Это фрагмент полного жизнеописания пророка Мухаммада. Следующий фрагмент здесь.
Пыль джахилии исчезла с горизонтов Аравийского полуострова подобно тому, как рассеивается ночной сумрак перед наступлением утра. Больное сознание исцелилось и люди перестали стремиться к чему-либо, кроме Аллаха, после того как в течение многих веков поклонялись бездушным идолам. Был слышен азан, призывающий к молитвам, рассекающий пространство пустыни, которую оживила новая вера. Чтецы рассеялись по северу и востоку, зачитывая аяты Писания, упрочняя положения Аллаха и обучая арабов тому, чего не знали ни они, ни их отцы.
Поистине, полуостров с момента зарождения в нем жизни не был так возвеличен, как при этом благодатном подъеме. История его не сияла так, как в эти особые дни.
Пророк ﷺ в Медине встречал делегации, провожал их, вдыхая в них из своего великого духа и наполняя мудростью. Они возвращались туда, откуда пришли, возводя в отдаленных местах крепости Ислама и заполняя белые страницы в истории уммы.
Пророк ﷺ не ограничивался ожиданием прибывающих к нему делегаций, он направлял своих великих мужей на восток, чтобы они приумножали влияние Ислама.
Воистину, в Йемене и в его окрестностях были многочисленные племена, где прежние люди Писания отличались активностью. Ислам распространился там, и влияние персов ослабевало и уменьшилось, дабы больше не возобновиться. Однако те отдаленные места нуждались в дополнительном внимании, поэтому Пророк отправил Халида ибн аль-Валида, потом Му‘аза ибн Джабаля и Абу Мусу аль-Аш‘ари, а затем ‘Али ибн Абу Талиба. Будто бы внутренний голос вселил в сердце посланника Аллаха предчувствие, что его пребывание в земной обители приближается к концу.
После того как Пророк ﷺ научил Му‘аза призывать и обучать религии тех, кого он встретит, они вышли вместе за пределы Медины. Му‘аз ехал верхом, посланник Аллаха шел подле него. Провожая его, он давал советы и завещал ему: «О Му‘аз, поистине, возможно, ты через год уже не встретишь меня, пройдешь лишь рядом с моей мечетью и могилой». Му‘аз зарыдал из-за страха навсегда расстаться с посланником Аллаха. Пророк обратил свой лик к Медине и сказал: «Поистине, наиболее близкие мне люди — набожные, кто бы и где бы они ни были»[1].
Сказанное Пророком ﷺ свершилось. Му‘аз оставался в Йемене, в это время был совершен прощальный хадж, и по прошествии 81 дня Пророк покинул этот бренный мир.
Внимание, проявленное к Йемену, имело обоснование: в нем и в племени Ханифа появились два лжеца, утверждавших о своем пророчестве. У них не было качеств и благих знамений, которые могли бы способствовать объединению вокруг них людей. Однако болезнь слепой племенной приверженности подтолкнула большое число простолюдинов говорить: «Мы знаем, что Мусайляма — лжец. Однако лжец из племени Раби‘а лучше, чем правдивец из племени Мудар». Разгорелись смуты из-за объявивших себя пророками самозванцев, пока «пророчество» Мусайлямы и других не потушили истинные воины веры.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Ибн Хиббан М. Сахих Ибн Хиббан. Т. 2. С. 415, хадис № 647.