К незаконному присвоению чужого имущества относится взяточничество.
Взяточничество — это должностное преступление. Взяткой являются деньги или материальные ценности, даваемые должностному лицу как подкуп, как оплата караемых законом действий [1].
В Священном Коране о запрете взяточничества говорится следующее:
«Пусть же одни из вас беззаконно не поедают имущества других. После чего вы идете и передаете это [часть награбленного] представителям власти с целью — греховно завладеть частью имущества людей, зная [о том, что вершите грех]» (Св. Коран, 2:188) [2].
В современном обществе подобное можно встретить нередко.
«Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) проклял того, кто дает взятку и того, кто ее берет» [3]. Ученые, собиравшие хадисы и распределявшие их по темам в своих сводах хадисов, ставили этот хадис в тему судейства, судебных разбирательств.
Ислам запрещает взятку независимо от того, в каком виде она преподносится, даже подношение в качестве подарка не делает ее разрешенной.
Передается, что однажды пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) отправил одного из своих сподвижников в Хайбар собрать поземельный налог. Люди передали налог, но сборщику налогов лично преподнесли ценный подарок, предложив при этом уменьшить размер налога. Сподвижник на их просьбу ответил: «Предложенное вами — взятка, это незаконно, и мы не принимаем ее» [4].
Большинство ученых не вменяет в вину дачу взятки только лишь в случае, когда человек оказался в ущемленном положении и вынужден защитить себя от несправедливости или же восстановить утраченные права. Свое мнение они аргументируют поступком сподвижника пророка ‘Абдуллы ибн Мас‘уда, который передал два золотых динара в качестве взятки за свое освобождение после того, как был [несправедливо] схвачен [и заключен под стражу] в Эфиопии [5], а также богословским правилом: «Все, что запрещено брать, запрещено и давать, кроме некоторых случаев, из них — взятка для защиты своих прав» [6].
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Если тот, кому мы поручили какое-либо дело и определили жалование, возьмет что-то сверх этого, то [данное действие] будет незаконным присвоением имущества» [7].
Поступая по совести, понимаешь, что является очевидно запретным, а что сложно отнести к запретному. Если вы, например, подкупаете должностное лицо, чтобы оно «законно» передало вам то, что вам не полагается, а принадлежит государству или другому человеку, — подобное запретно в Исламе (харам). Но если человека, который выполняет свою должностную обязанность и не ставит условием, что за его работу должны заплатить столько-то, отблагодарят в качестве вознаграждения чем-либо в виде подарка или милостыни, то он может принять, и это канонически не будет считаться взяткой.
Если же человека вынуждают дать взятку и иного способа доказать свою правоту или получить принадлежащее ему по праву просто нет, тогда грешен будет лишь тот, кто принуждает к такому противоправному действию, не оставляя никаких вариантов справедливого решения вопроса в рамках закона [8]. Полагаю, в разных жизненных реалиях каждому следует принимать решение самостоятельно, помня о каноническом запрете и следуя своим нравственным принципам, голосу совести. Спроси у себя, как говорил пророк Мухаммад, даже если грамотные люди представят тебе свое заключение [9]. Наличие у человека веры во всезнание Творца и совести должно помочь ему в подобных трудных ситуациях найти самый правильный ответ и выход [10].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1999. С. 81.
[2] Одной из профессиональных форм такого рода преступлений является также рейдерство. У рейдеров можно «заказать» предприятие, завод или иную форму собственности, которую они заберут у настоящих собственников «законным» образом, ведь законы при желании, связях и финансах можно трактовать и применять по-разному.
[3] См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 396, хадис № 3580, «сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 234, хадис № 1337, «сахих»; Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 249, хадис № 2313, «сахих».
[4] См.: Имам Малик. Аль-муватто [Общедоступный]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 2004. С. 421, хадис № 3030.
[5] См.: Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 1983. Т. 22. С. 222.
[6] См.: ас-Суюты Дж. Ашбах ва назаир. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 150.
[7] См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов имама Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 333, хадис № 2943, «сахих».
[8] См.: Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 1983. Т. 22. С. 222, 223.
[9] Сподвижник Вабисо ибн Ма‘бад однажды пришел к пророку Мухаммаду (да благословит его Творец и приветствует). Пророк спросил его: «Ты пришел, чтобы узнать у меня, что такое «аль-бирр» (доброта, любовь; праведность, благочестие, набожность)?» Тот ответил: «Да». Пророк сказал: «Спроси свое [здоровое, привыкшее к правильным намерениям и поступкам] сердце. Аль-бирр (праведность) – это все то, к чему душа твоя, сердце относятся спокойно. А вот грех – это все то, что вызывает смятение в душе и колебания (сомнения) в груди. Даже если люди дадут тебе заключение (совет)». Св. х. Ахмада и ад-Дарими. См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 432, хадис № 4/591, «хасан».
[10] В Коране Господь миров говорит: «Кто набожен пред Аллахом (Богом, Господом) [следует морально-нравственным нормам, переданным через пророков и развитым праведниками; обязателен в меру сил и возможностей в выполнении предписаний; сторонится явно запретного; следует законам и закономерностям, установленным Творцом в этом мироздании], тому Господь непременно предоставит спасение, выход [из на первый взгляд безвыходной ситуации, неразрешимой проблемы, непреодолимой беды, нестерпимой боли] и обязательно наделит (одарит) его уделом [интеллектуальным, духовным или материальным достатком] оттуда, откуда он его и не ожидает [откуда он даже и не предполагает, не рассчитывает его получить]. Кто полагается на Аллаха (Бога, Господа), тому Его достаточно» (см. Св. Коран, 65:2, 3).