Это фрагмент полного жизнеописания пророка Мухаммада. Следующий фрагмент здесь.
Язычникам было тяжело признать поражение из-за того, что переселенцы нашли укрытие для себя и своей религии. Неприязнь к Исламу побудила их направить к Наджаши группу с подарками и подношениями, чтобы он лишил мусульман своей благосклонности. Делегация состояла из ‘Амра ибн аль-‘Аса[1] и ‘Абдуллаха ибн Абу Раби‘а[2], тогда те еще не были мусульманами. Они прибегли к помощи людей из свиты правителя, выделив им часть подарков и приведя доводы, благодаря которым можно было изгнать мусульман. Курайшиты сказали: «Это люди из числа наших глупцов, которые оставили религию своего народа и не вошли в религию вашего правителя. Они пришли с выдуманной религией, о которой не знаем ни мы, ни вы».
Люди из свиты согласились уговорить Наджаши изгнать мусульман. Однако Наджаши в ответ на услышанное счел нужным выслушать обе стороны и пригласил сподвижников. Обе стороны обязались говорить только правду, какой бы она ни была.
Наджаши обратился к Джа‘фару ибн Абу Талибу[3]: «Что это за религия, из-за которой вы оставили свой народ и не вошли ни в мою, ни в какую другую?» Джа‘фар ответил: «О правитель, мы были невежественными людьми, которые поклонялись идолам, ели мертвечину, совершали постыдные поступки, порывали родственные связи, не соблюдали добрососедство, сильный из нас угнетал слабого. И это продолжалось до тех пор, пока Аллах не отправил к нам пророка из нашего числа, род которого мы знаем, в правдивости которого не сомневаемся, как в верности и целомудрии. Он призвал нас к Единобожию, чтобы не возводили на уровень Бога никого и ничего, оставили поклонение идолам. Он призвал нас к правдивости речи, верности, поддержанию родственных связей, добрососедству, воздержанию от запретного и кровопролития, запретил нам порочное, лжесвидетельство, поедание имущества сироты, приказал совершать молитву, соблюдать пост». Джа‘фар перечислил предписания Ислама и добавил: «Мы уверовали в него и подтвердили его правдивость, стали считать запретным то, что он запретил нам, и разрешенным — дозволенное. Однако народ подверг нас мучениям, пытался сбить с нашей религии и вернуть к поклонению идолам. Когда же они нас притесняли и чинили препятствия между нами и нашей религией, мы направились в ваши города и избрали тебя в надежде, что не будем здесь гонимы».
Наджаши сказал: «Есть ли у тебя то, с чем он пришел от Аллаха?» Джа‘фар ответил «да» и прочитал строки из суры «Марьям»[4]. Наджаши вместе со своей свитой заплакал, а затем сказал: «Поистине, это и то, с чем пришел Иисус (‘Иса), исходит из одного источника». Посланцам он велел: «Уходите, клянусь Аллахом, я никогда вам их не выдам». Когда они вышли, ‘Амр ибн аль-‘Ас обратился к ‘Абдуллаху ибн Абу Раби‘а: «Завтра я приду к нему с тем, что их погубит». На следующий день он обратился к Наджаши: «Воистину, они говорят об Иисусе (‘Исе), сыне Марьям, страшные слова». Наджаши вновь всех собрал и спросил, что они говорят о мессии. Джа‘фар ответил: «Мы говорим о нем то, с чем пришел к нам Пророк, что он раб Аллаха, посланник и Дух от Него, Слово Его, которое посеяно в Пречистой Марьям». Наджаши взял с земли ветвь и сказал: «Сказанное Иисусом (‘Исой) не разнится со сказанным тобой на размер этой ветви». Среди епископов прокатилась волна недовольства, на что Наджаши сказал: «Даже выражай вы свое недовольство, я все равно останусь при своем». Мусульманам же он велел: «Идите, вы в безопасности. Я не пожелаю гор из золота в обмен на то, чтобы причинить боль одному из вас».
Он вернул подарки курайшитам и сказал: «Если Бог не взял взятки с меня, то как я могу принять ее от вас?! Если Он не покорился людям касательно меня, то как я могу покориться вам касательно Него?!» [5]
Мусульмане оставались в безопасности рядом с ним. Попытка ‘Амра не увенчалась успехом, делегация вернулась в Мекку с неудачей. Курайшиты поняли, что не смогут излить свою неприязнь к Исламу и его последователям, кроме как в границах своего влияния. Они решили пролить свой гнев на тех, кто находился рядом с ними.
Опубликовано на основе исключительного авторского права автора книги «Пророк Мухаммад. Жизнеописание лучшего из людей» Ильдара Аляутдинова для umma.ru. Купить книгу вы можете здесь.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] ‘Амр ибн аль-‘Ас (51 г. д. х.–43 г. п. х.) (573–664 гг. по григор.) — великий воин и полководец. Воевал против мусульман и был ярым противником пророка Мухаммада. На 57 году жизни ‘Амр стал мусульманином. Участвовал в многочисленных и тяжелых сражениях бок о бок с такими великими сподвижниками, как Абу Бакр и ‘Умар. Во времена правления ‘Умара ибн аль-Хаттаба был назначен руководителем двух крупных областей — Египта и Палестины.
[2] Абу ‘Абдур-рахман ‘Абдуллах ибн Абу Раби‘ аль-Курайши аль-Махзуми — сподвижник пророка Мухаммада. В период джахилии его имя было Баджира. Принял Ислам после освобождения Мекки, и Пророк дал ему имя ‘Абдуллах.
[3] Джа‘фар ибн Абу Талиб ат-Тайяр (34 г. д. х.–7 г. п. х.) (589–629 гг. по григор.) — один из близких сподвижников пророка Мухаммада и его двоюродный брат, полководец, сын Абу Талиба.
[4] 19-я сура Священного Корана.
[5] См.: Ибн Хишам. Ас-сира ан-набавия. Т. 1. С. 340.