Это фрагмент полного жизнеописания пророка Мухаммада. Следующий фрагмент здесь.
Третий момент, который установил посланник Аллаха ﷺ в Медине — связь уммы с людьми иных верований. Он утвердил законы на основе великодушия, согласия и мира, которые доселе не были известны в мире, где царила чрезмерная любовь исключительно к своей нации и слепая приверженность своему роду.
Полагать, что Ислам — это религия, не приемлющая соседства с другими верованиями, а мусульмане не успокоятся, пока не станут единолично править в мире, есть глубочайшая ошибка, исходящая от человека крайне нетерпимого или заблуждающегося.
Посланник Аллаха ﷺ переселился в Медину, где уже обрели пристанище иудеи и многобожники. Его стремления не были обращены на выстраивание политики, направленной на разделение и вражду с ними. Напротив, он предложил заключить с данными группами людей договор на равных правах, в котором четко прописывается, что им их религии, а ему — его религия.
Положения договора мусульман с иудеями Медины
Проанализируем некоторые пункты из этого договора, служащие аргументом в пользу того, каким образом Ислам регулирует данный вопрос. В договоре было указано:
1. Мусульмане из числа курайшитов, жителей Ясриба, а также тех, кто последует за ними, примкнет к ним и будет прилагать усилия вместе с ними, — все они являются единой уммой.
2. Верующие едины против тех из них, кто преступает границы дозволенного и желает несправедливости, греха, притеснения или порочности среди верующих. Они едины против проявлений подобного рода, пусть даже они исходят от сына одного из них.
3. Многобожники не вправе покровительствовать людям из числа враждующих курайшитов, выступать против верующих и оказывать помощь имуществом.
4. Не разрешается верующему, который подтверждает написанное в договоре, верует во Всевышнего и Последний День, оказывать помощь и давать приют преступнику. Тот же, кто окажет ему помощь и приютит, на нем проклятие Аллаха, Его гнев в День Воскрешения и не будет у него принято искупление и покаяние (ни обязательные, ни дополнительные формы поклонения).
5. Иудеи вместе с верующими несут затраты до тех пор, пока они находятся в состоянии войны.
6. Иудеи рода ‘Ауф — умма из числа верующих.
7. Иудеям своя вера, мусульманам — их вера.
8. У иудеев рода ан-Надджар, аль-Харис, Са‘ида, рода Джушум и аль-Аус … такое же положение, как и у иудеев рода ‘Ауф.
9. У иудеев, как и у мусульман, разделены расходы, однако между ними — взаимопомощь против людей, враждующих с заключившими данный договор или напавшими на Ясриб.
10. Между ними совет, поддержка, стремление к праведному, без греха.
11. Никто не понесет греха за своего союзника и не дозволяется тому человеку приносить вред. И необходимо оказывать помощь притесненному.
12. Покинувший Медину — в безопасности. Пребывающий в ней — в безопасности, кроме тех, кто совершает несправедливость или грешит. Аллах является Покровителем для совершающих благодеяния и проявляющих набожность[1].
Данный договор указывает на стремление мусульман к взаимодействию и сотрудничеству с иудеями Медины, а именно: сохранению спокойной обстановки в ее окрестностях и недозволению кому-либо сеять смуту, какой бы религии он ни придерживался.
Документ гарантировал свободу вероисповедания, в нем не было ни малейшего намека на то, чтобы воевать с какой-либо группой людей, придерживающихся иных взглядов или принуждать их к иным убеждениям. Все положения договора направлены на соблюдение прав как общих, так и частных.
Договор утвердил право покинуть Медину, если кто пожелает, либо оставаться в ней с условием сохранять святость этого города и утвержденный в нем порядок. Посланник Всевышнего ﷺ принял во внимание вражду, которая имела место на тот момент между мусульманами и язычниками Мекки. Он объявил в договоре о недопустимости оказания им помощи и поддержания близких отношений. Это положение представлялось важным для тех, чьи раны еще кровоточили по причине тирании и несправедливости, исходившей от курайшитов и их союзников.
Опубликовано на основе исключительного авторского права автора книги «Пророк Мухаммад. Жизнеописание лучшего из людей» Ильдара Аляутдинова для umma.ru. Купить книгу вы можете здесь.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Ибн Кясир И. (700–774 гг. по хиджре). Ас-сира ан-набавия [Жизнеописание Пророка]. В 4 т. Бейрут: аль-Ма‘рифа, 1976. Т. 2. С. 323.