Это фрагмент полного жизнеописания пророка Мухаммада. Следующий фрагмент здесь.
Победа при освобождении Мекки вызвала и противоположную реакцию у ряда больших племен, живших недалеко от Мекки. Во главе них были Хавазин и Сакыф. Таиф считался их главным городом, при этом являясь одним из крупных городов на Аравийском полуострове после Мекки и Медины.
Главы племен выбрали предводителем господина племени Хавазин — Малика ибн ‘Ауфа. Они единогласно решили воевать с мусульманами, прежде чем те укрепят основы победы и выдвинутся искоренять остатки язычества.
Малик ибн ‘Ауф отличался смелостью, но не обладал дальновидностью и не прислушивался к советам. Он приказал своему народу взять с собой на битву семьи и имущество, чтобы каждый воин помнил ради чего сражается и не мог покинуть поле боя. Однако ему возразил опытный всадник Дарид ибн ас-Сымма: «Разве может удержать что-либо человека, терпящего поражение? Если события разворачиваются в твою пользу, то тебе поможет лишь воин с копьем и мечом. Если обстоятельства будут против тебя, то ты опозоришься перед своей семьей, лишишься ее и своего имущества». Малик ибн ‘Ауф отверг его мнение и проявил настойчивость в своем решении.
Мусульмане узнали о вражеском плане и направили лазутчиков определить уровень их подготовленности и численность.
Абу Дауд передает, что некий человек пришел к посланнику Аллаха ﷺ и сказал: «Я поднялся на гору и увидел племя Хавазин, которое вышло с семьями, скотом и имуществом. Они собрались в Хунейне». Посланник Аллаха улыбнулся и сказал: «Воистину, все это завтра станет трофеями мусульман, если пожелает Аллах» [1].
Легкость, с которой была освобождена Мекка, а также ощущение большинством, что джахилия доживает свои последние дни, придавали тем, кто недавно примкнул под знамя Ислама, восприятие, что никто и ничто не устоит перед ним.
Войско легкомысленно подошло к подготовке к битве и вышло на встречу с противником неподготовленным. Когда оно было малочисленно, то одерживало победу в тяжелых схватках. Сегодня же их численность достигла невиданных ранее размеров. Передается, что Абу Бакр ас-Сыддик посмотрел на войско и сказал: «В этот день мы не будем повержены по причине нашей малочисленности». Число мусульман достигло 12 тысяч, включая присоединившихся жителей Мекки.
Поражение
Малик ибн ‘Ауф с войском опередил мусульман и занял позиции в долине Хунейн — горные проходы, перевалы, ущелья и укрытия. Отряды мусульман постепенно прибывали, будучи в неизвестности относительно той опасности, что хранила в себе эта долина, которая представляла собой пустынный склон.
Всадники спускались в низину словно в пропасть, когда на них в предрассветных сумерках сверху обрушился шквал из стрел. Передний фланг содрогнулся перед этой неожиданностью, потерял ориентацию из-за густого мрака ночи и повернул вспять. Волна страха прокатилась по рядам. Люди Малика ибн ‘Ауфа воспользовались замешательством и бросились в наступление. Конница напала на передний фланг, мусульмане обратились в бегство.
Предводители Мекки смотрели на происходящее, скрывая внутри себя ликование. К некоторым из них вернулось прежнее неверие. Это неудивительно, ведь в их колчанах до сих пор были стрелы из прошлой жизни, на которых они гадали.
Каляда ибн аль-Ханбаль аль-Аслями[2] сказал: «Сегодня колдовство утратило свою силу (имея в виду Ислам)». Услышав эти слова, Савфан ибн Умайя, будучи до сих пор верным языческим убеждениям, возразил: «Замолчи, пусть Аллах закроет твой рот. Клянусь, то, что надо мной будет стоять один из курайшитов [имея в виду Пророка], любимее мне, чем если это будет один из племени Хавазин».
Посланник Аллаха ﷺ примкнул к правой стороне, дабы проанализировать происходящее. Разгневанный побегом, он воскликнул: «О люди, куда вы? Идите ко мне, поистине, я — посланник Аллаха, сын ‘Абдуллаха».
Однако никто к нему не явился. Все настолько пришло в хаос, что даже верблюды начали сталкиваться друг с другом в попытке выбраться из толчеи. Позади них посланник Аллаха увидел человека из племени Хавазин на красном верблюде с черным знаменем в руке, развевающимся на кончике длинного копья. Если он настигал кого-либо из убегающих, то пронзал его копьем, если ему этого не удавалось, он поднимал копье, чтобы за ним следовали его соплеменники.
Те, кто явился причиной позорного поражения, — это не так давно освобожденные жители Мекки и простолюдины из числа бедуинов. Посланник Аллаха принялся изучать ситуацию и вырабатывать тактику, чтобы защитить будущее Ислама. В этот момент вокруг него были первые мухаджиры и члены семьи. Он повелел ‘Аббасу ибн ‘Абдуль-мутталибу своим громким голосом призвать: «О ансары! О те, кто дал присягу при Худайбийе!»[3]
Всевышний внушил ему призвать людей убежденных, готовых к трудностям — лишь они могли способствовать успеху миссии и разрешению трудностей. Что касается тех, кто стремится к мирской жизни и трофеям, то всякое дело с ними обречено на поражение.
Стойкость и победа
В атмосфере панического страха, окутавшей поле в начале битвы, раздался призыв ‘Аббаса и достиг слуха истинных воинов. Они сражались и одновременно продвигались к источнику звука. Однако им не удавалось никак развернуть верблюдов, по этой причине приходилось бросать верховых животных и кольчуги, чтобы идти с оружием на голос.
Посланника Аллаха ﷺ окружили порядка ста человек. Они говорили: «Мы перед тобой». Вместе лицом к лицу они встретились с язычниками и перешли из обороны в наступление. Два противоборствующих лагеря сошлись в бою. ‘Али ибн Абу Талиб и несколько ансаров поспешили к человеку, несущему знамя во главе племени Хавазин. ‘Али ударил по поджилкам его верблюда и опрокинул вместе с наездником навзничь, на подмогу подоспел один из ансаров — он набросился на неприятеля и выбил его из седла.
Пророк ﷺ, сидя на верблюдице, взывал: «Поистине, я — Пророк, и нет в этом лжи. Поистине, я — сын ‘Абдуль-мутталиба. О Аллах, окажи Свою помощь»[4].
Мухаджиры и ансары самоотверженно боролись с воинами племени Хавазин и Сакыф. ‘Аббас передает, что посланник Аллаха ﷺ со своей верблюдицы наблюдал за происходящим и произнес: «Вот теперь разгорелась битва». Он взял камешки и бросил в лица безбожников со словами: «Отступите, клянусь Господом Мухаммада!»
‘Аббас передает далее: «Я увидел, что пыл борьбы ослаб, противник отступал»[5]. Спустя время люди племени Сакыф с остальными оказались в числе пленных. Касательно данной битвы было ниспослано:
«А ведь Аллах (Бог, Господь) помог вам во многих ситуациях (обстоятельствах) [в том числе и в военных противостояниях в защиту веры и миссии Пророка], а также в день Хунейна [когда вы уже было отчаялись]. [Вначале] удивила (восхитила) вас ваша многочисленность, которая все же ничего не дала. [Самонадеянность удалила от Бога, привела к самоуспокоению и проявлению пассивности, к ослаблению духа и фактическому поражению на первом этапе сражения.] Земля стала [в процессе боя] для вас (мусульмане) тесной при всем ее просторе [страх и беспокойство начали быстро заполнять ваши сердца], а через некоторое время вы и вовсе повернулись к противнику спиной (покинули поле брани) [оставив на нем Божьего посланника и нескольких неотступно верных ему людей].
После этого Аллах низвел на Своего посланника и верующих спокойствие (умиротворенность духа) [стойкость и непоколебимость], спустил [с небес] войска [ангелов], которых ваши глаза не видели. Наказал Он безбожников [за дерзкий военный вызов]. Это — заслуженное ими воздаяние» (Св. Коран, 9:25, 26).
Часть поверженных пыталась укрыться в месте под названием Аутас. Пророк ﷺ отправил вслед за ними Абу ‘Амира аль-Аш‘ари ─[6]. Он сражался с ними, пока не был убит. Тогда знамя взял его племянник Абу Муса аль-Аш‘ари ─ и разбил их[7].
Малик ибн ‘Ауф и оставшиеся с ним были вынуждены бежать до Таифа и укрыться под стенами города. Побежденные оставили после себя огромное количество трофеев. Ведь они вышли на поле битвы со своими семьями и своим имуществом. Малик оставил на поле битвы 24 тысячи верблюдов, более 40 тысяч баранов и около 48 тысяч серебряных монет, наряду с 6 тысячами пленников.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: ат-Табарани С. Аль-му‘джам аль-кябир. Т. 6. С. 96, хадис № 5619.
[2] Каляда ибн аль-Ханбаль аль-Аслями (в другой версии — аль-Гассани) — брат Сафвана ибн Умайи по матери. Во время освобождения Мекки при битве Хунейн оставался верен языческим убеждениям, но после битвы, следуя примеру своего брата, принял Ислам. Жил и скончался в Мекке. Аль-Бухари передал, что Каляда ибн аль-Ханбаль был сподвижником и передатчиком хадисов.
[3] См.: Ибн Кясир И. Аль-бидая ва ан-нихая. Т. 4. С. 378.
[4] См.: ан-Найсабури М. Сахих Муслим. Т. 3. С. 401, хадис № 1776.
[5] См.: Муснад Ахмад. Т. 3. С. 296, хадис № 1775.
[6] Абу ‘Амир ‘Убейд ибн Сулейм ибн Хаддар аль-Аш‘ари — один из великих сподвижников пророка Мухаммада. Дядя известного сподвижника Абу Мусы аль-Аш‘ари. Был убит в день Хунейна. Когда Посланник услышал о его
смерти, то поднял руки к небу и прочитал молитву с просьбой, чтобы Аллах вознес его в День воскрешения над многими из людей.
[7] См.: Ибн Кайим аль-Джаузия. Зад аль-ма‘ад фи хадйи хайр аль-‘ибад. Т. 3. С. 414.