Логотип umma.ru и переход на главную страницуСеминары Шамиля Аляутдинова
Login icon

Войти

Семинары Шамиля Аляутдинова

Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Меню

Аудио статья

Неразумная трата денег и материальных благ

00:00

00:00

Аудио версия настоящей статьи:

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Поистине, Аллах (Бог, Господь) порицает  [ваше] расточительное [1] отношение к материальным благам [порицает такой стиль жизни и такую форму реализации материальных возможностей, щедро предоставляемых вам Богом на время]» [2].

В другом достоверном хадисе сказано, что сам пророк Мухаммад запрещал расточительное отношение к материальным благам [3].

Расточительство — это чрезмерная трата; является одним из грехов. Расточительство может быть как материальным (бездумная трата денег и имущества), так и духовным (умышленное совершение грехов, трата времени впустую и др.).

«Поистине [и вне всяких сомнений], расточительные [растрачивающие свои доходы и Божьи дары на бесполезное, вредное и греховное] являются братьями [соратниками] Сатаны (дьяволов). Он же (Сатана) оказался абсолютно неблагодарным своему Господу» (Св. Коран, 17:27).

Что подразумевается под расточительством в наши дни? В современной жизни много никчемного, а порой и греховного: игорные дома, пьяные застолья, ночные клубы, пляжные романы, бессмысленные и аморальные развлекательные передачи и т. п. В ней также немало ослепляющей и порой обманывающей человека красоты, а это — великолепные, но малополезные предметы форса: раритетные или гоночные автомобили, яхты, частные самолеты с эксклюзивным дизайном; полные роскоши и неразумного изобилия элитные квартиры и особняки; дорогостоящая одежда и т. п. Посмотрев на все это, проницательный человек легко может понять и уяснить никчемность подобного уровня роскоши, не говоря уже о том, что это зачастую сопряжено с посягательством на имущество и права других, с казнокрадством и обманом. Обращаясь ко всему человечеству в заключительном Священном Писании Творец сказал:

«Не расточительствуйте [не тратьте на то, что бесполезно, а тем более — вредно; будьте умеренны даже в благотворительности, не обрекая семью на нужду]. Воистину, Он [Господь миров] не любит расточительных [небрежно и неразумно использующих предоставленные на время и с определенным Божьим замыслом мирские блага]» (см. Св. Коран, 6:141).

Нерациональное использование воды, электричества также относится к расточительству. Следует принять это к сведению, без фанатизма, но со вниманием к природным ресурсам и будущему наших детей и внуков.

«Поистине, Аллах (Бог, Господь) не наставляет на верный путь расточительного» (см. Св. Коран, 40:28).

К сожалению, большинство людей не умеет правильно использовать материальные блага, а потому они бедны, материально неимущи. Обычный современный сценарий трат и денежных расходов: в детстве — сладости, жвачки, газировка; в юности — электронные устройства и понты перед сверстниками; в зрелости — машина, отдых, украшения… в кредит; покупка дорогой одежды, походы по ресторанам. Неверно используя имеющееся, мы лишаем себя большего и лучшего. Если человек не умеет мудро потратить (инвестировать в себя, например) 100 долларов, то обычно ему не предоставляется 1000. Таковы правила мироздания, из которых бывают исключения, но в итоге все равно за расточительство и несдержанность при тратах человек расплачивается болезненным недостатком денежных средств, банкротством и бедностью. У каждого есть возможность жить в изобилии, но мало кто пользуется этим проявлением Божественной милости. Причина проста — отсутствие сдержанности и разумности в материальных тратах, отсутствие целей и строгой ежедневной самодисциплины в работе над профессиональными навыками и труде. Начинается все с мелочей, важность которых мы (1) осознаем и после (2)  не ленимся ввести их в привычку и применять неукоснительно изо дня в день на протяжении лет.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий: [1] Глагол, от которого происходит слово, употребленное в хадисе, переводится как «терять, губить, уничтожать». [2] См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 441, хадис № 1477 (часть хадиса). Т. 2. С. 718, хадис № 2408 (часть хадиса). Т. 4. С. 1893, хадис № 5975 (часть хадиса); аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 6. С. 86, хадис № 2408. Т. 13. С. 496–501, хадис № 5975 (часть хадиса) и пояснение к нему; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. В 2 т. Каир: ат-Тавзи‘ ван-нашр аль-исламийя, 2001. Т. 2. С. 257, хадис № 1740 (часть хадиса). [3] Подробнее см., например: ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир [Сокращенный тафсир Ибн Кясира]. В 3 т. Бейрут: аль-Калям, [б. г.]. Т. 1. С. 105; аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 2031, хадис № 6473 (часть хадиса); аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 14. С. 370, хадис № 6473 (часть хадиса).

Деньги

Траты

Расточительство

Смотрите также

Аят дня

Хадис дня

2:25

Обрадуй [о Мухаммад] верующих, совершающих благие дела! Им [в вечной обители уготованы] райские сады, под которыми текут реки [возле деревьев, кустарников и прекрасных дворцов, спокойно и безмятежно]. Каждый раз, как подадут им плоды из райских садов, они будут удивляться: «Это то же самое, что было предоставлено нам ранее. [Нечто подобное мы уже ели]». А дадут им лишь похожее [по отдельным характеристикам, но по сути своей, на вкус — абсолютно иное]. У них там [у каждого из обитателей Рая] вторая половина [для мужчины — супруга, для женщины — супруг], причем абсолютно чистые [чистые душой и телом, идеальные, без тех изъянов, которые, возможно, были присущи им в мирской обители; приятные во всех аспектах и нюансах, добродушные, окруженные неописуемым ореолом ароматов притягательности и совершенства]. Они там пребудут вечно [смерть там не властна, вошедший туда никогда не будет изгнан] (Св. Коран, 2:25).

Читать полностью

Читать подробнее аят дня или хадис дня
Семинар в Алматы

Новые материалы

Мы в социальных сетях

Переход на страницу umma.ru в TwitterПереход на страницу umma.ru в VKПереход на канал umma.ru в YouTubeПереход на страницу umma.ru в okПереход на страницу umma.ru в VimeoПереход на канал umma.ru в TelegramПереход на страницу umma.ru в SoundcloudПереход на страницу umma.ru в DzenПереход на страницу umma.ru в YMusic