Логотип umma.ru и переход на главную страницу3-дневный вебинар Шамиля Аляутдинова
Login icon

Войти

3-дневный вебинар Шамиля Аляутдинова

Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Меню

Текстовая статья

Продажа мертвечины и товаров, содержащих ее части

Мертвечина, согласно мусульманской терминологии, это труп животного, умершего своей смертью либо забитого не по мусульманским канонам[1].

О запрете употребления мертвечины говорится в Священном Коране, а также в Сунне заключительного Божьего посланника пророка Мухаммада.

В Коране Господь миров говорит:

 

«Скажи [о Мухаммад]: «Я [ничего] не нахожу запретного из пищи в том, что дано мне посредством Откровения [Господних повелений, наставлений и назиданий], кроме: 1) мертвечины; 2) крови, вытекшей [при заклании]; 3) свинины, а она — нечисть (мерзость); 4) и [мяса] того [животного], что заколото не с именем Аллаха (Бога, Господа)» (см. Св. Коран, 6:145).

 

*

 

«Воистину, запретил Он [Господь миров] вам мертвечину, кровь, мясо свиньи и то, что заколото не с именем Бога» (см. Св. Коран, 16:115).

 

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Он [Творец всего сущего] запретил мертвечину [все то, над чем не произведен мусульманский обряд заклания] и ее плату [покупать или продавать]»[2]. В другом достоверном хадисе сказано: «Поистине, если Аллах (Бог, Господь) запретил употребление в пищу чего-либо, то запретил и его плату [то есть покупать это и продавать, зарабатывать на этом]»[3].

Передается, что когда пророк Мухаммад вошел в Мекку [вместе с мусульманами в 9 году хиджры, то] сказал: «Воистину, Аллах (Бог, Господь) и Его посланник запретили продажу хамра [всего того, что опьяняет, одурманивает рассудок], мертвечины, свиней и идолов». [Его] спросили: «О посланник Божий, а что ты скажешь о жире мертвечины, которым люди покрывают [борта и днище] судов, а также смазывают кожу [кожаные изделия, защищая от высыхания] и который используют для освещения? [Допускается ли торговать этим?][4]« Он ответил: «Нет, это харам [запретно. Торговать этим запрещено![5]]. Аллах (Бог, Господь) наказал иудеев [в свое время] за то, что когда Он запретил им [употреблять в пищу] жир [мертвечины], они стали растапливать и продавать его, а [вырученные деньги] проедали [тратили на свои нужды]»[6].

Продажа, потребление и использование в личных целях товаров, содержащих части тела мертвечины

Богословы ханафитской и шафиитской правовых школ считают, что кожа мертвечины пригодна для использования, но только после процесса дубления[7]. Свое мнение они аргументируют следующими достоверными хадисами:

«Любая кожа, которая прошла процесс дубления (выделки), становится канонически чистой и пригодной для использования»[8].

«Однажды пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) проходил мимо мертвой овцы и спросил: «Почему вы не взяли ее шкуру, которую могли бы выдубить и использовать?» [Люди] ответили: «Она (овца) же мертва!» Тогда [посланник Всевышнего] сказал: «Запретно только употребление ее [мяса] в пищу»[9].

О допустимости использования кожи мертвечины имеется постановление (фетва) Исламоведческого центра фетв министерства вакфов и религиозных дел Кувейта[10].

Абсолютное большинство ученых считает шерсть и волосяной покров мертвечины канонически чистыми и пригодными для использования. Свою точку зрения они аргументируют аятом: «А из шерсти и волосяного покрова животных вы имеете возможность делать себе домашнюю утварь (элементы мебели, интерьера), которая эксплуатируется в течение определенного времени; также это является для вас предметом торговли (наслаждения), имеющим [немалый] срок годности» (см. Св. Коран, 16:80) и вышеприведенным хадисом: «Запретно только употребление ее [мяса] в пищу».

Относительно использования костей мертвечины (рогов, копыт, когтей) мнения богословов разошлись. Некоторые запретили, а некоторые разрешили[11]. Египетский Дом фетв вынес постановление (фетву) о допустимости использования ввиду их частого применения в быту[12].

Касательно сычуга[13] мертвечины, используемого в производстве сыров, мнения богословов также разошлись. Большинство считает недопустимым (харам) употреблять такие сыры в пищу, так как все части тела мертвечины, включая сычуг, канонически нечисты (наджаса), непригодны для использования. Имам Абу Ханифа, Ахмад ибн Ханбаль в одном из своих мнений, а также Ибн Таймия считали, что сычуг мертвечины может использоваться в производстве сыров и будет пригодным для потребления (халяль), так как сподвижники, покинувшие Аравийский полуостров и переселившиеся в города, населяемые немусульманами, употребляли в пищу сыр, зная о том, что его получают из сычуга козлят, забитых не по мусульманским канонам[14]. На основании данного мнения Шариатская правовая академия США, одним из основателей которой является ведущий мусульманский правовед современности Вахба аз-Зухайли, вынесла заключение (фетву) о допустимости потребления таких сыров[15].

Лекарства, получаемые из сырья животного происхождения (таблетки, капсулы, мази и т. п.), разрешается использовать в лечении, если нет иных лекарственных заменителей. Так считают богословы ханафитской и шафиитской правовых школ[16].

И важно отметить, что сырье животного происхождения, подвергшееся термической обработке[17] или иному внешнему либо внутреннему воздействию, при котором меняется состав, характеристики (да и называется вещество в научной практике уже по-другому), и пути к возвращению в прежнее состояние нет[18], становится канонически «чистым», пригодным для использования[19]. В подтверждение этого имеется ряд фетв[20].

В начале данного материала мной был приведен хадис: «Поистине, если Аллах (Бог, Господь) запретил употребление в пищу чего-либо, то запретил и его плату [то есть покупать это и продавать, зарабатывать на этом]». Из данного хадиса следует, что допустимость купли-продажи чего-либо определяется допустимостью использования. В материале подробно изложены мнения и аргументация ученых-богослов как прошлых столетий, так и современности. Каждый вправе выбрать то мнение, которое приемлемо для него, с учетом тех обстоятельств, в которых он оказался, а также возможностей, которые имеет.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Подписывайтесь на umma.ru в Дзене

Подписывайтесь на нашу группу в Vkontakte

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См.: Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 1983. Т. 39 С. 380.

[2] См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 388, хадис № 3485, «сахих».

[3] См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 388, хадис № 3488, «сахих».

[4] Подробнее см.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 5. С. 535, пояснение к хадису № 2236.

[5] Можно ли, не торгуя этим, как-то использовать в том, что не касается питания человека и его тела? Мнения ученых на этот счет разошлись. Некоторые запретили, а некоторые разрешили. Большинство высказалось в пользу запрета. Подробнее см.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 5. С. 535, пояснение к хадису № 2236; ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т. 6. Ч. 11. С. 6, 7, пояснение к хадису № 71–(1581); Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 1983. Т. 39. С. 393, 394.

[6] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 658, хадис № 2236; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998.С. 645, хадис № 71–(1581).

[7] Маликиты и ханбалиты считают ее непригодной как до дубления, так и после. См., например: Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 1983. Т. 39. С. 390. Электронная версия книги: feqh.al-islam.com

[8] Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 176, хадис № 2947, «сахих»; Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 389, хадис № 3609, «сахих».

[9] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 291, хадис № 1492; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 159, хадис № 363; Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 389, хадис № 3610, «сахих».

[10] fatwa.islamweb.net

[11] См.: Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 1983. Т. 39. С. 391, 392.

Электронная версия книги: feqh.al-islam.com

[12] dar-alifta.org.eg

[13] Сычуг — часть желудка жвачных, так называемый железистый желудок. В сычуге телят, питающихся молоком, вырабатывается реннин — пищеварительный сычужный фермент, расщепляющий пептиды. Выделенный из сычугов молодых телят и ягнят, этот фермент используется при изготовлении сыра.

[14] Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 1983. Т. 39. С. 388.

Электронная версия книги:  feqh.al-islam.com

[15] amjaonline.org.

[16] Богословы маликиты и ханбалиты думают обратное. См., например: Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 1983. Т. 39. С. 387. Электронная версия книги feqh.al-islam.com

[17] См. примечание к статье «Свиной бизнес».

[18] Му‘джаму люгати аль-фукаха’ [Словарь богословских терминов]. Бейрут: ан-Нафаис, 1988. С. 59.

[19] См.: Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 1983. Т. 10. С. 278, 279; аль-Кардави Ю. Фи фикх аль-акалият аль-муслима [О религиозном праве мусульманских меньшинств]. Каир: Шурук, 2013. С. 137.

[20] Подробнее см.: fatwa.islamweb.net

dar-alifta.org.eg

aliftaa.jo

Экономика

Бизнес

Мертвечина

Мясо

Нехаляль

Смотрите также

  • Иконка которая означает тип материала аудиолекция

    Кто лучший?

    Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов говорит о благих делах и цитирует хадис об этом. Слушать и скачать можно в статье

    30.03.25

  • Иконка которая означает тип материала аудиолекция

    Радость

    Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов говорит о посте и цитирует хадис-кудси на эту тему. Слушать и скачать можно в статье

    30.03.25

  • Иконка которая означает тип материала аудиолекция

    Боль и терпение

    Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов цитирует Св. Коран, 3:186 и говорит о набожности. Слушать и скачать можно в статье

    30.03.25

Аят дня

Хадис дня

61:3

Крайне ненавистно пред Аллахом (Богом, Господом), когда вы говорите то, чего сами не делаете [когда слова ваши очевидным образом расходятся с делами] (Св. Коран, 61:3).

Читать полностью

Читать подробнее аят дня или хадис дня
Семинары Шамиля Аляутдинова

Новые материалы

  • Иконка которая означает тип материала аудиолекция

    Кто лучший?

    Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов говорит о благих делах и цитирует хадис об этом. Слушать и скачать можно в статье

    30.03.25

  • Иконка которая означает тип материала аудиолекция

    Радость

    Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов говорит о посте и цитирует хадис-кудси на эту тему. Слушать и скачать можно в статье

    30.03.25

  • Иконка которая означает тип материала аудиолекция

    Боль и терпение

    Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов цитирует Св. Коран, 3:186 и говорит о набожности. Слушать и скачать можно в статье

    30.03.25

Мы в социальных сетях

Переход на страницу umma.ru в TwitterПереход на страницу umma.ru в VKПереход на канал umma.ru в YouTubeПереход на страницу umma.ru в okПереход на страницу umma.ru в VimeoПереход на канал umma.ru в TelegramПереход на страницу umma.ru в SoundcloudПереход на страницу umma.ru в DzenПереход на страницу umma.ru в YMusic