Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Первый муэдзин (Сира 92)

Это фрагмент полного жизнеописания пророка Мухаммада. Следующий фрагмент здесь.

Упомянув имя первого муэдзина, который провозглашал величественные слова призыва к молитве, хотелось бы привести некоторые эпизоды из его жизни, служащие очередным доказательством пророчества Мухаммада ﷺ.

По признанию многих мыслителей, пророк Мухаммад ﷺ — величайший из великих людей планеты. На основе тех откровений, законов и предписаний, что оставил он после себя, сформировались десятки государств, множество цивилизаций пережило блестящую эпоху расцвета. Благодаря наследию Пророка во многих жизненных сферах произошли позитивные изменения.

Его миссия положила конец многим негативным сторонам социального быта того периода, например, явно пошатнулись дотоле прочные основы расизма и связанных с ним гонений. Арабское общество времен Пророка ﷺ состояло из нескольких социальных слоев, значительно различавшихся по своему положению.

Люди являлись хозяевами или рабами, правителями или подданными. Первые широко пользовались всеми правами, тогда как у рабов и подданных были лишь обязанности. Люди жили, подвергаясь всевозможным притеснениям, не имея возможности пожаловаться, выразить недовольство царящей несправедливостью.

Похожее положение дел еще до недавнего времени было характерно для государств, претендующих на высокую степень культуры и цивилизованности. К примеру, в США только в 1964 году законодательно была отменена расовая сегрегация, хотя фактически еще некоторое время она сохранялась. А что же такое расовая сегрегация? Это одна из форм расовой дискриминации, политика принудительного отделения какой-либо группы населения по расовому или этническому признаку. Это дискриминационное разделение общества действовало на законодательной основе в американских школах, библиотеках, театрах, общественном транспорте и т. д.

К сожалению, и по сей день в некоторых так называемых цивилизованных обществах нередко можно встретить подобное, когда одни видят себя господами других, принижая их достоинства определенными действиями или словами, какими-либо фразами или репликами. И это уже в наши дни, в XXI столетии!

Пророк же Мухаммад ﷺ передавал следующие слова Всевышнего, призывая:

«О люди, Мы [говорит Всевышний Аллах, указывая на Свое величие] сотворили вас от мужчины и женщины и сделали вас племенами и народами, чтобы вы познавали друг друга. [Но знайте] самый почтенный пред Богом из вас — наиболее набожный. Воистину, Аллах осведомлен обо всем и каждом, о скрытом и явном» (Св. Коран, 49:13).

И эти истины не остались пустыми словами, они запечатлены конкретными фактами на страницах истории. К примеру, вспомните человека, историю о котором, думаю, знает каждый мусульманин, — первого муадзина, Биляла ибн Рабаха.

Изначально этот темнокожий эфиоп был рабом у представителей рода Джумах. Возможно, в его жизни не произошли бы перемены, если б в разговорах своего хозяина он не услышал о пророке Мухаммаде ﷺ. В то время активно распространялись разного рода слухи о посланнике, но Билял смог услышать в этих разговорах главное: Мухаммад ﷺ призывает людей к Единобожию.

По милости Всевышнего в нем зародились искренняя вера и убежденность в том, что именно Мухаммад ﷺ является последним посланником Аллаха. Каждый новый день он встречал с желанием увидеться с ним и признать его пророчество. И вот он осмелился направиться к Посланнику и принять Ислам, несмотря на то что этим поступком он подвергал свою жизнь смертельной опасности.

Решение Биляла принять религию Мухаммада ﷺ стало для Умайи ибн Халяфа большим позором, он был унижен и оскорблен. Он подверг Биляла многочисленным пыткам, требуя, чтобы тот отрекся от Единобожия. Однако вера и убежденность Биляла были непоколебимы.

Эти пытки стали мучением и для самого Умайи ибн Халяфа, так как Билял не собирался отказываться от своего решения. В итоге, чтобы хоть как-то смыть с себя позор, Умайя ибн Халяф был вынужден продать своего раба. Биляла выкупил Абу Бакр, который в последующем даровал ему свободу.

Спустя годы, когда посланник Аллаха и его сподвижники переселятся в Медину, будет построена мечеть и утвержден призыв к молитве, кто же удостоится столь величественной чести — ежедневно призывать к пятикратной молитве? Думаю, каждый сподвижник желал явиться тем глашатаем, что призывает к благоденствию в мирской и вечной жизни. Но выбор Посланника ﷺ пал на Биляла. На того, чья кожа была темной, как черный уголь. На того, кто в прошлом был простым рабом, не имеющим никаких прав. И ведь он даже был не арабом, а чужеземецем из далекой Эфиопии. Упоминается также, что им искажалось произнесение одной буквы.

Сделав такой выбор, Посланник тем самым в очередной раз хотел показать, что нужно искоренить слепые предрассудки, ввергающие одних в унижение другими из-за принадлежности к определенному роду, социальному положению, из-за другого цвета кожи или черт лица.

Пройдут еще годы, и пророк Мухаммад ﷺ вернется с огромным числом своих последователей обратно в Мекку. Кааба и ее окрестности будут очищены от идолов и истуканов. Пророк повелит Билялу подняться на Каабу и воззвать к молитве. Десятки тысяч людей обратят свой взор к нему и с трепетом начнут повторять за ним слова азана. Однако лицемеры, склонившиеся перед силой, но не уверовавшие сердцем скажут: «Это великое горе, что наступило время, когда раб из рода Джумах кричит, призывая к молитве, с этого священного строения». Кто-то скажет: «Ах, лучше б я умер, чтобы не видеть Биляла на Каабе»[1].

Но своим решением Пророк фактически закреплял произнесенные им слова: «Поистине, Аллах искоренил в вас надменность джахилии и возвеличивание предками. Все люди от Адама. Адам же из земли»[2].

Билял продолжал пять раз в день призывать к молитве. В день, когда душа Пророка устремилась в иной мир, и его благословенное тело еще не было предано земле, наступило время молитвы. Билял вновь встал, чтобы исполнить свой священный долг, но при словах «ашхаду анна мухаммадан расулюл-лах», комок подкатил у него к горлу, его душили слезы. Все мусульмане разразились плачем и рыданием.

В течение трех последующих дней Билял пытался произнести азан, но каждый раз на словах «ашхаду анна мухаммадан расулюл-лах» плакал и рыдал, что вызывало слезы и у других. Тогда он попросил освободить его от этой обязанности[3].

Можно долго рассказывать об этом сподвижнике, которого даже ‘Умар ибн аль-Хаттаб, второй праведный халиф, называл «наш господин». Немногие в истории человечества удостоились чести обрести такую славу и почет среди миллионов, миллиардов людей, как этот эфиопский раб Билял ибн Рабах.

Пусть же задумаются те, кто заявляет о своей «цивилизованности», но отрицает величие пророка Мухаммада, над этим — одним из многих — историческим фактом, который послужил изменению хода истории человечества.

Опубликовано на основе исключительного авторского права автора книги «Пророк Мухаммад. Жизнеописание лучшего из людей» Ильдара Аляутдинова для umma.ru. Купить книгу вы можете здесь.

Подписывайтесь на umma.ru в Дзене

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См.: Ра’фат аль-Баша А. Сувар мин хаят ас-сахаба. С. 320.

[2] См.: Халид М. Риджалюн хавля ар-расуль. С. 104.

[3] См.: Ра’фат аль-Баша А. Сувар мин хаят ас-сахаба. С. 321.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1