Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Интервью для газеты «Вечерний Бишкек»

Апрель 2014

Частная газета «Вечерний Бишкек» – самое многотиражное русскоязычное издание в Кыргызстане. Мы не обходим вниманием темы религии и Ислама. Будем признательны, если вы ответите на наши вопросы.

Вы много лет являетесь имам-хатыбом Московской Мемориальной мечети. Как изменился состав прихожан за последнее время, поскольку в столице живет много выходцев из Средней Азии, в том числе Кыргызстана?

Прихожанами нашей мечети являются русские, татары, украинцы, чеченцы, ингуши, корейцы, аварцы, даргинцы, азербайджанцы, армяне, евреи, таджики, узбеки, киргизы, казахи и др.

Если говорить об азербайджанцах, жителях Северного Кавказа и Средней Азии, то их количество, которое было в Москве 15 лет назад, конечно, отличается от того количества, которое есть сегодня. Их стало больше.

Активны ли кыргызстанцы в вере, с какими вопросами к вам обращаются?

Степень активности среди уроженцев Кыргызстана выше среднего. Вопросы обычно связаны с местом работы (халяль или нет) и с семейными обстоятельствами.

Обычно люди читают мои книги и находят в них ответы на все волнующие их современные вопросы.

Вас считают проповедником новой волны. В чем суть вашего учения?

Что касается «проповедника новой волны», то, например, в системе ДУМ России я работаю с 1991 года. То есть новичком меня назвать сложно.

Что же касается сути моего «учения», то если говорить о богословской составляющей, то я двигаюсь в границах традиционного мусульманского богословия (Коран, Сунна, труды признанных мусульманских ученых прошлых столетий). Единственное мое отличие на русскоязычном и не только богословском пространстве – движение в ногу со временем, в контексте современных научных, а также статистических выводов, говоря на языке, понятном широкой аудитории, которая любит всесторонне просвещаться и самосовершенствоваться. Мне важно передавать не мертвую идеологизированную теорию, бездумно и фанатично, а устно и письменно доносить до широких масс живую теорию священных текстов с конкретными рекомендациями применения ее на практике в условиях нашего времени. И это касается самых разных сторон жизни. Итоговый результат – пошаговое становление человека счастливым в обоих мирах.

Если же вы имели в виду мой проект «Триллионер», то это единственный проект в мире, который мусульманские ценности (аяты из Корана и высказывания пророка Мухаммада) рассматривает как инструменты для духовного, интеллектуального, физического и материального преображения в жизни.

Суть проекта заключается не только в материальном обогащении (как можно было бы предположить из названия), но и в том, чтобы обрести богатство духовное — стать наместником Бога на Земле, воспользовавшись безграничными возможностями, предоставленными Творцом каждому из людей. Всевышний с момента сотворения человека через пророков и посланников Божьих низводил правила «земной игры» и советы по достижению всестороннего успеха в мирской жизни. Изучить, понять и применить эти Божественные правила и принципы – вот основная задача проекта «Триллионер».

Жизнь каждого из нас ограничена по времени, но милость Господа безгранична, а потому человек должен делать все от себя зависящее, чтобы добиться успеха в тех сферах, которые он для себя определил, становясь при этом счастливым здесь и сейчас и имея перспективы счастья и благополучия в вечности. Человек может и должен жить на полную мощность во всех отношениях, не совершая при этом очевидных грехов и преступлений и получая огромное удовольствие!

За время развития «Триллионера» мной написаны четыре книги по теме проекта: «Триллионер слушает», «Триллионер думает» и «Стань самым умным и самым богатым» (части 1 и 2). Также провел и провожу различные семинары и вебинары на темы развития силы воли, практического интеллекта и личностного роста.

У нас в последнее время идут споры по поводу активности дааватистов, последователей движения Таблиги Джаамат. Эксперты считают, что ограничивать их деятельность нельзя, так как они занимаются духовной работой и не политизированы, наоборот, противостоят радикальным течениям. Что вы скажете по этому поводу?

Внешний вид представителей этого течения, включая одежду, является пакистанским стилем. В Пакистане, Индии и некоторых близлежащих государствах одеваются именно так. Для того региона это норма внешнего вида. Замечу, что одеваются там так и мусульмане, и христиане, и язычники. То есть этот стиль в одежде не определяет религиозной принадлежности человека, а больше связан с климатическими условиями, в которых живут граждане тех государств, а также с многовековой традицией данного региона.

Мусульманские каноны (Коран и Сунна) не ограничивают верующего в выборе стиля[1] (если, конечно, он не оголяет то, что должно быть прикрыто[2] ). Главным является: (1) как носится одежда: скромно или кичливо; (2) покрывает ли она то, что должно быть прикрыто перед другими; (3) на что она приобретена (заработана ли честным трудом).

Упомянутое вами религиозное течение делает акцент на элементах внешнего вида и на том, что человек должен периодически «выходить в путь» обычно на четыре месяца. Они, конечно же, имеют полное право именно так трактовать и применять отдельные положения Сунны, но насаждать это, возводить в ранг обязательного или выставлять как единственно верный путь к Богу — недопустимо.

В то же время, добавлю и напомню каждому из нас, что выискивать чужие ошибки, недостатки (есть ли они на самом деле или только нам кажутся) и раздражаться ими — безнравственно с точки зрения исламской этики[3] , потому (1) нужно и полезно быть всесторонне просвещенным, но (2) каждый вправе выбрать свой путь трактовки отдельных положений Священного Писания и Сунны заключительного Божьего посланника, если это не ущемляет права других, не причиняет им боли и страданий.

И только Всевышнему ведомо все (вал-лаху а‘лям).

Что нужно делать, чтобы противостоять влиянию радикальных групп и просто мошенников, прикрывающихся Исламом? В последнее время у нас участились случаи вербовки безграмотной в религиозном плане молодежи в Сирию, для участия в боевых действиях за деньги.

Просвещать, заблаговременно просвещать.

«Исламский терроризм» – это большая геополитическая игра, это бизнес, где каждый потраченный доллар приносит огромный доход, который не сравнить даже с доходом от наркоторговли. Верхушка зарабатывает умопомрачительные политические и финансовые дивиденды. Но для того чтобы этот бизнес процветал, необходимы приверженцы «чистого» Ислама или Христианства, готовые безвозмездно работать после очередной полученной ими порции убедительных идеологических сентенций[4] . В пополнение рядов людей, готовых стать пушечным мясом, огромный вклад внесли некоторые мировые СМИ, преподнося терроризм как высшую степень проявления религиозности, в том числе сотни раз за последние 20 лет повторяя, что смертник попадет в Рай. Это не назовешь невежеством, это даже не преступление, а много большее, за что никто еще не понес ответа, хотя масштабы разрушительного действия такой пропаганды уже на уровне мышления современного общества, поглощающего информационный «фаст-фуд» в нездорово большом количестве, огромны. Будем надеяться, что ненасытные хищные пожиратели спокойствия и взаимопонимания потеряют, наконец, бесплатную рабочую силу после того, как здоровому религиозному просвещению будет дан зеленый свет.

К сожалению, у нас в стране остается проблема кражи невест в сельской местности. Причем чаще всего такие браки сопровождаются насилием в отношении девушек, брак сопровождается обрядом никах без официальной регистрации. Что важно для счастливого брака у мусульман?

Обоюдное согласие жениха и невесты – одно из главных канонических требований. Принудительно выдавать девушку замуж канонически запрещено.

Что важно для счастливого брака?

Жениху (мужу) советую прочитать мою книгу «Женщины и Ислам», дабы лучше понимать женскую психологию. Невесте (жене) — прочитать мою книгу «Мужчины и Ислам», дабы лучше понимать мужскую психологию. И обоим следует прочитать мою книгу «Семья и Ислам», дабы выстроить хороший базис внутрисемейной информационной среды, иметь общие темы для разговора, сообща и понимая друг друга находить выход из сложных семейных ситуаций и, конечно же, учиться на чужих ошибках.

Беседовала Бермет Маликова

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Подробно об этом см., например: ‘Абдул-Латыф М. Аль-ихтиляфат аль-фикхия лядей аль-иттиджяхат аль-исламия аль-му‘асыра [Богословские разногласия между современными исламскими течениями]. Аль-Мансура: аль-Вафа’, 2008. С. 350, 361, 362.

[2] У женщин, согласно Священному Корану и Сунне, одежда должна прикрывать все части тела, кроме лица и кистей рук. У мужчин, как минимум, — от пупка до колен включительно.

[3] «Верующие, сторонитесь подозрений (негативных размышлений) [не думайте плохо о хорошем]. Воистину, некоторые [ваши] размышления [когда вы думаете о других плохо, не имея на то явных доказательств, подозревая, додумывая] греховны! Не шпионьте [не выслеживайте, не выискивайте недостатки других, не ищите того, что люди стараются скрыть]. Не злословьте в адрес друг друга [не говорите о другом человеке в его отсутствие то, что не понравилось бы ему, будь он рядом]. Желал ли бы кто-нибудь из вас поедать мясо мертвого брата своего [куски мяса от тела другого мертвого человека]?! Вам ведь противно это?! [Столь же противным должно быть и злословие в адрес другого!] Бойтесь Аллаха (побойтесь Бога)! Воистину, Он Всепрощающ и Милостив» (Св. Коран, 49:12).

[4] Сентенция — изречение нравоучительного характера, нравоучение.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1