Это фрагмент полного жизнеописания пророка Мухаммада. Следующий фрагмент здесь.
Расширение границ призыва настолько, что он охватил всю населяемую территорию земли, — это дело, которое относительно того момента заставляет одновременно восхищаться и призадуматься. Даже сами арабы не могли принять, что пророчество дано одному из них. Часть из них продолжала упорствовать в неверии и отрицании, что для многих стало непоколебимой истиной.
«Когда они [твои, Мухаммад, недруги, безбожники и язычники] видят тебя, то серьезно не воспринимают, говорят, насмехаясь: «Это его ли Аллах (Бог) избрал Своим посланником?!» (Св. Коран, 25:41)
Каково же будет положение римлян и неарабов, которые считают арабов ниже их уровнем во всем: в цивилизации, культуре, политике? Неужто они не будут более ярыми в насмехательствах и в отрицании?
Однако же носители высоких миссий не смотрят на дела через призму сиюминутных обстоятельств. Поистине, по причине их глубокой уверенности в правоте их идеи и неизбежности ее распространения они считают все трудности незначительными. Если даже трудности представляют собой высокие горы, то со временем они превращаются в пыль.
Неудивительно, что посланники, которые были подкрепляемы Откровением, вели переписку с правителями — они были уверены в возвышении истины. Это то, что волновало Пророка, когда он был озабочен наставлением бедуинов, странствующих по пустыне. Порой призыв был мягок, порой отличался жесткостью. Также он считал важным и значимым призвать правителей других народов, дабы они задумались над новой религией и приняли ее.
Какова разница между лихорадкой, которая настигает короля и нищего? Воистину, врач в обоих случаях назначает одинаковое лечение и предпринимает против ее распространения одни и те же меры. Пророк желал для взрослых и малых исцеления от болезней души, он хотел дать им лекарство, посредством которого они обретут здоровье.
«В Коране Нами заложено исцеление [от душевных болезней и негативных психологических состояний; целительная сила] и милость для верующих [уверовавших, что он от Бога]. Грешникам же [язычникам, безбожникам или атеистам] Коран приумножит лишь потери (убытки) [ничего хорошего они из него извлечь не смогут, не найдут в нем ни успокоения, ни умиротворения, ни счастья, пока не изменятся изнутри]» (Св. Коран, 17:82).
Неудивительно, что Пророк ﷺ стремился помочь всем: и господам, и рабам. Возможно, короли защищены высокими стенами, окружены свитой и войском, обольщены красотами и богатствами. Какой же глаз обольстится этими прелестями? Воистину, лечащий врач волнуется лишь об ослабшем теле больного. Пророки видели в народе невежество и желали обучать и направлять людей. Порой мирское осложняло их путь, приумножая ответственность и спрос. Силы, которые направлены на охрану лживого, долго не продлят свое существование, подобно тому как ночь кажется длинной для того, кого постигла бессонница. Но рано или поздно восходит солнце — Аллах Своим знамением срывает завесы тьмы.
Поэтому Пророк сказал посланникам правителя Йемена, когда они к нему пришли: «Сообщите ему, что моя религия и власть достигнет пределов, достигнутых Хосроем. Достигнет тех мест, до которых могут дойти верховые животные. Скажите ему, что если он покорится, то я дарую ему власть над его народом»[1].
Да, он, находясь в Медине, назначает правителя и снимает с поста по причине того, что он послан Правителем всех правителей — Господом небес и земли.
Естественно, что арабы-язычники слышали о пророческих посланиях и отслеживали последствия происходящего. Когда они услышали о том, как поступил и как отреагировал Хосрой, сын Хурмуза, они сочли это благой вестью. Одни обратились к другим со словами: «Избавились ли вы от этого человека (Мухаммада)? Хосрой, правитель правителей, займется им». Эти слова распространились в Мекке и Таифе.
Спустя время Хосрой погиб, а Ислам продолжил охватывать умы и города. Пришли вести о том, что посланники Мухаммада смогли распространить Ислам в некоторых местах и утвердить верный путь. Ислам распространился в Йемене, Омане и Бахрейне. Многие племена язычников стали подумывать о присоединении к правлению Мухаммада, территория неверия день за днем уменьшалась под натиском Божественного Откровения, но еще оставались упорствующие в своем неверии.
«Мы позволили им [язычникам, безбожникам, атеистам] и их предкам жить в достатке (в изобилии, окруженными дарами и благами природы, плодами научного прогресса), что продолжалось долгое время [и они решили, что чего-то могут в этой жизни, что-то от них зависит]. Разве они не замечают, что земля постепенно урезается, уменьшается Нами с концов [просторы ее и ресурсы не постоянны, жизнь набирает скорость: кто не успел, тот опоздал]? Что же это они, думают, будто всегда будут победителями?!
Скажи [Мухаммад]: «Мои предупреждения основаны на Божественном Откровении [я не придумал это и не выдумал]» (Св. Коран: 21:44, 45).
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Ибн Кясир И. Аль-бидая ва ан-нихая. Т. 6. С. 487.