Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Хадисы об умении положиться на Бога

Аудио версия настоящей статьи:

Пророк (да благословит его Творец и приветствует), обращаясь к людям, однажды сказал: «Если бы вы умели полноценно полагаться на Всевышнего [всеми силами и делами были в мирском, а сердцем и устремлениями — в вечном; ставя перед собой высокие цели, делали бы все от вас зависящее, не покладая рук и моля Творца о милости и благословении, не тормозясь из-за сомнений и страхов, сохраняя уверенность несмотря ни на что, ведь вы положились на Господа миров], то были бы подобны птицам в получении своего удела. Ведь птицы отправляются ранним утром с пустым желудком, а возвращаются — с полным. [Каждый ваш день в таком режиме и при таком подходе к происходящему приносил бы вам невообразимые и неожиданные успехи и радости, благополучие и всесторонний достаток]»[1].

В Коране сказано:

«Кто полагается на Аллаха (Бога, Господа), тому Его достаточно» (см. Св. Коран, 65:3).

В арабском языке есть такое понятие — таваккуль, это умение полагаться на Творца (навык на уровне отношения к происходящему и его восприятия, умение отдать Богу даже очень важное, сделав все от себя зависящее, а также то, что поначалу казалось сложным и невозможным, но через преодоление страха и лени, через жесткую пошаговую самодисциплину было реализовано). Умение отдать Богу — это очень высокий уровень самовоспитания и самообладания; непростое качество, вырабатываемое хорошими знаниями и многолетней практикой.

Провожая близкого друга или родственника в путь, а также, например, собирая ребенка на улицу гулять, уместно и полезно проговорить одну из молитв-ду‘а пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует): «Я передаю (вверяю[2]) Аллаху (Богу, Господу) твою религиозность [доверься Ему, Господу миров, в этом вопросе; не сомневайся в своей религиозности, зацикливаясь на мелочах, например, в религиозной практике — некоторым кажется, что они что-то не так сделали и начинают переделывать это десятки раз, лишь еще больше погрязая в болоте сомнений и неуверенности]. [Передаю (вверяю) Аллаху (Богу, Господу)] твою безопасность и результат твоих дел [положись на Бога относительно того, как все закончится (чем завершатся твои усилия), после того как сделаешь все от себя зависящее, думая, сосредоточенно стараясь и усердно трудясь, не пуская все на самотек, а доводя до конца; не бойся, а доверься Богу, сохраняя уверенность в том, что тебя ожидает лишь лучшее из милости и щедрости Господа миров]»[3].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Сообразительный (проницательный) человек — это тот, кто умеет усмирять свой пыл [эмоции, осадить в нужный момент собственное «я»; держит под контролем страсть, знает меру в желаниях; делает то, что нужно, а не то, что ему хочется] и не забывает в делах, поступках о вечном [то есть работает над тем, чтобы быть счастливым и в мирской обители, и в вечной].

Слабый же (немощный) — это тот, кто идет на поводу своих желаний (хотений) [неконтролируемое «я» управляет им и направляет его] и постоянно ждет милостей от Бога [пассивен, сидит сложа руки, не делает ничего особенного, ссылаясь на то, что «все предопределено»; не ставит перед собой конкретных целей и задач, а тем более не работает над достижением их, кроме как, возможно, языком]»[4].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Кто желает стать самым сильным среди людей, тот [становясь сильным телом, умом, речью своей, волей или верой, работая над этим годы и десятилетия, неустанно совершенствуя свое мастерство] пусть полагается [во всем, особенно в том, что на первый взгляд вне его сил и возможностей] на Творца [никогда не соглашаясь с чувством собственного кажущегося всесилия].

Кто желает стать самым богатым среди людей, тому следует воспитать в себе чувство большей уверенности не касательно того, что в его руках[5] [пусть даже оно сохраняемо в самом надежном банке, застраховано и имеет несколько уровней защиты], а — относительно того, что в руке[6] Господа [то есть под Его чутким управлением, уготовано для данного человека и может проявиться через милость Творца и щедрость в любой момент, в любом, даже в абсолютно невообразимом, неожиданном количестве и качестве].

Кто желает стать самым великодушным (благородным) среди людей, тот путь проявляет набожность пред Творцом [сторонясь явно запретного и совершая предписанное в меру сил и возможностей; не давая свободы своим страстям и эмоциям, последовательно и мудро выстраивая отношения с другими людьми, начиная со своей собственной семьи, близких и родных]»[7].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Если Аллах (Бог, Господь) пожелает сотворить что-либо [без каких-либо причин, предпосылок], то ничто [абсолютно ничто и никто] не сможет воспрепятствовать этому [ни на земле, ни на небесах, ни где-либо еще]»[8].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Каждому легко [из благого и правильного; в результате его самодисциплины, усилий и труда] дается то, для чего он сотворен [Богом, в чем заключается его миссия на земле]»[9].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Не объявить ли вам о тех, кто окажется в Раю [не рассказать ли об одной из их черт]? Это — всякий слабый и беспомощный (обессиленный) [несмотря на свои силы и возможности, а также наличие их или отсутствие, он искренне ощущает беспомощность свою пред Богом, бессилие пред Его волей и желанием, а потому полагается на Творца, делая от себя зависящее]. Если такой человек поклянется [с сильным желанием и внутренней уверенностью в милости Творца], Господь непременно даст ему желаемое [благословит его на реализацию задуманного].

Не объявить ли вам об обитателях Ада [о чертах, что присущи им]? [Таковыми являются] грубые (черствые) [во взаимоотношениях с родными или кем-либо из людей], жадные (скупые) [скряги, накапливающие материальные богатства] и высокомерные (считающие себя очень важными)»[10].

Есть поучительные слова Господа миров, смысл их таков: «Клянусь Своим могуществом и величием! Прервана будет Моя связь с тем, кто надеется на кого-то другого помимо Меня. Я одену его в одежду униженности перед людьми. Удалю его от Себя. Я присоединю его к числу тех, кто в периоды бед и затруднений растерянно надеется на кого-то помимо Меня. А беды ведь — в Моей власти. Я всегда жив и ничем не ограничен. Человек мысленно стучится в двери других, забывая о том, что ключи от этих дверей у Меня. Те двери закрыты, Моя же дверь всегда открыта для тех, кто обращается ко Мне с мольбою [постучись — и ты увидишь ее открытой]»[11].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Молите Господа по любым проблемам, даже по поводу оборвавшегося на обуви шнурка (ремешка)»[12].

Пророком Мухаммадом передаются слова Господа со следующим смыслом: «Я [говорит Творец всего сущего, — Своей безграничной силой, щедростью, милостью, прощением] рядом с [как хорошим, так и плохим] мнением (мыслями) раба Моего [человека] обо Мне. Я рядом с ним, когда он обо Мне вспоминает (упоминает) [устами ли своими или сердцем; плохое думая обо Мне или хорошее]. Когда он [верующий человек, в ком вера опустилась в сердце[13]] упоминает обо Мне про себя [восхваляя или благодаря, например], Я также вспоминаю о нем про Себя [одаривая его Божественной милостью и щедрым воздаянием]. Если он упоминает обо Мне в обществе [в кругу тех или иных людей], то Я упоминаю о нем в лучшем [более высоком, элитном] обществе [ангелов]. Если он приблизится ко Мне [образно говоря] на пядь, Я приближусь к нему на локоть[14]. Если приблизится на локоть, то Я — на маховую сажень (расстояние между пальцев вытянутых в стороны рук). Если он пойдет ко Мне [завершает свое повествование Господь миров], Я побегу[15] к нему!»[16].

В одном из риваятов (вариантов) данного хадиса пророк Мухаммад говорит: «Клянусь Богом! Поистине, Аллах (Бог, Господь) более рад раскаянию кого-либо из вас [людей верующих], чем тот, кто нашел посреди мертвой пустыни ранее потерянную [ценную] вещь [верблюда, груженого жизненно необходимой водой, питьем]»[17].

Считаю уместным напомнить, что Аллах (Бог, Господь) трансцендентен, не ограничен ни местом, ни временем, невообразим человеческим разумом. В Коране сказано: «Нет ничего подобного Ему» (Св. Коран, 42:11). Упомянутый хадис необъятен по своему смыслу, показывает нематериальную близость Бога к каждому из людей и неоценимую щедрость ко всем!

В Коране есть такие слова:

«Дела свои я передаю (вверяю) воле Божьей [полагаюсь на Него; сделав все от себя зависящее, прошу Его о помощи]. Поистине, Аллах (Бог, Господь) видит рабов Своих [ничто не скрыто от Его взора, полной осведомленности]». В итоге [после стараний и сверхусилий воззвавшего о помощи] Господь защитил его от их злых козней [неразрешимое разрешилось, непреодолимое было преодолено, закрытое открылось, скорее даже — распахнулось!]» (см. Св. Коран, 40:44, 45).

Позитивно, оптимистично, конструктивно и целеустремленно думая, ожидая лучшего, пусть даже окажется, что оно упаковано в липкую, колючую или горячую упаковку, человек верующий включает механизмы вселенского масштаба, которые помогают ему (с Божьего на то благословения) достигнуть вообразимых и невообразимых высот земного и вечного счастья, благополучия.

«Я [говорит Бог] рядом с мнением (мыслями) раба Моего [человека] обо Мне». Рядом!

У Наполеона Хилла есть хорошие слова о могуществе наших мыслей о хорошем: «Вы ищете тот волшебный ключ, что открывает дверь к источнику силы, в то время как держите его в руках и можете применить, как только научитесь концентрировать свои мысли». Маловероятно, что он читал упомянутое высказывание пророка Мухаммада, но он потратил десятилетия жизни для понимания алгоритмов успеха и благополучия. А правила и законы Бога на этой земле работают для всех одинаково, независимо от их политических взглядов, национальности или вероисповедания. Главное — осознать и применять на протяжении лет и десятилетий.

И другой вариант использования ежедневно генерируемой нами мыслительной энергии: человек ожидает неудачу, прокручивая в голове негативные мысли, делая пессимистичные умозаключения, прогнозы и периодически говоря о «страшных» последствиях. Отмечу, он не рассматривает варианты, дабы перестраховаться, нет! Он зацикливается на худшем развитии событий! Его энергия мысли закручивается вокруг краха и поражения. В итоге (через год-другой) такой анализ происходящего опускается на подсознательный уровень, и человек начинает все видеть и анализировать в мрачных тонах, более «обоснованно» думая и говоря о неразрешимости жизненных проблем, об ужасе перспектив и подлости людей.

В обоих вариантах становящегося привычным анализа событий все в большей и большей мере начинает работать один из неотъемлемых механизмов бытия: «Я [говорит Творец всего сущего] рядом с [как хорошим, так и плохим] мнением (мыслями) раба Моего [человека] обо Мне».

В этом контексте я хотел бы обратить ваше внимание на следующее. Многие проповедники делают акцент в своих проповедях на наказание — «Бог накажет!», «в Аду вам гореть!», что постепенно закручивает мыслительную энергию вокруг животного страха и «ненависти к неверным», а в итоге и отчуждения себя от столь пугающих и напрягающих основ веры и религиозной практики.

Другие проповедники, в свою очередь, излишне много говорят о всепрощении Бога: «Всякого помилует и введет в Рай». Первые служители культа — напрягают и отталкивают. Вторые — расслабляют, демотивируют и расхолаживают.

Я рекомендовал бы жить и двигаться вперед в собственном поэтапном осознании и восприятии аятов и хадисов, где одной из главных мелодий душевного состояния является возвышенный (а не животный!) трепет пред Богом (а не людьми!) и жгучее желание получить Божье благословение на реализацию задуманного в земном (что подразумевает усердный труд, строгую дисциплину и конкретные цели, упакованные в сроки) и райскую обитель в вечном.

Именно на этом следует постараться концентрировать свои мысли (в любом случае механически генерируемые нашим мозгом в количестве до 100 000 единиц в день и распыляемые во все стороны; к сожалению, мы думаем обо всем и ни о чем конкретном!), и в результате такой концентрации на лучший результат и исход Божественного благословения станет намного больше! Жизнь заиграет новыми красками, оттенками, новыми звуками, мелодиями и благоухающими ароматами. И это не счастливый конец двухчасового фильма, а осмысленный труд на протяжении лет, десятилетий, всей жизни, наконец. Сохранить нас в этом земном великолепии, переходящем в вечное, смогут наши ежедневные, направляемые в нужную точку мысли, слова (красота и богатство речи) и дела (особенно главные 20%); строгая самоотверженная дисциплина и труд в поте лица. Помогайте друг другу в этом, поддерживайте, хвалите, воодушевляйте!

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Хадис от ‘Умара; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи, Ибн Маджа и аль-Хакима. См., например: Ибн Кясир И. Тафсир аль-кур’ан аль-‘азым [Комментарии к Великому Корану]. В 4 т. Бейрут: аль-Хайр, 1991. Т. 4. С. 380; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 455, хадис № 7420, «сахих».

[2] Вверять — отдавать в распоряжение, поручать нечто ценное кому-либо в силу личного доверия; сообщать, поверять тайну.

[3] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. Абу Дауда и ат-Тирмизи. См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 294, хадис № 2600, «сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 544, хадис № 3443, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 67, хадис № 1007, «сахих».

[4] Хадис от Шаддада ибн Авса; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи, ибн Маджа и аль-Хакима. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 402, хадис № 6468, «сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 702, хадис № 2464, «хасан»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 402, хадис № 2459; аль-Кари ‘А. (умер в 1014 г. по хиджре). Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 10 т. Бейрут: аль-Фикр, 2002. Т. 8. С. 3310, хадис № 5289.

[5] То есть под его управлением, особенно это касается материальных благ.

[6] Слово «рука» является подстрочным переводом. Коран и Сунна излагают нам все не на языке, соответствующем Богу, а на языке мира людей и джиннов, то есть приближенно к нашему сознанию, и часто образно, дабы человеку было легче понять. Всякий мало-мальски верующий знает, что Господь трансцендентен, не ограничен ни местом, ни временем и «нет ничего подобного Ему» (см. Св. Коран, 42:11).

[7] См., например: ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир. Т. 3. С. 221; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 8. С. 28.

[8] Хадис от Абу Са‘ида; св. х. Муслима и др. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 31, хадис № 407, «сахих»; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 1. С. 236; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 572, хадис № 133–(1437).

[9] Хадис от ‘Имрана ибн Хусойна; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 2064, хадис № 6596, а также С. 2360, хадис № 7551; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 1063, хадис № 9–(2649).

[10]Хадис от Харисы ибн Вахба; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари[Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1571, хадис № 4918; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 1144, хадис № 46–(2853); Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 445, хадис № 4116, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 170, хадис № 2856, «сахих»; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 13. С. 600, хадис № 6071; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 217, хадис № 1/254; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. В 2 т. Каир: ат-Тавзи‘ ван-нашр аль-исламийя, 2001. Т. 2. С. 262, хадис № 1757.

[11] См.: аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1992. Т. 9. С. 164, 165; аль-Кари ‘А. (умер в 1014 г. по хиджре). Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 10 т. Бейрут: аль-Фикр, 2002. Т. 8. С. 3324, в пояснении к хадису № 5302.

Уточню, что эти слова не являются достоверным хадисом или хадисом-кудси. В приведенном мною источнике говорится, что они «из текстов Священных Писаний прошлого». А в своде хадисов имама аль-Байхакы «Шу‘аб аль-иман» говорится, что это текст из Торы. В любом случае он цитировался мусульманскими богословами как назидательное дополнение к аятам и достоверным хадисам и соответствует общим смыслам Корана и Сунны, а потому может использоваться как мудрое наставление.

[12] См.: аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси (675–739 гг. по хиджре). Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хиббан. Т. 3. С. 148, хадис № 866; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 997, хадис № 3613 (8 и 9).

[13] В Коране Господь миров говорит: «Сказали бедуины: «Мы уверовали [в Бога и в Судный День]». Ответь [о Мухаммад]: «Вы не уверовали, а лишь стали покорны (стали мусульманами, покорными Богу в отдельных ритуальных действиях, поступках или словах). Когда же вера войдет в ваши сердца, [тогда вы по праву сможете назвать себя верующими]» (см. Св. Коран, 49:14).

[14] Что подразумевает ответное на благодеяния одаривание человека Божьей милостью; подразумевает степень довольства Бога и уровень Божественного воздаяния. Подробнее см., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 16. С. 626–628, хадис № 7536 и пояснение к нему.

[15] Слово «харваля», использованное в хадисе, переводится как «быстрый бег».

[16] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 2310, хадис № 7405; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 16. С. 473, хадис № 7405 и пояснение к нему; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 1075, хадис № 2–(2675); Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 335, хадис № 1/441.

[17] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 1098; хадис № 1–(2675).

Другой похожий хадис звучит так: «Аллах (Бог, Господь) более рад покаянию (раскаянию) человека, чем кто-либо из вас, когда найдет [нечто очень ценное] ранее потерянное». Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ибн Маджа. См., например: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 458, хадис № 4247, «сахих».

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1