Подробно о посте в Рамадан смотрите здесь.
Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Год печали (Сира 59)

Это фрагмент полного жизнеописания пророка Мухаммада. Следующий фрагмент здесь.

Мусульмане вышли из ущелья и возобновили прежнюю активность, к тому времени Ислам распространялся в Мекке уже около десяти лет, полных разных тяжелых событий. Не успели мусульмане вздохнуть с облегчением после перенесенных тягот, как Пророк оказался повержен смертью своей супруги Хадиджи, а после ушел из жизни и его дядя Абу Талиб. То есть Пророка ﷺ коснулись испытания не только в общественной, но и в личной жизни. Хадиджа была одним из больших благ Аллаха по отношению к Мухаммаду — она поддерживала его в трудные минуты, помогала в донесении истины, вместе с ним переносила тяготы на пути Всевышнего, утешала его и делилась своим имуществом.

Ощутить значимость этого блага ты можешь, когда узнаешь, что среди жен прежних пророков были и такие, которые предали миссию и отвергли своих мужей. Они становились на сторону язычников и враждовали с Аллахом и Его посланниками.

«Безбожникам Аллах (Бог, Господь) привел в качестве примера жену Нуха (Ноя) и жену Лута (Лота). Они были женами двух рабов Наших благочестивых, однако предали их [отказавшись от веры в Бога и вступив в сговор с недругами], и они [их мужья, являвшиеся пророками Господа] ничем не смогли им помочь пред Богом. Им [женам этих пророков] будет сказано [в Судный День]: «Входите в Ад вместе с остальными входящими» (Св. Коран, 66:10).

Хадиджа была правдивейшей женщиной, мягкой и добродетельной, сострадательной к своему мужу в час печали, она смачивала его лоб, когда тот покрывался испариной во время прихода очередного Откровения. Она находилась рядом с ним четверть века, принимая миссию мужа, любовь к уединению и его достоинства. После начала пророчества она переносила коварство врагов, блокаду и тяжесть призыва. Хадиджа умерла в возрасте шестидесяти пяти лет, Пророку на тот момент было пятьдесят. В последующем он всегда вспоминал ее, что порою даже вызывало ревность у его жен.

Абу Талиб — фигура, которая вызывает удивление. Невозможно не преклониться перед тем фактом, что он взял на себя опеку над Мухаммадом, а также перед его мужеством, когда он защищал племянника, открыто объявившего, что он доносит веления своего Господа, и вещающего среди своих родственников. Наряду с тем, вызывает недоумение исход жизни этого человека, объявившего перед кончиной о приверженности религии своих отцов.

Посланник ﷺ сильно опечалился потерей дяди, ведь тот был для него крепостью, за стенами которой его призыв находил защиту от нападок высокомерной знати и глупцов. И вот человек, который направил всю свою власть и авторитет на покровительство Мухаммаду, уходит. После чего курайшиты перестали испытывать какой-либо страх и трепет перед кем-либо. Передается, что посланник Аллаха сказал: «Курайшиты не оскорбляли и не покушались на меня так, как после смерти Абу Талиба»[1].

Они перешли все границы и стали унижать настолько, что некоторые осмеливались сыпать землю на его благословенную голову.

Ибн Мас‘уд передает, что однажды, когда посланник Аллаха молился возле Священного Дома, Абу Джахль и его окружение сидели рядом. Накануне было принесено в жертву животное. Абу Джахль сказал своему окружению: «Кто из вас принесет потроха животного такого-то клана и положит их на спину меж лопаток Мухаммада, когда тот опустится в земной поклон?» Самый несчастный из этого народа вскочил и исполнил приказ именно в тот момент, как Пророк совершал земной поклон. Все стали громко смеяться, сгибаясь от хохота. Я же, — продолжил Ибн Мас‘уд, — стоял и смотрел. Если бы я мог, то сбросил бы внутренности со спины Пророка. Посланник Аллаха же не поднимал своей головы. Кто-то из людей поспешил сообщить о произошедшем Фатиме. Дочь Пророка была на тот момент молодой девушкой. Она прибежала и сбросила потроха со спины отца и накинулась с руганью на курайшитов. Когда Посланник закончил молитву, он поднял голову и трижды произнес слова проклятья на них — если он призывал проклятье, то делал это трижды, и если просил блага, то тоже просил три раза. Он сказал тогда: «О Аллах, я отдаю Тебе на суд курайшитов». Курайшиты от испуга перестали смеяться. Пророк воскликнул снова: «О Аллах, я отдаю на суд Тебе Абу Джахля ибн Хишама, ‘Утбу ибн Раби‘а, Шейбу ибн Раби‘а[2], аль-Валида ибн ‘Утбу, Умайю ибн Халяфа, ‘Укбу ибн Абу Му‘ита[3]». Он упомянул седьмого, но я не запомнил его имени. Клянусь Тем, Кто послал Мухаммада с истиной, я увидел всех их поверженными и брошенными в битве при Бадре[4].

Мекка пребывала по-прежнему в неверии, достигнувшем апогея. Она находила приятным и забавным бросание нечистот на находящегося в земном поклоне. В сердцах язычников не осталось места даже для частицы благого. В арабском обществе дочь всегда находится под опекой своего отца, гордится его защитой и силой. И ничто не способно ранить сердце мужчины сильнее, чем то, что дочь пытается защитить его от других, чувствуя свою немощность и беспомощность. Мухаммад терпеливо сдерживался от гнева из-за происходящего на пути Аллаха. Однако он начал размышлять о том, чтобы направиться со своей миссией в другое поселение, где, возможно, люди иначе встретят и примут его призыв. Он взял с собой Зейда ибн Хариса, и они отправились в сторону места обитания племени Сакыф с надеждой на их поддержку.

На эту тему полезно прослушать лекцию Ильдара Аляутдинова «Год печали».

Опубликовано на основе исключительного авторского права автора книги «Пророк Мухаммад. Жизнеописание лучшего из людей» Ильдара Аляутдинова для umma.ru. Купить книгу вы можете здесь.

Подписывайтесь на umma.ru в Дзене

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См.: аль-Байхакы. Даляиль ан-нубувва. Т. 2. С. 350.

[2] Шейба ибн Раби‘а — один из ярых противников Ислама и пророка Мухаммада, родной брат ‘Утбы ибн Раби‘а. Шейба ибн Раби‘а и его брат были убиты в битве при Бадре во время известного одиночного сражения, где на стороне мусульман сражались Хамза ибн ‘Абдуль-мутталиб и ‘Али ибн Абу Талиб.

[3] ‘Укба ибн Абу Му‘ит — один из ярых противников Ислама. Был одним из глав курайшитов и представителем клана ‘Абду Шамс племени курайшитов. Был убит во время битвы при Бадре.

[4] См.: аль-Байхакы. Даляиль ан-нубувва. Т. 2. С. 280.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1