Логотип umma.ru и переход на главную страницуСеминары Шамиля Аляутдинова
Login icon

Войти

Семинары Шамиля Аляутдинова

Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Меню

Текстовая статья

Группа идолопоклонников и группа людей Писания (Сира 168)

Это фрагмент полного жизнеописания пророка Мухаммада. Следующий фрагмент здесь.

Племя Са‘д ибн Бакр отправило Дымама ибн Са‘ляба[1] к посланнику Аллаха ﷺ. Это был выносливый человек, его отличало также то, что на голове у него было две косички. Дымам отправился на верблюде в Медину и остановился возле двери мечети, привязав к ней верховое животное. В мечети среди сподвижников сидел посланник Аллаха.

Вошедший спросил: «Кто из вас сын ‘Абдуль-мутталиба?» Пророк ответил: «Я сын ‘Абдуль-мутталиба». Тот снова спросил: «Ты Мухаммад?» Пророк ответил утвердительно. Дымам продолжил: «О сын ‘Абдуль-мутталиба, я буду задавать вопросы и буду груб, а потому не гневайся». Пророк ответил: «Я не стану гневаться, спрашивай, что желаешь». Дымам сказал: «Заклинаю тебя Аллахом, Богом твоим и тех, кто был до тебя, и тех, кто будет после. Аллах ли тебя послал к нам в качестве посланника?» Пророк ответил: «Да». Он снова спросил: «Заклинаю тебя Аллахом, Богом твоим и тех, кто был до тебя, и тех, кто будет после. Аллах ли велел тебе приказать нам поклоняться лишь Ему Одному, не возводить ничего на Его уровень и отказаться от того, чему поклонялись наши отцы?» Пророк ответил: «Да».

В другом предании приводится, что Дымам сказал: «Мухаммад, к нам пришел твой посланец и сказал, будто ты утверждаешь, что Аллах направил тебя?» Пророк ответил, что тот был правдив, тогда
Дымам продолжил вопрошать: «Кто сотворил небеса?» Пророк ответил: «Аллах». Он снова спросил: «Кто сотворил землю?» Пророк отвечал: «Аллах». Затем Дымам спросил, кто воздвигнул горы, и снова Пророк ответил «Аллах». Дымам воскликнул: «Заклинаю тебя Тем, Кто сотворил небеса, землю и установил горы, Аллах ли тебя направил?» Пророк ответил: «Да». Дымам вновь спросил: «Твой посланец утверждает, что на нас лежит обязанность совершать пять молитв в течение дня и ночи». Пророк подтвердил правдивость этих слов. Дымам спросил: «Заклинаю Тем, Кто направил тебя, Аллах ли тебе это повелел?» Пророк ответил: «Да», после чего принялся перечислять обязанности и предписания Ислама. Дымам сказал: «Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад — Его посланник. Поистине, я буду выполнять эти обязательства и сторониться запретного, ничего не добавляя и не убавляя». С этими словами он покинул мечеть. Пророк сказал: «Если обладатель двух косичек будет верен своим словам, то он войдет в Рай» [2].

По возвращении Дымама окружили люди из его народа и первым, что он сказал им, было: «Сколь скверны идолы ал-Лят и аль-‘Узза». Люди воскликнули: «Остановись, Дымам! Побойся проказы, лепры и сумасшествия!» Дымам ответил: «Горе вам! Клянусь Аллахом, поистине, они не приносят ни вреда, ни пользы. Поистине, Аллах направил Посланника и низвел на него Писание, чтобы защитить вас и спасти от того, в чем вы пребываете. Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, нет у Него сотоварищей, и Мухаммад — Его посланник. Я пришел к вам от него с тем, что он велел и запретил». Говорится, что не наступил еще вечер в селении, как все мужчины и женщины приняли Ислам[3].

Приведенная история показывает простоту людей того периода, безграмотных, но чистых нутром, открытых для спора и свободных от пут сознания, мешающих истине найти свой путь.

Неудивительно, что джихад призыва (усердие на этом пути) имел воздействие и достигал быстрых результатов. Поистине, смена религии не схожа с переоблачением в другую одежду. Дымам ибн Са‘ляба подробно расспрашивал Пророка и обращался затем к своему народу, чтобы они увидели, что эта миссия прошла через разные периоды трудностей и раскрыла свою истинную и чистую суть. Потому его вера и вера его народа не является результатом лишь часового общения.

Это пример того, как и другие племена, будь то большие или малые, направлялись в Медину, чтобы увидеть Пророка и присягнуть ему, а затем шли к своему народу, неся праведность, правильность и добро.

*

Что касается людей Писания, лишь малая часть из них открыла свою грудь для истины и поспешила к ее принятию и поддержке. Большая же часть питала вражду, и эта вражда отличалась по силе.

Иудеи желали уничтожения Ислама и пали по причине своей злонамеренности. Исчезла их военная и политическая власть прежде, чем они смогли достичь своей цели.

Ислам принял их в своем государстве, где они могли оставаться при своей религии, если пожелают. Не допускалось их объединение с целью ухищрений или вражды — то было право Ислама, и нет в том сомнений. Частные права иудеев не притеснялись, достаточно того, что сам Пророк, взявший у иудея в долг, дал ему в залог свою кольчугу[4]. Он никогда не помышлял причинить им вред по причине своей власти.

Христианам вражда была присуща в меньшей степени потому, что они отдалились от власти церкви. Часть из них осознанно восхитилась тем, что несет в себе Ислам из простоты и прямоты — и приняла его. Часть осталась на том, что они унаследовали. Отношения между двумя религиями оставались такими, как было пояснено ранее, а в последующем свелись к войне между мусульманами и римлянами. Христианство с учетом политического и военного превосходства римлян властвовало в северных и южных частях Аравийского полуострова. Мусульмане сочли необходимым, находясь в войне с римлянами, четко определить свое отношение к христианам Востока. В особенности с учетом того, что римляне там щедро одаривали своих миссионеров и строили им церкви. Они продолжали тем самым их побуждать к христианизации племен, проживающих на тех землях.

Посланник ﷺ направил народу Наджрана послание, в котором было написано: «С именем Бога Ибрахима, Исхака, Якуба. Поистине, я призываю вас к поклонению Аллаху и тому, чтобы вы оставили поклонение рабам. Призываю вас к покровительству Аллаха и оставлению покровительства людей. Если откажетесь, то — джизья (поземельный налог). Если откажетесь, то я оповещаю вас о войне»[5].

Из Наджрана, являвшегося центром христианства на юге, направили группу посланцев в Медину, чтобы встретиться с Пророком и заключить с ним договор.

Войдя в город после полудня, посланцы вошли в мечеть и приступили к молитве, направившись при этом в сторону Иерусалима, в соответствии с тем, что предписывает им христианство. Люди попытались им помешать, но Пророк велел: «Оставьте их» [6].

Посланник ﷺ увидел, что для встречи с ним они надели роскошные шелковые одеяния, что присуще их духовенству, а пальцы их рук украшали золотые перстни. Во всем этом читалось излишество. Посланник отказался общаться с ними, пока они не придут к нему в одеяниях путников и не оставят роскошь.

Интересно, что часть из них спросила Пророка: «Желаешь ли ты, о Мухаммад, чтобы мы поклонялись тебе, как мы поклоняемся ‘Исе (Иисусу), сыну Марьям? К чему ты нас призываешь?» Пророк ответил: «Прибегаю к помощи Аллаха. Не с тем меня послал Аллах, чтобы поклоняться и призывать к поклонению кому-либо, кроме Него» [7]. И Всевышний ниспослал аят:

 

«Не было такого в истории человечества, чтобы кому-то из посланников Господь давал Писание, мудрость, пророчество, а тот через некоторое время начинал говорить людям: «Поклоняйтесь мне, а не Аллаху (Богу, Господу)». Однако же все они [Божьи пророки и посланники] говорили: «Будьте исключительно набожны [грамотны в познаниях, словах и делах] благодаря тому, что вы поняли из текстов Писания, и посредством того, чему обучались [что учили, заучивали из Божественных строк]».

Ни один из пророков не повелевал людям избирать для себя в качестве богов ангелов или самих пророков. Как посланник Божий может призывать к безбожию (язычеству) после того, как явился прямой причиной того, что вы стали покорными [Аллаху, Богу] (мусульманами)?!» (Св. Коран, 3:79, 80)

 

Посланник Аллаха ﷺ призвал монахов и ученых мужей Наджрана покориться, они сказали: «Мы еще до тебя покорились». Пророк ответил: «Вы говорите неправду. Чтобы покориться, вам мешает утверждение, что у Бога есть ребенок, преклонение перед крестом и то, что вы поедаете свинину».

Они начали спорить об Иисусе и спросили: «Кто его отец?» Передается, что Пророк ответил им: «Неужто вы не знаете, что Господь — Живой и Его не постигнет смерть? Что касается Иисуса, то его постигнет конец». Монахи ответили: «Да». Он спросил их: «Разве вы не знаете, что наш Господь правит каждой вещью, оберегает и дает пропитание?» Они ответили: «Да». Вновь Пророк спросил: «Разве Иисус владеет чем-то подобным?» Они ответили: «Нет». Он спросил: «Знаете ли вы, что от Аллаха ничто не сокроется на небесах и на земле?» Они ответили: «Да». Он продолжил: «Знает ли Иисус что-либо из этого, кроме того, что ему было дано знать?» Они ответили: «Нет». Он спросил: «Знаете ли вы, что наш Господь придал Иисусу в утробе такой облик, какой пожелал, что наш Господь не ест и не пьет, не выделяет отходы?» Они ответили: «Да». Он спросил: «Знаете ли вы, что Иисуса носила в утробе его мать, подобно тому, как носит каждая женщина, а затем родила, как рожает любая женщина своего ребенка? А затем он был вскормлен так, как вскармливается любой ребенок? А после ел пищу, пил и выделял отходы?» Они ответили: «Да». Тогда Пророк вопросил: «Как же он может быть таким, как вы утверждаете?»

Они спросили: «Разве ты не говоришь об Иисусе, что он — Слово Аллаха, дарованное Марьям, и дух от Него?» Пророк ответил: «Да».

Когда Пророк почувствовал, что спор только усиливается, а люди упорствуют в своем суждении, продолжая считать Иисуса богоподобным, он сказал им: «Останьтесь до завтра, пока я вам не сообщу». И были ниспосланы аяты, призывающие поочередно к проклятию себя:

 

«Появление на свет ’Исы (Иисуса) подобно появлению на свет Адама. Аллах (Бог, Господь) сотворил его из земли, сказав лишь: «Будь» [стань человеком], и он стал. [Адам появился на свет без отца и матери, а Иисус — без отца. Сходство между ними — в отсутствии родителя у обоих и прямое повеление Творца].

Правда (истина) — от твоего Господа [все предоставляемое тебе от Него есть истина, что бы ни говорили, ни доказывали другие]. Не будь из числа сомневающихся!

Если кто-то будет спорить с тобой [Мухаммад] о нем [об Иисусе] после того знания [твоей осведомленности из ниспосланных тебе строк Корана], что ты получил, то скажи им: «Давайте позовем наших детей и ваших, наших женщин и ваших, нас самих и вас, после чего все вместе взмолимся Господу и будем вымаливать у Него, чтобы проклял Он лжецов» (Св. Коран, 3:59–61).

 

Утром Пророк в сопровождении внуков Хасана и Хусейна, а также дочери Фатимы отправился к делегации, чтобы вместе совершить молитву о низведении проклятия Аллаха на измышляющих ложь. Христиане испугались принять предложение. Кто знает, может Мухаммад правдив в том, что Иисус лишь человек, подобный ему? И, возможно, они ошибаются, обожествляя его? Зачем же им просить Аллаха уничтожить их же самих? Они ощутили страх, что в случае проклятия погибель ждет не только его призывающего, но и всю его семью. Они посмотрели на Мухаммада и пришедших с ним внуков и дочь, присутствие которых навело на мысль, что проклятие может коснуться их собственных детей. Одни из них сказали другим: «Если этот человек — правитель, то мы не сможем избежать войны с ним. Его государство разрастается, а народ может уничтожить нас. Если он — Пророк, то на земле не останется ничего живого. Каково же ваше мнение?»

Пришел к Пророку говорящий от имени всех остальных Шархабиль ибн Вада‘а и сказал ему: «Я вижу нечто более благостное, нежели накликать проклятия друг на друга». Пророк спросил: «Что именно?» Он ответил: «Я оставляю тебе право решать нашу участь». Прежде Пророк узнал от остальных, что люди долины прислушиваются к мнению Шархабиля. Пророк решил не прибегать к проклятию и заключить мирное соглашение с людьми Наджрана, в соответствии с которым они стали поданными мусульманского государства.

В условиях договора значилось, что «христианам Наджрана — покровительство Аллаха и Мухаммада. Касательно их самих, их вероубеждения, земли и имущества, присутствующих и отсутствующих, рода и тех, кто следует за ним. Не будут внесены изменения в то, чему они следуют. Не будет изменено право из их прав и ничто из их убеждений. Епископ не будет вносить изменений касательно своего суждения, монах не будет вносить изменений касательно своего монашества, а также в то, что в их руках из малого и большого. На них нет крови джахилии. На них не возлагается военный джихад и закят. На их земли не будут ступать войска. Кто из них испросит какое-либо право, то между ними оно пополам. Они не притесняют и не будут притесненными. Кто поедает проценты, за того я не несу ответственности. Один из них не наказывается по причине несправедливости другого. Этот договор Мухаммада, посланника Аллаха, находится под покровительством Аллаха, пока Он не определит Свое дело, пока они искренни и исправляют то, что между ними, и не притесняют других. Свидетелями этого договора явились: Абу Суфьян ибн Харб, Гайлян ибн ‘Амр, Малик ибн ‘Ауф, аль-Акра‘ ибн Хабис, аль-Мугыра ибн Шу‘ба».

Какие обязательства были возложены на христиан Наджрана? Они должны были передавать государству две тысячи одеяний в год. Это незначительная замена закята, который мусульмане обязаны выплачивать, и принятия участия в военных действиях, возложенных на мусульман. Таков был налог, возложенный на Наджран в результате переговоров.

Тем самым Ислам порвал отношения между арабами-христианами и римским государством, с которыми мусульмане вступали в войну, после гарантии религиозной свободы тем, кто обезопасил себя этим договором.

Мы сами себя спрашиваем — выстраивали ли таким образом отношения группы христиан друг с другом, либо это путь, которым следовал Ислам, осветив мрак первых веков? Потом спрашиваем — сохранили ли люди Писания возложенные на них обязательства и поступили ли справедливо к религии, которая соблюла их права?

Шел десятый год Ислама. Язычество уходило в небытие. Однако появились некоторые племена на юге, которые восстали против Ислама, предполагая, что один курайшит завладел арабами по причине того, что объявил себя пророком. Неужто они не в состоянии предоставить того, кто заявит также о пророчестве и завладеет тем, чем завладел Мухаммад ибн ‘Абдуллах?

Печально, что христиане южной части полуострова помогли в разжигании восстаний. Христиане Наджрана переписывались с аль-Асвадом аль-‘Анси, объявившим себя пророком. Сначала он направился к ним, а затем в Йемен и завладел им. Его власть продержалась до тех пор, пока его не убила жена, тем самым очистив от него землю.

Были ли эти смуты поддержкой для христиан севера в их вражде против Ислама, либо это было волнением, продиктованным неприязнью, и не более того?

Поддержка христианами Наджрана аль-Асвада аль-‘Анси подобна поддержке христианами племени Таглиб аль-Мусайлямы аль-Каззаба, также объявившего себя пророком. Мы видим, что люди Наджрана и племя Таглиб отказались вступить в Ислам и предпочли оставаться в унаследованной религии. Однако не ясно, как же человек может опровергать Откровение Свыше и верить в выдуманные послания? Поистине, не иначе как по причине того, что они уверовали в аль-Асвада и Мусайляму. Если же вопрос заключается в том, чтобы оказать помощь во вражде с Исламом любым путем с любым союзником, то это болезнь, излечить которую затрудняются целители сердец.

Подписывайтесь на umma.ru в Дзене

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Дымам ибн Са‘ляба — сподвижник Пророка, представитель рода Са‘д ибн Бакр. Ибн ‘Аббас сказал: «Мы не слышали о лучшем представителе народа, прибывшем к Пророку, чем Дымам ибн Са‘ляба». Известен историей, которая упоминается в книге.

[2] См.: Муснад Ахмад. Т. 4. С. 118, хадис № 2254.

[3] Там же. С. 211, хадис № 2380.

[4] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-Бухари. Т. 3. С. 143, хадис № 2513.

[5] См.: аль-Байхакы. Даляиль ан-нубувва. Т. 5. С. 385.

[6] Там же. С. 382.

[7] См.: Ибн Хишам. Ас-сира ан-набавия. Т. 1. С. 554.

Сира

Сира Пророка

Жизнеописание пророка Мухаммада

Племя Са‘д ибн Бак

Дымам ибн Са‘ляба

Смотрите также

Аят дня

Хадис дня

2:25

Обрадуй [о Мухаммад] верующих, совершающих благие дела! Им [в вечной обители уготованы] райские сады, под которыми текут реки [возле деревьев, кустарников и прекрасных дворцов, спокойно и безмятежно]. Каждый раз, как подадут им плоды из райских садов, они будут удивляться: «Это то же самое, что было предоставлено нам ранее. [Нечто подобное мы уже ели]». А дадут им лишь похожее [по отдельным характеристикам, но по сути своей, на вкус — абсолютно иное]. У них там [у каждого из обитателей Рая] вторая половина [для мужчины — супруга, для женщины — супруг], причем абсолютно чистые [чистые душой и телом, идеальные, без тех изъянов, которые, возможно, были присущи им в мирской обители; приятные во всех аспектах и нюансах, добродушные, окруженные неописуемым ореолом ароматов притягательности и совершенства]. Они там пребудут вечно [смерть там не властна, вошедший туда никогда не будет изгнан] (Св. Коран, 2:25).

Читать полностью

Читать подробнее аят дня или хадис дня
Семинар в Алматы

Новые материалы

Мы в социальных сетях

Переход на страницу umma.ru в TwitterПереход на страницу umma.ru в VKПереход на канал umma.ru в YouTubeПереход на страницу umma.ru в okПереход на страницу umma.ru в VimeoПереход на канал umma.ru в TelegramПереход на страницу umma.ru в SoundcloudПереход на страницу umma.ru в DzenПереход на страницу umma.ru в YMusic