Это фрагмент полного жизнеописания пророка Мухаммада. Следующий фрагмент здесь.
После договора при Худайбийе о перемирии мусульмане полностью отдались распространению учения Ислама и призыву обладателей разума. Их верность договору с курайшитами была решительной и неизбежной, вне зависимости от того, нравилось им это или нет. В этом люди увидели явные знамения.
Однако курайшиты, продолжая пребывать в своей прежней косности в вопросах политики, до конца не осознавали всю опасность событий, которые изменили ход дел на Аравийском полуострове. Более того, близилось изменение положения дел во всем мире. Утрата этого понимания подтолкнула к большой глупости, превратившей договор при Худайбийе в пустой звук.
Проявилось это в том, что курайшиты со своими союзниками из племени Бакр напали на племя Хуза‘, которое заключило с мусульманами соглашение. По причине того, что племя не было готово к нападению и сражению, часть людей была убита, остальные нашли защиту на Запретной территории. Племя Бакр продолжило преследование на священной местности, курайшиты же поддерживали их оружием в этом бесчинстве. Когда люди из племени Бакр вошли на Запретную территорию, где нельзя воевать, то сказали своему предводителю Навфу ибн Му‘авие: «Поистине, мы вошли в харам[1]. Побойся Господа!» Навф ответил: «Сегодня нет бога, о племя Бакр. Отомстите!»
Племя Хуза‘ в испуге направило к Пророку ﷺ ‘Амра ибн Салима[2] сообщить о произошедшем. ‘Амр прибыл в Медину и в стихотворной форме изложил ситуацию Пророку, пока тот сидел в мечети рядом с людьми. Выслушав, Пророк произнес: «Воистину, вам оказана помощь, о ‘Амр ибн Салим»[3]. Пророк подтвердил свою готовность оказать поддержку притесненному племени.
Курайшиты к тому времени осознали свою ошибку. Абу Суфьян поспешил в Медину, пытаясь исправить то, что натворил его народ, и вернуться к условиям договора. В Медине он отправился к своей дочери Умму Хабибе и пожелал сесть на покрывало, однако она помешала ему это сделать. «Дочь моя, ты отвратила меня от покрывала или покрывало от меня?» — спросил отец у дочери. Умму Хабиба ответила: «Это покрывало посланника Аллаха ﷺ. Ты же являешься многобожником и нечистым». Он ответил: «Клянусь Аллахом, тебя после меня постигло зло!»[4]
Абу Суфьян пришел к посланнику Аллаха, чтобы с ним переговорить, но Пророк не ответил. Тогда он прибегнул к заступничеству Абу Бакра, чтобы тот поговорил с Пророком относительно его вопроса, но был отвергнут со словами: «Пойди к ‘Умару». ‘Умар сказал: «Как я могу заступиться за вас перед Аллахом, когда я готов даже с муравьями — не найдя никого иного — сражаться с вами». Тогда Абу Суфьян обратился к ‘Али, тот ответил: «Клянусь Аллахом, Пророк утвердился в своем решении, и мы не вправе противиться. Возвращайся туда, откуда пришел». Абу Суфьяну ничего не оставалось, как вернуться обратно и сообщить курайшитам, что переговоры были отклонены.
Пророк ﷺ сообщил людям о спешном выходе в Мекку, после чего обратился со словами ко Всевышнему: «О Аллах, скрой нас от глаз и ушей курайшитов, чтобы мы настигли внезапно этот народ в их местности»[5]. Мусульмане последовали приказу Пророка и приступили к подготовке: предстояла определяющая встреча с мекканцами.
В этот непростой период произошел удивительный случай. Один из мусульман, кто был в числе первых в борьбе против язычников, направил письмо курайшитам с сообщением о намерении Мухаммада.
Мы видели, что мусульмане старались скрыть свои планы. И разве это не облегчит успех и не уменьшит потери, более того, возможно, подтолкнет курайшитов к тому, чтобы сдаться без кровопролития? Цель письма заключалась не иначе как в подстрекании к войне против Аллаха и Его посланника, а также усилении позиций курайшитов.
‘Али ибн Абу Талиб передает: «Посланник Аллаха ﷺ направил меня в путь вместе с аз-Зубейром и аль-Микдадом со словами: «Идите до сада Хах. Там вы найдете женщину в паланкине с посланием, возьмите его у нее». Мы гнали своих лошадей, пока не прибыли к обозначенному саду, где застали паланкин. На просьбу отдать послание женщина ответила, что его у нее нет. Они сказали: «Либо ты передашь нам письмо, либо мы силой возьмем его». Наконец она достала послание из косы, и мы поспешили доставить его Пророку. В нем было написано: «От Хатыба, сына Абу Бальта‘, к людям Мекки». В письме перечислялись приказы посланника Аллаха ﷺ.
Пророк ﷺ пригласил к себе этого человека и спросил: «О Хатыб, что это?» Тот ответил: «О посланник Аллаха, не спеши выносить свое решение обо мне. Поистине, у меня были тесные связи с курайшитами. Я был их союзником, но не был одним из них. У мухаджиров есть родственники, которые защищают их семьи и имущество. Так как у меня нет подобного родства среди них, я пожелал обезопасить свою семью. Я не отрекся от религии и не проявил довольство неверием после того, как покорился». Пророк сказал: «Воистину, он правдив». ‘Умар воскликнул: «Разреши мне отрубить голову этому лицемеру!» Пророк ответил: «Он был при Бадре. Откуда тебе знать, может Аллах лицезрел всех, кто участвовал в битве и сказал: «Делайте, что хотите, Я простил вас»[6]. Был ниспослан аят:
«Верующие, не берите себе в ближайшие соратники (в близкие друзья) Моего врага и вашего, проявляя к нему [к людям, враждебно настроенным к вам] чувство любви (привязанности, симпатии). Они отвергли истину, что пришла к вам [отвергли Писание и миссию Пророка]. Из-за того, что вы уверовали в Аллаха (Бога), Господа вашего [и отказались от их языческих убеждений], они прогнали посланника [Божьего] и вас [с родных земель, вынудили покинуть Мекку]. [Не берите таковых себе в ближайшие соратники] если вышли с джихадом [с самоотверженным и бескорыстным усердием] на Моем пути [готовитесь вступить с ними в противостояние] и [если] стремитесь к Моему довольству вами.
Вы [некоторые из вас] тайно проявляете к ним чувство любви (привязанности, симпатии), а Я лучше кого бы то ни было знаю то, что вы делаете скрытно (тайно), и то, что делаете открыто (явно). Если кто из вас так поступит, то он сбился с верного пути» (Св. Коран, 60:1).
Хатыб сошел с верного пути своим поступком. Ему не надлежало проявлять расположение к безбожникам после того, как они кичились своим неверием и поддерживали друг в друге агрессию к мусульманам и совершили по отношению к ним то, о чем Хатыб знал лучше других. Однако даже у великого человека может порой случится период, когда он проявляет малодушие. Аллах милостив к Своим рабам, Он не наказывает их за постигшую слабость и немощность. Пророк постиг суть произошедшего и состояние Хатыба, принял его оправдания. Им предстояла большая битва, где они могли потерпеть поражение, а прежние отношения могли помочь спасти семьи и родственников. Хатыб же остался бы без защиты для своих близких. Именно эти ошибочные размышления подтолкнули его к такому поступку. Однако нужно признать, что язычники в своей неприязни к Исламу не признавали ни родственные узы, ни дружбу. Даже если обстоятельства обернутся против мусульманам, не пристало сохранять такие отношения. Мусульмане сражались с ними во имя Аллаха и на них возложен обет, что они будут отдавать себя и свое имущество на пути сражения.
Если бы и можно было заручиться их поддержкой, то как возможно прибегнуть к предательству, которое может потянуть за собой большие потери для Ислама и мусульман? За Хатыба заступилось его героическое прошлое. Пророк ﷺ призвал помнить не его ошибку, а все лучшее, что в нем есть. Подобным примером Ислам учит нас не предавать забвению великие дела людей, даже если порой им суждено оступиться.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Харам — священная и запретная для кровопролития территория.
[2] ‘Амр ибн Салим — поэт. Принадлежал к племени Хуза‘а. Нес одно из трех знамен рода Ка‘б в день освобождения Мекки. Большая часть историков относят его к числу сподвижников.
[3] См.: Ибн Кясир И. Аль-бидая ва ан-нихая. Т. 6. С. 509.
[4] Там же. С. 514.
[5] См.: Ибн Кясир И. Аль-бидая ва ан-нихая. Т. 6. С. 520.
[6] См.: Муснад Ахмад. Т. 2. С. 37, хадис № 600.