Это фрагмент полного жизнеописания пророка Мухаммада. Следующий фрагмент здесь.
Племя Са‘д ибн Бакр отправило Дымама ибн Са‘ляба[1] к посланнику Аллаха ﷺ. Это был выносливый человек, его отличало также то, что на голове у него было две косички. Дымам отправился на верблюде в Медину и остановился возле двери мечети, привязав к ней верховое животное. В мечети среди сподвижников сидел посланник Аллаха.
Вошедший спросил: «Кто из вас сын ‘Абдуль-мутталиба?» Пророк ответил: «Я сын ‘Абдуль-мутталиба». Тот снова спросил: «Ты Мухаммад?» Пророк ответил утвердительно. Дымам продолжил: «О сын ‘Абдуль-мутталиба, я буду задавать вопросы и буду груб, а потому не гневайся». Пророк ответил: «Я не стану гневаться, спрашивай, что желаешь». Дымам сказал: «Заклинаю тебя Аллахом, Богом твоим и тех, кто был до тебя, и тех, кто будет после. Аллах ли тебя послал к нам в качестве посланника?» Пророк ответил: «Да». Он снова спросил: «Заклинаю тебя Аллахом, Богом твоим и тех, кто был до тебя, и тех, кто будет после. Аллах ли велел тебе приказать нам поклоняться лишь Ему Одному, не возводить ничего на Его уровень и отказаться от того, чему поклонялись наши отцы?» Пророк ответил: «Да».
В другом предании приводится, что Дымам сказал: «Мухаммад, к нам пришел твой посланец и сказал, будто ты утверждаешь, что Аллах направил тебя?» Пророк ответил, что тот был правдив, тогда
Дымам продолжил вопрошать: «Кто сотворил небеса?» Пророк ответил: «Аллах». Он снова спросил: «Кто сотворил землю?» Пророк отвечал: «Аллах». Затем Дымам спросил, кто воздвигнул горы, и снова Пророк ответил «Аллах». Дымам воскликнул: «Заклинаю тебя Тем, Кто сотворил небеса, землю и установил горы, Аллах ли тебя направил?» Пророк ответил: «Да». Дымам вновь спросил: «Твой посланец утверждает, что на нас лежит обязанность совершать пять молитв в течение дня и ночи». Пророк подтвердил правдивость этих слов. Дымам спросил: «Заклинаю Тем, Кто направил тебя, Аллах ли тебе это повелел?» Пророк ответил: «Да», после чего принялся перечислять обязанности и предписания Ислама. Дымам сказал: «Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад — Его посланник. Поистине, я буду выполнять эти обязательства и сторониться запретного, ничего не добавляя и не убавляя». С этими словами он покинул мечеть. Пророк сказал: «Если обладатель двух косичек будет верен своим словам, то он войдет в Рай» [2].
По возвращении Дымама окружили люди из его народа и первым, что он сказал им, было: «Сколь скверны идолы ал-Лят и аль-‘Узза». Люди воскликнули: «Остановись, Дымам! Побойся проказы, лепры и сумасшествия!» Дымам ответил: «Горе вам! Клянусь Аллахом, поистине, они не приносят ни вреда, ни пользы. Поистине, Аллах направил Посланника и низвел на него Писание, чтобы защитить вас и спасти от того, в чем вы пребываете. Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, нет у Него сотоварищей, и Мухаммад — Его посланник. Я пришел к вам от него с тем, что он велел и запретил». Говорится, что не наступил еще вечер в селении, как все мужчины и женщины приняли Ислам[3].
Приведенная история показывает простоту людей того периода, безграмотных, но чистых нутром, открытых для спора и свободных от пут сознания, мешающих истине найти свой путь.
Неудивительно, что джихад призыва (усердие на этом пути) имел воздействие и достигал быстрых результатов. Поистине, смена религии не схожа с переоблачением в другую одежду. Дымам ибн Са‘ляба подробно расспрашивал Пророка и обращался затем к своему народу, чтобы они увидели, что эта миссия прошла через разные периоды трудностей и раскрыла свою истинную и чистую суть. Потому его вера и вера его народа не является результатом лишь часового общения.
Это пример того, как и другие племена, будь то большие или малые, направлялись в Медину, чтобы увидеть Пророка и присягнуть ему, а затем шли к своему народу, неся праведность, правильность и добро.
*
Что касается людей Писания, лишь малая часть из них открыла свою грудь для истины и поспешила к ее принятию и поддержке. Большая же часть питала вражду, и эта вражда отличалась по силе.
Иудеи желали уничтожения Ислама и пали по причине своей злонамеренности. Исчезла их военная и политическая власть прежде, чем они смогли достичь своей цели.
Ислам принял их в своем государстве, где они могли оставаться при своей религии, если пожелают. Не допускалось их объединение с целью ухищрений или вражды — то было право Ислама, и нет в том сомнений. Частные права иудеев не притеснялись, достаточно того, что сам Пророк, взявший у иудея в долг, дал ему в залог свою кольчугу[4]. Он никогда не помышлял причинить им вред по причине своей власти.
Христианам вражда была присуща в меньшей степени потому, что они отдалились от власти церкви. Часть из них осознанно восхитилась тем, что несет в себе Ислам из простоты и прямоты — и приняла его. Часть осталась на том, что они унаследовали. Отношения между двумя религиями оставались такими, как было пояснено ранее, а в последующем свелись к войне между мусульманами и римлянами. Христианство с учетом политического и военного превосходства римлян властвовало в северных и южных частях Аравийского полуострова. Мусульмане сочли необходимым, находясь в войне с римлянами, четко определить свое отношение к христианам Востока. В особенности с учетом того, что римляне там щедро одаривали своих миссионеров и строили им церкви. Они продолжали тем самым их побуждать к христианизации племен, проживающих на тех землях.
Посланник ﷺ направил народу Наджрана послание, в котором было написано: «С именем Бога Ибрахима, Исхака, Якуба. Поистине, я призываю вас к поклонению Аллаху и тому, чтобы вы оставили поклонение рабам. Призываю вас к покровительству Аллаха и оставлению покровительства людей. Если откажетесь, то — джизья (поземельный налог). Если откажетесь, то я оповещаю вас о войне»[5].
Из Наджрана, являвшегося центром христианства на юге, направили группу посланцев в Медину, чтобы встретиться с Пророком и заключить с ним договор.
Войдя в город после полудня, посланцы вошли в мечеть и приступили к молитве, направившись при этом в сторону Иерусалима, в соответствии с тем, что предписывает им христианство. Люди попытались им помешать, но Пророк велел: «Оставьте их» [6].
Посланник ﷺ увидел, что для встречи с ним они надели роскошные шелковые одеяния, что присуще их духовенству, а пальцы их рук украшали золотые перстни. Во всем этом читалось излишество. Посланник отказался общаться с ними, пока они не придут к нему в одеяниях путников и не оставят роскошь.
Интересно, что часть из них спросила Пророка: «Желаешь ли ты, о Мухаммад, чтобы мы поклонялись тебе, как мы поклоняемся ‘Исе (Иисусу), сыну Марьям? К чему ты нас призываешь?» Пророк ответил: «Прибегаю к помощи Аллаха. Не с тем меня послал Аллах, чтобы поклоняться и призывать к поклонению кому-либо, кроме Него» [7]. И Всевышний ниспослал аят:
«Не было такого в истории человечества, чтобы кому-то из посланников Господь давал Писание, мудрость, пророчество, а тот через некоторое время начинал говорить людям: «Поклоняйтесь мне, а не Аллаху (Богу, Господу)». Однако же все они [Божьи пророки и посланники] говорили: «Будьте исключительно набожны [грамотны в познаниях, словах и делах] благодаря тому, что вы поняли из текстов Писания, и посредством того, чему обучались [что учили, заучивали из Божественных строк]».
Ни один из пророков не повелевал людям избирать для себя в качестве богов ангелов или самих пророков. Как посланник Божий может призывать к безбожию (язычеству) после того, как явился прямой причиной того, что вы стали покорными [Аллаху, Богу] (мусульманами)?!» (Св. Коран, 3:79, 80)
Посланник Аллаха ﷺ призвал монахов и ученых мужей Наджрана покориться, они сказали: «Мы еще до тебя покорились». Пророк ответил: «Вы говорите неправду. Чтобы покориться, вам мешает утверждение, что у Бога есть ребенок, преклонение перед крестом и то, что вы поедаете свинину».
Они начали спорить об Иисусе и спросили: «Кто его отец?» Передается, что Пророк ответил им: «Неужто вы не знаете, что Господь — Живой и Его не постигнет смерть? Что касается Иисуса, то его постигнет конец». Монахи ответили: «Да». Он спросил их: «Разве вы не знаете, что наш Господь правит каждой вещью, оберегает и дает пропитание?» Они ответили: «Да». Вновь Пророк спросил: «Разве Иисус владеет чем-то подобным?» Они ответили: «Нет». Он спросил: «Знаете ли вы, что от Аллаха ничто не сокроется на небесах и на земле?» Они ответили: «Да». Он продолжил: «Знает ли Иисус что-либо из этого, кроме того, что ему было дано знать?» Они ответили: «Нет». Он спросил: «Знаете ли вы, что наш Господь придал Иисусу в утробе такой облик, какой пожелал, что наш Господь не ест и не пьет, не выделяет отходы?» Они ответили: «Да». Он спросил: «Знаете ли вы, что Иисуса носила в утробе его мать, подобно тому, как носит каждая женщина, а затем родила, как рожает любая женщина своего ребенка? А затем он был вскормлен так, как вскармливается любой ребенок? А после ел пищу, пил и выделял отходы?» Они ответили: «Да». Тогда Пророк вопросил: «Как же он может быть таким, как вы утверждаете?»
Они спросили: «Разве ты не говоришь об Иисусе, что он — Слово Аллаха, дарованное Марьям, и дух от Него?» Пророк ответил: «Да».
Когда Пророк почувствовал, что спор только усиливается, а люди упорствуют в своем суждении, продолжая считать Иисуса богоподобным, он сказал им: «Останьтесь до завтра, пока я вам не сообщу». И были ниспосланы аяты, призывающие поочередно к проклятию себя:
«Появление на свет ’Исы (Иисуса) подобно появлению на свет Адама. Аллах (Бог, Господь) сотворил его из земли, сказав лишь: «Будь» [стань человеком], и он стал. [Адам появился на свет без отца и матери, а Иисус — без отца. Сходство между ними — в отсутствии родителя у обоих и прямое повеление Творца].
Правда (истина) — от твоего Господа [все предоставляемое тебе от Него есть истина, что бы ни говорили, ни доказывали другие]. Не будь из числа сомневающихся!
Если кто-то будет спорить с тобой [Мухаммад] о нем [об Иисусе] после того знания [твоей осведомленности из ниспосланных тебе строк Корана], что ты получил, то скажи им: «Давайте позовем наших детей и ваших, наших женщин и ваших, нас самих и вас, после чего все вместе взмолимся Господу и будем вымаливать у Него, чтобы проклял Он лжецов» (Св. Коран, 3:59–61).
Утром Пророк в сопровождении внуков Хасана и Хусейна, а также дочери Фатимы отправился к делегации, чтобы вместе совершить молитву о низведении проклятия Аллаха на измышляющих ложь. Христиане испугались принять предложение. Кто знает, может Мухаммад правдив в том, что Иисус лишь человек, подобный ему? И, возможно, они ошибаются, обожествляя его? Зачем же им просить Аллаха уничтожить их же самих? Они ощутили страх, что в случае проклятия погибель ждет не только его призывающего, но и всю его семью. Они посмотрели на Мухаммада и пришедших с ним внуков и дочь, присутствие которых навело на мысль, что проклятие может коснуться их собственных детей. Одни из них сказали другим: «Если этот человек — правитель, то мы не сможем избежать войны с ним. Его государство разрастается, а народ может уничтожить нас. Если он — Пророк, то на земле не останется ничего живого. Каково же ваше мнение?»
Пришел к Пророку говорящий от имени всех остальных Шархабиль ибн Вада‘а и сказал ему: «Я вижу нечто более благостное, нежели накликать проклятия друг на друга». Пророк спросил: «Что именно?» Он ответил: «Я оставляю тебе право решать нашу участь». Прежде Пророк узнал от остальных, что люди долины прислушиваются к мнению Шархабиля. Пророк решил не прибегать к проклятию и заключить мирное соглашение с людьми Наджрана, в соответствии с которым они стали поданными мусульманского государства.
В условиях договора значилось, что «христианам Наджрана — покровительство Аллаха и Мухаммада. Касательно их самих, их вероубеждения, земли и имущества, присутствующих и отсутствующих, рода и тех, кто следует за ним. Не будут внесены изменения в то, чему они следуют. Не будет изменено право из их прав и ничто из их убеждений. Епископ не будет вносить изменений касательно своего суждения, монах не будет вносить изменений касательно своего монашества, а также в то, что в их руках из малого и большого. На них нет крови джахилии. На них не возлагается военный джихад и закят. На их земли не будут ступать войска. Кто из них испросит какое-либо право, то между ними оно пополам. Они не притесняют и не будут притесненными. Кто поедает проценты, за того я не несу ответственности. Один из них не наказывается по причине несправедливости другого. Этот договор Мухаммада, посланника Аллаха, находится под покровительством Аллаха, пока Он не определит Свое дело, пока они искренни и исправляют то, что между ними, и не притесняют других. Свидетелями этого договора явились: Абу Суфьян ибн Харб, Гайлян ибн ‘Амр, Малик ибн ‘Ауф, аль-Акра‘ ибн Хабис, аль-Мугыра ибн Шу‘ба».
Какие обязательства были возложены на христиан Наджрана? Они должны были передавать государству две тысячи одеяний в год. Это незначительная замена закята, который мусульмане обязаны выплачивать, и принятия участия в военных действиях, возложенных на мусульман. Таков был налог, возложенный на Наджран в результате переговоров.
Тем самым Ислам порвал отношения между арабами-христианами и римским государством, с которыми мусульмане вступали в войну, после гарантии религиозной свободы тем, кто обезопасил себя этим договором.
Мы сами себя спрашиваем — выстраивали ли таким образом отношения группы христиан друг с другом, либо это путь, которым следовал Ислам, осветив мрак первых веков? Потом спрашиваем — сохранили ли люди Писания возложенные на них обязательства и поступили ли справедливо к религии, которая соблюла их права?
Шел десятый год Ислама. Язычество уходило в небытие. Однако появились некоторые племена на юге, которые восстали против Ислама, предполагая, что один курайшит завладел арабами по причине того, что объявил себя пророком. Неужто они не в состоянии предоставить того, кто заявит также о пророчестве и завладеет тем, чем завладел Мухаммад ибн ‘Абдуллах?
Печально, что христиане южной части полуострова помогли в разжигании восстаний. Христиане Наджрана переписывались с аль-Асвадом аль-‘Анси, объявившим себя пророком. Сначала он направился к ним, а затем в Йемен и завладел им. Его власть продержалась до тех пор, пока его не убила жена, тем самым очистив от него землю.
Были ли эти смуты поддержкой для христиан севера в их вражде против Ислама, либо это было волнением, продиктованным неприязнью, и не более того?
Поддержка христианами Наджрана аль-Асвада аль-‘Анси подобна поддержке христианами племени Таглиб аль-Мусайлямы аль-Каззаба, также объявившего себя пророком. Мы видим, что люди Наджрана и племя Таглиб отказались вступить в Ислам и предпочли оставаться в унаследованной религии. Однако не ясно, как же человек может опровергать Откровение Свыше и верить в выдуманные послания? Поистине, не иначе как по причине того, что они уверовали в аль-Асвада и Мусайляму. Если же вопрос заключается в том, чтобы оказать помощь во вражде с Исламом любым путем с любым союзником, то это болезнь, излечить которую затрудняются целители сердец.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Дымам ибн Са‘ляба — сподвижник Пророка, представитель рода Са‘д ибн Бакр. Ибн ‘Аббас сказал: «Мы не слышали о лучшем представителе народа, прибывшем к Пророку, чем Дымам ибн Са‘ляба». Известен историей, которая упоминается в книге.
[2] См.: Муснад Ахмад. Т. 4. С. 118, хадис № 2254.
[3] Там же. С. 211, хадис № 2380.
[4] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-Бухари. Т. 3. С. 143, хадис № 2513.
[5] См.: аль-Байхакы. Даляиль ан-нубувва. Т. 5. С. 385.
[6] Там же. С. 382.
[7] См.: Ибн Хишам. Ас-сира ан-набавия. Т. 1. С. 554.