Это фрагмент полного жизнеописания пророка Мухаммада. Следующий фрагмент здесь.
Мухаммад рос среди рода Са‘д в течение пяти лет и крепчал с каждым днем. В пятилетнем возрасте не стоит ожидать от ребенка чего-либо значимого, о чем можно было бы упомянуть. Однако достоверная Сунна зафиксировала событие, известное как рассечение груди.
От Анаса передается, что к посланнику Аллаха ﷺ явился Джабраил (Гавриил), когда мальчик играл вместе с детьми. Джабраил (Гавриил) положил его на землю, рассек грудь и достал сердце. Затем он извлек из органа сгусток и произнес: «Это удел шайтана в тебе». После он омыл в золотой посуде сердце водой Зам-Зама и вернул на место. Дети поспешили к кормилице и сообщили, что Мухаммад убит. Когда же они вернулись к нему, то застали побледневшим[1]. Эта история, напугавшая Халиму и ее мужа, повторилась с Мухаммадом в возрасте пятидесяти лет.
Малик ибн Са‘са‘а[2] передает, что посланник Аллаха рассказал им о Ночи Вознесения: «Я находился в аль-Хатыме (а возможно, что в месте аль-Хиджр) и лежал в полудреме, когда явился посланец. Он рассек то, что между этим и этим, — Пророк указал на область груди, — достал сердце, принес наполненный верой золотой сосуд и вернул омытое в нем сердце на место»[3].
Из этих повествований мы извлекаем важный смысл. Будучи избранным, Мухаммад не мог оставаться без Божественной опеки. Всевышний не желал оставить его подверженным даже незначительным нашептываниям, как это происходит с обычными людьми. Зло распространяет свое влияние и заполняет им пространство. Есть сердца, которые восприимчивы к волнам и находятся под их воздействием. Что касается сердец пророков, то, по воле Аллаха, они не воспринимают негативные колебания. Поэтому усердие посланников заключается не в борьбе с вероятностью падения и трате времени на самоочищение, а в постоянном развитии и очищении от порочности других людей.
‘Абдуллах ибн Мас‘уд передает: «Посланник Аллаха сказал, что за каждым закреплены его спутники из числа ангелов и джиннов». Люди спросили: «И за тобой, о посланник Аллаха?» Он ответил: «И за мной. Однако Аллах оказал мне поддержку и джинн покорился, потому он призывает меня лишь к благому»[4].
В хадисе от ‘Айши передается: «Посланник Аллаха ﷺ спросил:
— Испытывала ли ты ревность?
— Разве могут подобные мне испытывать ревность к людям, подобным тебе? —сказала в ответ ‘Айша, имея в виду их разницу в возрасте.
— К тебе пришел твой шайтан, — сказал Посланник.
— Неужели возле меня шайтан?
— Он рядом с каждым.
— И с тобой?
—Да, но Аллах мне помог, шайтан покорился и не может подстрекать меня к плохому»[5].
Приведенные хадисы указывают на защиту, которую Аллах предоставил Мухаммаду. С раннего детства он был вдали от мест, где человек может поддаться соблазну. Некоторые толкователи Корана, разбирая первые три аята суры «аш-Шарх»: «Разве Мы [говорит Господь миров] не раскрыли (не очистили) твою грудь [не расширили, не озарили светом веры, не создали простор в твоей душе, в твоем сердце]?! [Разве] Мы не сняли с тебя тяжесть (бремя), которое отяжелило твою спину?!» упоминают данное событие как то, о котором идет речь в Писании. Но, возможно, в Коране события приводятся метафорически, и необязательно в качестве указания на историю рассечения груди Пророка. Подобная форма изложения, когда используется образное выражение, встречается и в Сунне, к примеру, упоминается хадис от ‘Айши, что некоторые жены спросили Пророка: «Кто из нас раньше всех примкнет к тебе (после смерти)?» Он ответил: «Та, у которой самая длинная рука»[6]. Они принялись мерить длину рук, и самыми длинными руками обладала Сауда[7]. Однако его слова не следовало понимать буквально. Он имел в виду умение быть щедрой в милостыне: такой была Зайнаб бинт Джахш[8].
Опубликовано на основе исключительного авторского права автора книги «Пророк Мухаммад. Жизнеописание лучшего из людей» Ильдара Аляутдинова для umma.ru. Купить книгу вы можете здесь.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Муснад Ахмад. Т. 19. С. 489, хадис № 12506.
[2] Малик ибн Са‘са‘а ибн Вахб — сподвижник пророка Мухаммада из числа ансаров. Известен как передатчик хадисов о Вознесении.
[3] См.: Муснад Ахмад. Т. 29. С. 374, хадис № 17835.
[4] См.: Ибн Хиббан М. Сахих Ибн Хиббан. Т. 14. С. 327, хадис № 6417.
[5] См.: Муснад Ахмад. Т. 41. С. 342, хадис № 24845.
[6] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-Бухари. Т. 2. С. 110, хадис № 1420.
[7] Сауда бинт Зам‘а аль-Курайшийя — вторая жена пророка Мухаммада. Считается матерью правоверных.
[8] Зайнаб бинт Джахш аль-Курайшийя — одна из жен пророка Мухаммада. Считается матерью правоверных. Умерла в 21 г. по хиджре (642 г. по григор.).