Это фрагмент полного жизнеописания пророка Мухаммада. Следующий фрагмент здесь.
Многобожие приукрасило ложь красками истины, чтобы людям было легче принять то, что оно несет в себе из горечи. Язычество провозглашает веру в Бога, Который сотворил небеса и землю. Вместе с тем, оно возводит на Его уровень другие божества, считая, что они приблизят к Богу. Тогда как сотворение небес и земли было без участия человека и, по сути, недосягаемо его взору, то многобожники нашли утешение в близких к ним божествам, которых они посещают утром и вечером. Их связь с этими божествами стала сильнее, чем с подлинным Богом. Бог, к Которому они пытаются приблизиться посредством других, упоминается лишь в моменты спора или оправдания.
«Если ты спросишь у них [язычников] о Том, Кто их сотворил, они непременно ответят: «Аллах (Бог, Господь)». Почему же они обманываются [понимают, что к чему, но не следуют верному пути; почему отходят от Единобожия]?!
И [Творец, конечно же, знает] слова его [то есть слова заключительного посланника]: «Господи, поистине, эти люди [никак] не уверуют. [Все испробовано, они не желают призадуматься и взглянуть на происходящее с иной стороны. Упрямо стоят на своем, не хотят отойти от языческих взглядов и убеждений. Что мне делать?]»
[Господь ответил ему:] «Прости их [если причинили тебе вред или боль; прости словом, делом] и скажи: «Мир [вам, я ничего плохого вам не желаю]». Они позже узнают [о том, что ты был прав. Помни, твоя миссия — увещевать, а не принуждать или заставлять]» (Св. Коран, 43:87–89).
Однако слепое следование этому глупому суждению перешло границы. Массы людей, подобные стаду, слепо следовали тому, что они унаследовали, утратив свободный, постигающий разум. Они жили, повторяя то, что не осознают и о чем не ведают. Что касается тех, которые умели размышлять, то их попытки что-то осмыслить разбивались о берега страстей и капризов. Возможно, они скрывали то, что знали, а порой даже враждовали с тем, что познали. Лишь малая часть людей осмеливалась выступить против традиций и объявить об истине. Еще меньшее число — жили ради истины и готовы были жертвовать на ее пути.
До пророчества были люди, которые смотрели на языческий период жизни арабов с насмешкой и неприятием. Были те, которые знали, что их народ следует выдуманным убеждениям. Однако они не имели силы противостоять. Были и ожидающие появления последнего посланника Господа. Одним из них был Зейд ибн ‘Амр[1], отец Са‘ида ибн Зейда[2], ставшего впоследствии одним из десяти человек, о которых еще в этой жизни было известно, что они будут обитателями Рая[3]. Зейд ибн ‘Амр был одним из последователей пророка Ибрахима (Авраама), не был из тех, кто поклонялся идолам, не был христианином или иудеем. Он ждал нового Божественного Откровения, однако умер незадолго до его ниспослания. Известно следующее высказывание Зейда ибн ‘Амра: «Я ожидаю того благодатного времени, которое вскоре должно наступить. Тень его над нашими головами. Однако не знаю, доживу ли я до этих дней»[4].
Сподвижник Пророка ‘Амир ибн Раби‘а [5] передает нам следующее: «Однажды Зейд ибн ‘Амр сказал мне: «Я ожидаю Пророка из рода Исма‘ила, сына Ибрахима (Авраама), и рода ‘Абдуль-мутталиба. Не знаю, доживу ли до начала его пророческой миссии, однако сразу объявляю, что я подтверждаю истинность его пророчества и верую во все, что будет сказано им. Если ты доживешь до этих времен, то поприветствуй его от моего имени. Хочу, чтобы ты не ошибся, и поэтому сообщаю тебе его некоторые характерные приметы: он будет среднего роста, волосы его нельзя назвать совсем прямыми, но и не слишком вьющимися. Имя его — Ахмад[6]. Родится он в Мекке. Через какое-то время после провозглашения им пророческой миссии мекканцы вынудят его покинуть город. Он переселится в Ясриб, где призыв его начнет быстро распространяться. Никоим образом не пропусти его по невнимательности своей. Я от дома к дому искал остатки веры Авраамовой. Все христианские и иудейские ученые, с которыми я встречался, говорили мне: «Тот, кого ты ищешь, появится через некоторое время». Они называли упомянутые мной приметы и говорили: «Это будет последний Пророк. После него не будет пророков и посланников». ‘Амр ибн Раби‘а продолжает: «Пришло время, и я стал мусульманином. Пророку Мухаммаду я пересказал слова Зейда и передал его приветствие. Посланник Господа ответил на приветствие и сказал: «Я видел Зейда пребывающим в Раю»[7].
Аль-Бухари приводит, что Ибн ‘Умар передал от посланника Аллаха, что он встретил Зейда ибн ‘Амра ибн Нуфейля у подножия горы Бальдах. Это было до начала пророчества. Посланник Аллаха ﷺ принес ему сверток с мясом, но тот отказался есть и произнес: «Воистину, я не ем из того, что вы приносите в жертву над своими идолами, кроме как то, над чем упомянуто имя Аллаха». В этих словах общее порицание того, каким образом приносили в жертву животных. Семья же пророка никогда ни прикасалась к такому мясу. Зейд порицал жертвенных животных курайшитов, говоря, что Аллах сотворил баранов, низвел с небес воду для них и вывел из земли траву на пастбищах. «Вы же приносите барашка в жертву без имени Аллаха», — порицал их Зейд[8].
Приводится, что Зейд направился в Шам в поисках религии, которой бы он последовал. Он встретил ученого иудея и спросил его о религии, сказав: «Возможно, я последую иудаизму». Ученый муж ответил: «Если ты будешь в нашей религии, то получишь свой удел гнева Аллаха». Зейд сказал: «Я убегаю от гнева Аллаха, так как не в состоянии его вынести. Не укажешь ли ты мне на что-то иное?» Иудей ответил: «Я не знаю ничего, кроме как быть ханифом». Зейд спросил: «Что это?» Он ответил: «Это религия Ибрахима, он не был ни иудеем, ни христианином и поклонялся Единому Богу».
Зейд последовал дальше и встретил христианина, к которому обратился с тем же вопросом. Тот ответил: «Если ты будешь в нашей религии, то получишь свой удел из проклятий Аллаха». Зейд сказал:
«Я убегаю от проклятий Аллаха, мне их не вынести. Укажи мне на что-либо иное». Он ответил: «Я не знаю ничего иного, кроме того, чтобы быть тебе ханифом». Зейд спросил: «Что это?» Тот ответил: «Это религия Ибрахима, он поклонялся лишь Единому Богу». Услышав об Ибрахиме, Зейд вознес руки к небесам со словами: «О Аллах, будь свидетелем того, что я в религии Ибрахима»[9].
Этот хадис раскрывает уровень смятения, которое правило миром и затуманивало религии. Иудеи ощущали, что они преследуемы и изгнаны из своих земель, а кто войдет в их религию, понесет то же бремя гнева, что предписано им.
Христиане пребывали в раздоре касательно Мессии, положения его и его матери, а также касательно Бога. Этот спор разделил их на группы, одна часть которых проклинает другую. Христиане Шама, с которыми общался Зейд, были последователями Якуба. Они разногласили с официальной позицией церкви римлян. Неудивительно, что христианин предупредил Зейда, что его коснется испытание, если он войдет в их религию. Возможно, проклятия есть последствия той ошибки, которую совершил Адам, а затем его заслужили и люди — как утверждают христиане. Тем самым они оправдывают распятие Мессии. Зейду следовало же оставить и тех, и других, вернуться в религию Ибрахима к самым основам.
Аль-Бухари передает от Асма’ бинт Абу Бакр [10]: «Я видела Зейда ибн ‘Амра ибн Нуфейля, прислонившегося спиной к Каабе. Он говорил: «О курайшиты, нет среди вас никого, кто следовал бы религии Ибрахима, кроме меня». Он хотел сохранить жизни новорожденным девочкам, которых предавали земле, и говорил отцу: «Если ты хочешь убить свою дочь, то я беру на себя ее содержание». Когда она взрослела, снова говорил отцу: «Если хочешь, я верну ее обратно или продолжу ее содержать»[11].
Зейд был одним из немногих мыслящих, которые испытывали гнев по отношению ко всему порицаемому, что несла в себе джахилия. Нужно отдать должное тому, что он искал истину. Невозможно принизить положение его и подобных ему среди народа. Однако предопределение ожидало человека, который видит истину, обладает такими силой и мощью, которые помогут ему распространить истину до горизонтов всех миров. На пути противостояния ему предстоит жертвовать жизнью и всем ценным по той причине, что противоборствующая сторона будет держаться за свое заблуждение и мрак. Предопределение готовило для этой миссии великую личность, ведь великие миссии в состоянии нести только избранные люди.
Опубликовано на основе исключительного авторского права автора книги «Пророк Мухаммад. Жизнеописание лучшего из людей» Ильдара Аляутдинова для umma.ru. Купить книгу вы можете здесь.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Зейд ибн ‘Амр ибн Науфейль — житель Мекки доисламского периода. Придерживался Единобожия. Умер в 18 г. до хиджры (605 г. по григор.).
[2] Са‘ид ибн Зейд аль-Курайши (30 г. д. х.–53 г. п. х.) (593–673 гг. по григор.) — один из известных сподвижников пророка Мухаммада. В числе первых принял Ислам. Входит в число десяти человек, которых пророк Мухаммад при жизни обрадовал вестью о Рае. Его отец Зейд придерживался Единобожия уже в период джахилии. Его супруга Фатима бинт аль-Хаттаб являлась родной сестрой ‘Умара ибн аль-Хаттаба. Именно она явилась причиной принятия Ислама ‘Умаром.
[3] См.: Джанан И. Хадис ансиклопедисы. Кутуб ситтэ [Энциклопедия хадисов. Шесть сводов хадисов]. В 18 т. Стамбул: Ак чаг. Т. 12. С. 247, хадис № 4369.
[4] См.: Ибн Хишам. Ас-сира ан-набавия (таб‘атун мухаккака). Т. 1. С. 180–187.
[5] ‘Амир ибн Раби‘а аль-‘Анзи — сподвижник пророка Мухаммада, который в числе первых принял Ислам. После двух переселений в Эфиопию совершил переселение в Медину. Вместе с Пророком принял участие во всех битвах мусульман с многобожниками. Скончался через несколько дней после смерти ‘Усмана ибн ‘Аффана.
[6] Ахмад — одно из имен пророка Мухаммада. В арабском языке имена Ахмад, Мухаммад, Махмуд, Хамид являются родственными, имея единый трехбуквенный корень «хамидэ».
[7] См.: Ибн Са‘д М. Ат-табакат аль-кубра [Великие степени]. В 8 т. Бейрут: ас-Содир, 1968. Т. 3. С. 379.
[8] См.: Муснад Ахмад. Т. 10. С. 268, хадис № 6110.
[9] См.: Мухтасар сахих аль-имам аль-Бухари [Выборочные достоверные хадисы Имама аль-Бухари]. В 4 т. Рияд: аль-Ма‘ариф ли ан-нашр ва ат-тавзи‘, 2002. Т. 2. С. 530, хадис № 561.
[10] Асма’ бинт Абу Бакр аль-Курайшийя (28 г. д. х.–72 г. п. х.) (595–692 гг. по григор.) — сподвижница пророка Мухаммада, дочь первого праведного халифа Абу Бакра ас-Сыддика.
[11] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-Бухари. Т. 5. С. 41, хадис № 3828.