Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Еда и одежда его – харам

Пророк Мухаммад сказал: «О люди! Поистине, Аллах (Бог, Господь) Благой (Тойиб) [с Ним связано и ассоциируется лишь хорошее и положительное], и Он принимает [от людей] лишь благое [благостное, хорошее по своей сути]. И поистине, Он повелел верующим то же, что повелел и посланникам [Божьим]: «О посланники [Божьи всех времен и народов]! Ешьте из благих даров и вершите праведные дела. Воистину, Я [говорит Творец] знаю о том, что вы делаете» (Св. Коран, 23:51). А также сказал: «Верующие, ешьте из того благого (приятного) [на вкус], чем Мы наделили вас [дав возможность безвозмездно в изобилии пользоваться всем, что произрастает на планете Земля]» (см. Св. Коран, 2:172).

Затем Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) упомянул мужчину, долго пребывавшего в пути [уставшего, утомленного]: «Растрепанные [волосы], весь в [дорожной] пыли. Возносит он руки к небу [со словами]: «Господи, Господи!» Однако еда его – харам[1], питье его – харам[2], одежда его – харам[3]. И вскормлен он был харамом (запретным)[4]. Разве ему будет отвечено?!»[5]

В сносках к хадису я привел примеры того, что канонически является харамом (запретным). Проблема мусульман прошлого и настоящего в том, что люди, как с богословским образованием, так и без него, из разных побуждений придумывают новые запреты. А это канонически запрещено (харам)[6].

Хадис для ориентиров в неоднозначных вопросах

Сподвижник пророка Мухаммада Абу Хурайра передал: «Однажды посланник Божий (да благословит его Господь и приветствует) во время проповеди обратился к нам со словами: «О люди, Аллах (Бог, Господь) вменил вам в обязанность хадж (паломничество в Мекку), так совершайте же его!» Один из присутствовавших спросил: «Каждый год, о посланник Аллаха?» Пророк промолчал [ничего не ответил]. [Он хранил молчание до тех пор] пока тот не повторил свой вопрос трижды. Тогда он (да благословит его Творец и приветствует) воскликнул: «Если я скажу «да», то это станет обязательным, но [я знаю, что] вы не сможете [сделать этого]!»

После Пророк произнес: «Возьмите лишь то, что я вам оставил! [Не выдумывайте и не додумывайте, не допытывайтесь и не усложняйте! Не спрашивайте меня о том, что не вменил вам в обязанность!] [Не забывайте!] Многочисленность [бестолковых] вопросов [пусть они даже кажутся вам толковыми и важными] и разногласия с пророками [усложнение простых вещей; когда эти два общественных недуга переходили критический уровень] уничтожили тех, кто был до вас. [Не подвергайте же себя опасности пустословием!] То, что повелел я вам, — совершайте настолько, насколько вы в состоянии [в меру сил и возможностей; вынужденные ситуации включают послабления], а то, что запретил [все то, что относится к явно запретному], — оставьте, удалитесь от него [и без компромиссов]»[7].

К сожалению, некоторые додумывают и усложняют, стремясь исключить все сомнительное, а в итоге приходят к запрещению того, что не является канонически запретным. Прямого аргумента касательно запрета нет, но косвенные, при сильном желании и проведении аналогии, можно найти[8].

По-настоящему серьезных грехов не так много, как нам порой кажется. Наиболее распространенные из них в современных реалиях: обман, безответственность; причинение вреда другому; употребление алкоголя, азартные игры, сигареты, наркотики, прелюбодеяние, колдовство; клевета, черная зависть; отсутствие религиозной практики.

В контексте приведенного в самом начале хадиса также важно понимать, что совершение запретного (харам) – это не приговор, а то, что можно постепенно поправить и исправить. Вот вам конкретный пример из Сунны. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) предупреждал: «Кто придет к предсказателю, спросит у него о чем-то и поверит в сказанное, у того не будет принята [обязательная] молитва[-намаз] на протяжении сорока дней»[9]. То есть вознаграждение (саваб) за все обязательные молитвы последующих сорока дней пойдет на компенсацию данного прегрешения[10].

Пример из жизни

Я среднестатистический мусульманин со средним достатком. Недавно познакомился, как мне казалось, с обычной девушкой. Отношения приняли весьма серьезный характер. Она этническая мусульманка, в честности и порядочности которой я не сомневаюсь, и есть намерение жениться на ней.

Однако выяснились некоторые подробности: ее отец — водочный монополист. Каждая третья бутылка этого харама — продукция его завода. Уровень высокомерия и доходов вы можете представить. Меня не волнуют его грязные деньги, а вот девушку эту я люблю. Она же привыкла к определенному уровню комфорта. Ее отец тащит меня в свой «бизнес», готов принять в семью.

Как по Исламу поступить правильно? Бросить ее или же начать войну за нее и вырвать из харама (запретного)?

Ответ. Отец вырастил свою дочь, «вложил» в нее десятилетия жизни, много любви и внимания, а вы хотите «начать войну и вырвать ее из харама»?! Не стоит воевать, когда есть возможности разрешить ситуацию мирным путем. Предполагаю, что у вас еще очень мало жизненного опыта. А насколько ваша вера опустилась ниже языка (в сердце, что проявляется в делах и поступках: ваши отношения с людьми, учеба, работа) мне трудно оценить. Уверен, не нужно «лечить» вашего предполагаемого родственника с первых дней знакомства. Полезно будет подвести человека к преобразованию бизнеса во что-то иное, пусть менее доходное, но более стабильное в плане мирского благополучия и вечного. И внимание! Хорошей учебой, самостоятельной карьерой и личными достижениями (спортивное телосложение, например) докажите себе, чего вы на самом деле стоите, а после сделайте бизнес-предложение ее отцу о переводе его империи на другие рельсы. Постройте собственную жизнь, свое дело за 7–10 лет сосредоточенного труда, а не рушьте жизни и дела других.

Касательно же девушки: взаимопонимание играет в семье серьезную роль, поэтому пусть пройдет месяц-другой. Время слегка приоткроет и ваши темные стороны, и ее. Не следует искать прекрасную прынцессу или заморского прынца, а нужно исходить из предложенных нам жизненных обстоятельств, анализируя это с точки зрения того, как появившаяся возможность вписывается в контекст вашей жизненной программы действий и достижений, будет ли достигнуто «качество» жизни, мирской и вечной.

«А что относительно сомнительного? — спросит современный интернет-пользователь. — Ведь хадисы побуждают сторониться его. Если не будешь сторониться, то можешь оказаться в запретном (харам). Как с этим быть?»

Подробнее об этом читайте в моем материале «Сомнительное равно хараму?»

Подписывайтесь на umma.ru в Дзене

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Это может быть свинина, например, либо мясо животного, над которым не был произведен ритуал заклания. В Коране сказано: «Воистину, запретил Он [Господь миров] вам мертвечину, кровь, мясо свиньи и то, что заколото не с именем Аллаха (Бога, Господа)» (см. Св. Коран, 2:173).

[2] Это могут быть алкогольные или слабоалкогольные напитки, например.

[3] Это может быть украденная им одежда.

Также может быть одежда из натурального шелка. Пророк (да благословит его Господь и приветствует) говорил: «Золото и шелк [натуральный шелк] разрешены для женщин из числа моих последователей и запрещены для мужчин». Хадис от Абу Мусы; св. х. Ахмада, ан-Насаи, ат-Тирмизи и др. См.: ан-Насаи А. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 526, хадис № 5148, «сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 2. С. 85, хадис № 546; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 23, хадис № 272, «сахих»; С. 266, хадис № 4357, «сахих»; Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. В 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 17. С. 206.

[4] Если соотнести с современными реалиями, то, например, его родители зарабатывали на организации финансовых пирамид и мошенничестве. Его лично их грех мошенничества не касается, но окружение, в котором он рос, не способствовало его набожности и праведности.

[5] См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 477, хадис № 2989, «хасан»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 833, хадис № 2996, «хасан».

[6] Подробнее о запретности (харам) выдумывания и додумывания новых канонических запретов читайте в моем отдельном материале «Грех выдуманных запретов». В данном контексте также рекомендую дополнительно прочитать мой материал «Сомнительное равно хараму?».

[7] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима. См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир [Освещающий тафсир]. В 17 т. Дамаск: аль-Фикр, 2003. Т. 4. С. 84; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 529, хадис № 412–(1337); Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге “Сады благонравных”]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 139, 140, хадис № 2/1273 и пояснение к нему.

В своде хадисов аль-Бухари есть хадис с похожим смыслом: “Возьмите лишь то, что я вам оставил! [Не выдумывайте и не додумывайте, не допытывайтесь и не усложняйте! Не спрашивайте меня о том, что не вменил вам в обязанность!] [Не забывайте!] [Бестолковые] вопросы [пусть они даже кажутся вам толковыми и важными] и разногласия с пророками [усложнение простых вещей; когда эти два общественных недуга переходили критический уровень] уничтожили тех, кто был до вас. [Не подвергайте же себя опасности!] То, что я запретил вам [все то, что относится к явно запретному], — оставьте, удалитесь от него [и без компромиссов], а то, что повелел вам, — совершайте настолько, насколько вы в состоянии [в меру сил и возможностей; вынужденные ситуации включают послабления]”. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 2275, хадис № 7288.

Также см.: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 19, хадис № 1, “сахих”; аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан [Свод установлений Корана]. В 20 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1988. Т. 18. С. 14; ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир [Сокращенный тафсир Ибн Кясира]. В 3 т. Бейрут: аль-Калям, [б. г.]. Т. 3. С. 473.

[8] Рекомендую изучить на моем богословском сайте umma.ru следующие темы:

– изображение живого: https://umma.ru/izobrazhenie-v-islame

– музыка https://umma.ru/muzyka-v-islame

– ношение бороды https://umma.ru/noshenie-borody-fard-ili-sunna

– никаб https://umma.ru/o-noshenii-nikaba?ysclid=lkw7gwufy6646211595.

[9] Св. х. Ахмада и Муслима. См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 2. С. 362, хадис № 2/1671; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 917, хадис № 125–(2230); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 505, хадис № 8284, “сахих”.

[10] См.: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 2. С. 362.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1