Логотип umma.ru и переход на главную страницуСеминары Шамиля Аляутдинова
Login icon

Войти

Семинары Шамиля Аляутдинова

Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Меню

Текстовая статья

Сомнительное равно хараму?

В данном материале разберем, что такое «сомнительное», которое упоминается в контексте того, чего следует канонически сторониться.

Что такое «сомнительное» в Исламе?

Начнем с главного хадиса по теме.

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, дозволенное (халяль)[1] явно [и очевидно]. И поистине, запретное (харам)[2] явно [и очевидно]. А между ними – сомнительное (неясное, неопределенное). Многие люди не имеют представления о нем [не знакомы с тем, что «между ними»]. Кто сторонится сомнительного (подозрительного), тот очищает (приводит в порядок) религию свою [то есть личную религиозность] и честь [не будет подвергнут лишней критике]. Кто же погрузится в сомнительное (подозрительное), тот [в итоге, рано или поздно] попадет в запретное (харам) [например, убьет кого-то или украдет что-то][3]. [Это] подобно тому, как пастух пасет [стадо] возле заповедной зоны [куда его овцам нельзя; чужая территория]. Он [вместе со своим стадом] может оказаться [ненароком] в ней.

Внемлите! У каждого правителя есть своя заповедная зона, и таковой у Аллаха (Бога, Господа) является то, что Он [явно] запретил [на это есть прямые и достоверные аргументы из Корана и Сунны].

Внемлите! Поистине, в теле [человеческом] есть кусочек мяса. Если с ним все в порядке, то и со всем телом все в порядке. Но если он испортится, то и все тело испортится. Слушайте! Это – сердце!»[4].

Примеры сомнительного для современного мусульманина

Электронная игра – сомнительное!

Энергетический напиток – сомнительное!

Посещение ночного клуба – сомнительное!

Слушать аморальную музыку (безнравственный контекст и неприятное звучание) – сомнительное!

Это из категории моих личных «сомнительных», которых мое сердце верующего человека побуждает сторониться. Эти четыре пункта не отнести к явно запретному (харам), но сомнительным, ведущим к запретному (согласно тексту хадиса), они, на мой взгляд, являются.

В основе всего сотворенного Аллахом (Богом, Господом) заложена разрешенность[5], то есть все разрешено (халяль), кроме того, что явно запрещено (харам). Таково однозначное мнение всех мусульманских ученых за весь период развития мусульманского богословия[6].

У каждого свое воспитание, окружение, менталитет, культура, восприятие. К категории «сомнительного, ведущего к запретному» относится все то, что ощущаемо таковым здоровым человеческим сердцем. И вот вам достоверный хадис. Вабисо ибн Ма‘бад однажды пришел к пророку Мухаммаду (да благословит его Творец и приветствует). Пророк спросил его: «Ты пришел, чтобы узнать у меня, что такое аль-бирр (доброта, любовь; праведность, благочестие, набожность)?» Тот ответил: «Да». Пророк сказал: «Спроси свое [здоровое, привыкшее к правильным намерениям и поступкам] сердце. Аль-бирр (праведность) — это все то, к чему душа твоя, сердце относятся спокойно. А вот грех — это все то, что вызывает смятение в душе и колебания (сомнения) в груди. Даже если люди дадут тебе заключение (совет)»[7].

Достоверный хадис «оставь то, в чем сомневаешься, и делай то, в чем ты уверен»[8] следует рассматривать именно в упомянутом контексте.

Аяты Корана о дозволенном и разрешенном

И еще важный момент. В Коране четко сказано:

«Скажи, кто запретил украшения Аллаха (Бога, Господа) [все, радующее глаз и сердце, добротное, изящное, изысканное], которые Он вывел для людей, и хорошее из благ (из пищи)?! Скажи, это [умение пользоваться красотами жизни в меру и без расточительства] дозволено для людей верующих [как и для всех остальных, хотя некоторые необоснованно выдумывают для себя запреты] в этой жизни, а вот в Судный день [и после него райские красота, благодать] — только лишь для верующих. Подобным образом Мы [говорит Господь миров] разъясняем знамения для людей грамотных [чтобы извлекли уроки, помогающие им стать счастливыми в обоих мирах]» (Св. Коран, 7:32).

*

«Скажи: «Взгляните, Аллах (Бог, Господь) дал вам удел [который огромен по разнообразию цвета, звука, вкуса… И если чем и ограничен в земном, то лишь скудостью вашего воображения], вы же начинаете из этого что-то относить к запретному, а что-то к разрешенному». Спроси [Мухаммад]: «Неужели Бог вам дозволил [относить то или иное к запретному в соответствии с вашими желаниями] или это вы сами измышляете ложное против Него [привнося в религию то, чего в ней нет]?!» (Св. Коран, 10:59).

Всевышний этими двумя аятами дает понять, что недопустимо явно запретное превращать в разрешенное, как и разрешенное – в запретное, полагаясь при этом на собственные «логические» умозаключения либо домыслы, не подкрепленные соответствующими аргументами, достоверными и однозначными доказательствами.

Как поступать с сомнительным

Сомнительное, ведущее к запретному – это то, что вредит своими последствиями. Это все то дьявольское, к чему здоровое человеческое восприятие относится с недоверием.

В то же время следует не допускать перегибов и помнить, что сомнение – это один из инструментов Дьявола (васваса, нашептывание). Следование сомнениям может привести к психологическим, а иногда и физическим отклонениям. И кстати, именно порождение религиозных сомнений в голове адепта используют для вербовки в радикальные и террористические группировки.

«Он (Дьявол, Сатана, Иблис, Шайтан)[9] [нашептыванием и своим содействием] повелевает вам творить зло и разврат (все безнравственное и аморальное) и [в приказном порядке подводит вас к тому], чтобы вы говорили [плохое] в адрес Аллаха (Бога, Господа), хотя у вас нет знаний об этом. [Здесь подразумевается многое, в том числе и те случаи, когда разрешенное (халяль) люди начинают переводить в категорию запрещенного (харам), не имея для этого оснований, кроме домыслов и невежественных предположений.]» (Св. Коран, 2:169).

Сомневаешься — не делай. Но превращать то, в чем ты сомневаешься (либо сомневается кто-то из мусульманских блогеров в Интернете, либо даже ученых-богословов, которых слушаешь и смотришь), в канонически запретное, является недопустимым! Все то, что не имеет прямого запрета, — разрешенное. Твой религиозный учитель или ты сам можете говорить о нежелательности, но никак не о каноническом запрете (харам).

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Воистину, Аллах (Бог, Господь) установил обязательные положения (фарды), так не растеряйте же их! Очертил границы [определенное число ежедневных обязательных молитв-намазов, например, определенная форма соблюдения обязательного поста и количество дней; конкретные наказания за конкретные преступления и т. д.], так не переходите же их [не нарушайте, не усложняйте, не ужесточайте]! Он [Господь миров] запретил некоторые вещи [например, явный грех, как-то: воровство, ложь, сквернословие], так не совершайте же их! А о других вещах Он умолчал. Не по забывчивости, а из милости к вам. Так не организуйте же поиски (исследования) относительно них [для выяснения обязательности или запрещенности. Они относятся к разрешенному, ведь все, что не запрещено прямым текстом Корана или достоверной Сунны, остается по умолчанию разрешенным[10][11].

Подписывайтесь на umma.ru в Дзене

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Халяль — канонически дозволенное для мусульман.

[2] Харам — запретное, канонически недозволенное для мусульман.

[3] См.: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 431, пояснение к хадису № 1/588.

[4] Св. х. аль-Бухари и Муслима. См.: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 430, хадис № 1/588; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 651, хадис № 107–(1599). Также см.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 41, хадис № 52; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 2. С. 168–172, хадис № 52 и пояснение к нему.

[5] См.: ан-Назави А. Аль-кава‘ид аль-фикхийя [Канонические правила]. Дамаск: аль-Калям, 1991. С. 107.

[6] См., например: аль-Кардави Ю. Аль-халяль ва аль-харам фи аль-ислам [Разрешенное и запрещенное в Исламе]. Бейрут: аль-Мактаб аль-ислами, 1985. С. 22–25.

[7] Св. х. Ахмада и ад-Дарими. См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 432, хадис № 4/591, «хасан».

[8] Хадис от Анаса и др.; св. х. Ахмада и др. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 256, 257, хадис № 4211, «сахих».

[9] Разные имена (на разных языках) одного и того же персонажа человеческой истории из мира джиннов, которому дана отсрочка от адского наказания до конца существования рода человеческого. Посредством мимолетных воздействий и соблазнов Сатаны люди проверяются на духовную, моральную и нравственную стойкость и прочность, которые им пригодятся в Судный день как явное доказательство праведности и набожности. Будем надеяться и работать над тем, чтобы души наши были именно такими — праведными и набожными, а не падшими и аморальными. А для этого нам следует внимательно относиться к тому, что думаем, что говорим и что делаем, периодически наблюдать за собою со стороны и совершенствоваться во всех трех упомянутых направлениях.

[10] Сюда нельзя относить сигареты, так как их не существовало во времена Пророка. Богословское заключение об их запретности (харам) сформулировано современными мусульманскими учеными на основе научно и экспериментально доказанной степени вреда — постепенное разрушение здоровья и убийство человека.

[11] Хадис от Абу Са‘ляба аль-Хушаний; св. х. ад-Дар Кутни, аль-Хакима, а также это тридцатый хадис из «сорока хадисов имама ан-Навави». См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 457, 458, хадис № 25/1834 и пояснение к нему; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 3. С. 166; аль-Кари ‘А. (умер в 1014 г. по хиджре). Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 10 т. Бейрут: аль-Фикр, 2002. Т. 1. С. 278, хадис № 197 и пояснение к нему.

Грех

Халяль

Харам

Сомнения

Сомнительное

Смотрите также

Аят дня

Хадис дня

2:25

Обрадуй [о Мухаммад] верующих, совершающих благие дела! Им [в вечной обители уготованы] райские сады, под которыми текут реки [возле деревьев, кустарников и прекрасных дворцов, спокойно и безмятежно]. Каждый раз, как подадут им плоды из райских садов, они будут удивляться: «Это то же самое, что было предоставлено нам ранее. [Нечто подобное мы уже ели]». А дадут им лишь похожее [по отдельным характеристикам, но по сути своей, на вкус — абсолютно иное]. У них там [у каждого из обитателей Рая] вторая половина [для мужчины — супруга, для женщины — супруг], причем абсолютно чистые [чистые душой и телом, идеальные, без тех изъянов, которые, возможно, были присущи им в мирской обители; приятные во всех аспектах и нюансах, добродушные, окруженные неописуемым ореолом ароматов притягательности и совершенства]. Они там пребудут вечно [смерть там не властна, вошедший туда никогда не будет изгнан] (Св. Коран, 2:25).

Читать полностью

Читать подробнее аят дня или хадис дня
Семинар в Алматы

Новые материалы

Мы в социальных сетях

Переход на страницу umma.ru в TwitterПереход на страницу umma.ru в VKПереход на канал umma.ru в YouTubeПереход на страницу umma.ru в okПереход на страницу umma.ru в VimeoПереход на канал umma.ru в TelegramПереход на страницу umma.ru в SoundcloudПереход на страницу umma.ru в DzenПереход на страницу umma.ru в YMusic