Логотип umma.ru и переход на главную страницуСеминары Шамиля Аляутдинова
Login icon

Войти

Семинары Шамиля Аляутдинова

Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Меню

Текстовая статья

Послания пророка Мухаммада к огнепоклонникам (Сира 145)

Это фрагмент полного жизнеописания пророка Мухаммада. Следующий фрагмент здесь.

Пророк ﷺ направил своих посланников к правителям огнепоклонства, призывая их к Аллаху и рассказывая о религии Ислам. Если они ей последуют, то в этом случае выйдут из заблуждения к правильному пути. Ответы отличались жесткостью и мягкостью, верой и безверием.

Пророк направил письмо Хосрою Парвизу, правителю Персии: «С именем Аллаха (Бога), Всемилостивого и Милующего. От Мухаммада, посланника Аллаха, к Хосрою, правителю Персии. Мир тому, кто последует прямым путем и уверует в Аллаха и Его посланника. Свидетельствую, что нет бога, кроме Него, и нет у Него сотоварищей. Свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и посланник. Призываю тебя призывом Аллаха. Поистине, я — посланник Аллаха ко всем людям, чтобы предупредить живых и донести Слово о наказании до неверующих. Уверуй, и ты будешь в безопасности, если же откажешься, то на тебе грех всех идолопоклонников»[1].

Хосрой в гневе разорвал письмо, сочтя его посягательством на его высокое положение, наряду с ранее происходившими событиями. Он был повержен римлянами, а теперь арабы обучают его тому, чего он якобы не знает.

Хосрой направил приказ к наместнику Йемена, находившемуся до этого момента под их властью. Он велел двум сильным мужам привести к нему того, кто осмелился с ним переписываться.

Парвиз был глуп, но его статус приписывал ему положение правителя всех правителей. Если к политическому многобожию примешивается еще и религиозное, то мрак покрывается мраком. Безрассудство владело им настолько, что от его правления устали его подданные. Даже его собственный сын восстал против него и убил. Передается, что, когда до посланника Аллаха дошла весть о том, как поступил Хосрой с его посланием, он сказал: «Пусть Аллах разорвет его власть»[2].

Примечательно то, что, когда к наместнику Йемена пришел приказ от Хосроя, он поспешил его исполнить и направил двух человек, которые предстали перед посланником Аллаха ﷺ. Они предложили ему отправиться с ними и ответить на вопросы касательно того, как он поступил. Пророк посмотрел на них и нашел их воспитанными при дворе — их внешний облик был привлекателен, но глубокое внутреннее наполнение отсутствовало. Он обратил внимание, что их усы были закручены, а щеки выбриты, отвернулся от них и сказал: «Горе вам! Кто научил вас так поступать?» Они ответили: «Нам приказал наш господин» [3].

Обожествление правителей было давним серьезным заблуждением. После распространения Ислама оно сошло на нет, но сейчас вновь прослеживаются его следы. Правитель облачается в статус носителя величия, его нельзя спросить о его деяниях, он аннулирует приказы Аллаха, чтобы следовать своим установлениям, он и его ближайшее окружение благоденствуют, но их народ впадает в унизительное положение.

Речь этих двух людей побудила Пророка отправить их туда, откуда они пришли. Он сказал передать правителю Йемена: «Сообщите, что мой Господь убил этой ночью его господина». Он знал о погибели Хосроя. В сердца правителя Йемена и его окружения запали его слова. Потому Ислам удивительным образом распространился в южной части полуострова среди двух групп: среди христиан и огнепоклонников.

Пророк направил аль-‘Аля’ ибн аль-Хадрами[4] с посланием к правителю Бахрейна по имени аль-Мунзир ибн Сава. Это был умный и праведный человек, он радушно встретил призыв и принял его.

Аль-‘Аля’ проявил красноречие, чтобы призвать в Ислам и раскрыть его красоты перед ним.

Из того, что он сказал, было: «О Мунзир, поистине, в этой мирской жизни тебе присущ великий ум, пусть же не будет он мелким касательно вечности. Огнепоклонство — худшая религия, в ней нет почтения арабов и нет знаний о Писании. Они женятся на том, с кем стесняешься заключать брак. Едят то, что вызывает отвращение, поклоняются огню, который поглотит их в День Воскресения. Ты не из тех, кто безрассуден. Призадумайся, разве возможно не признать правдивым того, кто не лжет в мирской жизни? Разве можно не довериться тому, кто не обманывает? Разве можно не полагаться на того, кто ничего не боится? Вот он, безграмотный Пророк, и никто из обладающих разумом не может сказать: «Ах, если бы то, к чему он призывает, он запрещал?! Или удерживал от того, что вменял?! Если бы приумножил свое прощение или приумножил свое наказание?!» Все, что от него исходит — то, что хотели бы видеть обладатели разума».

Мунзир принял Ислам и призвал свой народ: были те, кто стал мусульманами, и те, кто пожелал остаться огнепоклонником или иудеем. Когда он посоветовался с Пророком, как поступить с ними, тот ответил: «Кто останется на огнепоклонстве или иудаизме, пусть выплачивает поземельный налог»[5].

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См.: аль-Худри М. Нур аль-якын фи сира сайид аль-мурсалин [Ясный свет в жизнеописании Господина посланников]. Дамаск: аль-Файха’, 2004. С. 177.

[2] См.: Ибн Кясир И. Аль-бидая ва ан-нихая. Т. 9. С. 143.

[3] См.: Ибн Са‘д М. Ат-табакат аль-кубра [Великие степени]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. Т. 1. С. 347.

[4] Аль-‘Аля’ ибн ‘Абдуллах аль-Хадрами — сподвижник пророка Мухаммада. Был из числа писцов, фиксировавших Божественные откровения. Посланник Аллаха отправил его с посланием к правителю Бахрейна по имени аль-Мунзир ибн Сава. После смерти аль-Мунзира был назначен правителем Бахрейна и оставался на этой должности даже после смерти пророка Мухаммада. Умер в период правления ‘Умара ибн аль-Хаттаба в 13 г. по хиджре (635 г. по григор.). Является передатчиком хадисов от пророка Мухаммада.

[5] См.: Ибн Кайим аль-Джаузия. Зад аль-ма‘ад фи хадйи хайр аль-‘ибад. Т. 3. С. 605.

Послания к огнепоклонникам

Сира

Сира Пророка

Жизнеописание пророка Мухаммада

Хосрой

Огнепоклонники

Смотрите также

Аят дня

Хадис дня

2:25

Обрадуй [о Мухаммад] верующих, совершающих благие дела! Им [в вечной обители уготованы] райские сады, под которыми текут реки [возле деревьев, кустарников и прекрасных дворцов, спокойно и безмятежно]. Каждый раз, как подадут им плоды из райских садов, они будут удивляться: «Это то же самое, что было предоставлено нам ранее. [Нечто подобное мы уже ели]». А дадут им лишь похожее [по отдельным характеристикам, но по сути своей, на вкус — абсолютно иное]. У них там [у каждого из обитателей Рая] вторая половина [для мужчины — супруга, для женщины — супруг], причем абсолютно чистые [чистые душой и телом, идеальные, без тех изъянов, которые, возможно, были присущи им в мирской обители; приятные во всех аспектах и нюансах, добродушные, окруженные неописуемым ореолом ароматов притягательности и совершенства]. Они там пребудут вечно [смерть там не властна, вошедший туда никогда не будет изгнан] (Св. Коран, 2:25).

Читать полностью

Читать подробнее аят дня или хадис дня
Семинар в Алматы

Новые материалы

Мы в социальных сетях

Переход на страницу umma.ru в TwitterПереход на страницу umma.ru в VKПереход на канал umma.ru в YouTubeПереход на страницу umma.ru в okПереход на страницу umma.ru в VimeoПереход на канал umma.ru в TelegramПереход на страницу umma.ru в SoundcloudПереход на страницу umma.ru в DzenПереход на страницу umma.ru в YMusic