Мертвечина, согласно мусульманской терминологии, это труп животного, умершего своей смертью либо забитого не по мусульманским канонам [1]. О запрете употребления мертвечины говорится в Священном Коране, а также в Сунне заключительного Божьего посланника.
«Скажи [о Мухаммад]: «Я не нахожу [ничего] запретного из пищи в том, что дано мне Божественным Откровением, кроме мертвечины; крови, вытекшей [при заклании]; свинины, а она — мерзость; и порочного [мяса] того [животного], что заколото не с именем Аллаха (Бога, Господа)» (см. Св. Коран, 6:145).
*
«Воистину, запретил Он [Господь миров] вам мертвечину, кровь, мясо свиньи и то, что заколото не с именем Аллаха (Бога, Господа)» (Св. Коран, 16:115).
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Поистине, Аллах (Бог, Господь) запретил спиртное (алкоголь) [все, что опьяняет, одурманивает человеческий разум] [2] и его плату [покупать его или продавать]; Он [Творец всего сущего] запретил мертвечину [все то, над чем не произведен мусульманский обряд заклания] и ее плату [покупать или продавать]; Он запретил свинью [употребление в пищу] и ее плату [покупать или продавать]» [3]. В другом достоверном хадисе сказано: «Поистине, если Аллах (Бог, Господь) запретил употребление в пищу чего-либо, то запретил и его плату [то есть покупать это и продавать, зарабатывать на этом]» [4]. Передается, что когда пророк Мухаммад вошел в Мекку [вместе с мусульманами в 9 году хиджры, то] сказал: «Воистину, Аллах (Бог, Господь) и Его посланник запретили продажу хамра [всего того, что опьяняет, одурманивает рассудок], мертвечины, свиней и идолов». [Его] спросили: «О посланник Божий, а что ты скажешь о жире мертвечины, которым люди покрывают [борта и днище] судов, а также смазывают кожу [кожаные изделия, защищая от высыхания] и который используют для освещения? [Допускается ли торговать этим?] [5]» Он ответил: «Нет, это харам [запретно. Торговать этим запрещено! [6]]. Аллах (Бог, Господь) наказал иудеев [в свое время] за то, что когда Он запретил им [употреблять в пищу] жир [мертвечины], они стали растапливать и продавать его, а [вырученные деньги] проедали [тратили на свои нужды]» [7].
Продажа, потребление и использование в личных целях товаров, содержащих части тела мертвечины
Богословы ханафитской и шафиитской правовых школ считают, что кожа мертвечины пригодна для использования, но только после процесса дубления [8]. Свое мнение они аргументируют следующими достоверными хадисами: «Любая кожа, которая прошла процесс дубления (выделки), становится канонически чистой и пригодной для использования» [9]. «Однажды пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) проходил мимо мертвой овцы и спросил: «Почему вы не взяли ее шкуру, которую могли бы выдубить и использовать?» [Люди] ответили: «Она (овца) же мертва!» Тогда [посланник Всевышнего] сказал: «Запретно только употребление ее [мяса] в пищу» [10]. О допустимости использования кожи мертвечины имеется постановление (фетва) Исламоведческого центра фетв министерства вакфов и религиозных дел Кувейта [11]. Абсолютное большинство ученых считает шерсть и волосяной покров мертвечины канонически чистыми и пригодными для использования. Свою точку зрения они аргументируют аятом: «А из шерсти и волосяного покрова животных вы имеете возможность делать себе домашнюю утварь (элементы мебели, интерьера), которая эксплуатируется в течение определенного времени; также это является для вас предметом торговли (наслаждения), имеющим [немалый] срок годности» (Св. Коран, 16:80) и вышеприведенным хадисом: «Запретно только употребление ее [мяса] в пищу». Относительно использования костей мертвечины (рогов, копыт, когтей) мнения богословов разошлись. Некоторые запретили, а некоторые разрешили [12]. Египетский Дом фетв вынес постановление (фетву) о допустимости использования ввиду их частого применения в быту [13]. Касательно сычуга [14] мертвечины, используемого в производстве сыров, мнения богословов также разошлись. Большинство считает недопустимым (харам) употреблять такие сыры в пищу, так как все части тела мертвечины, включая сычуг, канонически нечисты (наджаса), непригодны для использования. Имам Абу Ханифа, Ахмад ибн Ханбаль в одном из своих мнений, а также Ибн Таймия считали, что сычуг мертвечины может использоваться в производстве сыров и будет пригодным для потребления (халяль), так как сподвижники, покинувшие Аравийский полуостров и переселившиеся в города, населяемые немусульманами, употребляли в пищу сыр, зная о том, что его получают из сычуга козлят, забитых не по мусульманским канонам [15]. На основании данного мнения Шариатская правовая академия США, одним из основателей которой является ведущий мусульманский правовед современности Вахба аз-Зухайли, вынесла заключение (фетву) о допустимости потребления таких сыров [16]. Лекарства, получаемые из сырья животного происхождения (таблетки, капсулы, мази и т. п.), разрешается использовать в лечении, если нет иных лекарственных заменителей. Так считают богословы ханафитской и шафиитской правовых школ [17]. И важно отметить, что сырье животного происхождения, подвергшееся термической обработке [18] или иному внешнему либо внутреннему воздействию, при котором меняется состав, характеристики (да и называется вещество в научной практике уже по-другому), и пути к возвращению в прежнее состояние нет [19], становится канонически «чистым», пригодным для использования [20]. В подтверждение этого имеется ряд фетв [21]. В начале данного материала мной был приведен хадис: «Поистине, если Аллах (Бог, Господь) запретил употребление в пищу чего-либо, то запретил и его плату [то есть покупать это и продавать, зарабатывать на этом]». Из данного хадиса следует, что допустимость купли-продажи чего-либо определяется допустимостью использования. В материале подробно изложены мнения и аргументация ученых-богослов как прошлых столетий, так и современности. Каждый вправе выбрать то мнение, которое приемлемо для него, с учетом тех обстоятельств, в которых он оказался, а также возможностей, которые имеет.