Это фрагмент полного жизнеописания пророка Мухаммада. Следующий фрагмент здесь.
Как известно, в последние дни мирской жизни Пророка ﷺ его тело было охвачено сильными болями. Все началось с острой головной боли в конце месяца Сафар 11-го года по хиджре (633 г. по григор.). В момент нахождения в комнате его супруги по имени Маймуна муки и боли заметно усилились. Да настолько, что он был не в состоянии самостоятельно передвигаться.
Было принято решение, после согласия остальных жен, на его перемещение в комнату ‘Айши. С обвязанной головой, еле волоча ноги, опираясь на Фадля ибн ‘Аббаса и ‘Али ибн Абу Талиба, посланник Аллаха ﷺ направился в ее комнату[1]. Там боли снова усилились, тело охватил жар. Тогда он велел принести воды, причем много воды, чтобы ею остудиться. «Полейте на меня семь бурдюков воды из разных колодцев...»
‘Айша передавала: «Мы посадили его в большой таз, принадлежавший Хафсе. Потом начали лить воду, пока он не произнес: «Достаточно, достаточно» [2].
Почувствовав облегчение, Пророк ﷺ пригласил Фадля, сына его дяди ‘Аббаса, и с его помощью вышел в мечеть. Сев на минбар, он велел созвать людей.
Полдень затеняли печаль и великая скорбь. Люди, потерянные и взволнованные, устремились к человеку, который оживил их мертвые сердца и вывел их и их семьи из многослойной тьмы к свету истины.
Они увидели Пророка ﷺ ослабленным, жизненная сила постепенно покидала его. Его сильное, непоколебимое тело сопротивлялось атакам бушующей болезни. Однако посланник Аллаха ﷺ, несмотря на свое самочувствие, продолжил общаться с людьми, делясь с ними знаниями и обучая их основам нравственности. Люди затихли и внимательно слушали его.
Пророк ﷺ чувствовал приближение своей смерти и желал предстать перед Аллахом с чистым сердцем и душой, полностью выполнив свою миссию и обязательства перед людьми. Воистину, посланник Аллаха ﷺ всегда стремился к справедливости, и вряд ли бы нашелся человек, который обвинил бы его в ущемлении прав или невыполнении им своих обязательств.
Однако всем сынам Адама присуща невнимательность, которая может привести к случайным ошибкам. Поэтому Пророк ﷺ обратился к людям, дабы его совесть была чиста.
Посланник Аллаха ﷺ обратился к ним со словами, вызвавшими некоторое недоумение. Он сказал: «О люди, воистину я возношу хвалу Аллаху, помимо Которого нет иного божества. Если кого-то я обидел телесно, возможно, ударив по спине, то вот — моя спина, вы вправе совершить возмездие. Если кого-то я задел морально, затронув его честь, то вот — моя честь, вы вправе отплатить мне. Прислушайтесь, воистину неприязнь, злоба не соответствуют моей природе и характеру. Прислушайтесь, наиболее любимым для меня явится тот, чьи права не останутся ущемленными, кто восстановит свои права. И я предстану перед Аллахом со спокойной душой»[3].
Только призадумайтесь, посланник Аллаха, лучшее создание Всевышнего Творца, олицетворявший собою самые высокие и совершенные нравы и качества, смиренно обращается ко всем собравшимся с просьбой восстановить их, возможно, когда-либо ущемленные права, причем путем возмездия.
Тем самым давая понять, что он — человек, способный допустить непреднамеренные ошибки, нанеся кому-то обиду или боль, за которые готов нести ответ. Посланник этим примером показывает всем нам, насколько важно бережно относиться друг к другу, помнить об ответственности за каждый свой поступок и к моменту ухода из мирской жизни надо позаботиться об исправлении допущенных огрехов и восстановлении нарушенных прав других лиц.
Известный хадис гласит: как-то раз посланник Всевышнего ﷺ обратился к своим сподвижникам с вопросом: «Знаете ли вы, кто есть банкрот?»
На что люди поспешили ответить: «Банкрот среди нас тот, у кого нет ни товара, ни денег».
Пророк Мухаммад ﷺ произнес: «Банкрот, в среде моих последователей, тот, кто придет в День Воскрешения с выполненными им ранее молитвами, постом, выплаченным закятом, но одновременно окажется, что он кого-то обругал, кого-то опорочил, бесправно использовал чье-то имущество, пролил чью-то кровь, кого-то ударил. И за это ему придется расплачиваться своими благими делами. Если же его благие дела иссякнут до расплаты за грехи, тогда он начнет забирать грехи обиженных, притесненных им людей. После чего он будет брошен в адский огонь»[4].
*
На лицах собравшихся в тот день в мечети Пророка людей появилось удивление и недоумение. Заметив это, Пророк ﷺ продолжил: «Я вижу, что этих слов недостаточно, и мне придется еще неоднократно обращаться к вам». Фадль передает: «Пророк спустился, совершил полуденную молитву, а затем вновь поднялся на минбар и повторил свою речь, подчеркивая, что неприязнь не соответствует его характеру и что он желал бы, чтобы ничьи права не остались ущемленными. Один из собравшихся поднялся и промолвил: «О посланник Аллаха, у тебя принадлежащие мне три дирхема». Пророк произнес: «О Фадль, передай ему их!»
Посланник ﷺ призвал: «О люди, если у кого-то остались какие-то обязательства, то пусть выполнит их. И не говорите: «Позор мирской жизни. Учтите, позор мирской жизни значительно легче (перенести) нежели позор вечности!» Встал еще один из присутствующих и сказал: «О посланник Аллаха, у меня есть три дирхема, которые я утаил из трофеев». Пророк спросил: «Почему ты это сделал?» Он ответил: «Я в них нуждался». Пророк произнес: «Фадль, забери их у него!»
Затем Посланник ﷺ сказал: «О люди, если кто-то в чем-то, относительно себя, опасается, то пусть встанет, и я за него прочитаю ду‘а». Один из присутствовавших поднялся, произнося: «О Посланник, мне присущи ложь и даже непристойность, а еще я много сплю». Пророк воззвал: «О Аллах, даруй ему в виде удела правдивость, веру и удали от него чрезмерный сон». Встал другой, признаваясь: «Клянусь Аллахом, о Посланник, я лжив. Я, воистину, лицемер. И есть еще многое греховное, что я совершил». Вдруг с места вскочил ‘Умар ибн аль-Хаттаб и закричал: «Ты опозорил себя!» Но Пророк терпеливо и мудро поправил: «О сын аль-Хаттаба, позор мирской жизни многократно меньше, нежели позор вечности!» А затем воззвал: «О Аллах, надели его правдивостью, верой и сделай его положение более благостным»[5].
Абсолютное совершенство — это то, чего хотел бы достичь любой, однако человеку свойственны и грехи, и ошибки. Если обладать волей, целеустремленностью, то процесс самосовершенствования под силу каждому, тем более что всегда есть над чем работать, дабы достойно пройти жизненный путь. Вероятно, не будь наших просчетов, ошибок или недостатков, не было бы повода и причин для работы над собой. Если бы не наши человеческие изъяны, нас не ожидала бы та внутренняя работа, которую предстоит проделать. Известный хадис гласит: «Все сыны Адама — ошибающиеся. Но наилучшие из них — кающиеся, стремящиеся исправиться и измениться»[6].
Чтобы начать новый, более возвышенный этап в своей жизни, прежде всего, следует начать думать, анализировать и действовать по-другому. Причем сперва нужно познать и признать свои слабые стороны, огрехи и недостатки. Как раз к этому и призвал нас пророк Мухаммад ﷺ. А затем, посредством молитв, мыслей и деяний начать кардинально меняться в лучшую сторону.
Научить человечество избавляться от собственных пороков и изъянов — одна из главных миссий нашего Пророка и иных посланников Божьих.
Верующим должна быть присуща нацеленность на свет и чистоту, даже если и придется преодолевать свою же кромешную тьму. Каждый должен постараться найти тот собственный луч Божественного света, который озарил бы его жизненный путь и исцелил от всего порочного, бездуховного и безнравственного.
*
Пророк Мухаммад ﷺ вернулся в свою комнату, прилегавшую к мечети. Он не привык отдыхать, но в этот раз его ложе стало местом противостояния болезни.
Было много вопросов, по которым требовалось вынести решения, и это требовало сил и осознанного подхода. Однако тяжесть болезни настолько пленила Пророка ﷺ, заковав в свои оковы, что он не мог от них освободиться.
Когда жар и боль немного ослабевали, посланник Аллаха ﷺ отправлялся в мечеть, чтобы обратить последние взоры на общину, которую он взрастил и которую так сильно полюбил.
Абу Са‘ид аль-Худри передает, что посланник Всевышнего ﷺ в один из дней сел на минбар и сказал: «Воистину, Аллах предоставил рабу Своему право выбора между усладами этой мирской жизни и тем, что есть у Аллаха. Он же выбрал то, что у Аллаха».
После этих слов Абу Бакр сильно заплакал и произнес: «Нашим выкупом для тебя являются наши отцы и наши матери! Ты для нас ценнее всего и вся!»
Абу Са‘ид продолжает: «И мы удивились его поведению. Люди сказали: «Посмотрите на этого старца! Посланник Аллаха рассказывает о неком рабе, которому Аллах предоставил выбор, а он говорит, что Пророк дороже ему, чем отец и мать». Воистину, именно посланник Аллаха был тем, кому был предоставлен выбор. И Абу Бакр лучше нас это понимал» [7].
Посланник Аллаха сказал: «Самый надежный из людей для меня в сподвижничестве и имуществе — это Абу Бакр. Если бы я выбирал ближайшего друга (халиля), то я бы выбрал Абу Бакра, однако же братство во имя Ислама».
В другом предании говорится: «… однако же сподвижничество и братство во имя веры до тех пор, пока Аллах не соберет нас возле Себя»[8].
Временами болезнь отступала, и тогда те, чьи сердца были преисполнены искренней любовью к Посланнику, наполнялись надеждой, что к Пророку придет исцеление и он вновь продолжит борьбу на пути Аллаха, одаривая людей своей дружбой, открытостью и милосердием.
‘Абдуллах ибн Ка‘б ибн Малик[9] передает, что Ибн ‘Аббас сообщил ему, что ‘Али ибн Абу Талиб как-то вышел от посланника Аллаха ﷺ в тот момент, когда тот испытывал боль, по причине которой он скончался. И люди спросили: «О Абу аль-Хасан, как Пророк встретил утро, как он себя чувствует?»
‘Али ответил, что Пророк ﷺ по милости Аллаха проснулся здоровым. Тогда ‘Аббас ибн ‘Абдуль-мутталиб взял его за руку и сказал: «Откуда тебе знать, воистину, спустя время и ты будешь обладателем трости. Я думаю, что посланник Аллаха вскоре скончается по причине этой болезни. Мне знакомы лица рода ‘Абдульмутталиба, которые были при смерти. Пойди к посланнику Аллаха и испроси его, кому будет вверено дело правления после него. Если это будет кто-то из нас, то мы об этом узнаем, если же правление будет передано другим, то он завещает обходиться с нами хорошо».
‘Али сказал: «Клянусь Аллахом, если мы спросим об этом сейчас, и он лишит нас этого права, люди никогда не передадут нам власть. Клянусь, я не буду просить у Посланника об этом»[10].
Становится ясным, что ‘Аббас подразумевал именно вопросы правления. Он почувствовал то, что Пророк ﷺ пребывает в предсмертном состоянии. То, что он ранее видел родственников при смерти, сделало его проницательным и позволило определить последующий исход. Кроме того, он был главой рода Хашима, поэтому его беспокоил вопрос передачи власти после смерти Пророка ﷺ.
‘Али имел особый статус как перед Пророком ﷺ, так и перед людьми, кроме этого, он был первым из рода Хашима, кто мог быть избран для продолжения миссии. Поэтому ‘Аббас решил именно с ним поделиться своими переживаниями и предположениями. Однако ‘Али не желал общаться с Пророком ﷺ касательно данного вопроса и предпочел оставить его на усмотрение самих мусульман.
Пророк Мухаммад ﷺ в какой-то момент пожелал оставить некое завещание, дабы не допустить смуты среди желающих заполучить власть. Однако в последующем он пришел к мнению, что мусульмане сами должны определить свое будущее и самостоятельно выбрать правителя[11].
*
Воздействие болезни усилилось, и Пророк ﷺ начал испытывать настолько сильные муки, что Фатиме было очень тяжело смотреть на отца. Она воскликнула: «О горе моему папочке!» Тогда Пророк ﷺ сказал: «Нет скорби для твоего отца после сегодняшнего дня»[12].
Вести о состоянии Пророка ﷺ дошли до войска Усамы, и печаль распространилась среди воинов.
Мухаммад ибн Усама[13] от своего отца передает: «Когда болезнь посланника Аллаха ﷺ усилилась, я и люди, которые были рядом со мною, поспешили в Медину. Мы зашли к Посланнику, он молчал, не разговаривал. Он стал поднимать руку к небесам, а потом опускать и класть на меня. Тогда я понял, что он читает за меня ду‘а»[14].
*
Пророк Мухаммад ﷺ потерял сознание, и члены его семьи положили ему в рот лекарство. Когда Пророк ﷺ пришел в себя, он выразил неприятие их поступку.
Рядом с ним был бокал с водой, куда он опускал руку, а потом протирал лицо и говорил: «О Аллах, помоги мне в предсмертной агонии!»
Когда Посланник ﷺ стал не в состоянии совершать молитву, то в качестве имама он решил поставить Абу Бакра. ‘Айша опасалась того, что люди его не примут и увидят в этом плохое предзнаменование. Она сказала, что Абу Бакр очень мягкосердечный человек, и, став на место Пророка, он не сможет в полной мере исполнить возложенное на него. Но Пророк ﷺ велел: «Прикажите Абу Бакру, пускай он возглавит молитву!»
‘Айша несколько раз повторила свое несогласие, и тогда посланник Аллаха ﷺ выразил свое негодование и сказал: «Воистину, вы — женщины периода Юсуфа» и вновь попросил приказать Абу Бакру возглавить молитву[15].
Дни, когда Пророк ﷺ не мог выступить в молитве имамом, были для него самыми тяжелыми. Достоверно известно, что он ﷺ сказал: «Поистине я испытываю боль подобно тому, как эту боль испытывают двое мужчин из вас»[16].
Несмотря на тяжесть и боль, которую переносило тело Пророка ﷺ во время жара и лихорадки, он оставался в сознании и был поглощен учениями, которые он должен был напомнить людям. Он боялся, что его умма отступит назад, что мусульмане привяжутся к людям, к могилам подобно тому, как поступили прежние люди Писания. Его непоколебимость и строгость в вопросе признания единства Одного Аллаха сподвигла его к тому, что, даже перенося смертную агонию, он напоминал об опасности и плачевности подобных поступков.
‘Айша и Ибн ‘Аббас передают: «Когда посланника Аллаха постигла слабость, он начал накидывать себе на лицо свою накидку, а снимая ее с лица, произносил: «Божье проклятие иудеям и христианам, они превратили могилы своих пророков в мечети»[17].
Также он опасался порочности и высокомерия, которые могут поглотить его общину. Воистину, те, кто следует за прихотями порочности, забывают о молитве. Те же, кто следует за прихотями высокомерия, начинают бесчинствовать по отношению к тем, кто находится под их властью из числа подчиненных. И община, которую охватят эти пороки, не пригодна к этой жизни, а жизнь не пригодна для нее! Для Аллаха легко оставить эту общину, чтобы она встретила воздаяние за то, что вершит: позор в мирской жизни и наказание в вечности. Эти переживания и страх за будущее своих последователей подтолкнули Пророка ﷺ к тому, что даже испуская последние вздохи, он продолжал напоминать мусульманам о том, что несет благо, призывая придерживаться этого.
Анас ибн Малик передает: «Последним завещанием посланника Аллаха ﷺ, сказанным, когда к нему подступила смерть, было следующее: «[Будьте трепетны к ] молитве-намазу и тому, чем владеют ваши десницы». Он повторял эти слова, пока в его груди не возникло шипение и его язык с трудом мог изъясниться[18].
*
Возможно, Пророка ﷺ охватывало сильное желание присутствовать на коллективной молитве и увидеть сподвижников в последние дни своей жизни. Несмотря на изможденное состояние, пересиливая себя, он выходил в мечеть из комнаты ‘Айши и совершал коллективную молитву сидя.
Ибн ‘Аббас передает, что когда Пророк ﷺ заболел, он велел возглавить молитву Абу Бакру. Однажды, почувствовав облегчение, Пророк ﷺ вышел в мечеть. Абу Бакр, заметив его, попятился назад, желая уступить место имама, однако Посланник дал ему знак оставаться на месте, а сам сел по левую сторону от него и продолжил читать аят, до которого дошел Абу Бакр. Абу Бакр следовал за Пророком ﷺ, а люди следовали за Абу Бакром[19].
Абу Бакр продолжал возглавлять молитвы в период, когда Пророк ﷺ болел, вплоть до утра того дня, когда его душа покинула этот бренный мир. Но даже в этот день сердце Посланника ﷺ было связано с уммой. И Аллах, будто желая успокоить Пророка ﷺ, дал ему возможность засвидетельствовать в последние мгновения жизни совершенство следования его последователей Божьим велениям и пророческим назиданиям.
В понедельник утром люди поспешили в мечеть и выстроились в ряды для совершения утренней молитвы, преисполненные трепетом и набожностью. Они стояли позади имама, сердце которого было мягким и наполненным искренностью. Пророк ﷺ приоткрыл завесу из комнаты ‘Айши и вышел к людям.
Мусульмане настолько обрадовались Пророку ﷺ, что от сильного волнения чуть не отвлеклись от молитвы. Они начали освобождать место для посланника Аллаха ﷺ, но он дал знак, чтобы они оставались на местах и продолжали молитву. На лице Пророка ﷺ засияла улыбка, выражающая радость и довольство. Анас ибн Малик передает: «Я не видел посланника Аллаха красивее, чем в тот час»[20].
После молитвы сподвижники поспешили по своим делам, предполагая, что Пророку стало лучше и он пошел на поправку. Однако как оказалось потом, это был прощальный взгляд Посланника на своих последователей. Пророк вернулся в комнату и лег, положив свою голову на подол ‘Айши. Началась предсмертная агония.
Незадолго до смерти Пророк почистил зубы мисваком, затем начал опускать свою руку в находившийся рядом сосуд с водой и проводить ею по своему лицу. При этом он повторял:
لا إله إلا الله ، إنّ للموت سكرات
Перевод: «Нет бога, кроме Аллаха, поистине, смерти (предшествует) агония!»[21]
После этого посланник Аллаха ﷺ поднял вверх свою руку, устремил взгляд вверх и зашевелил губами. ‘Айша прислушалась к его словам. Он молил и просил Всевышнего Аллаха со словами:
اللهم اغْفِرْ لِي و ارْحَمْنِي و أَلْحِقْنِي بِالرَّفِيقِ الأعلَى ، اللهم الرفيق الأعلى
Перевод: «О Аллах, прости и помилуй меня и присоедини меня к наивысшему сообществу (пророков и праведников в райской обители)! О Аллах, наивысшее сообщество!»[22]
Последние слова посланник Аллаха ﷺ повторил трижды, а потом рука его резко опустилась и он покинул этот бренный мир.
‘Айша произнесла: «Тебе был дан выбор, и ты выбрал. Клянусь Тем, Кто послал тебя с истиной».
Передаются слова Анаса ибн Малика: «Я никогда не видел более радостного и светлого дня, чем тот, когда посланник Аллаха ﷺ прибыл к нам в Медину, как и не было у меня более отвратительного и мрачного дня, чем тот, когда посланник Аллаха покинул этот мир»[23].
Как известно, Пророк Мухаммад ﷺ ушел из этой жизни в понедельник двенадцатого числа месяца Раби‘ аль-авваль одиннадцатого года по хиджре (633 г. по григор.) в возрасте 63 лет.
Реакция сподвижников на смерть Пророка
Весть о тяжелой утрате разнеслась по всей Медине, окутав мраком великой печали ее окрестности. Эта весть была гулом в ушах и тяжестью в душах, люди были в недоумении.
Верующие почувствовали, что горизонты Медины покрылись мраком. Это сотрясение от потери ввергло мусульман в состояние растерянности, они не знали и не понимали, что делать.
‘Умар ибн аль-Хаттаб, узнавший о случившемся, едва не лишился рассудка. Он стоял среди людей и повторял: «Люди из числа лицемеров утверждают, что посланник Аллаха умер, но, поистине, Посланник не умер, а отправился к Господу своему подобно тому, как сделал это Муса ибн ‘Имран, который покинул свой народ на сорок дней, а потом вернулся к людям вопреки утверждениям о его смерти! Клянусь Аллахом, посланник Аллаха непременно вернется, и он отрубит руки и ноги тем, кто утверждает, что будто бы он мертв».
Абу Бакр же своей проницательностью и уравновешенностью, напротив, внес мудрейший и ценный вклад в должное восприятие людьми произошедшего. Он тотчас прискакал на коне от своего дома и поспешил в мечеть.
Ни с кем не перемолвившись словом, он вошел к ‘Айше и подошел к бездыханному телу посланника Аллаха ﷺ, которое было завернуто в йеменский плащ. Открыв лицо Пророка, он наклонился, поцеловал его и заплакал, а потом сказал: «Да станут отец мой и мать выкупом за тебя! Аллах не даст тебе вкусить смерть дважды. Что же касается той смерти, которая была тебе суждена, то ты уже встретил ее!»
А потом Абу Бакр вышел к людям, с которыми общался в тот момент ‘Умар, и обратился к нему: «Послушай, о ‘Умар!», но тот продолжал говорить. Люди отошли от ‘Умара, подойдя к Абу Бакру, который громко произнес: «Кто из вас поклонялся Мухаммаду, пусть знает, что Мухаммад умер, а кто из вас поклоняется Аллаху, пусть помнит, что, поистине, Аллах — Живой, Который не умрет! Аллах Всевышний повелел:
Сообщается, что Ибн ‘Аббас после этого клялся: «И, клянусь Аллахом, казалось, что до того, как этот аят прочитал Абу Бакр, люди и не знали, что Аллах ниспослал его. До сознания всех людей дошел смысл зачитанного аята, и не осталось никого, кто не повторял бы его».
‘Умар произнес: «Клянусь Аллахом, когда я услышал, как Абу Бакр читает этот аят, ноги у меня подкосились, и я пал на землю, (только тогда) по-настоящему поняв, что Пророк покинул этот бренный мир!»[24]
В своде хадисов имама аль-Бухари передается: «Посланник Аллаха не оставил после себя ни дирхема, ни динара, ни раба, ни рабыню. После него остались лишь белая верблюдица, на которой он ездил верхом, меч и земля, которую он оставил как садаку для путников»[25].
Пусть Всевышний дарует нам силы и стремление следовать пути нашего Пророка, хранить его в своих сердцах, словах и поступках. Благодарить Аллаха за величайшее благо быть достойной составляющей его многочисленной уммы.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: аль-Мубаракфури С. Ар-рахик аль-махтум. С. 427.
[2] См.: Муснад Ахмад. Т. 43. С. 87, хадис № 25915.
[3] См.: ат-Табарани С. Аль-му‘жам аль-авсат. Т. 3. С. 104, хадис № 2629.
[4] См.: ан-Найсабури М. Сахих Муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 1040, хадис № 2581.
[5] См.: Ибн Кясир И. Аль-бидая ва ан-нихая. Т. 8. С. 45.
[6] См.: Ибн Маджа М. Сунан. В 5 т. Т. 2. С. 420, хадис № 4251.
[7] См.: Ибн Асир М. Джами‘ аль-усуль. Т. 8. С. 586, хадис № 6406.
[8] См.: Ибн Хишам. Ас-сира ан-набавия. Т. 2. С. 650.
[9] Абу Фудаля ‘Абдуллах ибн Ка‘б ибн Малик аль-Ансари аль-Мадани — один из сподвижников пророка Мухаммада из числа ансаров. Сын известного сподвижника Ка‘ба ибн Малика. Является передатчиком хадисов от пророка Мухаммада. Приводится, что умер в 97 либо 98 г. по хиджре (716 или 717 г. по григор.).
[10] См.: Муснад Ахмад. Т. 4. С. 206, хадис № 2374.
[11] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-Бухари. Т. 6. С. 9, хадис № 4432.
[12] См.: Ибн Маджа М. Сунан. В 5 т. Т. 1. С. 521, хадис № 1629.
[13] Мухаммад ибн Усама ибн Зейд — сподвижник пророка Мухаммада, сын известного сподвижника по имени Усама ибн Зейд. Передавал хадисы посланника Всевышнего. В цепочке передатчиков считается надежным. Умер в Медине после смерти аль-Валида ибн ‘Абдуль-малика.
[14] См.: Муснад Ахмад. Т. 36. С. 89, хадис № 21755.
[15] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-Бухари. Т. 1. С. 133, хадис № 664.
[16] См.: Муснад Ахмад. Т. 6. С. 116, хадис № 3618.
[17] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-Бухари. Т. 6. С. 11, хадис № 4443.
[18] См.: Муснад Ахмад. Т. 19. С. 209, хадис № 12169.
[19] Там же. Т. 3. С. 487, хадис № 2055.
[20] См.: аль-Баззар А. Муснад аль-баззар. Т. 13. С. 22, хадис № 6321.
[21] См.: аль-Мубаракфури С. Ар-рахик аль-махтум. С. 469.
[22] См.: аль-Мубаракфури С. Ар-рахик аль-махтум. С. 469.
[23] См.: ан-Насаи А. Ас-сунан аль-кубра. Т. 6. С. 390, хадис № 7065.
[24] См.: аль-Газали А. Бидаят аль-хидая. С 361.
[25] См.: Муснад Ахмад. Т. 41. С. 502, хадис № 25053.