Это фрагмент полного жизнеописания пророка Мухаммада. Следующий фрагмент здесь.
Однажды курайшиты, которых стали беспокоить успешная проповедь Мухаммада ﷺ и рост его авторитета, решили отправить к нему своего представителя для беседы и поиска компромисса. Для этой важной миссии был выбран наиболее красноречивый и образованный человек по имени ‘Утба ибн Раби‘а[1]. Придя к Пророку, он сказал: «О племянник мой! Ты один из нас и происходишь из уважаемого рода. Воистину, ты пришел с тем, что разделило нас. Ты порицаешь богов наших и веру нашу. Послушай меня! Если ты призываешь людей для того, чтобы стать богатым, то оставь свою проповедь, и мы сделаем тебя самым богатым среди нас! Если хочешь власти, то мы сделаем тебя правителем над нами! Если то, что постигло тебя, является наущением нечистой силы, то мы вылечим тебя, потратив на лечение свое имущество». Пророк, внимательно все выслушав, уточнил: «Ты закончил?» Тот ответил: «Да». Пророк продолжил: «Теперь слушай меня». Он сел, подобрав под себя ноги, и начал читать 41-ю суру Священного Корана:
«Ха мим[2]. [Это —] низведение [Книги, Священного Корана] от Всемилостивого [милость Которого безгранична и вечна]. [Это —] Книга, знамения которой раскрыты (разъяснены, растолкованы) [повествует об отдельных исторических событиях, полна назидательных образных примеров и канонических подробностей, детально изложена]. [Раскрыты в виде] Книги арабской [на арабском языке]. Для людей знающих. [Является Книгой] радующей и предупреждающей. Но большая часть их отвернулась, и они не слышат (не слушают) [не желают прислушаться].
Они [некоторые из людей, в недоумении] сказали: «Наши сердца закрыты от того, к чему ты [Мухаммад] нас призываешь (они накрыты многослойной пеленой) [мы не понимаем Корана сердцем, не чувствуем сердечного отклика от твоих наставлений]. В наших ушах глухота [мы лишены сердечного, душевного слуха[3], и нас это устраивает]. Между нами и тобою преграда [непреодолимое препятствие, мешающее слышать и понимать друг друга]. Ты делай [будь деятельным, иди своим путем], и мы, поистине, деятельны [в своем, в границах своего миропонимания; идем своей дорогой]».
Скажи: «Я всего лишь человек, подобный вам. [Единственное важное отличие в том, что] внушено мне Божественным Откровением, что Бог у вас Один. Следуйте верному направлению, чему Он вас наставляет [уверуйте], и просите у Него прощения [кайтесь пред Ним, дабы не волочить за собою тяжелые тюки грехов]. Горе [и адское наказание] язычникам (многобожникам). [Горе тем] кто не выплачивает закят (обязательную ежегодную милостыню) и отрицает жизнь вечную. Поистине, кто уверовал [в единственность Творца, в истинность миссии заключительного Его посланника, согласился с остальными постулатами веры], а также совершал благодеяния — им [уготовано] бессчетное воздаяние».
Спроси: «Неужели вы не желаете уверовать в Того, Кто сотворил землю за два дня?! Вы [еще] приписываете Ему равных [тех, кто мог бы сравниться с Ним, взять на себя часть Его полномочий]?! А ведь Он — Господь миров [сотворил не только ваш мир, люди, но и иные миры, причем без чьей-либо помощи, без чьего-либо участия]. Он установил на ней (земле) горы, заложил в ней Божественную благодать [гармонию, возможность роста, развития и процветания] и определил (подготовил) для всех [живых существ, которые будут жить от начала сотворения земли и до Конца Света] пропитание, и все это — за полных четыре дня, [ответом] для всякого спрашивающего [о сотворении мира] (просящего) [об уделе, трудом и с усердием стремясь к тому, чтобы была проявлена Божественная благодать и милость]»…
А если отвернутся [проигнорируют], то скажи: «Я предупредил вас о молнии [о страшном смертоносном наказании], подобной молнии [наказанию, уничтожившему племена] ‘адитов[4] и самудян[5]»(Св. Коран, 41:1–10, 13).
Пророк Мухаммад ﷺ дочитал до 38-го аята, совершил земной поклон и сказал: «Ты слышал это. Теперь ты один на один с этим!»
Разволновавшись, ‘Утба встал и ушел.
Предводители мекканцев ждали результата переговоров. Абу Джахль увидел возвращающегося ‘Утбу, ему не понравился его вид. «Он возвращается не таким, каким ушел», — сказал Абу Джахль тем, кто был рядом.
‘Утба вернулся к друзьям. Услышанные им аяты, словно молния, сразили его. «Что случилось с тобой?» — спросили его. «Сказанное Мухаммадом потрясло меня, так как прочитанное им не было стихом, колдовским заклинанием и не походило на слова ясновидца. Я не знаю, что мне сказать... Мухаммад ﷺ — человек правдивого слова. Когда я вслушался в то, что он стал читать, я испугался, что нас постигнет то же, что и племена ‘адитов и самудян...»[6]
Подобные признания были сделаны не только одним-двумя людьми. В обществе царило схожее мнение. Однако страх, скупость, алчность и упрямство мешали людям уверовать в истину от Бога.
Впереди были долгие годы проповеди Слова Божьего. И только Сам Господь оберегал Своего посланника от бед и опасностей на этом тернистом пути.
Пророк ﷺ выбрал эти аяты из благословенного Откровения, чтобы собеседник познал суть его миссии. Воистину, Мухаммад ﷺ несет Книгу от Творца Его творениям, чтобы вывести из заблуждения и спасти от помешательства. И он, прежде всего, обязан подтвердить Писание и следовать его положениям. Если Аллах велит Своим творениям следовать прямым путем и просить у Него прощения, то уста Мухаммада ﷺ больше других были наполнены обращением о прощении и сам он больше других придерживался прямоты. Он не просил ни власти, ни имущества, ни статуса. Аллах предоставил ему все, но он отказывался брать, а что ему приходило, раздавал моментально. Когда он покинул мир, то не оставил своему потомству даже дирхема[7].
Поистине, ‘Утба от имени курайшитов просит Мухаммада ﷺ оставить призыв к Аллаху и установление справедливости среди людей. Какова же будет жизнь, если камень вознесется до небес и попросит у солнца или созвездия прекратить движение и излучение света, тем самым лишив бытие тепла?! ‘Утба прислушался к аятам Корана, в нем пробудились дремавшие до того момента размышления. Коранические угрозы растревожили в нем обеспокоенность относительно своей беспечности: «А если отвернутся [проигнорируют], то скажи: «Я предупредил вас о молнии [о страшном смертоносном наказании], подобной молнии [наказанию, уничтожившему племена] ’адитов и самудян» (Св. Коран, 41:13). ‘Утба потрясенный и словно уже настигнутый небесной карой вернулся к курайшитам, советуя им оставить Мухаммада ﷺ и его призыв.
Всевышний, разъясняя душевное состояние противников и утешая пророка Мухаммада ﷺ, говорит в Священном Коране:
«Мы знаем, что тебя [Мухаммад] опечаливают их слова. Однако же они не столько обвиняют тебя во лжи [не верят тому, что ты Божий посланник, а чудеса твои называют колдовством], сколько отрицают эти грешники знамения Аллаха (Бога, Господа). [Они не оскорбляют тебя, ведь ты, в том числе и для них, как был, так и остался надежным и правдивым, но принижают веру и ее постулаты]» (Св. Коран, 6:33).
Участь Божьих пророков во все времена была тяжелой... Всем им приходилось сталкиваться с непониманием, ненавистью, недоверием людей. Но рано или поздно их призыв к покорности Единому Богу, выполнению Его заповедей находил живой отклик в человеческих сердцах. Подобно Мусе (Моисею) и ‘Исе (Иисусу), Мухаммаду ﷺ также пришлось пройти через испытания.
Опубликовано на основе исключительного авторского права автора книги «Пророк Мухаммад. Жизнеописание лучшего из людей» Ильдара Аляутдинова для umma.ru. Купить книгу вы можете здесь.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Абу аль-Валид ‘Утба ибн Раби‘а аль-Курайши (57 г. д. х.–2 г. п. х.) (567–624 гг. по григор.) — мекканский многобожник, один из руководителей племени курайшитов, который отказался ответить на призыв Пророка. Был убит в битве при Бадре.
[2] Смысл этого и подобных аятов, стоящих в самом начале некоторых сур Корана, никому не известен, кроме Всевышнего. Были высказаны некоторые предположения об их значении, но эти суждения не имеют прочной научно-богословской основы.
[3] Они слышат слова, но сути не разумеют, поступающую новую для них информацию не принимают. Стереотипность мышления не дает им возможности воспринимать другие мнения, взгляды, а главная причина их духовного паралича в том, что они не хотят этого слышать, не желают размышлять, не стремятся взглянуть на мир другими глазами. Сколь бы мудра и прекрасна ни была цитата из Корана, что-то полезное для себя они не услышат, смысл не дойдет, донесется до них лишь только звук.
[4] Об этом народе в Коране упомянуто неоднократно. См., например: Св. Коран, 7:65–72.
[5] Там же, 7:72–79.
[6] См.: Ибн Хишам. Ас-сира ан-набавия (таб‘атун мухаккака). Т. 1. С. 234, 235.
[7] Дирхем — серебряная монета.