Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Интервью для фильма «По ту сторону жизни. Рай»

Июль 2009

Что ждет нас после физической смерти? Что находится по ту сторону жизни: пустота, небытие или?.. Что происходит с духовной сущностью?

В хадисе сказано: «Воскликнет сын человеческий [на смертном одре]: «Мое богатство, мое имущество!» [Ему ответят:] «У тебя есть нечто большее, чем то, что ты ел, и его не стало; надевал и оно износилось; это — милостыня [в любой из ее многочисленных форм, которая и] останется с тобой (ты это по-настоящему приобрел) [переведя в самую стабильную и приумножаемую валюту — валюту вечности]. Все, что помимо этого, — ушло, ты оставил это людям» [1].

«…Впереди [для всех покидающих сей мир через встречу со смертью] — барзах (загробный мир) [где пребывают его обитатели] до Дня Воскрешения (из мертвых). [Обратного пути нет]» (Св. Коран, 23:99, 100).

Душа до Дня Воскрешения покидает свое тело, перемещается в мир душ, где временно словно засыпает, испытывая или частички райского блаженства или адские мучения. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «После того, как кто-либо из людей умирает, демонстрируемо ему [в загробном мире] место его [в вечной обители] утром и вечером. Если он из числа обитателей Рая, то — Рай, а если из числа обитателей Ада, то — Ад. Говорится ему: «Это — твоя обитель, [которой достигнешь ты] после воскрешения в Судный День» [2].

Рай — это конкретное место или состояние? Как относиться к популярным утверждениям, что рай и ад внутри нас самих и мы ежедневно и ежечасно утверждаем себя в той или иной ипостаси?

Рай — это место вечного и неописуемого блаженства, которого удостоятся мужчины и женщины, а также джинны обоих полов, понявшие смысл своего временного мирского существования, уверовавшие в Единого и Единственного Творца, посланников Его, Божественные Писания, включая Священный Коран, уверовавшие в наличие мира ангелов, существование Судного Дня, Ада и Рая. Уровни Рая уходят ввысь [3], а Ада — вниз. Но и Земля, и небеса будут кардинальным образом изменены. Физика и их законы останутся в прошлом. Что будет? Одному Творцу известно. Мы можем лишь предполагать своим человеческим сознанием, которое ограничено тем, что мы видим и тем, что смогли познать. «Обрадуй [о Мухаммад] верующих, совершающих благие дела! Им [в вечной обители уготованы] райские сады, где текут реки [возле деревьев, кустарников и прекрасных дворцов, спокойно и безмятежно]. Каждый раз, как подадут им плоды из райских садов, они будут удивляться: «Это то же самое, что было предоставлено нам ранее. [Нечто подобное мы уже ели]». А дадут им лишь похожее [по отдельным характеристикам, но по сути своей, на вкус — абсолютно иное].

У них там [у каждого из обитателей Рая] вторая половина [4][для мужчины — супруга, для женщины — супруг], причем абсолютно чистые [чистые душой и телом, идеальные, без тех изъянов, которые, возможно, были присущи им в мирской обители; приятные во всех аспектах и нюансах, добродушные, окруженные неописуемым ореолом ароматов притягательности и совершенства]. Они там пребудут вечно [смерть там не властна, вошедший туда никогда не будет изгнан]» (Св. Коран, 2:25).

Что ожидает в Раю? Чем Рай характеризуется? Что такое райское счастье, блаженство и может ли оно быть универсальным понятием, единым для всех?

В Раю будут удовлетворены все вкусовые, звуковые, морально-эстетические, физические и иные потребности обитателей его. Изначально важно оговорить, что коранический текст дает лишь общее представление о райской обители, причем в той форме, которая понятна и доступна любому человеку, независимо от времени, в котором он живет, независимо от его образованности, эрудированности, культуры или достатка. Но все же полное понимание того, что такое Рай, человеческому рассудку недоступно: «Я [говорит Господь миров] уготовил для праведников (для рабов Моих) то, что глаза никогда не видели, уши никогда не слышали, а сознание человеческое себе такого и представить не сможет» [5]. Но Коран ниспослан на земном языке, он доносит до людей информацию о мирских и вечных ценностях в доступной для них форме. Сподвижник Пророка Ибн ‘Аббас говорил: «Если в мирской обители и есть что-то, что может относиться к райской, то это лишь названия» [6]. Все там совершенно иное, нежели мы можем себе вообразить.

«[Войдя в Рай, люди оставят позади злобу и все отрицательные человеческие качества.] И вытащим (удалим, устраним) Мы из их [людей и джиннов] нутра злобу [и все плохое, ведь в мирском все они были носителями как положительного, так и отрицательного, в этом и заключалась одна из главных составляющих экзамена]. [Они окажутся во дворцах, в усадьбах, роскошных виллах] возле которых текут реки [свежесть и кристальная чистота воздуха, журчание воды, прекрасный пейзаж и милые соседи]. [Оказавшись во всем этом неописуемом великолепии] они воскликнут: «Слава Богу (аль-хамду лил-ля), Который наставил нас на верный путь [приведший к столь прекрасному итогу], без Его помощи мы не нашли бы этой дороги. Божьи посланники приходили с правдой [все их обещания сбылись]». И послышится обращение к ним: «Это — райская обитель, которую вы получили [будто] в наследство [она стала вашей] за то [хорошее, благое, благодатное], что вы совершили [за период временного пребывания в мирской]» (Св. Коран, 7:43).

Движение души к Раю — естественно для человеческой природы?

Каждый человек рождается с верой в Бога.

Как должен жить человек, чтобы обрести Рай после смерти? Ангелы, молитва... Что и кто может помочь человеку в его движении к Раю?

Главная характеристика обитателей Рая, которая многократно упоминается в Священном Коране, — наличие веры и совершение благих дел.

«Кто уверовал и совершал благие дела [в жизни мирской], — а ведь Мы [7]  не возлагаем на душу (на человека) больше ее (его) возможностей, — те обитатели Рая навечно» (Св. Коран, 7:42).

«Нет сомнений, оправдаются надежды верующих [о милости Творца и райской обители, благодать обитания в которой не имеет конца]! [Ожидает радостная весть] тех из них, кто (1) набожен, совершая молитву-намаз [а место расположения набожности — сердце]; кто (2) отворачивается от всего бесполезного (игнорирует его, безразличен к нему) [из категории слов, дел, поступков, времяпрепровождения, не говоря уже о вредном]; кто (3) знает, что такое духовное очищение [8][умеет зарабатывать и делиться с теми, кто нуждается в помощи и поддержке]; кто (4) не прелюбодействует, а имеет интимные отношения лишь со своими женами [женщины — лишь со своими мужьями] [9], и нет в их адрес упрека [то есть в установлении, сохранении и развитии внутрисемейной гармонии и взаимопонимания они безупречны]. Кто же стремится к чему-то большему (то есть к тому, что помимо этого, к греховному) [по последнему четвертому пункту], они — преступившие границу дозволенного. [Ожидает радостная весть] тех из них, кто (5) обязателен во всем вверенном ему на некий срок и соблюдает договоренности, а также тех, кто (6) заботится о своих молитвах-намазах [выполняет своевременно, ощущая в них потребность и получая духовное упоение, а не оставляет «на потом» или на пенсионный период]. Они [мужчины и женщины, в чьей жизни обосновались и гармонично в нее вписались упомянутые характеристики] — наследники, а унаследуют Фирдавс [10]  и пребудут там вечно» (Св. Коран, 23:1–11).

Что собой представляет Страшный суд, как будут судить? Что может перевесить при суде? Как понять высказывание: «Не войдет кто-либо в Рай, пока не увидит место свое в Аду, где мог бы оказаться, если бы грешил. Это приумножит его благодарность Всевышнему. И не будет отправлен кто-либо в Ад, пока не увидит свое место в Раю, где мог бы оказаться, будь он набожным. Это сильно опечалит его».

«[Наступит час и] все, кто на небесах и на земле, встанут пред Ним в состоянии рабской покорности. [Вся языческая спесь, атеистические взгляды или безразличие к вечному сойдут на нет. В День Суда серьезность и ужас происходящего разом выбьют все это из душ и сознания людей] <…> В тот День [в Судный День, уже после воскрешения из мертвых] по зову [ангела] люди будут идти ровно (прямо) [не имея возможности уклониться от заданного курса и направления; или: «его отношение ко всем будет одинаковым»]. Голоса притихнут перед Всемилостивым, слышен будет лишь шепот В [Судный] День набожные [благонравно и с именем Господа прожившие свою, как день пролетевшую, мирскую жизнь] будут [почетно] делегациями собраны перед Всемилостивым. А грешников, подобно животным, погонят в Ад» (Св. Коран, 19:93; 20:108; 19:85, 86).

*

«Все вы, люди, увидите Ад. Таково установление вашего Господа. Те, кто был набожен [в жизни мирской и покинул ее таковым, в ком была вера, пусть даже наряду с незначительными, а тем более искупленными ранее грехами и проступками, и он удостоился Божьей милости], будут спасены [не войдут в Ад, а лишь увидят его]. Грешники же [все те, кто не получил прощения Господа] будут сброшены в Преисподнюю стоящими на коленях» (Св. Коран, 19:71, 72).

Ибн Мас‘удом были переданы следующие слова пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует), приоткрывающие для нас события ожидающего всех непростого периода: «Все люди будут подведены к Сырату [своего рода мосту, ведущему в высочайшие райские уровни, но проходящему над бездонной огненной геенной]. Они окажутся возле Ада и начнут свое движение вперед с учетом мирских дел и поступков: кто-то преодолеет Сырат со скоростью молнии, кто-то — с быстротой ветра, скорость иных будет равна скорости движения птиц, других — скорости бега лучших скакунов, а какая-то часть людей двинется со скоростью хорошего верблюда. В числе последних окажутся те, кто будет идти по этому мосту обычным человеческим шагом. Медленнее всех и замыкая процессию [из тех, кто милостью Господа миров все-таки дойдет до Рая] пойдут те, у кого света веры [накопленного общей совокупностью их мирских благодеяний] хватит лишь на блеск большого пальца обеих ног. Во время их продвижения вперед мост под ногами будет шататься и качаться. Сырат скользкий и полон шипов, колючек [идти будет трудно, но через эти тяготы преодоления с человека спадут все остатки его грехов, дабы подошел он к Раю без унизительного груза]. С обеих сторон тончайшего (узкого) моста будут находиться ангелы. С помощью огненных крюков они вырвут из общего потока всех обитателей Ада и сбросят их в Преисподнюю. Другие ангелы будут молить Господа: «Прости и помилуй [грешников], прости и помилуй» [11]. Безбожники останутся в Аду навечно, а не помилованные грешники будут пребывать в геенне столько, сколько того потребует искупление их грехов. Но в достоверной Сунне четко сказано, что каждый, в ком была хоть пылинка осознанной веры в единственность и непостижимость Творца, тот рано или поздно выйдет из Ада, даже если в жизни мирской не совершил ни одного благодеяния [12].

Что и как «записано» в личном судном деле? Где хранится эта информация?

«У каждого из вас, поистине, есть ангелы, охраняющие [дела и поступки]. [Они —] благородные писари [все фиксируют, причем устройствами, далекими от земных технологий по своему совершенству. Их место (положение этих ангелов) пред Богом почетно]. Они знают все, что вы делаете» (Св. Коран, 82:10–12) [13].

Ангелы-писари, неотступно пребывающие с человеком, — две смены по двое: один справа, другой — слева. Находящийся справа фиксирует благие дела, а тот, что слева, — грехи и проступки. Парно сменяют они друг друга на день и на ночь. Кстати, тот, что справа, является старшим по отношению к тому, кто слева [14].

«[У каждого человека] — два [ангела-писаря] встречающих (принимающих) [все, что от него исходит], по одному сидящие справа и слева. Всякое слово, сказанное им, непременно [встречается] могущественным (находящимся всегда наготове) наблюдателем [одним из двух ангелов]» (Св. Коран, 50:17, 18).

Есть ли в Исламе такое понятие, как Чистилище?

Такого понятия нет. Но в заключительном Священном Писании, Коране, говорится о стене, преграде: «[После Судного Дня, когда одна часть людей разошлась по райским невообразимо прекрасным садам, а другая разместилась по «камерам» мучительно страшной даже на вид адской обители, когда, переспросив друг друга, убедились и те и другие в правдивости Божьих обещаний, некоторая часть людей осталась в ожидании своей участи.] Между ними [адской и райской обителями] — перегородка (преграда, стена) [15]. На самой высокой части [райской] ограды [первого низшего уровня] — люди [у которых благих дел оказалось ровно столько же, сколько и грехов]. Они узнают всех по внешним признакам [по светлым, лучезарным лицам легко отличают обитателей Рая [16], куда могут заглянуть с того возвышенного места, где оказались, а также видят пепельно-серые лица обитателей Ада [17], которые расположились там, вдалеке, внизу]. Обратятся они к [видимым для них] обитателям Рая: «Мир вам!», но не смогут зайти туда, хотя нестерпимо сильно будут желать этого. Когда же их взоры [случайно, вскользь] упадут на обитателей Ада, они [всей глубиной души и сознания] будут молить: «Господи, не размещай нас рядом с грешниками». И обратятся ожидающие решения [касательно себя; расположившиеся на упомянутой стене] к знакомым им обитателям [Ада]: «Вам ведь не помогло все то, что вы собирали [богатства, которые вы накопили в виде денег, золота, недвижимости, акций и т. п.; не помогли вам связи, знакомства, на которые вы тратили столько сил, энергии и средств во благо приумножения мирского или сохранения его за собою; многочисленность ваших сторонников также не принесла результата; собирали вы не то, да и относились к мирским накоплениям так, будто бы они останутся с вами навечно], и не помогло вам все то, чем гордились [ваши кичливость и высокомерие остались в прошлой жизни; ваша надменность, особенно перед верой и набожностью, не пошла вам на пользу]. А вот те, о которых вы клялись, что их не постигнет Божья милость [что, мол, как они смогут оказаться в Раю, если и бедны, слабы, и не всесильны, подобно нам?! Нет же, они — там, в Раю, ведь эти люди по возможности старались «собрать» больше благих, добрых дел, и эти «накопления», как видите, дали свой результат]».

Послышался голос… Обратился он к расположившимся на той стене в ожидании:] «Войдите в Рай, где не будет над вами ни страха, ни печали» (Св. Коран, 7:46–49).

Есть «разные уровни Рая» — в соотношении с праведностью жизни? «Воистину, в Раю сто уровней, уготованных для усердных на Божьем пути [тех, что усердны и стойки в работе над собой; в том, чтобы стать и оставаться примером, образцом для других в самых разных областях жизнедеятельности]. Расстояние между каждым из уровней подобно расстоянию между небом и землей [то есть расстояния огромны, будто от Земли до звезд]. Если все миры [все человечество, начиная с Адама и Евы и до последнего человека; все ангелы, которые невероятно огромны, а также все джинны] соберутся на одном таком уровне, то всем хватит места! Прося у Всевышнего райской обители, просите Фирдавса, это лучшая райская обитель и наивысшая. Над нею — Трон [18], с которого берут начало райские реки» [19].

Кто и что сбивает человека с пути в Рай?

Лишь он сам. Ведь ему дано право выбора.

Ложный рай: материальное мирское счастье «все иметь здесь и сейчас» — бич эпохи накопления; наркотики-алкоголь — имитация состояния блаженства и т. п. В современном мире большинство психопрактик активно настраивают людей на достижение счастливого райского состояние здесь и сейчас… Зачем тогда людям мечты о загробном счастье?

Земное состояние блаженства никак не сравнимо с вечным. О таких же вещах, как наркотики, алкоголь, говорить не приходится, так как с точки зрения Ислама все одурманивающее запретно, человек должен пребывать в здравом уме в этой жизни.

Рай и разные религии... Рай — един?

Един, как и Бог, создавший этот мир.

В каком состоянии возможно пребывание в Раю (души, зримые образы, сущности)? Если это зримые образы, то какого возраста: усредненного или возраста смерти? Сами эти образы одинаковы и устойчивы для всех или существуют только в сознании Души, которая их видит таковыми (т. е. субъективное восприятие)?

Обитатели Рая не станут ангелами, а останутся теми же людьми, но только (волею Творца) много более совершенными: иное понятие материи, отсутствие таких привычных вещей для мирской обители, как старение, болезнь и смерть. «Воистину, обитатели Рая будут [наслаждаться] трапезой [там присутствует такое понятие, как употребление пищи и питья, но оно не сравнимо с мирским], не имея последствием физиологические выделения [свойственные людям] [20]». У Пророка спросили: «А что же с едой? [Куда девается то, что поглощаемо райским человеком?]» Он ответил: «[Если сравнить с отдельными элементами мирской физиологии человека, то это похоже на] отрыжку и испарину, причем запах [ассоциируется с] прекрасным благовонием. Восхваление и возвеличивание Творца [обитателями Рая] будет подобно дыханию [абсолютно естественно и непринужденно, подобно дыханию человека в мирской обители]» [21]. Возраст всех, кто будет находиться в Раю, — 30 лет или 33 года [22]. Исключение, например, — сотворенные волею Творца дети для тех семейных пар, которые в мирской обители не имели возможности испытать счастье быть отцом и матерью, но прошли через это испытание с благодарностью Богу и терпением пред Ним.

Встретятся ли в Раю возлюбленные, близкие люди? Узнают ли друг друга?

«[Покинувшие земную жизнь с верой и благочестием, заслужившие, благодаря Божьей милости, минуя Ад, место в Раю [23], услышат в Судный День:] «Входите вы и ваши жены (мужья) в Рай [24], полные радости (ликования) [ведь получить вечность в Раю в результате десятилетий жизни на Земле, пусть даже временами жизнь эта была тяжела, а где-то и невыносима из-за физической или душевной боли, которую приходилось терпеть, благодаря при этом Творца, не жалуясь, а делая все возможное, зависящее от тебя, – это триумф! Это – ни с чем не сравнимая победа!]» (Св. Коран, 43:70).

Где сейчас пребывают души в ожидании Страшного суда? Если в Раю, то могут ли они помогать оставшимся на земле близким и воздействовать на их жизнь?

Они пребывают в загробном мире (барзах). Помочь умершие никак не в состоянии, их время истекло, и они находятся там в ожидании своей участи. Но еще живущие могут поспособствовать облегчению их состояния, молясь за них.

Что произойдет с людьми, которые живут праведно, но верующими не являются?

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) говорил: «Если совершит благодетельный человек что-то хорошее, вне зависимости от того, верующий он или нет, Всевышний непременно воздаст ему благом». Сподвижники спросили: «А как Он воздаст благом безбожнику?» — «Если он укреплял родственные связи, давал милостыню или совершал любое другое благое деяние, ему воздастся благом в его богатстве (имуществе), детях, здоровье и подобном [касающемся лично его или тех, кто находится на его попечении]», — ответил Пророк. «А как же ему воздастся благом в вечности [ведь он не верил ни в Бога, ни в пророков, ни в Писания, ни в наличие вечной жизни после смерти; не имел даже и пылинки веры, которая могла бы его спасти]?!» — с недоумением спросили сподвижники. — «[Его постигнет] облегченная форма наказания [в загробном мире и вечности]», — ответил заключительный Божий посланник» [25].

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий: [1] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима и др. См., например: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т. 9. Ч. 18. С. 94, хадис № 4–(2959); аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хаббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1991 (1997). Т. 2. С. 474, хадис № 701, «сахих», а также т. 8. С. 35, хадис № 3244 и с. 121, хадис № 3328. [2] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Бухари, Муслима и др. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 4. С. 310, хадис № 1379; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 7. С. 400, хадис № 3130, Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 332, хадис № 1073; ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. В 10 т, 18 ч. Т. 9. Ч. 17. С. 200, хадисы № 65 (2866) и № 66. [3] См., например: Св. Коран, 7:40. [4] В аяте употреблено слово «азвадж», форма множественного числа от слова «завдж», которое переводится как «пара, чета», «муж, супруг», «жена, супруга». [5] См., например: Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 888, хадис № 3210, «хасан сахих». [6] См.: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 1. С. 115. [7] Местоимение во множественном числе, употребляемое от имени Творца в Священном Коране, указывает на Его величие, а не на множественность. [8] Возможен и такой перевод: «Те, кто выплачивает обязательную милостыню (закят)». [9] В этой части аята есть упоминание и о невольницах (наряду с женами там упомянуты и невольницы), но в данном случае, производя не подстрочный перевод, а перевод смыслов, мы не сказали об этом, так как данное положение потеряло свою актуальность с окончанием в мире периода рабовладельчества. Наиболее значительный вклад в его искоренение внесла именно мусульманская культура, в которой одним из самых греховных деяний считается порабощение свободного человека, а одним из наивысших благодеяний (на период наличия этого в мировой практике) — освобождение раба с предоставлением ему условий для свободной жизни. Что касается мифов о бесправном положении женщины в Исламе, то это, как и многое другое, внедряемое в сознание людей и практику отдельных из них, — результат черного пиара, который исходит в основном от тех, кто превратил свободные мусульманские земли в свои колонии, а предшествовало этому разрушение местных духовных и жизненных ценностей. В значительной степени это касается периода колониальной экспансии Великобритании и других европейских держав. Кстати, радикализм, подхватываемый фанатиками и невеждами, из той же серии. Возвращаясь к вопросу о рабстве, США законодательно отказались от этого зла лишь в 1865 году. Что же касается периода ниспослания Священного Корана (четырнадцать веков назад), то ведь ни для кого не секрет, что тогда во всем мире существовало разделение на свободных и рабов. Последние имели меньшие права (с точки зрения мусульманских канонов) или не имели их и вовсе (в других обществах и с точки зрения канонов остальных цивилизаций того времени). Коран изначально призывал к освобождению невольных, часто становившихся таковыми в результате военных действий, которые были нормой в мировой практике. Происходило это (освобождение невольных) безвозмездно, во имя Аллаха (Бога). [10] Фирдавс — название одного из уровней Рая, высшего райского уровня. [11] См., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 8. С. 489; аль-Куртуби М. Ат-тазкира фи ахваль аль-мавта ва умур аль-ахира [Напоминание о состояниях мертвых и делах вечности]. Каир: аль-Мактаба аль-кайима, [б. г.]. С. 383–389. [12] См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 8. С. 490. [13] Также см., например: Св. Коран, 86:4; аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 15. С. 550, 554. [14] См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 7. С. 134, 138, а также т. 4. С. 245. [15] Ограда эта не сравнима ни с какой высочайшей стеной нашего мира. Не забывайте, там — мерки не мирские, а вечные. [16] Но увидеть они могут лишь первый и самый низкий уровень райской обители. Хотя чем выше уровни (из ста имеющихся), тем они лучше и прекраснее. [17] Видят именно самый высший и наиболее облегченный по наказанию из всех имеющихся адских уровней, уходящих глубоко вниз. [18] Такое творение Всемилостивого, как Трон, не является тем, на чем восседают, а именно так люди себе и представляют его, читая подстрочные переводы с арабского языка. Он также не имеет ничего общего с царским троном. Это — величественное создание Творца, которое по размерам своим больше всех галактик вместе взятых. Сложно вообразить? Да и не стоит, всему свое время. [19] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари, а также от Абу Са‘ида; св. х. ат-Тирмизи. См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 864, хадис № 2790; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 7. С. 13, хадис № 2790; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 718, хадис № 2537; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 140, хадис № 2315, «хасан». [20] Не будут иметь выделений слюны и носовой слизи и не будут испражняться. [21] См., например: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. В 10 т., 18 ч. Т. 9. Ч. 17. С. 173, хадис № 18–(2835). [22] См.: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 1. С. 115; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 721, 722, хадис № 2550, «хасан». [23] О том, каким это «место в Раю» будет для худшего из тех, кто окажется в райской обители, зайдет в обитель вечного блаженства самым последним после очень долгого пребывания в Аду, рассказывается в моей пятничной проповеди за 16.12.2011 год на сайте umma.ru. [24] Конечно же, муж окажется там с женою, а жена с мужем лишь в том случае, если вторая половинка пожелает того, ведь каждый из них – на полных правах обитателей Рая, и получит, будет наслаждаться тем, что желанно ему. [25] Хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. аль-Барраза и др. См., например: Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 9. С. 18; аль-Муттакы А. Кянз аль-‘уммаль [Кладовая тружеников]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1985. Т. 2. С. 39, хадис № 3038; аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 12. С. 452.
Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1