На сайте ведутся технические работы.

Информационный терроризм. Невежество

Фрагменты, из которых состоит данный материал, были написаны Ш. Аляутдиновым в период с 2000 по 2006 гг.

Существует древняя мудрость, которая гласит: «Когда караван поворачивает назад, впереди оказывается хромой верблюд». Сегодняшние мусульмане подобны этому огромному каравану. Исходя из положений веры, они должны бы оказаться в авангарде, увлекая за собой, всесторонне развивая и обогащая все человечество. Но, как и сотни лет назад, когда пытались дискредитировать Ислам через тщетные нападки на заключительного Божьего посланника — пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует), сегодня прилагаются просто титанические усилия, чтобы повернуть мусульман вспять, отвернуть, отпугнуть от веры, пошатнуть многовековые духовные устои и мировоззрение. А как вы думаете, через что?

Через «хромого, невзрачного и неказистого верблюда», бегая вокруг и тыча на которого пальцем, можно кричать: «Какой это неприглядный, отсталый, местами дикий и опасный караван!» Оставь они этого верблюда в покое, он так и волочился бы где-то сзади, а на определенном этапе духовного и интеллектуального подъема просто исчез. Так нет, его тянут за маленький хвост и создают вокруг ажиотаж. Глядишь, через какое-то время в караване некоторые также начнут хромать, хотя ноги у них целы, а другие в страхе станут отворачиваться и отделяться от каравана, пытаясь самостоятельно выжить в знойной пустыне.

Изо дня в день на протяжении нескольких лет, получая множество вопросов по этой тематике, но будучи абсолютно убежденным в том, что перед людьми, особенно перед верующими, стоят куда более важные вопросы и проблемы, я ограничивался емкими ответами, не стараясь их систематизировать и оформлять в отдельное исследование. Но поток вопросов не то чтобы не иссякал, а продолжал лавинообразно увеличиваться. В условиях социальной незащищенности, нестабильности, недостатка квалифицированных, религиозно грамотных наставников люди оказались между молотом и наковальней.

Вопросы: «что такое ваххабизм и кто такие ваххабиты?», «чего опасаться, кому верить?», «как жить и как воспитывать молодежь?» — слились в общий протяжный, исполненный отчаяния и искреннего желания понять суть происходящего призыв о помощи.

Считаю, что очень важно, перед тем как перейти к научно-богословским методам изучения рассматриваемой темы, отметить: все, что связано с ваххабизмом, радикализмом, бен ладанами и аль-каидами, а также истерия СМИ вокруг этого, ни в коей мере не должно останавливать развитие и колебать веру.

У нас величественная, многовековая история, и такими же должны быть наше настоящее и будущее. Кто же сегодня сеет среди мусульман смуту, конфликты, ссоры, разбирательства, хотели они того или нет, стали разменной монетой в руках тех, кто отнюдь не симпатизирует Исламу.

В истории бывало, что по причине вмешательства извне или внутренней смуты возникали различные ложные течения, например течение Хаваридж[1]. Фанатичность и слепое следование сугубо личным принципам сделали сердца их приверженцев очерствевшими по отношению к другим верующим.

Подобного рода направления почти всегда были недолговечны, ибо мусульманам есть на что ориентироваться до Конца Света — Священный Коран и Сунну Пророка, который (да благословит его Всевышний и приветствует) трижды и настоятельно повторил: «Проявляющие излишнюю щепетильность и чрезмерную строгость погибнут»[2] Также посланник Творца предостерегал: «Бойтесь чрезмерности [фанатичности] в вопросах веры, религии! Воистину, [многие] кто был до вас, погибли именно из-за этого»[3].

Один из мыслителей прошлого мудро заметил: «Кто излишне усерден в малом (то есть не умеет смотреть масштабно и широко на жизнь. — Ш. А.), тот обычно становится неспособным к великому»[4].

Да, немало можно встретить людей, прожигающих отпущенный им жизненный срок на доказательство своей единоличной правоты и никчемные препирательства. Вряд ли их можно назвать выигравшими.

Условно любое общество вне зависимости от конфессиональной и национальной принадлежности можно разделить на три категории: первая составляет порядка 10% от общего числа, в нее входят люди, которые совершенствуют как духовную, так и материальную стороны общества, возвышают, обновляют, созидают, облагораживают; вторая — это 80%, люди, живущие своими личными радостями и горестями; наконец, последняя, третья категория — опять же 10%, но представители ее — полная противоположность первой. Теперь представьте, что все находятся на огромном корабле. Первая категория — на верхней палубе, третья — в трюме. И те, которые внизу, через греховность, сеяние вражды и ссоры, оголтелые призывы начинают делать огромные бреши в днище корабля, не заботясь о том, что судно может потонуть, а находящиеся наверху бросаются, едва поспевая, их заделывать... В этой ситуации одолеет тот, на чью сторону склонится и за кем устремится большинство.

В завершение приведу слова Фудейля ибн ‘Ияда[5], человека, которому жизнь показала свои самые неприглядные стороны, но сумевшего при этом сохранить проницательность разума и благородство души: «Степень трепетности человека пред Богом определяется тем, насколько он узнал, понял, познал Его. Воздержанность (то, когда индивидуум сдержан и выдержан), благочестие[6] в мирском напрямую связаны с тем, насколько он устремлен в вечное. Кто применяет свои знания в повседневных делах, тот не будет ощущать нужды в том, чего еще не знает: Господь благословит его на непознанное и неизвестное. А вот кто безнравственен и аморален, тот позорит, порочит свою религию, лишается чувства собственного достоинства и порядочности (мужественным, доблестным такого человека не назовешь)»[7].

Сколь точны слова: «Просвещение и патриотизм (здесь не только любовь к Родине, но и понимание ответственности, которая лежит на нас за будущие поколения) создают нации (то есть именно эти два условия составляют основу общества людей, достойных подражания); невежество и эгоизм создают чернь[8]» (Пьер Буаст).

«Когда высокие чувства внутренней любви поднимаются в человеке до сходящих с его уст слов, они превращаются в молитву. Когда молитва доходит до Всевышнего, она превращается в свет, доходящий до сердец». «Люди сравнимы с оконными стеклами. Они сверкают и сияют, когда светит солнце, но, когда воцаряется тьма, их истинная красота открывается лишь благодаря свету, идущему изнутри».

«Вы, воистину, и нет сомнения в этом, испытуемы [через что проявляется суть вашего внутреннего мира, стойкость веры и нравственность]… Но если будете терпеливы [сдержанно преодолеете неприятное для вас, сумеете нейтрализовать негативный осадок и простить нанесенные вам обиды] и набожны [когда вам наносят боль и вызывающе задевают честь, вы все же не ответите на зло злом], то это — великое дело, требующее от вас стойкости и решительности. [Не каждый сможет быть таковым, но если кто сможет, то это по-настоящему разумное и благородное поведение]»[9] (см. Св. Коран, 3:186). 

Может ли мусульманин быть террористом?

Существует более ста определений терроризма[10]. Как бы его ни «определяли», он всегда подразумевает жестокость, насилие и запугивание.

Террористы все чаще используют религиозные мотивы. Прикрытие политических интриг и насилия определенной трактовкой цитат из канонов и трактатов практикуется издревле. Во всех конфессиях возникали сектантские и опасные экстремистские группировки, в то время как религия Бога всегда призывает к миру, не обходя стороной и периоды военных противостояний.

Мусульмане были и, к сожалению, остаются жертвами террора. В настоящее время, когда запускается в ход слово «терроризм», ведется политика двойных стандартов. Говоря о значении этого слова, можно однозначно утверждать, что «террорист не может быть мусульманином, а мусульманин не может быть террористом».

В Священном Коране убийство невинного человека по пагубности и степени греховности приравнивается к убийству всего человечества:

«Кто убьет душу не за душу и не за преступление [кто совершит подобный тяжкий грех, наказанием за который предусмотрена смертная казнь], тот [по степени греха] подобен убийце всего человечества. [Убив кого-либо, на следующее утро человек просыпается уже не человеком в полном смысле этого слова, а — убийцей]» (см. Св. Коран, 5:32).

Любой индивидуум вознесен пред Богом независимо от того, к какой расе он относится или какую веру исповедует. В Коране обобщенно обо всех людях сказано:

«[Несмотря на многочисленные ошибки и проступки человека] Мы [говорит Господь миров] чествуем потомков [прародителя человечества] Адама и даем им возможность благополучно передвигаться по суше и воде, предоставляем прекрасные дары, блага. Перед многим другим из числа сотворенного Нами люди имеют немалое количество преимуществ» (Св. Коран, 17:70).

О важности мирного сосуществования и опасности разжигания вражды и ненависти в Писании говорится:

«И если бы не защита Всевышнего одних людей другими [если бы не то равновесие, которое периодически устанавливается Творцом на этой Земле для мирного сосуществования людей и возможности дипломатического урегулирования разгорающихся конфликтов], то были бы разрушены и снесены монастыри, церкви, синагоги и мечети, где много упоминается имя Аллаха [имя Единого и Единственного Господа[11]]» (Св. Коран, 22:40).

Рассматривая более подробно эту тему с точки зрения Ислама, мы сразу увидим невероятную ценность и святость человека как творения Бога. Один из величайших богословов прошлого века, говоря об основах справедливости в Исламе, сказал: «Если где-то скрываются десять преступников, заслуживающих смертной казни, и с ними один невинный человек, то подвергать опасности жизнь этого невинного является преступлением». История последних ста лет показывает, что человечество отошло от подобных гуманных принципов, но это не значит, что они должны быть забыты и не подлежат возрождению.

У мусульман есть одна цель, вокруг которой движутся мысли, дела, строятся проекты и планы. Что это за цель? Совершать поступки, которыми был бы доволен Создатель. Столь благородная цель может быть достигнута посредством лишь того, что правильно и праведно пред Богом. Через крики, возгласы и оскорбления, а тем более через захват, воровство и убийство невинных людей этой цели невозможно достичь. Если такого рода действия и совершаются от имени Ислама либо Христианства, то это или слепое невежество, или грязная политика.

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Верующий [му’мин, уверовавший в Господа сердцем] — тот, с кем люди [независимо от того, верующие они или безбожники] чувствуют себя спокойно и безопасно»[12].

В средствах массовой информации часто мелькают сообщения об «исламском терроризме». Может ли настоящий мусульманин совершить тррористический акт? Как можно предотвратить подобные информационные акции, ведь те, кого СМИ называют «шахидами», на самом деле являются исполнителями чьей-то воли.

В настоящее время часто можно услышать сообщения о различных видах террористических актов, в совершении которых обвиняют мусульман. Убийство Ицхака Рабина израильским студентом (представителем иудаизма) никак не связывали с религиозной принадлежностью убийцы. Если бы такого рода действие было совершено человеком, хотя бы национально или косвенно имеющим принадлежность к Исламу, невзирая на то что он, может, вообще коммунист, многие бы заявили, что он совершил это, «борясь с неверными на пути Аллаха».

В 1996 году в США было взорвано здание, в результате чего погибло много людей. В этом террористическом акте сразу были обвинены мусульмане, но, слава Богу, расследованию данного инцидента было уделено особое внимание и следователи смогли докопаться до истины: исполнителем этого преступления оказался молодой американец-сектант, никакого отношения к Исламу не имеющий. И такого рода случаев немало, а возможно, и крайне много…

Верующий не может совершить никакого теракта. Господь в заключительном Священном Писании обращается к уверовавшим со следующими словами:

«А если кто-то из многобожников (язычников) [людей иной культуры, веры] просит у тебя [у верующего] убежища [просит быть твоим соседом], то приюти его, пока не услышит он Слово Господне. Потом доставь его в безопасное для него место. Это потому, что они — люди, не знающие [истины]» (Св. Коран, 9:6).

Всевышний Творец подчеркивает:

«Нет принуждения в религии» (Св. Коран, 2:256).

Да и разве возможно, чтобы Милостивый Творец призывал к насильственным методам разрешения конфликтов?! Но отдельные личности, громогласно объявляющие себя борцами за веру, могут быть недостаточно компетентны при вынесении решения, могут не учитывать других религиозных аспектов или просто не желать учитывать их из личных, эмоциональных или экономико-политических побуждений.

Что же касается призыва к военным действиям, то в Священном Коране всегда оговаривается, что это может быть только при определенных условиях и в большинстве случаев — лишь в ответ на силовую агрессию:

«Воюйте на пути Господа с теми, кто воюет с вами, но не переходите границ дозволенного [не начинайте первыми, отвечайте только один к одному и не проявляйте жестокости и бесчеловечности]. Поистине, Всевышний не любит переступающих границы [дозволенного, границы порядочности и благородства]» (Св. Коран, 2:190).

Не говоря уже о том, что простить всегда лучше, и это постоянно подчеркивается в Священном Коране и Сунне последнего Пророка:

«...ты прости им и не взыщи. Поистине, Бог любит тех, кто добр [к людям] » (Св. Коран, 5:13) .

Связывание терроризма, насилия и экстремизма с канонами Ислама подобно утверждению, что Земля квадратная или что Солнце вертится вокруг Земли. Это — абсурд, но если все средства массовой информации будут в один голос твердить об этом, то непросвещенный может и поверить. А если твердить об этом будут на протяжении более чем шести месяцев[13], причем четко, внятно, находя обоснования и снимая именно в этом контексте научно-популярные, документальные и художественные фильмы, то поверит и любой… со временем большинство станет убеждено в этом.

За насильственные действия, подобные взрывам, убийствам, захвату заложников и иным террористическим актам, по Корану предусмотрено жесткое наказание[14]. А если в результате теракта погибли неповинные люди, то греховность этого деяния еще больше усугубляется, так как в Священном Коране четко сказано, что «кто убьет душу не за душу и не за преступление, тот подобен убийце всего человечества» (Св. Коран, 5:32).

В Судный День каждый будет отвечать за себя и тех, кто находился на его попечительстве или в подчинении. Поэтому давайте жить исходя из этого.

«Помогайте друг другу во всем благом и в [сохранении] набожности. И не помогайте друг другу в грехе и вражде» (Св. Коран, 5:2).

Да поможет нам Творец всего сущего быть теми, кто изменяет мир к лучшему и способствует торжеству добра и высокой нравственности, которая заповедовалась всеми посланниками Божьими. Аминь.

Мы вам помогаем. –

Нет, вы нас уничтожаете!

«И если сказано будет им: «Не портите (не разлагайте, не развращайте, не сейте раздор)[15] на Земле!», они ответят: «Мы лишь улучшаем (созидаем, улаживаем, исправляем, реформируем, примиряем)[16]».

Нет же, они именно портят (разлагают, развращают, сеют раздор), однако [маховик зла двойных стандартов настолько раскручен, что это стало частью сути этих людей, и они] даже не чувствуют (не понимают) этого» (Св. Коран, 2:11, 12).

Анализируя мировую международную политику последних 200 лет, можно заметить, как высокие освободительные идеи перерастали в кровопролитные войны, экспансии, моральное или материальное порабощение и дискредитацию целых народов с их культурным наследием. Это и политика Гитлера, и атеистическая политика коммунизма, и политика США и Англии в ряде африканских стран, во Вьетнаме, в Афганистане, в Индии, в Иране и Ираке. Этот список можно долго продолжать. Сильный приходит к слабому, чтобы «поправить его дела», «спасти его», «дать ему конституционный порядок», «научить демократии», «улучшить», «исправить», «реформировать», «изменить», но практика показывает, что на самом-то деле он уничтожает.

Политически и идеологически «спаситель» порабощает слабого, забирает его богатства практически даром, расплачиваясь лишь с правящей верхушкой. Провозглашаются одни слова и лозунги, а дела и результаты оказываются другими. Получив все необходимое, сильный «доктор» оставляет в покое тело слабого «больного», посадив его на аппарат искусственного дыхания — поддерживая и финансируя радикальные течения, группировки на его территории, которые готовы по приказу власти вершить беспорядки и перевороты.

Возьму для примера политику президента США Вудро Вильсона[17]. Маскировка под бескорыстного «миротворца-идеалиста», лживые речи о «христианском миролюбии» и «мессианских» задачах США нужны были Вильсону для целенаправленной пропаганды и дезориентации общественного мнения. Эта была стратегия облачения волка в овечью шкуру. Провозглашая своим основным принципом «невмешательство в чужие дела», он на самом деле проводил политику глобального вмешательства и установления мирового господства.

Наглядная иллюстрация того, как Вильсон трактовал не только универсальные интересы человечества, но и права народов на самоопределение, — десант в Веракрусе 21 апреля 1914 года. К тому времени первой жертвой интервенционистской политики Вильсона стала Мексика, против которой США вели тайную войну с целью установления марионеточного правительства для усиления контроля американских монополий над нефтяной промышленностью Мексики. Используя инцидент в Тампико, где в апреле 1914 года на короткое время были арестованы американские матросы, нарушившие территориальные границы Мексики в целях провокации, США начали давно готовившуюся интервенцию. После высадки десанта американской морской пехоты в Веракрусе и артиллерийского обстрела города, приведшего к многочисленным жертвам среди гражданского населения и в конечном счете к свержению неугодного США правительства, президент Вильсон заявил, что «Соединенные Штаты отправились в Мексику, чтобы служить интересам человечества».

Британский геополитик Питер Дж. Тэйлор отмечает, что нацистская Германия и Соединенные Штаты имели одинаковые планы мирового господства, и обе страны оказались вовлечены в борьбу за роль мирового гегемона и наследника британского порядка: «Мы можем рассматривать обе мировые войны как сражение за британское наследие между Германией и США». После Второй мировой войны американские политологи сделали вывод, что выигравшей стороной в результате войны явились США, так как потери геополитических противников (СССР и Германии) были колоссальны. Американская же экономика благодаря этой войне вышла из многолетнего экономического кризиса[18].

Рассмотрим немецкую версию событий 11 сентября 2001 года[19]>.

Немецкие аналитики, создав ситуационную модель событий 11 сентября 2001 года, пришли к выводу, что в этот день Соединенные Штаты пережили попытку военного путча, организованного американской военной кликой, которую, скорее всего, можно сравнить с действиями путчистов ОАС во Франции начала 60-х годов XX столетия. Эта попытка едва не привела к ядерной конфронтации между США и Россией. Но правду о происходящих событиях администрация Буша попросту не отважилась сообщить населению своей страны и поэтому прибегла к помощи совершенно бессмысленной версии «заговора исламских фундаменталистов», организованного бен Ладеном, — «лжи во имя спасения» с губительными последствиями. Не исключено, что именно такой реакции официального Вашингтона ожидали истинные организаторы событий 11 сентября, которые были слишком близки к Белому дому[20].

Сегодня политика облачения волка в овечью шкуру ведется по несколько иным правилам.

В последние двадцать лет[21] стало происходить нечто необычайное. Почему-то именно об Исламе и мусульманах стали говорить много плохого, ложного, скверного, причем постоянно с кровавым оттенком, повторяя одно и то же сотни раз. Это — политика с дальним прицелом, с расчетом на то, чтобы не появилось на горизонте тех, кто смог бы поднять голову.

Услышать такую канонаду лжи в свой адрес при таком информационном влиянии на мировое общественное мнение еще, наверное, никому не приходилось. Странно, но факт: людей и общества (как и общественное мнение) заражают страхом и ненавистью, а потом сами же берутся их лечить, причем своими способами и в собственных интересах.

Важно иметь свою голову на плечах и смотреть на происходящее с разных сторон, уметь не потеряться, а найти себя, ведь каждому дан необычайно ценный Божий дар — жизнь, которой следует найти наилучшее созидательное, а не разрушительное применение. Верующий никогда не отчаивается (в нем должен присутствовать взвешенный оптимизм), ведь на человека не возлагается больше его сил и возможностей, к тому же над всем и вся воля Творца и Его власть.

Подписывайтесь на нашу страницу в Instagram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Подробнее об этом читайте, например, в моей книге «Ответы на ваши вопросы об Исламе». С. 93–95.

[2] Хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. Ахмада, Муслима и Абу Дауда. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 232, хадис № 7–(2670); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 569, хадис № 9594, «сахих».

[3] Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. Ахмада, ан-Насаи, Ибн Маджа и аль-Хаким. См., например: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 328, хадис № 3029, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 174, хадис № 2909, «сахих».

[4] Франсуа де Ларошфуко (1613–1680) — писатель-моралист.

[5] Отдельный материал о нем вы найдете в данной книге.

[6] «Нет ни одного душевного качества, которое можно подделать с такой же легкостью, как благочестие, если образ жизни не согласуется с ним: сущность его не познаваема и таинственна, внешние проявления — общепонятны и облачены в пышный наряд» (М. Монтень).

[7] См.: аль-Буты Р. Шахсыят иставкафатни [Личности, привлекшие мое внимание]. Дамаск: аль-Фикр, 1999. С. 44.

[8] Чернь — так в литературном русском языке характеризуют духовно ограниченную, чуждую высоких помыслов среду, толпу. См.: Большой толковый словарь русского языка. СПб.: Норинт, 2000. С. 1475.

[9] См.: аль-Хамсы М. Тафсир ва баян [Комментарий и объяснение]. Дамаск: ар-Рашид, [б. г.]. С. 74.

[10] Террор [лат. terror — страх, ужас] — 1. Наиболее острая форма борьбы против политических и классовых противников с применением насилия, вплоть до физического уничтожения. 2. Чрезмерная жестокость в отношении к кому-либо; запугивание. См.: Большой толковый словарь русского языка. СПб.: Норинт, 2000. С. 1320.

[11] Разные люди упоминают Его на разных языках, называют разными именами. Главное, чтобы приписывалось соответствующее только Ему, Далекому от всех недостатков, Безграничному, Бесконечному, Невообразимому. «Нет ничего, подобного Ему», — сказано в Священном Коране (см.: Св. Коран, 42:11).

[12] Хадис от Фадаля ибн ‘Убейда; св. х. Ибн Маджа. См., например: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 423, хадис № 3934, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 548, хадис № 9144, «хасан».

[13] По наблюдениям маркетологов, именно после такого срока массированной рекламной либо информационной атаки люди начинают верить тому, чему раньше не верили, и покупать то, что ранее не замечали или не покупали.

[14]«Воистину, наказание тем, кто воюет против Бога и Его посланника [то есть кто воюет против мирного населения], чинит преступления на земле [творит беззаконие, террор], — жестокое умерщвление [за убийство], или распятие [и смерть за грабеж и убийство], или отсечение рук и ног накрест [за грабеж], или изоляция от общества [ссылка, тюремное заключение за угрозы и устрашения]. Это — унижение для них в этой жизни, а в вечности их ждет серьезное наказание» (Св. Коран, 5:33).

[15] Все это варианты перевода арабского глагола «афсада», использованного в тексте Корана.

[16] Все это варианты перевода арабского глагола «аслаха», использованного в тексте Корана.

[17] Вудро Вильсон (1856–1924) — 28-й президент США от Демократической партии.

[18] См.: Панарин И. Информационная война и геополитика. М.: Поколение, 2006. С. 80, 81.

[19] О французской версии и многих других документальных и аналитических подробностях см.: Панарин И. Информационная война и геополитика. С. 436–472.

[20] См.: Панарин И. Информационная война и геополитика. С. 440.

[21] Конец XX — начало XXI века.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1