Это фрагмент полного жизнеописания пророка Мухаммада. Следующий фрагмент здесь.
Мусульмане похоронили гнев в своих душах и не поддались печали по причине произошедшего. Многочисленность врагов побуждала их не падать духом, напротив, они демонстрировали силу, чтобы защитить себя от козней и не дать нанести себе вред тем, кто только и ждал от них, когда они проявят слабость.
Поражением при Ухуде воспользовались лицемеры и иудеи, а также испытывающие неприязнь к Мухаммаду, его религии и последователям. Медина бурлила как кипящий котел, свою вражду раскрыли те, кто ранее ее скрывал. Безбожники стали говорить, что небеса оставили Пророка.
В свою очередь, он видел необходимость в поспешном восстановлении рядов своих воинов. Посланник Аллаха ﷺ призвал и раненых, и здоровых сформировать войско, в которое должны войти лишь те, кто принимал участие в битве при Ухуде. Это было сделано для поднятия духа в них и восстановления боевого настроя. Войску предстояло выйти по следам курайшитов, преследовать их и не дать пробудиться желанию повторного нападения.
Битва при Ухуде пришлась на субботу, 15-й день месяца Шавваль. Это же войско вышло в путь на следующий день. Пророк и мусульмане достигли места под названием Хамрауль-асад, приблизившись к войску Абу Суфьяна. Курайшиты к тому моменту пребывали на открытой местности и начали упрекать друг друга, говоря: «Почему вы смогли сразить народ, но после этого оставили, не покончив с ним полностью?» Тем более, что среди них, думали они, остались те, с кем можно было бы объединиться и стать еще крепче.
Однако этим размышлениям был положен конец после того, как курайшиты узнали, что мусульмане, мобилизовав свои силы, вновь вышли на битву. Мушрики впали в недоумение, размышляя, стоит ли им вступить в бой, но тогда, возможно, они обронят добытые плоды победы, либо им стоит продолжить путь в Мекку, и тогда положение мусульман укрепится, а горечь поражения, наоборот, ослабнет.
Абу Суфьян предпочел второе, наиболее выигрышное решение. Он направил к мусульманам того, кто должен был вселить в их сердца страх вестью о возвращении курайшитов, преследующих цель покончить с ними, после того как им самим стало ясна ошибочность их ухода.
Мусульмане разбили лагерь в Хамрауль-асаде, и туда к ним явился лазутчик Абу Суфьяна. Он подстрекал мусульман к возвращению в Медину, призывая спастись от нападения курайшитов и неминуемой погибели. Однако мусульмане не приняли этот совет, они оставались в лагере, разжигали огни в течение трех ночей и ожидали курайшитов. Но последние предпочли спастись и вернуться в Мекку. Мусульмане же возвратились в Медину с поднятыми головами: участники битвы шли с победоносным величием, несмотря на боль, раны и усталость.
Относительно их стойкости и несгибаемой воли против попыток врагов склонить к нужному им решению, а также их спокойного принятия того, что в конечном итоге было предопределено Аллахом, были ниспосланы аяты:
«Они те, кто ответил на призыв Аллаха (Бога, Господа) и Его посланника после того, как постигла их сильная боль (ранения, лишения, невзгоды). Тем из них, кто благороден в поступках (делает все наилучшим образом) и набожен, воздастся огромным воздаянием.
[Если] скажут им: «Поистине, люди объединились против вас [чтобы навредить вам], бойтесь же их!», это только укрепит их, приумножит веру, и ответят они: «Нам достаточно Аллаха (Бога, Господа) [как помощника в сложных ситуациях], и нет лучшего покровителя, чем Он».
[Без промедления] изменится их положение [в наилучшую сторону] по милости Аллаха (Бога, Господа). Плохое даже не коснется их. Последовали они тому, что праведно пред Аллахом (за довольством Всевышнего), ведь Он — обладатель невообразимо (!) великой милости» (Св. Коран, 3:171–174).