Признак 1. Появление Антихриста
На арабском языке в наследии заключительного Божьего посланника Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) этот персонаж фигурирует как Даджаль. Слово «даджаль» имеет значение «обманщик, шарлатан».
Антихрист (Даджаль) — человек, в появлении которого нет сомнений. Его пришествие как неотвратимое событие упоминается во всех монотеистических верованиях[1]. Он станет по воле Всевышнего значительным испытанием для своих современников. Будет иметь огромную власть: оживлять тех, кого незадолго до этого сам же убил, владеть невообразимой по обычным меркам роскошью и достатком, у него на земле будет свой ад и свой рай, его богатства станут неустанно приумножаться, по его приказу будет идти дождь и произрастут хорошие урожаи. Мирское примет в этот период гипнотический блеск и красоту, что многих ослепит в вопросах вечного и вознесет Антихриста в их сознании на уровень Бога во плоти[2].
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Есть три [вещи], после появления которых смысла в вере не станет для всех тех, кто не уверовал прежде [до их появления], а также тех, кто не сделал ничего хорошего из религиозных побуждений [ведь вера — это не философия, а твердые убеждения и конкретные благие дела]: (1) восход солнца с запада; (2) [появление] Антихриста и (3) [появление] земляного ползучего животного».[3] Подробнее об Антихристе читайте здесь.
Признак 2. Приход Иисуса
Имеющиеся в Священном Коране слова о том, что все люди Писания (иудеи и христиане) уверуют в Иисуса как посланника Господа до его смерти[4], несут в себе эсхатологическую перспективу: неуверовавшие уверуют в Иисуса во время его Второго Пришествия до окончания его миссии и естественной смерти. Мусульмане, как и христиане, ожидают Второго Пришествия Иисуса Христа, ибо он не умер, а пребывает живым у Господа и вернется на землю до Конца Света.
В этих коранических словах свидетельство того, что Второе Пришествие Иисуса станет знамением Часа — знаком приближения Конца Света.
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Появится Антихрист в среде последователей моих и пробудет он на земле сорок. [Но] не знаю, сорок ли это дней, месяцев или лет. И ниспошлет Аллах (Бог, Господь) ‘Ису (Иисуса), сына Марьям (Марии)[5]. Найдет он Антихриста и уничтожит его. После чего люди семь лет будут пребывать в полном мире и благополучии (не будет вражды). Затем Аллах (Бог, Господь) пошлет со стороны Шама холодный [пронизывающий] ветер, который не оставит на земле ни одного человека, имеющего в сердце хотя бы чуточку блага или веры [в Единого Господа миров]. Даже если один из вас постарается спрятаться в глубине горы [самом надежном подземном бункере], ветер[6] настигнет его и там»[7].
Признак 3. Выход яджудж и маджудж
В Коране сказано:
«Они обратились к нему [через переводчика]: «Зуль-Карнейн, воистину, Я’джудж и Ма’джудж [периодически] разоряют [наши] земли. Не мог бы ты за плату выстроить стену, которая огородила бы нас от них?»
Он ответил: «Лучшее — это то, в чем мне помогает Господь (предоставляет возможности) [я и без вашей оплаты имею власть и достаточное количество материальных ресурсов, а потому сделаю это для вас безвозмездно]. Помогите мне силой [людьми и орудиями труда], и я непременно выстрою между вами и ними стену [заполню это пустое пространство, построив мощное защитное сооружение]. Принесите мне железные балки!» [воскликнул Зуль-Карнейн]. А когда выровнял (сровнял) пространство между двумя горами [на соответствующей им высоте], обратился [к рабочим]: «Начинайте раздувать огонь!» Когда это [металлическое сооружение] превратилось в огонь (накалилось до необходимой температуры), он сказал: «А теперь несите расплавленную медь, чтобы все [промежутки между балками] залить ею». [В итоге конструкция стала одним целым, превратилась в неприступную металлическую крепость.]
[Я’джудж и Ма’джудж] не смогли одолеть эту стену (преодолеть ее, взобраться на нее) и не в состоянии были даже повредить (пробить) ее.
[Зуль-Карнейн] сказал: «Это [моя помощь и благополучная постройка крепости] — проявление милости Господа. [Мы не строители, но сие сооружение, не имеющее подобия, сделанное с душой, с именем Бога, во благо людей, без сомнения послужит защитой вам.] А когда наступит срок, установленный Им, все это превратится в пыль. [С истечением веков, тысячелетий, а тем более с наступлением Конца Света даже самые прочные сооружения подвергнутся разрушению.] Обещанное Господом есть истина [рано или поздно оно наступит, в чем нет сомнений, но есть необходимость быть готовым к этому]» (Св. Коран, 18:94–98).
*
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Конец Света не наступит, пока вы [люди] не увидите десять знамений [предвещающих его наступление]: «(1) дым (пар) [который покроет все пространство планеты Земля], (2) Антихрист, (3) [земляное] ползучее животное, (4) восход солнца с запада, (5) спуск [с небес на землю, второе пришествие] ‘Исы (Иисуса); (6) [выход] Я’джудж и Ма’джудж; а также [появление] трех [глобальных] провалов [на планете]: (7) одного на востоке, (8) второго на западе, (9) третьего на Аравийском полуострове. В заключение [всего] этого (10) огонь, который появится со стороны Йемена и погонит людей к месту сбора»[8].
Признак 4. Восход солнца с Запада и земляное ползучее животное
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) говорил:
— «Есть три [вещи], после появления которых смысла в вере не станет для всех тех, кто не уверовал прежде [до их появления], а также тех, кто не сделал ничего хорошего из религиозных побуждений [ведь вера — это не философия, а твердые убеждения и конкретные благие дела]: (1) восход солнца с запада; (2) [появление] Антихриста и (3) [появление] земляного ползучего животного»[9];
— «Не наступит Конец Света, пока солнце не взойдет с запада. Когда же это произойдет, все люди уверуют. Все до единого. Но в тот день «душе уже не поможет вера, если она ранее не уверовала [до этого крайне необычного события], а также не совершила ничего хорошего из духовно-религиозных побуждений (по зову веры)[10]«[11];
— «Воистину, первыми [крупными] знамениями, которые появятся [и будут предвещать Конец Света], станут восход солнца с запада и выход земляного ползучего животного к людям утром. Эти явления произойдут друг за другом (одно опередит другое), с небольшим временным промежутком между ними»[12]. После появления первого из этих знамений становление безбожника верующим, а также покаяние, раскаяние верующего грешника не будут иметь смысла и пользы. С восходом солнца с запада все понятно, а что это за «ползучее земляное животное»?
В Коране сказано:
Описаний этого животного в книгах по мусульманскому богословию за последние 14 веков было много, но практически все они не имеют научного обоснования, не подтверждены Кораном и достоверной Сунной. Достоверно известно лишь, что оно «выйдет», это «земляное ползучее животное» и оно «будет говорить с людьми».
*
«…затем Аллах (Бог, Господь) пошлет со стороны Шама холодный [пронизывающий] ветер, который не оставит на земле ни одного человека, имеющего в сердце хотя бы чуточку блага или веры [в Единого Господа миров]. Даже если один из вас постарается спрятаться в глубине горы [самом надежном подземном бункере], ветер[14] настигнет его и там»[15].
Сподвижник Абдулла ибн ‘Амр ибн аль-‘Ас говорил: «Конец Света увидят лишь худшие из людей»[16].
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Конец Света не наступит, пока на земле не останется ни одного взывающего к Аллаху (Богу, Господу)»[17].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Ср.: Антихрист [др.-греч. Противохристос] — 1) в Христианстве противник Иисуса, который явится накануне Конца Света, возглавит борьбу против Христа, но спустя 3,5 года будет им побежден; представляется как некий похожий на Христа человек, воспринявший силу Сатаны и отрицающий Божественные законы; 2) царство Антихриста — царство безнравственности и негодяев. См.: Новейший словарь иностранных слов и выражений. Минск: Современный литератор, 2007. С. 67.
[2] См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 16. С. 130, 131; ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. В 10 т., 18 ч., [б. г.]. Т. 9. Ч. 18. С. 58, 59.
[3] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 87, хадис № 249–(158); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т. 1. Ч. 2. С. 195, хадис № 249–(158); аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан. Т. 13. С. 156.
[4] См. аят 4:159 и пояснение к нему в моем богословском переводе Корана — «Священный Коран. Смыслы».
[5] Это будет вторым и заключительным пришествием Иисуса на землю.
[6] Не исключено, что слово «ветер» имеет эзотерический смысл.
[7] Хадис приводится в св. х. имама Муслима и упомянут в тафсире Ибн Кясира в комментарии к 155–159-м аятам 4-й суры Св. Корана. См.: Ибн Кясир И. Тафсир аль-кур’ан аль-‘азым. В 4 т., 1991. Т. 1. С. 643; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1180, хадис № 116–(2940); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 9. Ч. 18. С. 75, хадис № 116–(2940); аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 12. Ч. 24. С. 86, хадис № 226; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси (675–739 по хиджре). Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хиббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хиббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1991 (1997). Т. 16. С. 350, хадис № 7353, «сахих».
[8] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 1163, хадис № 39–(2901). Также, см., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 471, хадис № 4311, «сахих».
[9] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 87, хадис № 249–(158); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т. 1. Ч. 2. С. 195, хадис № 249–(158); аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан. Т. 13. С. 156.
[10] Пророк (да благословит его Господь и приветствует) процитировал фрагмент из Корана (6:158).
[11] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 86, хадис № 248–(157); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 1. Ч. 2. С. 194, хадис № 248–(157).
[12] Св. х. Ахмада, Муслима, Абу Дауда и Ибн Маджа. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1180, хадис № 118–(2941); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 9. Ч. 18. С. 77, хадис № 118–(2941); Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 471, хадис № 4310, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 136, хадис № 2251, «сахих».
[13] См., например: аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан [Свод установлений Корана]. В 20 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1988. Т. 13. С. 155.
[14] Не исключено, что слово «ветер» имеет эзотерический смысл.
[15] Хадис приводится в св. х. имама Муслима и упомянут в тафсире Ибн Кясира в комментарии к 155–159-м аятам 4-й суры Св. Корана. См.: Ибн Кясир И. Тафсир аль-кур’ан аль-‘азым. В 4 т., 1991. Т. 1. С. 643; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1180, хадис № 116–(2940); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 9. Ч. 18. С. 75, хадис № 116–(2940); аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 12. Ч. 24. С. 86, хадис № 226; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси (675–739 по хиджре). Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хиббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хиббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1991 (1997). Т. 16. С. 350, хадис № 7353, «сахих».
[16] Св. х. Муслима. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 796, хадис № 176–(1924); там же. С. 1180, хадис № 116–(2940).
[17] Св. х. Муслима. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 83, хадис № 234–(148).