Логотип umma.ru и переход на главную страницуДзен Шамиля Аляутдинова
Дзен Шамиля Аляутдинова

Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Меню

Аудио статья

Хадисы об умении положиться на Бога

00:00

00:00

Аудио версия настоящей статьи:

Пророк (да благословит его Творец и приветствует), обращаясь к людям, однажды сказал: «Если бы вы умели полноценно полагаться на Всевышнего [всеми силами и делами были в мирском, а сердцем и устремлениями — в вечном; ставя перед собой высокие цели, делали бы все от вас зависящее, не покладая рук и моля Творца о милости и благословении, не тормозясь из-за сомнений и страхов, сохраняя уверенность несмотря ни на что, ведь вы положились на Господа миров], то были бы подобны птицам в получении своего удела. Ведь птицы отправляются ранним утром с пустым желудком, а возвращаются — с полным. [Каждый ваш день в таком режиме и при таком подходе к происходящему приносил бы вам невообразимые и неожиданные успехи и радости, благополучие и всесторонний достаток]»[1].

В Коране сказано:

«Кто полагается на Аллаха (Бога, Господа), тому Его достаточно» (см. Св. Коран, 65:3).

В арабском языке есть такое понятие — таваккуль, это умение полагаться на Творца (навык на уровне отношения к происходящему и его восприятия, умение отдать Богу даже очень важное, сделав все от себя зависящее, а также то, что поначалу казалось сложным и невозможным, но через преодоление страха и лени, через жесткую пошаговую самодисциплину было реализовано). Умение отдать Богу — это очень высокий уровень самовоспитания и самообладания; непростое качество, вырабатываемое хорошими знаниями и многолетней практикой.

Провожая близкого друга или родственника в путь, а также, например, собирая ребенка на улицу гулять, уместно и полезно проговорить одну из молитв-ду‘а пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует): «Я передаю (вверяю[2]) Аллаху (Богу, Господу) твою религиозность [доверься Ему, Господу миров, в этом вопросе; не сомневайся в своей религиозности, зацикливаясь на мелочах, например, в религиозной практике — некоторым кажется, что они что-то не так сделали и начинают переделывать это десятки раз, лишь еще больше погрязая в болоте сомнений и неуверенности]. [Передаю (вверяю) Аллаху (Богу, Господу)] твою безопасность и результат твоих дел [положись на Бога относительно того, как все закончится (чем завершатся твои усилия), после того как сделаешь все от себя зависящее, думая, сосредоточенно стараясь и усердно трудясь, не пуская все на самотек, а доводя до конца; не бойся, а доверься Богу, сохраняя уверенность в том, что тебя ожидает лишь лучшее из милости и щедрости Господа миров]»[3].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Сообразительный (проницательный) человек — это тот, кто умеет усмирять свой пыл [эмоции, осадить в нужный момент собственное «я»; держит под контролем страсть, знает меру в желаниях; делает то, что нужно, а не то, что ему хочется] и не забывает в делах, поступках о вечном [то есть работает над тем, чтобы быть счастливым и в мирской обители, и в вечной].

Слабый же (немощный) — это тот, кто идет на поводу своих желаний (хотений) [неконтролируемое «я» управляет им и направляет его] и постоянно ждет милостей от Бога [пассивен, сидит сложа руки, не делает ничего особенного, ссылаясь на то, что «все предопределено»; не ставит перед собой конкретных целей и задач, а тем более не работает над достижением их, кроме как, возможно, языком]»[4].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Кто желает стать самым сильным среди людей, тот [становясь сильным телом, умом, речью своей, волей или верой, работая над этим годы и десятилетия, неустанно совершенствуя свое мастерство] пусть полагается [во всем, особенно в том, что на первый взгляд вне его сил и возможностей] на Творца [никогда не соглашаясь с чувством собственного кажущегося всесилия].

Кто желает стать самым богатым среди людей, тому следует воспитать в себе чувство большей уверенности не касательно того, что в его руках[5] [пусть даже оно сохраняемо в самом надежном банке, застраховано и имеет несколько уровней защиты], а — относительно того, что в руке[6] Господа [то есть под Его чутким управлением, уготовано для данного человека и может проявиться через милость Творца и щедрость в любой момент, в любом, даже в абсолютно невообразимом, неожиданном количестве и качестве].

Кто желает стать самым великодушным (благородным) среди людей, тот путь проявляет набожность пред Творцом [сторонясь явно запретного и совершая предписанное в меру сил и возможностей; не давая свободы своим страстям и эмоциям, последовательно и мудро выстраивая отношения с другими людьми, начиная со своей собственной семьи, близких и родных]»[7].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Если Аллах (Бог, Господь) пожелает сотворить что-либо [без каких-либо причин, предпосылок], то ничто [абсолютно ничто и никто] не сможет воспрепятствовать этому [ни на земле, ни на небесах, ни где-либо еще]»[8].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Каждому легко [из благого и правильного; в результате его самодисциплины, усилий и труда] дается то, для чего он сотворен [Богом, в чем заключается его миссия на земле]»[9].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Не объявить ли вам о тех, кто окажется в Раю [не рассказать ли об одной из их черт]? Это — всякий слабый и беспомощный (обессиленный) [несмотря на свои силы и возможности, а также наличие их или отсутствие, он искренне ощущает беспомощность свою пред Богом, бессилие пред Его волей и желанием, а потому полагается на Творца, делая от себя зависящее]. Если такой человек поклянется [с сильным желанием и внутренней уверенностью в милости Творца], Господь непременно даст ему желаемое [благословит его на реализацию задуманного].

Не объявить ли вам об обитателях Ада [о чертах, что присущи им]? [Таковыми являются] грубые (черствые) [во взаимоотношениях с родными или кем-либо из людей], жадные (скупые) [скряги, накапливающие материальные богатства] и высокомерные (считающие себя очень важными)»[10].

Есть поучительные слова Господа миров, смысл их таков: «Клянусь Своим могуществом и величием! Прервана будет Моя связь с тем, кто надеется на кого-то другого помимо Меня. Я одену его в одежду униженности перед людьми. Удалю его от Себя. Я присоединю его к числу тех, кто в периоды бед и затруднений растерянно надеется на кого-то помимо Меня. А беды ведь — в Моей власти. Я всегда жив и ничем не ограничен. Человек мысленно стучится в двери других, забывая о том, что ключи от этих дверей у Меня. Те двери закрыты, Моя же дверь всегда открыта для тех, кто обращается ко Мне с мольбою [постучись — и ты увидишь ее открытой]»[11].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Молите Господа по любым проблемам, даже по поводу оборвавшегося на обуви шнурка (ремешка)»[12].

Пророком Мухаммадом передаются слова Господа со следующим смыслом: «Я [говорит Творец всего сущего, — Своей безграничной силой, щедростью, милостью, прощением] рядом с [как хорошим, так и плохим] мнением (мыслями) раба Моего [человека] обо Мне. Я рядом с ним, когда он обо Мне вспоминает (упоминает) [устами ли своими или сердцем; плохое думая обо Мне или хорошее]. Когда он [верующий человек, в ком вера опустилась в сердце[13]] упоминает обо Мне про себя [восхваляя или благодаря, например], Я также вспоминаю о нем про Себя [одаривая его Божественной милостью и щедрым воздаянием]. Если он упоминает обо Мне в обществе [в кругу тех или иных людей], то Я упоминаю о нем в лучшем [более высоком, элитном] обществе [ангелов]. Если он приблизится ко Мне [образно говоря] на пядь, Я приближусь к нему на локоть[14]. Если приблизится на локоть, то Я — на маховую сажень (расстояние между пальцев вытянутых в стороны рук). Если он пойдет ко Мне [завершает свое повествование Господь миров], Я побегу[15] к нему!»[16].

В одном из риваятов (вариантов) данного хадиса пророк Мухаммад говорит: «Клянусь Богом! Поистине, Аллах (Бог, Господь) более рад раскаянию кого-либо из вас [людей верующих], чем тот, кто нашел посреди мертвой пустыни ранее потерянную [ценную] вещь [верблюда, груженого жизненно необходимой водой, питьем]»[17].

Считаю уместным напомнить, что Аллах (Бог, Господь) трансцендентен, не ограничен ни местом, ни временем, невообразим человеческим разумом. В Коране сказано: «Нет ничего подобного Ему» (Св. Коран, 42:11). Упомянутый хадис необъятен по своему смыслу, показывает нематериальную близость Бога к каждому из людей и неоценимую щедрость ко всем!

В Коране есть такие слова:

«Дела свои я передаю (вверяю) воле Божьей [полагаюсь на Него; сделав все от себя зависящее, прошу Его о помощи]. Поистине, Аллах (Бог, Господь) видит рабов Своих [ничто не скрыто от Его взора, полной осведомленности]». В итоге [после стараний и сверхусилий воззвавшего о помощи] Господь защитил его от их злых козней [неразрешимое разрешилось, непреодолимое было преодолено, закрытое открылось, скорее даже — распахнулось!]» (см. Св. Коран, 40:44, 45).

Позитивно, оптимистично, конструктивно и целеустремленно думая, ожидая лучшего, пусть даже окажется, что оно упаковано в липкую, колючую или горячую упаковку, человек верующий включает механизмы вселенского масштаба, которые помогают ему (с Божьего на то благословения) достигнуть вообразимых и невообразимых высот земного и вечного счастья, благополучия.

«Я [говорит Бог] рядом с мнением (мыслями) раба Моего [человека] обо Мне». Рядом!

У Наполеона Хилла есть хорошие слова о могуществе наших мыслей о хорошем: «Вы ищете тот волшебный ключ, что открывает дверь к источнику силы, в то время как держите его в руках и можете применить, как только научитесь концентрировать свои мысли». Маловероятно, что он читал упомянутое высказывание пророка Мухаммада, но он потратил десятилетия жизни для понимания алгоритмов успеха и благополучия. А правила и законы Бога на этой земле работают для всех одинаково, независимо от их политических взглядов, национальности или вероисповедания. Главное — осознать и применять на протяжении лет и десятилетий.

И другой вариант использования ежедневно генерируемой нами мыслительной энергии: человек ожидает неудачу, прокручивая в голове негативные мысли, делая пессимистичные умозаключения, прогнозы и периодически говоря о «страшных» последствиях. Отмечу, он не рассматривает варианты, дабы перестраховаться, нет! Он зацикливается на худшем развитии событий! Его энергия мысли закручивается вокруг краха и поражения. В итоге (через год-другой) такой анализ происходящего опускается на подсознательный уровень, и человек начинает все видеть и анализировать в мрачных тонах, более «обоснованно» думая и говоря о неразрешимости жизненных проблем, об ужасе перспектив и подлости людей.

В обоих вариантах становящегося привычным анализа событий все в большей и большей мере начинает работать один из неотъемлемых механизмов бытия: «Я [говорит Творец всего сущего] рядом с [как хорошим, так и плохим] мнением (мыслями) раба Моего [человека] обо Мне».

В этом контексте я хотел бы обратить ваше внимание на следующее. Многие проповедники делают акцент в своих проповедях на наказание — «Бог накажет!», «в Аду вам гореть!», что постепенно закручивает мыслительную энергию вокруг животного страха и «ненависти к неверным», а в итоге и отчуждения себя от столь пугающих и напрягающих основ веры и религиозной практики.

Другие проповедники, в свою очередь, излишне много говорят о всепрощении Бога: «Всякого помилует и введет в Рай». Первые служители культа — напрягают и отталкивают. Вторые — расслабляют, демотивируют и расхолаживают.

Я рекомендовал бы жить и двигаться вперед в собственном поэтапном осознании и восприятии аятов и хадисов, где одной из главных мелодий душевного состояния является возвышенный (а не животный!) трепет пред Богом (а не людьми!) и жгучее желание получить Божье благословение на реализацию задуманного в земном (что подразумевает усердный труд, строгую дисциплину и конкретные цели, упакованные в сроки) и райскую обитель в вечном.

Именно на этом следует постараться концентрировать свои мысли (в любом случае механически генерируемые нашим мозгом в количестве до 100 000 единиц в день и распыляемые во все стороны; к сожалению, мы думаем обо всем и ни о чем конкретном!), и в результате такой концентрации на лучший результат и исход Божественного благословения станет намного больше! Жизнь заиграет новыми красками, оттенками, новыми звуками, мелодиями и благоухающими ароматами. И это не счастливый конец двухчасового фильма, а осмысленный труд на протяжении лет, десятилетий, всей жизни, наконец. Сохранить нас в этом земном великолепии, переходящем в вечное, смогут наши ежедневные, направляемые в нужную точку мысли, слова (красота и богатство речи) и дела (особенно главные 20%); строгая самоотверженная дисциплина и труд в поте лица. Помогайте друг другу в этом, поддерживайте, хвалите, воодушевляйте!

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Хадис от ‘Умара; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи, Ибн Маджа и аль-Хакима. См., например: Ибн Кясир И. Тафсир аль-кур’ан аль-‘азым [Комментарии к Великому Корану]. В 4 т. Бейрут: аль-Хайр, 1991. Т. 4. С. 380; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 455, хадис № 7420, «сахих».

[2] Вверять — отдавать в распоряжение, поручать нечто ценное кому-либо в силу личного доверия; сообщать, поверять тайну.

[3] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. Абу Дауда и ат-Тирмизи. См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 294, хадис № 2600, «сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 544, хадис № 3443, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 67, хадис № 1007, «сахих».

[4] Хадис от Шаддада ибн Авса; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи, ибн Маджа и аль-Хакима. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 402, хадис № 6468, «сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 702, хадис № 2464, «хасан»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 402, хадис № 2459; аль-Кари ‘А. (умер в 1014 г. по хиджре). Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 10 т. Бейрут: аль-Фикр, 2002. Т. 8. С. 3310, хадис № 5289.

[5] То есть под его управлением, особенно это касается материальных благ.

[6] Слово «рука» является подстрочным переводом. Коран и Сунна излагают нам все не на языке, соответствующем Богу, а на языке мира людей и джиннов, то есть приближенно к нашему сознанию, и часто образно, дабы человеку было легче понять. Всякий мало-мальски верующий знает, что Господь трансцендентен, не ограничен ни местом, ни временем и «нет ничего подобного Ему» (см. Св. Коран, 42:11).

[7] См., например: ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир. Т. 3. С. 221; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 8. С. 28.

[8] Хадис от Абу Са‘ида; св. х. Муслима и др. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 31, хадис № 407, «сахих»; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 1. С. 236; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 572, хадис № 133–(1437).

[9] Хадис от ‘Имрана ибн Хусойна; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 2064, хадис № 6596, а также С. 2360, хадис № 7551; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 1063, хадис № 9–(2649).

[10]Хадис от Харисы ибн Вахба; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари[Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1571, хадис № 4918; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 1144, хадис № 46–(2853); Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 445, хадис № 4116, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 170, хадис № 2856, «сахих»; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 13. С. 600, хадис № 6071; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 217, хадис № 1/254; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. В 2 т. Каир: ат-Тавзи‘ ван-нашр аль-исламийя, 2001. Т. 2. С. 262, хадис № 1757.

[11] См.: аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1992. Т. 9. С. 164, 165; аль-Кари ‘А. (умер в 1014 г. по хиджре). Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 10 т. Бейрут: аль-Фикр, 2002. Т. 8. С. 3324, в пояснении к хадису № 5302.

Уточню, что эти слова не являются достоверным хадисом или хадисом-кудси. В приведенном мною источнике говорится, что они «из текстов Священных Писаний прошлого». А в своде хадисов имама аль-Байхакы «Шу‘аб аль-иман» говорится, что это текст из Торы. В любом случае он цитировался мусульманскими богословами как назидательное дополнение к аятам и достоверным хадисам и соответствует общим смыслам Корана и Сунны, а потому может использоваться как мудрое наставление.

[12] См.: аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси (675–739 гг. по хиджре). Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хиббан. Т. 3. С. 148, хадис № 866; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 997, хадис № 3613 (8 и 9).

[13] В Коране Господь миров говорит: «Сказали бедуины: «Мы уверовали [в Бога и в Судный День]». Ответь [о Мухаммад]: «Вы не уверовали, а лишь стали покорны (стали мусульманами, покорными Богу в отдельных ритуальных действиях, поступках или словах). Когда же вера войдет в ваши сердца, [тогда вы по праву сможете назвать себя верующими]» (см. Св. Коран, 49:14).

[14] Что подразумевает ответное на благодеяния одаривание человека Божьей милостью; подразумевает степень довольства Бога и уровень Божественного воздаяния. Подробнее см., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 16. С. 626–628, хадис № 7536 и пояснение к нему.

[15] Слово «харваля», использованное в хадисе, переводится как «быстрый бег».

[16] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 2310, хадис № 7405; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 16. С. 473, хадис № 7405 и пояснение к нему; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 1075, хадис № 2–(2675); Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 335, хадис № 1/441.

[17] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 1098; хадис № 1–(2675).

Другой похожий хадис звучит так: «Аллах (Бог, Господь) более рад покаянию (раскаянию) человека, чем кто-либо из вас, когда найдет [нечто очень ценное] ранее потерянное». Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ибн Маджа. См., например: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 458, хадис № 4247, «сахих».

Хадисы

Такуа

Таваккуль

Положиться на Бога

Хадисы о таваккули

Смотрите также

  • Иконка которая означает тип материала аудиолекция

    Похвали!

    Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов произносит дуа о благодарности и говорит о прощении грехов. Слушать и скачать можно в статье

    04.12.24

  • Иконка которая означает тип материала аудиолекция

    Вода Замзам

    Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов говорит о лучшем источнике на Земле и цитирует хадисы на эту тему. Слушать и скачать можно в статье

    03.12.24

  • Иконка которая означает тип материала аудиолекция

    Биометрия

    Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов говорит об упрощении визового режима. Слушать и скачать можно в статье

    03.12.24

Аят дня

Хадис дня

63:9

Верующие, пусть богатства ваши (достаток, материальное благополучие) и ваши дети не отвлекают вас от упоминания Аллаха (Бога, Господа) [не забывайте, что все это у вас с Его одобрения и благословения; дисциплинируйте себя в важных вопросах, не тратьте время впустую и благоразумно расставляйте приоритеты между земным и вечным]. Кто сделает это [то е

Читать полностью

Читать подробнее аят дня или хадис дня
Семинар в Алматы

Новые материалы

  • Иконка которая означает тип материала аудиолекция

    Похвали!

    Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов произносит дуа о благодарности и говорит о прощении грехов. Слушать и скачать можно в статье

    04.12.24

  • Иконка которая означает тип материала аудиолекция

    Вода Замзам

    Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов говорит о лучшем источнике на Земле и цитирует хадисы на эту тему. Слушать и скачать можно в статье

    03.12.24

  • Иконка которая означает тип материала аудиолекция

    Биометрия

    Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов говорит об упрощении визового режима. Слушать и скачать можно в статье

    03.12.24

Мы в социальных сетях

Переход на страницу umma.ru в TwitterПереход на страницу umma.ru в VKПереход на канал umma.ru в YouTubeПереход на страницу umma.ru в okПереход на страницу umma.ru в VimeoПереход на канал umma.ru в TelegramПереход на страницу umma.ru в SoundcloudПереход на страницу umma.ru в DzenПереход на страницу umma.ru в YMusic