога, вкладывающие разные значения в понятие «Бог»], но большая их часть — грешники. [Разве не актуальны последние слова для мусульман и мусульманских государств нашего столетия?!]
Они [люди Писания] никогда не смогут навредить вам, кроме как болью [нанося боль нежеланием понять, слушать, идти навстречу, оскорблениями и необоснованными обвинениями в ваш адрес, причислением вас к язычникам и т. п.]. Если они воюют с вами, то поворачиваются к вам спиной [проигрывают битвы], и не будет им помощи [от Бога].
Где бы они ни оказались, их постигнет унижение, если не будут держаться за Аллаха (за Бога, Господа) [Его милость и благословение] и заключать [соответствующие] соглашения с людьми. Настигнет их гнев Божий, и окажутся они в бедственном положении. Все это за то, что не верили в знамения Всевышнего и убивали пророков, не имея на то никакого права. [Посягательство на жизнь пророков имело место в те прежние периоды, времена Ноя, Авраама, Моисея, Иисуса, а вот сегодня не менее ненавистным Творцу может являться разрушение и уничтожение того, что свято пред Ним. Как и в те далекие времена, когда посягали на жизнь посланников Божьих, так и сегодня встречается немало людей (политических режимов), для которых нет ничего святого. Рано или поздно их постигнет та же участь.] Это [участь униженных и бедствующих] за их грехи и переход границ [дозволенного]» (Св. Коран, 3:110–112)[12].
Если проанализировать, не вдаваясь в подробности, положение более миллиарда живущих сегодня последователей пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует), то мы явно можем отметить для себя, что качества, описанные в вышеприведенных аятах относительно людей Писания, присущи именно современным мусульманам (не всем, но многим):
«Среди них есть верующие, но большая их часть — грешники». Последние также являются верующими, но многочисленность грехов переводит их в категорию грешников (фасикун).
«Где бы они ни были, их будет настигать унижение, если не будут держаться за Аллаха (за Бога, Господа) и заключать [соответствующие] соглашения с людьми».
«И окажутся они в бедственном положении».
«Это за их грехи и переход границ [дозволенного]».
Мало ли сегодня среди мусульман тех, кто употребляет спиртное, наркотики?! Мало ли тех, кто ведет развратный образ жизни (ночные клубы, публичные дома и т. п.)?! Много ли тех, кто неотступен в выполнении обязательств пред Богом (молитва, пост, закят), перед обществом — активная жизненная позиция, неутомимое овладение знаниями и реализация их в жизни; перед семьей — верность, должное воспитание детей в духе набожности и грамотности. Этот список каждый может продолжить самостоятельно, но суть одна — слишком много совершается грехов и слишком часто преступаются границы дозволенного.
А все это по той простой причине, что упомянутые (в начале 110-го аята) три основополагающих качества сегодня, к сожалению, можно встретить крайне редко. Да и непросто, наверное, стать таковыми за один день или даже за десятилетие. Каждый человек — это неповторимый и постоянно развивающийся мир. Вот только в какую сторону он развивается?..
Но справедливости ради нужно отметить, что не все люди такие многогрешные и заслуживающие Божьего гнева.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Новейший словарь иностранных слов и выражений. Минск: Современный литератор, 2007. С. 553.
[2] См.: Вред наркотиков / http://www.bydzdorov.ru/20nark.html.
[3] Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. Аль-Хакима и аль-Байхакы. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 17, хадис № 172, «сахих».
[4] См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 18, хадисы № 179, «сахих» и № 180, «сахих».
[5] Хадис от Джабира и Ибн ‘Амра; св. х. Ахмада, Абу Дауда, ат-Тирмизи, ан-Насаи и др. См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 407, хадис № 3681, «хасан сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. С. 478, хадис № 7815, «хасан».
[6] См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 406, хадис № 3669, «сахих».
[7] См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 407, хадис № 3686.
[8] См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 18, хадисы № 179, «сахих» и № 180, «сахих».
[9] См.: Св. Коран, 3:110.
[10] В подстрочном переводе здесь стоит глагол «были», и, наверное, именно такой перевод наиболее верен. Только за последние столетия мусульмане растеряли многое ценное из присущего им, что было накоплено в первые столетия становления Ислама. А ведь их уважали тогда даже самые непримиримые враги.
[11] Упомянутые три характеристики являются решающими для того, чтобы общество гармонично развивалось и прогрессировало.
[12] Отдельные эпизоды о событиях прошлого (точнее, Средних веков) можно наглядно увидеть в фильме «Царство небесное» режиссера Ридли Скотта, 2005 г.