Достоинства Мекки
Мекка – город, к которому устремлены сердца всех мусульман мира, поскольку он имеет особый священный статус. Согласно аятам Корана и изречениям пророка Мухаммада, Мекка наделена Аллахом (Богом, Господом) целым рядом достоинств:
1. В ней расположен первый храм на земле – Кааба (см. Св. Коран, 3:96);
2. В ней совершаются обряды паломничества (см. Св. Коран, 3:97);
3. За совершение молитвы-намаза в ней полагается особое Божье воздаяние. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Молитва[-намаз], [совершенная] в моей мечети [в Медине], лучше [по Божественному воздаянию и вознаграждению], чем тысяча молитв[-намазов] в любой другой мечети. За исключением мечети аль-Харам [в Мекке][1]. Молитва[-намаз] в ней [в мечети аль-Харам, внутри которой находится Кааба] лучше [по Божественному воздаянию и вознаграждению], чем сто [молитв] здесь [в моей мечети в Медине]»[2];
4. По воле Божьей Мекка является священным и безопасным городом, что подтверждается аятом Корана (см. Св. Коран, 3:97).
Также о безопасности Мекки до Конца Света есть достоверный хадис. После возвращения из Медины в Мекку[3] пророк Мухаммад сказал:
«[Более] нет хиджры [не нужно никуда переселяться из Мекки, опасаясь гонений и притеснений]. Однако же [есть] самоотверженное усердие [в благом и праведном, джихад] и намерение [определяющее воздаяние от Бога либо наказание][4]. Если нужно мобилизовать [силы], тогда мобилизуйтесь (поспешите) [для обороны от вражеского нападения, например]!
Поистине, этот город [Мекка] священен пред Аллахом (Богом, Господом) [и запретен для всего плохого] со дня сотворения небес и земли. И он останется таковым по воле Божьей до Судного дня. Никому до меня не позволялось здесь убийство. И мне не позволялось, кроме часа днем [что было для самообороны[5]. Но более никогда и ни для кого не допустимо]. Это [убийство] запретно [для всех] по воле Божьей до Судного дня. [Здесь, в Мекке] ломать шипы [иглы растений, деревьев, а тем более срывать листья, ломать ветки, вырубать деревья] нельзя. Охотиться [в Мекке также] нельзя[6]. Подбирать потерянное нельзя, кроме как если это принадлежит ему[7]. [Живые] растения ломать (вырывать, срывать) нельзя[8]». ‘Аббас спросил: «О посланник Божий! [Ломать, вырывать нельзя, но, наверное] кроме душистого тростника, ведь он [нужен] для их [мекканцев] похорон и для их домов [он необходим людям для решения разных бытовых вопросов]?» Пророк ответил: «[Да] кроме душистого тростника»[9].
5. В Мекке имеется особая Божья благодать (баракят) относительно пропитания и материальных благ. Этот город на протяжении многих столетий является крупным центром торговли, куда направляются товары и деньги со всего мира, принося доход и высокую прибыль местному населению (см. Св. Коран, 28:57);
6. В этот город не сможет войти Даджаль (Антихрист). Пророк Мухаммад сказал: «Нет страны (области, города), куда не ступит нога Даджаля (Антихриста). За исключением лишь Мекки и Медины. На всех входах [в эти два города, на всех подходах к ним] стоят рядами ангелы. Они охраняют их [то есть охраняют эти два города]. Затем Медина вместе с ее жителями будет сотрясена трижды [тремя землетрясениями]. И выведет Аллах (Бог, Господь) всякого безбожника и лицемера[10]»[11];
7. Мекка – это самый любимый Аллахом (Богом, Господом) город. Пророк Мухаммад, вынужденно покидая Мекку на начальном этапе своей миссии, сказал: «Клянусь Богом! Ты [Мекка] – лучшая земля пред Богом и самая любимая Им. Если б меня не вынудили покинуть тебя, то я не покинул бы»[12];
Важно отметить, что в связи с высоким статусом Мекки перед Аллахом (Богом, Господом) совершение в ней преступных с точки зрения общечеловеческой морали действий, а также тех, что религиозно порицаемы либо запретны, крайне пагубно. Таковым обещано Богом болезненное наказание (см. Св. Коран, 22:25).
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Эту часть хадиса см.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 353, хадис № 1190; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 546, хадисы № 505–(1394) и 509–(1395); ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 124, хадис № 325, “хасан сахих”.
[2] См.: аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси (675–739 гг. по хиджре). Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хиббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хиббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1991 (1997). Т. 4. С. 499, хадис № 1620, “сахих”; Ахмад ибн Ханбаль. Муснад [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 2002. С. 1125, хадис № 16216 (16117), “сахих”.
[3] Это произошло на 8-й г. по хиджре.
[4] Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) подчеркивал: «Воистину, дела [оцениваются, как и выстраиваются, реализуются] только по намерениям. И каждому человеку [воздастся] в соответствии с намерением». Хадис от ‘Умара; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 1. С. 21, хадис № 1.
[5] У имама ан-Навави в комментарии к хадису сказано, что разрешение пророку Мухаммаду от Бога было дано, но ему не пришлось воспользоваться этим. Переговоры прошли успешно, без кровопролития.
[6] В хадисе использован глагол «отпугивать», то есть даже отпугивать тех животных, на которых в других местах можно охотиться, в Мекке нельзя.
[7] Найдя в Мекке потерянное чужое, нельзя его присвоить себе. Таков один из комментариев по этой части хадиса.
[8] Данный запрет не касается посевных угодий и последующего сбора урожая.
[9] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 544, хадис № 1834; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 5. С. 57–61, хадис № 1834 и пояснение к нему.
[10] Опасаясь землетрясений, они покинут Медину, став легкой добычей для Антихриста.
[11] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 556, хадис № 1881; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. 2000. Т. 5. С. 118, 119, хадис № 1881 и пояснение к нему.
[12] См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 604, № 3925, «сахих».