Логотип umma.ru и переход на главную страницуДзен Шамиля Аляутдинова
Дзен Шамиля Аляутдинова

Меню

Текстовая статья

Битва при Хунейне (Сира 155)

Это фрагмент полного жизнеописания пророка Мухаммада. Следующий фрагмент здесь.

Победа при освобождении Мекки вызвала и противоположную реакцию у ряда больших племен, живших недалеко от Мекки. Во главе них были Хавазин и Сакыф. Таиф считался их главным городом, при этом являясь одним из крупных городов на Аравийском полуострове после Мекки и Медины.

Главы племен выбрали предводителем господина племени Хавазин — Малика ибн ‘Ауфа. Они единогласно решили воевать с мусульманами, прежде чем те укрепят основы победы и выдвинутся искоренять остатки язычества.

Малик ибн ‘Ауф отличался смелостью, но не обладал дальновидностью и не прислушивался к советам. Он приказал своему народу взять с собой на битву семьи и имущество, чтобы каждый воин помнил ради чего сражается и не мог покинуть поле боя. Однако ему возразил опытный всадник Дарид ибн ас-Сымма: «Разве может удержать что-либо человека, терпящего поражение? Если события разворачиваются в твою пользу, то тебе поможет лишь воин с копьем и мечом. Если обстоятельства будут против тебя, то ты опозоришься перед своей семьей, лишишься ее и своего имущества». Малик ибн ‘Ауф отверг его мнение и проявил настойчивость в своем решении.

Мусульмане узнали о вражеском плане и направили лазутчиков определить уровень их подготовленности и численность.

Абу Дауд передает, что некий человек пришел к посланнику Аллаха ﷺ и сказал: «Я поднялся на гору и увидел племя Хавазин, которое вышло с семьями, скотом и имуществом. Они собрались в Хунейне». Посланник Аллаха улыбнулся и сказал: «Воистину, все это завтра станет трофеями мусульман, если пожелает Аллах» [1].

Легкость, с которой была освобождена Мекка, а также ощущение большинством, что джахилия доживает свои последние дни, придавали тем, кто недавно примкнул под знамя Ислама, восприятие, что никто и ничто не устоит перед ним.

Войско легкомысленно подошло к подготовке к битве и вышло на встречу с противником неподготовленным. Когда оно было малочисленно, то одерживало победу в тяжелых схватках. Сегодня же их численность достигла невиданных ранее размеров. Передается, что Абу Бакр ас-Сыддик посмотрел на войско и сказал: «В этот день мы не будем повержены по причине нашей малочисленности». Число мусульман достигло 12 тысяч, включая присоединившихся жителей Мекки.

Поражение

Малик ибн ‘Ауф с войском опередил мусульман и занял позиции в долине Хунейн — горные проходы, перевалы, ущелья и укрытия. Отряды мусульман постепенно прибывали, будучи в неизвестности относительно той опасности, что хранила в себе эта долина, которая представляла собой пустынный склон.

Всадники спускались в низину словно в пропасть, когда на них в предрассветных сумерках сверху обрушился шквал из стрел. Передний фланг содрогнулся перед этой неожиданностью, потерял ориентацию из-за густого мрака ночи и повернул вспять. Волна страха прокатилась по рядам. Люди Малика ибн ‘Ауфа воспользовались замешательством и бросились в наступление. Конница напала на передний фланг, мусульмане обратились в бегство.

Предводители Мекки смотрели на происходящее, скрывая внутри себя ликование. К некоторым из них вернулось прежнее неверие. Это неудивительно, ведь в их колчанах до сих пор были стрелы из прошлой жизни, на которых они гадали.

Каляда ибн аль-Ханбаль аль-Аслями[2] сказал: «Сегодня колдовство утратило свою силу (имея в виду Ислам)». Услышав эти слова, Савфан ибн Умайя, будучи до сих пор верным языческим убеждениям, возразил: «Замолчи, пусть Аллах закроет твой рот. Клянусь, то, что надо мной будет стоять один из курайшитов [имея в виду Пророка], любимее мне, чем если это будет один из племени Хавазин».

Посланник Аллаха ﷺ примкнул к правой стороне, дабы проанализировать происходящее. Разгневанный побегом, он воскликнул: «О люди, куда вы? Идите ко мне, поистине, я — посланник Аллаха, сын ‘Абдуллаха».

Однако никто к нему не явился. Все настолько пришло в хаос, что даже верблюды начали сталкиваться друг с другом в попытке выбраться из толчеи. Позади них посланник Аллаха увидел человека из племени Хавазин на красном верблюде с черным знаменем в руке, развевающимся на кончике длинного копья. Если он настигал кого-либо из убегающих, то пронзал его копьем, если ему этого не удавалось, он поднимал копье, чтобы за ним следовали его соплеменники.

Те, кто явился причиной позорного поражения, — это не так давно освобожденные жители Мекки и простолюдины из числа бедуинов. Посланник Аллаха принялся изучать ситуацию и вырабатывать тактику, чтобы защитить будущее Ислама. В этот момент вокруг него были первые мухаджиры и члены семьи. Он повелел ‘Аббасу ибн ‘Абдуль-мутталибу своим громким голосом призвать: «О ансары! О те, кто дал присягу при Худайбийе!»[3]

Всевышний внушил ему призвать людей убежденных, готовых к трудностям — лишь они могли способствовать успеху миссии и разрешению трудностей. Что касается тех, кто стремится к мирской жизни и трофеям, то всякое дело с ними обречено на поражение.

Стойкость и победа

В атмосфере панического страха, окутавшей поле в начале битвы, раздался призыв ‘Аббаса и достиг слуха истинных воинов. Они сражались и одновременно продвигались к источнику звука. Однако им не удавалось никак развернуть верблюдов, по этой причине приходилось бросать верховых животных и кольчуги, чтобы идти с оружием на голос.

Посланника Аллаха ﷺ окружили порядка ста человек. Они говорили: «Мы перед тобой». Вместе лицом к лицу они встретились с язычниками и перешли из обороны в наступление. Два противоборствующих лагеря сошлись в бою. ‘Али ибн Абу Талиб и несколько ансаров поспешили к человеку, несущему знамя во главе племени Хавазин. ‘Али ударил по поджилкам его верблюда и опрокинул вместе с наездником навзничь, на подмогу подоспел один из ансаров — он набросился на неприятеля и выбил его из седла.

Пророк ﷺ, сидя на верблюдице, взывал: «Поистине, я — Пророк, и нет в этом лжи. Поистине, я — сын ‘Абдуль-мутталиба. О Аллах, окажи Свою помощь»[4].

Мухаджиры и ансары самоотверженно боролись с воинами племени Хавазин и Сакыф. ‘Аббас передает, что посланник Аллаха ﷺ со своей верблюдицы наблюдал за происходящим и произнес: «Вот теперь разгорелась битва». Он взял камешки и бросил в лица безбожников со словами: «Отступите, клянусь Господом Мухаммада!»

‘Аббас передает далее: «Я увидел, что пыл борьбы ослаб, противник отступал»[5]. Спустя время люди племени Сакыф с остальными оказались в числе пленных. Касательно данной битвы было ниспослано:

 

«А ведь Аллах (Бог, Господь) помог вам во многих ситуациях (обстоятельствах) [в том числе и в военных противостояниях в защиту веры и миссии Пророка], а также в день Хунейна [когда вы уже было отчаялись]. [Вначале] удивила (восхитила) вас ваша многочисленность, которая все же ничего не дала. [Самонадеянность удалила от Бога, привела к самоуспокоению и проявлению пассивности, к ослаб­лению духа и фактическому поражению на первом этапе сражения.] Земля стала [в процессе боя] для вас (мусульмане) тесной при всем ее просторе [страх и беспокойство начали быстро заполнять ваши сердца], а через некоторое время вы и вовсе повернулись к противнику спиной (покинули поле брани) [оставив на нем Божьего посланника и нескольких неотступно верных ему людей].

После этого Аллах низвел на Своего посланника и верующих спокойствие (умиротворенность духа) [стойкость и непоколебимость], спустил [с небес] войска [ангелов], которых ваши глаза не видели. Наказал Он безбожников [за дерзкий военный вызов]. Это — заслуженное ими воздаяние» (Св. Коран, 9:25, 26).

 

Часть поверженных пыталась укрыться в месте под названием Аутас. Пророк ﷺ отправил вслед за ними Абу ‘Амира аль-Аш‘ари ─[6]. Он сражался с ними, пока не был убит. Тогда знамя взял его племянник Абу Муса аль-Аш‘ари ─ и разбил их[7].

Малик ибн ‘Ауф и оставшиеся с ним были вынуждены бежать до Таифа и укрыться под стенами города. Побежденные оставили после себя огромное количество трофеев. Ведь они вышли на поле битвы со своими семьями и своим имуществом. Малик оставил на поле битвы 24 тысячи верблюдов, более 40 тысяч баранов и около 48 тысяч серебряных монет, наряду с 6 тысячами пленников.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См.: ат-Табарани С. Аль-му‘джам аль-кябир. Т. 6. С. 96, хадис № 5619.

[2] Каляда ибн аль-Ханбаль аль-Аслями (в другой версии — аль-Гассани) — брат Сафвана ибн Умайи по матери. Во время освобождения Мекки при битве Хунейн оставался верен языческим убеждениям, но после битвы, следуя примеру своего брата, принял Ислам. Жил и скончался в Мекке. Аль-Бухари передал, что Каляда ибн аль-Ханбаль был сподвижником и передатчиком хадисов.

[3] См.: Ибн Кясир И. Аль-бидая ва ан-нихая. Т. 4. С. 378.

[4] См.: ан-Найсабури М. Сахих Муслим. Т. 3. С. 401, хадис № 1776.

[5] См.: Муснад Ахмад. Т. 3. С. 296, хадис № 1775.

[6] Абу ‘Амир ‘Убейд ибн Сулейм ибн Хаддар аль-Аш‘ари — один из великих сподвижников пророка Мухаммада. Дядя известного сподвижника Абу Мусы аль-Аш‘ари. Был убит в день Хунейна. Когда Посланник услышал о его
смерти, то поднял руки к небу и прочитал молитву с просьбой, чтобы Аллах вознес его в День воскрешения над многими из людей.

[7] См.: Ибн Кайим аль-Джаузия. Зад аль-ма‘ад фи хадйи хайр аль-‘ибад. Т. 3. С. 414.

Сира

Сира Пророка

Жизнеописание пророка Мухаммада

‘Али ибн Абу Талиб

Битва при Хунейне

Абу Муса аль-Аш‘ари

Смотрите также

  • Иконка которая означает тип материала аудиолекция

    Молитва дня

    Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов произносит дуа о благополучии и мире. Слушать и скачать можно в статье

    24.11.24

  • Иконка которая означает тип материала аудиолекция

    Четыре основы счастья

    Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов цитирует Св. Коран, 103 и говорит об ответственности. Слушать и скачать можно в статье

    24.11.24

  • Иконка которая означает тип материала аудиолекция

    Пружина сжимается

    Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов говорит о сегодняшней обстановке в мире. Слушать и скачать можно в статье

    24.11.24

Аят дня

Хадис дня

79:40

Рай же станет обителью тех, кто (1) испытывал трепет пред Господом [пред Его могуществом и величием; кто, идя по жизни окрыленным либо время от времени с поврежденными или даже обрубленными кем-то крыльями, не уставал молить Бога о помиловании, хотя вроде как ничего плохого и не делал; кто помнил или хотя бы временами вспоминал, что рано или поздно

Читать полностью

Читать подробнее аят дня или хадис дня
Семинар в Алматы

Новые материалы

  • Иконка которая означает тип материала аудиолекция

    Молитва дня

    Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов произносит дуа о благополучии и мире. Слушать и скачать можно в статье

    24.11.24

  • Иконка которая означает тип материала аудиолекция

    Четыре основы счастья

    Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов цитирует Св. Коран, 103 и говорит об ответственности. Слушать и скачать можно в статье

    24.11.24

  • Иконка которая означает тип материала аудиолекция

    Пружина сжимается

    Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов говорит о сегодняшней обстановке в мире. Слушать и скачать можно в статье

    24.11.24

Мы в социальных сетях

Переход на страницу umma.ru в TwitterПереход на страницу umma.ru в VKПереход на канал umma.ru в YouTubeПереход на страницу umma.ru в okПереход на страницу umma.ru в VimeoПереход на канал umma.ru в TelegramПереход на страницу umma.ru в Soundcloud
umma.ruНасытиться