Логотип umma.ru и переход на главную страницуУмра и семинар с Шамилем Аляутдиновым
Умра и семинар с Шамилем Аляутдиновым

Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Меню

Текстовая статья

Строительство мечети Пророка (Сира 82)

Это фрагмент полного жизнеописания пророка Мухаммада. Следующий фрагмент здесь.

Посланник Всевышнего ﷺ после переселения первым делом поспешил приступить к строительству мечети с тем, чтобы в ней начали совершаться обряды и ритуалы Ислама, которым продолжительное время препятствовали язычники, пытаясь всячески запретить. В особенности важность представляла связывающая с Господом миров ежедневная молитва, очищающая сердце от грязи и обманчивости мирской жизни.

Передается, что посланник Всевышнего ﷺ построил мечеть там, где остановилась его верблюдица — в местечке, похожем на пустырь. Данный участок земли принадлежал двум сиротам, которые находились на попечении Ас‘ада ибн Зурары. Они пожелали безвозмездно передать землю под строительство мечети во имя Всевышнего, однако Посланник ﷺ счел необходимым заплатить за нее надлежащую цену. Прежде чем пустырь обрел в своих границах небольшое строение, что возводятся до сих пор в арабских деревнях, на нем росли пальмы и бутылочные деревья, а под ним в земле лежали старые языческие захоронения. По велению посланника Аллаха ﷺ могилы были выкопаны, имеющиеся руины сровняли с землей, пальмы были срезаны и сложены рядами в качестве киблы для будущей мечети. В это время направлением для молитвы служил Иерусалим. Длина здания составляла сто локтей, примерно столько же — боковые стороны. Вход был выложен из камня, фундамент, вырытый вглубь на три локтя, выложили из глиняного кирпича. Посланник ﷺ и его сподвижники носили камни и кирпичи на своих плечах, облегчая тяжесть напевами: «О Всевышний, нет жизни, кроме как в вечности, прости же ансаров и мухаджиров».

Энтузиазм и работоспособность сподвижников приумножались, когда они видели, что посланник Всевышнего ﷺ трудится наряду с ними. Тогда кто-то произнес: «Недостойным действием явится то, что мы будем сидеть без дела, тогда как Посланник работает!»

И вот перед жителями Медины предстало скромное строение, с «ковровым покрытием» из песка и камня, с потолком, выложенным из пальмовых ветвей, опорой которому служили столбы из стволов деревьев. Временами ливший с неба дождь превращал пол в глиняную жижу, порой внутрь забредали бродячие собаки. Но именно здесь люди достигали уровня ангелов, готовясь стать достойными обитателями вечной жизни. В этой мечети Всевышний Аллах повелел Своему Пророку ﷺ встать во главе лучших из уверовавших, взяв на себя обязательство воспитывать их с появлением утренней зари и до поздней ночи в соответствии с небесными законами.

Особый статус мечети в Исламе делает ее одновременно источником материального и духовного ориентирования, средоточием культуры, местом поклонения и получения знаний, тесно связывая их с обязанностью выполнения молитвы, а выстраивающихся в ряды молящихся — с высокими нравами и принципами, являющимися сутью религии Ислам. Однако в современных реалиях люди, для которых стало подвластно строительство красивых монументальных архитектурных шедевров, оказались не в состоянии возвести нерушимый светлый духовный внутренний мир человека. Они заменили прочный фундамент высоких нравов огромными зданиями, собирающими большое число молящихся, но в духовном отношении несоизмеримо малыми по сравнению с величественными сводами самих мечетей. Первые же поколения мусульман стремились не к возведению великолепных, с чрезмерным украшением мечетей, а к очищению и исправлению своих душ, формированию внутреннего духовного мира, привитию великих достоинств, являя собой образцовые примеры для будущих поколений мусульман.

Мечеть, на возведение которой посланник Всевышнего ﷺ направил все свои усилия сразу после переселения, не была лишь местом для совершения молитвы: вся земля создана для поклонения, и мусульманин не ограничивается в поклонении лишь пребыванием в ее стенах. Мечеть является символом того, чему Ислам придает самое большое значение, а это — связь творений со своим Творцом, связь рабов Божьих со своим Господом, та связь, что обновляется во время молитвы в течение дня и ночи.

Цивилизация, в которой общество позабыло о Всевышнем, не желает помнить о вечности, не проводит грань между дозволенным и запретным, благим и порицаемым, обречена на постепенную деградацию и упадок. Цивилизация, которая пришла с религией Ислам, очерчена Божественными границами и основана на знании о существовании Всевышнего, напоминании о встрече с Ним, стремлении к праведному и неприязни ко всему скверному и недостойному.

Уместно вспомнить первую пятничную проповедь посланника Аллаха ﷺ, переданную аль-Байхакы[1] от ‘Абдур-рахмана ибн ‘Ауфа[2]: «О люди, позаботьтесь о себе! Знайте, клянусь Всевышним, каждого из вас постигнет смерть, затем оставите своих овец без пастуха [оставите свои сбережения и имущество, не взяв с собой ничего из накопленного за прожитые годы]. А после Аллах обратится к человеку (и между ним и Всевышним не будет ни переводчика, ни преграды): «Разве не явился к тебе Мой Посланник и не донес до тебя веления Мои? Разве не даровал Я тебе имущество и не проявил безграничную милость к тебе? Что же ты сделал, как позаботился о себе?» Человек посмотрит направо, налево и ничего не найдет, затем посмотрит вперед и увидит лишь Ад. [Пусть Всевышний защитит нас, наших близких от столь страшного исхода!]»

Посланник ﷺ продолжил: «Кто в состоянии защитить себя от адского огня хотя бы половиной финика, то пусть сделает это! Кто и того не найдет, то — благим словом. Воистину, вознаграждение за благое деяние приумножается до десяти и может быть в семьсот раз увеличено»[3].

Опубликовано на основе исключительного авторского права автора книги «Пророк Мухаммад. Жизнеописание лучшего из людей» Ильдара Аляутдинова для umma.ru. Купить книгу вы можете здесь.

Подписывайтесь на umma.ru в Дзене

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Абу Бакр Ахмад ибн аль-Хусейн ибн ‘Али ибн Муса аль-Байхакы, известен как имам аль-Байхакы (384–458 гг. по хиджре) (994–1066 гг. по григор.) — великий ученый, хадисовед. Получал знания у самых выдающихся ученых своего времени. Оставил множество известных трудов. Умер в период Аббасидского халифата.

[2] ‘Абдур-рахман ибн ‘Ауф аль-Курайши (43 г. д. х.–31 г. п. х.) (580–652 гг. по григор.) — один из известных сподвижников пророка Мухаммада. Родился в Мекке. В числе первых принял Ислам. Участвовал на собраниях в доме аль-Аркама. Голос ‘Абдур-рахмана ибн ‘Ауфа был решающим при выборе третьего праведного халифа ‘Усмана.

[3] См.: аль-Байхакы. Даляиль ан-нубувва. Т. 2. С. 524.

Мухаммад

Сира Пророка

Жизнеописание пророка Мухаммада

Смотрите также

Аят дня

Хадис дня

74:6

И не совершай благодеяния [не делись с другими, будто проявляя щедрость и доброту, но на самом деле] желая получить взамен большее. [Если совершаешь добрый поступок, то делай это бескорыстно, пред Богом, не ожидая получить от людей что-то, а особенно большее, взамен.] (Св. Коран, 74:6).

Читать полностью

Читать подробнее аят дня или хадис дня
Семинар в Алматы

Новые материалы

Мы в социальных сетях

Переход на страницу umma.ru в TwitterПереход на страницу umma.ru в VKПереход на канал umma.ru в YouTubeПереход на страницу umma.ru в okПереход на страницу umma.ru в VimeoПереход на канал umma.ru в TelegramПереход на страницу umma.ru в SoundcloudПереход на страницу umma.ru в DzenПереход на страницу umma.ru в YMusic