Это фрагмент полного жизнеописания пророка Мухаммада. Следующий фрагмент здесь.
Посланник Всевышнего ﷺ после переселения первым делом поспешил приступить к строительству мечети с тем, чтобы в ней начали совершаться обряды и ритуалы Ислама, которым продолжительное время препятствовали язычники, пытаясь всячески запретить. В особенности важность представляла связывающая с Господом миров ежедневная молитва, очищающая сердце от грязи и обманчивости мирской жизни.
Передается, что посланник Всевышнего ﷺ построил мечеть там, где остановилась его верблюдица — в местечке, похожем на пустырь. Данный участок земли принадлежал двум сиротам, которые находились на попечении Ас‘ада ибн Зурары. Они пожелали безвозмездно передать землю под строительство мечети во имя Всевышнего, однако Посланник ﷺ счел необходимым заплатить за нее надлежащую цену. Прежде чем пустырь обрел в своих границах небольшое строение, что возводятся до сих пор в арабских деревнях, на нем росли пальмы и бутылочные деревья, а под ним в земле лежали старые языческие захоронения. По велению посланника Аллаха ﷺ могилы были выкопаны, имеющиеся руины сровняли с землей, пальмы были срезаны и сложены рядами в качестве киблы для будущей мечети. В это время направлением для молитвы служил Иерусалим. Длина здания составляла сто локтей, примерно столько же — боковые стороны. Вход был выложен из камня, фундамент, вырытый вглубь на три локтя, выложили из глиняного кирпича. Посланник ﷺ и его сподвижники носили камни и кирпичи на своих плечах, облегчая тяжесть напевами: «О Всевышний, нет жизни, кроме как в вечности, прости же ансаров и мухаджиров».
Энтузиазм и работоспособность сподвижников приумножались, когда они видели, что посланник Всевышнего ﷺ трудится наряду с ними. Тогда кто-то произнес: «Недостойным действием явится то, что мы будем сидеть без дела, тогда как Посланник работает!»
И вот перед жителями Медины предстало скромное строение, с «ковровым покрытием» из песка и камня, с потолком, выложенным из пальмовых ветвей, опорой которому служили столбы из стволов деревьев. Временами ливший с неба дождь превращал пол в глиняную жижу, порой внутрь забредали бродячие собаки. Но именно здесь люди достигали уровня ангелов, готовясь стать достойными обитателями вечной жизни. В этой мечети Всевышний Аллах повелел Своему Пророку ﷺ встать во главе лучших из уверовавших, взяв на себя обязательство воспитывать их с появлением утренней зари и до поздней ночи в соответствии с небесными законами.
Особый статус мечети в Исламе делает ее одновременно источником материального и духовного ориентирования, средоточием культуры, местом поклонения и получения знаний, тесно связывая их с обязанностью выполнения молитвы, а выстраивающихся в ряды молящихся — с высокими нравами и принципами, являющимися сутью религии Ислам. Однако в современных реалиях люди, для которых стало подвластно строительство красивых монументальных архитектурных шедевров, оказались не в состоянии возвести нерушимый светлый духовный внутренний мир человека. Они заменили прочный фундамент высоких нравов огромными зданиями, собирающими большое число молящихся, но в духовном отношении несоизмеримо малыми по сравнению с величественными сводами самих мечетей. Первые же поколения мусульман стремились не к возведению великолепных, с чрезмерным украшением мечетей, а к очищению и исправлению своих душ, формированию внутреннего духовного мира, привитию великих достоинств, являя собой образцовые примеры для будущих поколений мусульман.
Мечеть, на возведение которой посланник Всевышнего ﷺ направил все свои усилия сразу после переселения, не была лишь местом для совершения молитвы: вся земля создана для поклонения, и мусульманин не ограничивается в поклонении лишь пребыванием в ее стенах. Мечеть является символом того, чему Ислам придает самое большое значение, а это — связь творений со своим Творцом, связь рабов Божьих со своим Господом, та связь, что обновляется во время молитвы в течение дня и ночи.
Цивилизация, в которой общество позабыло о Всевышнем, не желает помнить о вечности, не проводит грань между дозволенным и запретным, благим и порицаемым, обречена на постепенную деградацию и упадок. Цивилизация, которая пришла с религией Ислам, очерчена Божественными границами и основана на знании о существовании Всевышнего, напоминании о встрече с Ним, стремлении к праведному и неприязни ко всему скверному и недостойному.
Уместно вспомнить первую пятничную проповедь посланника Аллаха ﷺ, переданную аль-Байхакы[1] от ‘Абдур-рахмана ибн ‘Ауфа[2]: «О люди, позаботьтесь о себе! Знайте, клянусь Всевышним, каждого из вас постигнет смерть, затем оставите своих овец без пастуха [оставите свои сбережения и имущество, не взяв с собой ничего из накопленного за прожитые годы]. А после Аллах обратится к человеку (и между ним и Всевышним не будет ни переводчика, ни преграды): «Разве не явился к тебе Мой Посланник и не донес до тебя веления Мои? Разве не даровал Я тебе имущество и не проявил безграничную милость к тебе? Что же ты сделал, как позаботился о себе?» Человек посмотрит направо, налево и ничего не найдет, затем посмотрит вперед и увидит лишь Ад. [Пусть Всевышний защитит нас, наших близких от столь страшного исхода!]»
Посланник ﷺ продолжил: «Кто в состоянии защитить себя от адского огня хотя бы половиной финика, то пусть сделает это! Кто и того не найдет, то — благим словом. Воистину, вознаграждение за благое деяние приумножается до десяти и может быть в семьсот раз увеличено»[3].
Опубликовано на основе исключительного авторского права автора книги «Пророк Мухаммад. Жизнеописание лучшего из людей» Ильдара Аляутдинова для umma.ru. Купить книгу вы можете здесь.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Абу Бакр Ахмад ибн аль-Хусейн ибн ‘Али ибн Муса аль-Байхакы, известен как имам аль-Байхакы (384–458 гг. по хиджре) (994–1066 гг. по григор.) — великий ученый, хадисовед. Получал знания у самых выдающихся ученых своего времени. Оставил множество известных трудов. Умер в период Аббасидского халифата.
[2] ‘Абдур-рахман ибн ‘Ауф аль-Курайши (43 г. д. х.–31 г. п. х.) (580–652 гг. по григор.) — один из известных сподвижников пророка Мухаммада. Родился в Мекке. В числе первых принял Ислам. Участвовал на собраниях в доме аль-Аркама. Голос ‘Абдур-рахмана ибн ‘Ауфа был решающим при выборе третьего праведного халифа ‘Усмана.
[3] См.: аль-Байхакы. Даляиль ан-нубувва. Т. 2. С. 524.