Это фрагмент полного жизнеописания пророка Мухаммада. Следующий фрагмент здесь.
Мусульмане по поручению посланника Аллаха ﷺ поспешили отправиться из Мекки и других городов в Ясриб, ведомые убежденностью и безмерным доверием к нему.
Хиджра не является перемещением из одного города в другой либо переездом в поисках пропитания с бесплодной и сухой земли на плодородную. Переселение есть принуждение человека, пребывавшего в безопасности в кругу своей семьи и пустившего корни в определенной местности, отказаться от своих прав и пожертвовать своим имуществом ради своего спасения и спасения своей веры. То переселение предвещало, что отныне этот человек и его кровь объявлены разрешенными, он подвержен опасности и может в любой момент погибнуть в пути, полном неопределенности, его будущее размыто и неведомо, какие печали оно принесет. Если бы это было лишь авантюрой одного человека, то можно было посчитать его за легкомысленного путешественника. Однако же человек выступал в путь со своей семьей, при этом его душа и совесть были спокойны, а лицо озарено сиянием. Как же это объяснить? Верой! Той верой, которая тяжелее гор. Верой в кого? Верой в Аллаха, Которому принадлежит все, что на небесах и на земле, и лишь Ему хвала, Он Мудрый и Всезнающий. Подобные трудности может осилить лишь поистине верующий человек.
Люди, которые окружили Мухаммада ﷺ в Мекке и переняли от него свет праведности, взаимоотношения которых строились на призыве к благому и терпению — воистину, они оставили все, когда им было сказано переселяться, дабы возвеличить Ислам, обеспечив будущее и безопасность этой религии.
Многобожники увидели, что дома в Мекке, наполненные прежде жизнью, опустели. ‘Утба, ‘Аббас и Абу Джахль проходили мимо дома ‘Амира ибн Раби‘а, который со своей семьей и слепым братом Ахмадом переселился в Ясриб. ‘Утба, услышав, как ветер свистит в доме, произнес: «Дом совсем опустел, обитатели покинули его». Абу Джахль сказал ‘Аббасу: «Это все проделки твоего племянника, который раздробил наше общество и внес раздор между нами».
В его словах раскрывается суть, присущая многим тиранам. Поистине они, греша, чиня бесправие и беззаконие, стараются взвалить ношу греха на плечи других и повергнуть слабых. Если те отказываются преклониться, то отказ становится причиной проблем и источником печали.
В числе первых попытались переселиться Абу Саляма[1] со своей супругой и сыном. Когда он вознамерился выступить в путь, к нему пришли родственники со стороны жены и сказали: «Мы не властны над тобой, но что касается супруги, она наша родственница, и мы не можем допустить, чтобы она покинула нас». С этими словами они отняли у него супругу. Тогда род Абу Салямы разгневался и выступил в защиту, сказав: «Мы не отдадим вам ребенка, представителя нашего рода». Враждующие стороны стали буквально перетягивать ребенка, в конечном итоге род Абу Салямы вырвал руку мальчика, и они забрали его. Абу Саляма же был вынужден отправиться в Медину один. Умму Саляма стала выходить каждое утро в пустыню, плача до наступления вечера. Так продолжалось в течение года, пока один из ее родственников, сжалившись над ней, не обратился к своим сородичам: «Не пора ли избавить эту несчастную от страданий? Вы разлучили ее с супругом и ребенком!» Тогда они ей сказали: «Примкни к своему супругу, если хочешь». В итоге она забрала сына у родственников мужа и вместе с ним отправилась в Медину[2].
Когда Сухейб[3] захотел переселиться, курайшиты сказали: «Ты пришел к нам нищим и униженным, а благодаря нам обрел статус и приумножил имущество. И после этого ты желаешь уйти, забрав богатство? Клянемся Аллахом, не бывать тому!» Сухейб ответил: «Если я оставлю вам свое имущество, дадите ли вы мне уйти?» Получив согласие, он сказал: «Воистину, все свое имущество я отдаю вам». Когда весть о произошедшем дошла до посланника Аллаха ﷺ, он воскликнул: «Воистину, Сухейб заключил прибыльную сделку» [4].
И вот, вынужденно оставляя позади любимую родину, нажитое имущество, мусульмане ради сохранения своей веры, что является самым ценным на земле для верующего, постепенно покидали Мекку. Продолжалось это до тех пор, пока в Мекке не осталось никого из мусульман, кроме самого Пророка ﷺ, Абу Бакра и ‘Али, а также некоторых из тех, кто по причине болезни или насильственного пленения не смог выйти в путь.
Курайшиты ощутили, что у приверженцев Ислама появилось пристанище, куда они могут отправиться, и крепость, в которой они могут обрести защиту. Они почувствовали угрозу в призыве Мухаммада, в их крови забурлил инстинкт хищного зверя, опасающегося за свою жизнь. Однако посланник Аллаха ﷺ все еще оставался в Мекке, хоть и должен был в ближайшем времени примкнуть к своим сподвижникам.
Опубликовано на основе исключительного авторского права автора книги «Пророк Мухаммад. Жизнеописание лучшего из людей» Ильдара Аляутдинова для umma.ru. Купить книгу вы можете здесь.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Абу Саляма ‘Абдуллах ибн ‘Абдуль-асад аль-Махзуми — один из сподвижников пророка Мухаммада и его молочный брат. В числе первых принял Ислам. Первым переселился в Эфиопию вместе со своей женой Умму Салям, затем вернулся в Мекку. Совершил хиджру в Медину и принял участие в битве при Бадре.
[2] См.: аль-Мубаракфури С. Ар-рахик аль-махтум. С. 140.
[3] Абу Яхья Сухейб ибн Синан ар-Руми (36 г. д. х.–37 г. п. х.) (587–658 гг. по григор.) — сподвижник пророка Мухаммада. В раннем возрасте попал в плен к византийцам, поэтому известен как ар-Руми («византиец»).
[4] См.: Ибн Хиббан М. Сахих Ибн Хиббан. Т. 15. С. 557–558, хадис № 7082.