Это фрагмент полного жизнеописания пророка Мухаммада. Следующий фрагмент здесь.
Войско, шедшее в Табук, перенесло множество тягот. Имам Ахмад в тафсире к словам Аллаха:
приводит: «Они шли к Табуку, по двое или по трое сменяясь на одном верблюде. Стояла такая сильная жара, что они вынуждены были резать своих верблюдов и утолять жажду водой из внутренностей. Ощущалась острая нехватка провизии и верховых животных» [1].
‘Абудуллах ибн ‘Аббас передает, что было сказано ‘Умару ибн аль-Хаттабу: «Расскажи нам о битве при Табуке». Он сказал: «Мы шли в Табук во время засухи, пока не остановились, мучимые сильной жаждой и едва не погибая. Воин резал своего верблюда, чтобы выжать влагу из его поджилок и хоть как-то утолить жажду. То, что оставалось, он клал на свою печень».
Абу Бакр ас-Сыддик сказал Пророку: «О посланник Аллаха, воистину, Аллах отвечает на твои молитвы. Помолись Ему о нас». Пророк ответил: «Желаешь ли ты этого?» Он ответил утвердительно, и Пророк поднял руки к небесам. Не успел он опустить руки, как небо затянулось облаками и начался ливень. Люди наполнили сосуды водой. Затем мы заметили, что дождь шел только над нашим лагерем»[2]. Ибн Исхак передает: «В войске был лицемер. Мы обратились к нему: «Горе тебе, что должно еще произойти после этого?» Он сказал: «Это просто проходящая мимо туча».
В дороге мусульмане прошли рядом с руинами жилищ, которые населяли самудяне. Эти развалины былых поселений напоминали о гневе Аллаха, вызванном обвинениями во лжи в адрес их пророка. Они сами накликали на себя наказание Аллаха. Пророк ﷺ сказал: «Не входите в дома притеснивших самих себя, кроме как с плачем, чтобы вас не постигла та же участь»[3].
Пророк не хотел, чтобы мусульмане были беспечны к назиданиям и пренебрегали наказанием, коснувшимся прежних народов. Поистине, если Аллах даст кому-то посетить места, где приводится в исполнение высшая мера наказания, то невозможно, чтобы он смотрел на это с пренебрежением или насмешкой, как минимум он должен преисполниться печалью и скорбью к тем, кто заслужил столь печальный исход.
Имам Ахмад передает от Джабира, что когда посланник Аллаха прошел рядом со скалой, он сказал: «Не просите знамений Свыше, поистине, их просил народ Салиха. Аллах отправил им верблюдицу, которая заходила и выходила через это ущелье. День она пила их воду, день они пили ее молоко. Однако народ отверг милость Аллаха. Они ослушались приказа Аллаха и подрезали ей жилки. Их настиг крик, который лишил жизни всех находящихся под небосводом»[4].
Запрет просить чего-либо сверхъестественного учит людей удовлетворятся обычными вещами, видеть в них знамения. Нет пользы в чем-либо, выходящем за рамки обыденного. Лучше для них тратить свои усилия на выполнение своих обязанностей, работать над смягчением своих сердец и склоняться перед приказами Аллаха. Воистину, те, кто был до них, видели множество знамений. Однако их черствые сердца пренебрегли ими, за что народы призвали на себя проклятие.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Ибн Са‘д М. Ат-табакат аль-кубра [Великие степени]. В 8 т. Бейрут: ас-Содир, 1968. Т. 2. С. 167.
[2] См.: Ибн Хиббан М. Сахих Ибн Хиббан. Т. 4. С. 223, хадис № 1383.
[3] См.: ан-Найсабури М. Сахих Муслим. Т. 4. С. 2285, хадис № 2980.
[4] См.: Муснад Ахмад. Т. 22. С. 66, хадис № 14160.