Это фрагмент полного жизнеописания пророка Мухаммада. Следующий фрагмент здесь.
Битва при Ухуде преподнесла множество ценных уроков. Касательно тех событий были ниспосланы аяты, которые оставили глубокий след в душе Пророка ﷺ и о которых он вспоминал до самой смерти. Эта битва стала тяжелейшим экзаменом, раскрывшим внутреннюю суть и сорвавшим покрывало с того, что было сокрыто. Лицемерие отделилось от веры. Определились и уровни имана. Стали известны люди, которые своими ступнями оттолкнули мирскую жизнь, не желая менять свою вечность на тленное и преходящее из мирских услад. Стали явными и те, которые незначительно склонились к мирскому. В результате их ничтожных желаний, будто от маленьких искр, разгорелись устрашающие огни.
Первое, что произошло еще до начало битвы, — отступление ‘Абдуллаха ибн Убейи. Пренебрежение будущим Ислама в самую трудную минуту стало одним из самых низменных проявлений лицемерия.
Великие миссии в момент триумфа обольщают многих желанием примкнуть под их знамена. В результате смешиваются искренние с корыстными, подлинные с фальшивыми, что наносит самый большой вред их продуктивности.
Мудрость и благо состояли в том, что Аллах пожелал подвергнуть миссию столь суровым испытаниям, чтобы отделить ее от примеси в битве при Ухуде.
«Аллах (Бог, Господь) ставил верующих [да и ставит] в сложные [а порой и крайне невыносимые на первый взгляд] ситуации для того, чтобы отделить (отсортировать) плохое от хорошего…» (Св. Коран, 3:179)
Страх и трусливое отступление раскрыли суть лицемеров, опозорившихся перед собой и людьми, прежде чем их низменное качество раскрыли небеса.
Последующие события битвы показали самим людям уровень их веры и убежденности. Священный Коран, указав, что Аллах низвел на некоторую часть воинов после изнурительного боя сон: «после чувства печали (скорби) Он низвел на вас спокойствие, часть из вас охватила дремота (сон)…», раскрывает состояние другой части войска:
«…Другая же часть людей были озабочены самими собой [их сердца наполнились страхом и смятением; они не могли успокоиться], начали думать об Аллахе (о Боге, Господе) нехорошее [говоря в сердцах:
«Если бы Мухаммад был на самом деле Божьим посланником, тогда безбожники не одолели бы нас!»]. Сказали они [обращаясь к Пророку]: «И что теперь? Где результат?»
Ответь им: «Абсолютно все в ведении Аллаха (Бога, Господа) [результат не во власти человека; от индивидуума или группы людей, поставивших перед собою цель, требуется точный расчет, подготовка и необходимое количество усилий]».
Они скрывают в своих сердцах то, что не показывают тебе [Мухаммад]. Говорят они [в душах; тихо обсуждают между собою]: «Если б что-то для нас было [помощь от Бога, ведь Пророк с нами], то мы не были бы убиты здесь [не потерпели бы поражение]!»
Ответь им: «Даже если бы вы остались дома, все равно те, кто должен был умереть, пришли бы к месту своей смерти [смерть настигла бы их]. [Все это, поражение в битве при Ухуде] для того, чтобы провести вас через испытание (испытать то, что в ваших душах, проверить вашу искренность) и чтобы очистить ваши сердца. Всевышний знает все то, что в ваших сердцах». [А раскрывает Он это для вас же самих, чтобы вы больше понимали себя, разбирались в лабиринтах чувств и ощущениях своей души: что поверхностно, а что глубоко в сердце, что обманчиво, ложно, а что правдиво… Переживая неожиданные для нас ситуации и необычные обстоятельства, мы открываем для себя как новые грани души, так и окружающий нас многоликий мир, где каждый из людей пребывает недолго, многое так и не успев сделать, прочувствовать, понять]» (Св. Коран, 3:154).
Опубликовано на основе исключительного авторского права автора книги «Пророк Мухаммад. Жизнеописание лучшего из людей» Ильдара Аляутдинова для umma.ru. Купить книгу вы можете здесь.