Подробно о посте в Рамадан смотрите здесь.
Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Братские узы. Общечеловеческое родство

«И если бы не защита Аллаха (Бога, Господа) одних людей другими [если бы не то равновесие, которое периодически устанавливается Творцом на этой Земле для мирного сосуществования людей и возможности дипломатического урегулирования разгорающихся конфликтов], то были бы разрушены и снесены монастыри, церкви, синагоги и мечети, где много упоминается имя Аллаха [имя Единого и Единственного Господа[1]]» (см. Св. Коран, 22:40).

Нет разумных причин и поводов для того, чтобы люди жили в состоянии вражды, размежевания и разобщенности, постоянно противореча друг другу, игнорируя и не познавая, не признавая друг друга. Следуя правильной логике и здоровым чувствам, далеким от всяких форм эгоизма, мы увидим немалое количество мотивов к сближению людей, множество поводов для образования интегрированного общества с сохранением самобытности всех его участников, в котором правят не антагонистические[2], не шовинистские[3] настроения, не озлобленность и постоянный поиск врага, а — любовь и взаимоуважение. Воспитывая именно такие качества в своих гражданах, любое общество поведет себя к безопасности, спокойствию и неподдельным идеалам цивилизованности.

Творец всего сущего в заключительном Писании — Священном Коране, отсылает род человеческий и многочисленные его народы, их культурную самобытность к двум прародителям, Адаму и Еве, указывая людям на «место встречи», где переплетаются их братские узы:

«О люди! Поистине, Мы [говорит Господь миров, указывая на Свое могущество и величие, но никоим образом не на множественность] сотворили вас из мужчины и женщины [родоначальниками всех вас являются Адам и Ева] и сделали вас [разделенными на] племена и народы [нет ничего удивительного в том, что вы разных национальностей, культур. В этом — Божественный замысел. И ваша «разность и непохожесть» для того], чтобы вы познавали друг друга [изучали иностранные языки, незнакомые вам культуры, знакомились с неизвестными вам доселе людьми]. Воистину, самыми великодушными (благородными) среди вас [людей] пред Богом являются те, кто наиболее набожен[4] [а не те, кто гордится своей принадлежностью к какой-либо нации, полагая, что за счет этого у него лучшее положение пред Богом]. Воистину, Аллах (Бог, Господь) Всезнающ и в полной мере осведомлен обо всем и вся» (Св. Коран, 49:13).

И когда люди идут друг другу навстречу, знакомятся друг с другом, а не пытаются найти негативные черты в другом менталитете[5], не пропитываются взаимными противоречиями, антипатией; именно шаг навстречу — основа межчеловеческих отношений. Да, порой появляются преграды, препятствующие движению в этом направлении. «Давка» и «толкотня» в борьбе за «место под солнцем», положение, должности, корочки, титулы или материальный достаток часто умерщвляют в людях взаимоуважение, взаимопонимание, ощущение того, что рядом с тобою такой же че-ло-век, лучшее творение Создателя, вознесенное Его волею над всем и вся.

Да, люди могут по-разному понимать, что есть истина, по-разному трактовать, что есть добро или зло, а это часто приводит, в лучшем случае, к спорам, в худшем же — к столкновениям, стычкам меж ними, войнам. Хотя ведь пророк Мухаммад, как и многие тысячи посланников Божьих до него, говорил: «Не гневайтесь друг на друга, не завидуйте друг другу, не враждуйте и будьте же, о люди, братьями»[6].

Один из мусульманских ученых мудро отметил: «Если ты сажаешь в тюрьмы тех, чьи мысли отличаются от твоих, значит, в твоей голове вместо разума возведена стена [с колючей проволокой]. Если ты несогласных с тобою лишаешь жизни через повешение, значит, в твоей голове вместо разума — виселица. Но если же ты обмениваешься мнениями со своим собеседником, в чем-то убеждаешь его, а в чем-то и соглашаешься с ним, тогда в голове твоей [настоящий] разум, выполняющий функции именно разума»[7].

Несмотря на негативные события, случающиеся в повседневной жизни каждого из нас либо в мире, важно не забывать о том, что все люди имеют одну природу сотворенности[8], исходя из чего должны строить жизнь на земле сообща. Именно сообща, гармонично и согласованно друг с другом. Каждый из нас, независимо от национальности, гражданства, вероисповедания или мировоззрения, вносит свою лепту в продолжение бытия, строительство жизни и изменение ее.

А строя и изменяя ее в лучшую сторону, нужно помнить:

(1) любой человек возвышен и выделен пред Господом:

«Мы [говорит Господь миров] чествуем потомков [прародителя человечества] Адама… Перед многим другим из числа сотворенного Нами люди имеют немалое количество преимуществ» (Св. Коран, 17:70);

(2) каждый из людей невероятно близок к Творцу:

«Мы [говорит Господь миров], и нет сомнений в этом, сотворили людей (род человеческий) и знаем [даже] то, что шепчут [людям] их души. Мы ближе к ним (к каждому человеку), чем их шейная артерия [ближе к ним, чем они сами к себе]» (Св. Коран, 50:16).

В то же время не стоит преувеличивать свою значимость или принижать достоинство других. О пагубности и греховности этого часто упоминается в Коране и хадисах. Пророк Мухаммад предостерег: «Все вы — дети Адама [и Евы]. Адам сотворен был из земли. Пусть же прекратят люди бравировать[9] своими предками [пусть не возносятся над другими, перечисляя достижения или подвиги своих родов, племен, народов], иначе станут они пред Богом [потеряв человеческое лицо в результате своей гордыни и кичливости за чужие успехи и поступки] даже ниже по значению, чем [обычный] навозный жук»[10].

Важно не то, какого цвета твоя кожа, какое у тебя гражданство или национальность, из какого рода или тейпа ты происходишь, а то, кто ты есть сам, какова твоя суть, каковы лично твои нравственные и иные успехи, достижения.

Великий имам ‘Али ибн Абу Талиб (двоюродный брат Пророка) еще более четырнадцати веков назад говорил:

Люди, как скульптурные изваяния (монументы, манекены), равны (имеют много сходств);

Отец их Адам, а мать — Ева.

Матери людей (подобны) сосудам-хранилищам (младенцев),

А для определения знатности происхождения — у них отцы.

И если есть заслуги у родителей, то дети гордятся (этим),

Хотя они ведь (дети) — (еще) лишь глина и вода[11].

Истинные честь и достоинство (заслуги) — у ученых[12]людей,

Они — указатели правильного пути для тех, кто просит их об этом.

Ценность человека в искусных умениях его[13],

А невежды (кстати) враждебны к носителям знаний.

Посвяти себя науке (знаниям, познаниям) и ни на что не променяй это!

(Пойми), люди (массы, толпы) — мертвы, а обладатели знаний (ученые) — живы[14].

Вернемся к братству, общечеловеческому родству.

Важно уметь отличать сектантское понимание братства от религиозного. «Братья мои — это те, кто думает так же, как и я, а остальные — враги и недруги» — носителям такого взгляда на жизнь крайне сложно контактировать с другими, теми, кто не похож на них, живет по иным принципам, мыслит иными категориями, кто не разделяет их взгляды и ценности. Религиозное же понимание братства таково: «Все мы, люди, вольны в выборе взглядов и поступков. Появления на свет каждого из нас пожелал Творец. Живя в мирской обители, мы проходим через Богом определенные для нас испытания (они же и возможности), в том числе и посредством друг друга, через наше отношение друг к другу[15]. Всем нам возвращаться к Господу миров и каждому отвечать за свои поступки».

«В тот День будут воскрешены люди группами для созерцания своих [мирских] дел (поступков) [каждый из людей, когда-либо живших на планете Земля, увидит итоговый результат собственной веры, слов и дел]. И кто совершил добра [хоть] на вес пылинки, непременно увидит это. А кто совершил [хоть] на вес пылинки зла, также непременно увидит это» (Св. Коран, 99:6–8).

Да, люди разные (по национальности, языкам, культурам, воспитанию, темпераментам и характерам, физическим и материальным возможностям), но у этих миллиардов человеческих особей очень даже много общего. Мы словно жемчужины, нанизанные на единую нить жизни.

Осознание того, что именно нас единит, помогает нам более продуктивно жить, созидать и меньше тратить сил на такие сжигающие все и вся отрицательные эмоции, как озлобленность, навязываемая задавленность или необоснованное превосходство.

Одним из важных объединяющих факторов является сознательная или подсознательная вера в Бога, Которого мы можем по-разному называть, понимать, но в любом случае все мы, пройдя мирскую обитель, а также Загробный мир, вернемся к Нему, Творцу нашему. Господь, свят Он и велик, рассудит.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Разные люди упоминают Его на разных языках, называют разными именами. Главное, чтобы приписывалось соответствующее только Ему, Далекому от всех недостатков, Безграничному, Бесконечному, Невообразимому. «Нет ничего, подобного Ему», — сказано в Священном Коране (см.: Св. Коран, 42:11).

[2] Антагонистический — непримиримо враждебный.

[3] Шовинизм — крайний национализм; разжигание национальной вражды и ненависти; проповедь национальной исключительности и расового превосходства. 

[4] Что есть набожность? Выполняя обязательное и сторонясь явно запретного, человек вступает на территорию набожности, но определить ее, взвесить или измерить крайне сложно, а точнее невозможно.

«Набожность вот здесь», — сказал пророк Мухаммад, трижды указав на грудь.

Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима. См., например: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т. 8. Ч. 16. С. 121, хадис № 32–(2564).

[5] Менталитет — 1) образ мыслей, совокупность умственных навыков и духовных установок, присущих отдельному человеку или общественной группе; 2) психология нации.

[6] Хадис от Анаса ибн Малика; св. х. аль-Бухари и др. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 4. С. 1915, хадис № 6065; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 13. С. 589, хадис № 6065.

Также см.: аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 10. Ч. 19. С. 238, 239, хадисы № 110–117.

[7] Слова Мустафы Садыка ар-Рафи‘и. См.: аль-Худойби Х. Ду‘атун ля кудо [Призывающие, а не судьи]. Каир: Ат-тавзи‘ ва ан-нашр, [б. г.]. С. 8.

[8] В Коране сказано: «О люди, бойтесь Господа [выполняя предписанное Им и сторонясь явно запретного], Который сотворил вас из одной души [из одного начала] и из нее ей пару [человеческий род пошел, по воле Всевышнего, начиная с сотворения Адама и Евы]. И от них (Адама и Евы) рассеял Он [по земле] большое количество мужчин и женщин…» (см.: Св. Коран, 4:1).

[9] Бравировать — хвастливо выставлять что-либо напоказ, рисоваться чем-либо.

[10] Хадис от Хузейфы; св. х. аль-Барраза. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 396, хадис № 6368, «хасан».

[11] «Лишь глина и вода», то есть сами собой еще ничего не представляют.

Нужно учесть, что имам ‘Али относился к очень уважаемому роду, а дети его — это внуки пророка Мухаммада. Но при всем при этом он подчеркивает, что заслуги рода или родителей не дают ребенку права возноситься перед другими. Ребенок сам должен вырасти и стать человеком, которого будет за что уважать.

[12] У тех, кто всесторонне (в первую очередь в вопросах морали и нравственности) грамотен, эрудирован, познает себя, знакомится с другими людьми, изучая их языки и культуру. Те, кто постигает окружающий нас мир в любых областях наук, познает и Того, Кто сотворил все это в неописуемой гармонии и с непостижимым совершенством.

[13] В умении человека что-то хорошо и профессионально выполнять, касается ли это глубоких познаний в какой-либо области науки или искусного владения ремеслом, например.

[14] См.: аль-Кярам А. Диван амир аль-му’минин аль-имам ‘али ибн абу талиб. С. 7.

[15] В Коране сказано: «[Всевышний, конечно же, может напрямую наказывать притеснителя или помогать притесненному, может проявлять Свою Божественную справедливость без малейшего промедления, но происходит все в этой жизни не так, как тот или иной из людей желал бы, а по Божественному замыслу и] одни из вас испытуемы Богом через других. [В значительной степени именно отношения меж людьми в самых разных (мирных или военных) ситуациях показывают суть человека, скверна она или благородна. И это (наши слова, адресованные друг другу, реплики, формы поведения меж собою, реакции, оценка друг друга) явится наглядным примером для осознания справедливости Божественного вердикта, который будет вынесен каждому из нас в Судный День]» (см.: Св. Коран, 47:4).

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1