Мне 17 лет, и я еще не зарабатываю себе на жизнь. На улице или около храмов часто просят милостыню неимущие. Стоит ли давать им милостыню?
Попрошайничество в Исламе запрещено (харам). Способствовать распространению этой общественной болезни также запретно. Есть хадисы, в которых попрошайничество причисляется к развратным и греховным деяниям. Например, пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил:«Попрошайничество того, кто не нуждается в этом [то есть он просит не потому, что ему нечего есть, пить или надеть, а по причине того, что паразитизм — это его род деятельности, профессия], будет позором на лице его в Судный День»[1].
Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) также говорил:«Если человек откроет для себя дверь прошения (попрошайничества), тогда Аллах (Бог, Господь) непременно откроет для него дверь нищеты [такой человек по жизни будет бедным, нищим, если только в корне не изменит себя]»[2].
Однажды ‘Умар ибн аль-Хаттаб после четвертой молитвы (Магриб) услышал голос просящего и сказал одному из помощников:«Накорми его». Через некоторое время ‘Умар опять увидел этого человека, просящего подать ему. И спросил:«Я разве не велел накормить его?!» Ему ответили:«Мы накормили». Второй праведный халиф подошел к нему и посмотрел в торбу, что стояла у его ног. Она была полна хлеба. ‘Умар воскликнул:«Ты, оказывается, не нуждающийся, а торговец (то есть это твое ремесло)!» Правитель правоверных забрал торбу, хлеб передал на корм верблюдам[3] и плетью прогнал этого человека, сказав:«Больше не возвращайся!»[4]
Передается, как однажды пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) обратился к Ибн ‘Аббасу [бывшему в то время еще десятилетним ребенком], сидевшему позади него на мулице, со словами:«Оберегай Всевышнего [веру в Него, обязательность свою в выполнении Его предписаний и назиданий], и Он будет оберегать тебя [от всего дурного и скверного, невзгод и печали, как в мирском, так и в вечном].
Оберегай Его [всегда помни о Творце, восхваляя Его или благодаря], и ты почувствуешь Его рядом с собою [всегда будешь чувствовать в делах своих милость Божью и Его благословение].
Если просишь, то проси у Бога. Если тебе нужна помощь, то проси ее у Него. [Старайся по возможности не прибегать к помощи людей. В достижении желаемого прикладывай все свои силы и умения, уповая при этом на безграничную милость Господа миров].
Знай, что даже если все люди разом пожелают сделать тебе что-то хорошее, то они ничего не смогут сделать, кроме как с благословения на то Всевышнего (кроме того, что предписано Им). Также, если все люди соберутся для нанесения тебе вреда, они ничего не смогут сделать, кроме как с благословения Господа (кроме того, что предписано Им). И никто не сможет изменить того, что пожелал Всевышний»[5].
Есть также поучительные слова Господа миров, смысл их таков:«Клянусь Своим могуществом и величием! Прервана будет Моя связь с тем, кто надеется на кого-то другого помимо Меня. Я одену его в одежду униженности перед людьми. Удалю его от Себя. Я присоединю его к числу тех, кто в периоды бед и затруднений растерянно надеется на кого-то помимо Меня. А беды ведь — в Моей власти. Я всегда жив и ничем не ограничен. Человек мысленно стучится в двери других, забывая о том, что ключи от этих дверей у Меня. Те двери закрыты, Моя же дверь всегда открыта для тех, кто обращается ко Мне с мольбою [постучись — и ты увидишь ее открытой]»[6].
А вот интересный пример из жизни. В одной из стран некоторое время назад очень известная актриса развернула благотворительную кампанию, целью которой было помочь нуждающимся, то есть сделать так, чтобы попрошаек на улицах не осталось. С самого начала этой кампании ее предупредили о том, что попрошайничество — очень выгодное ремесло, от которого уличные попрошайки не откажутся, и предложили (как актрисе) переодеться, загримироваться и один день поработать попрошайкой. Она прислушалась. Заработав за день значительную сумму, она поняла суть дела и прекратила свою«благотворительную деятельность».
Итак, помогайте тем, о бедности или проблемах, осложнениях и тяготах которых вы хорошо знаете, и не десятью рублями, а тем, что на самом деле может быть действенной помощью. Начните с родных и знакомых, так как в любом благом деле нужно начинать именно с них.
Я не так давно приняла Ислам. Стараюсь все соблюдать и очень боюсь сделать что-то неправильно. Я знаю, что Всевышний велел всем людям помогать друг другу в беде и затруднительном положении. У меня есть знакомый мусульманин, который в силу сложившихся в его жизни обстоятельств оказался без работы и средств к существованию. Два года я стараюсь ему помогать, слава Богу, у меня есть такая возможность, но у меня на руках еще двое детей и пожилая мама. Иногда я чувствую, что разрываюсь, и у меня не хватает сил, а его запросы растут. Запросы его касаются не только крыши над головой, питания, медицины, одежды и даже помощи его близким. Сейчас он просит уже машину и больших денег для того, чтобы начать свой бизнес, хотя сам за эти два года не попытался что-нибудь предпринять, найти хоть какую-то работу и чем-то помочь и мне, а в первую очередь самому себе. Я устала и хочу прекратить с ним отношения, но не накажет ли меня Господь и не будет ли это расценено как жадность и равнодушие, нежелание делиться тем, что дает мне Всевышний?
Превращать кого-либо в иждивенца и социального паразита, живущего за счет других, — греховно! Раз или два помочь — это одно, а взваливать себе на шею здорового мужика — другое! Советую вам прекратить с ним какие-либо отношения и не давать повода к их восстановлению.
Напомню вам, что согласно тексту Корана мужчины обязаны помогать женщинам, а не наоборот:
«Мужья являются главами[7] семьи [они — миротворцы в семье, руководители]. [Являются главами семьи] благодаря тому, чем дополнительно наделил их Всевышний [мужчины обычно физически более сильны, выносливы; эмоционально сдержанны] и по причине тех материальных затрат, что они несут [обеспечивая семью]»[8] (см. Св. Коран, 4:34).
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 500, хадис № 8178,«хасан».
[2] Хадис от Абу Кебши; св. х. Ахмада и ат-Тирмизи. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 207, хадис № 3450,«хасан»; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб«ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 98, хадис № 8 (его первая часть); ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 670, хадис № 2330 (его первая часть),«хасан сахих».
[3] То есть тем верблюдам, которые были переданы в казну богатыми для помощи бедным и нищим.
[4] Подробнее см.: Аль-Газали М. Ихья ‘улюм ад-дин [Воскрешение наук о вере]. В 6 т. Бейрут: Кутайба, 1992. Т. 4. С. 308.
[5] См., например: Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 715, хадис № 2521,«хасан сахих».
[6] См.: Аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Т. 9. С. 164, 165.
[7] В тексте Священного Писания употреблено слово«каввам», которое переводится с арабского языка как«оберегающий, охраняющий, заботящийся»,«исправляющий, улучшающий». См.: Ибн Манзур. Лисан аль-‘араб. Т. 11. С. 355.
То есть муж для соответствия Божественному замыслу устройства семьи в первую очередь должен обладать упомянутыми качествами.
[8] Подробные пояснения к аяту см., например: Аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан. Т. 5. С. 112, 113; Ибн Кясир И. Тафсир аль-кур’ан аль-‘азым. Т. 1. С. 445, 446; ас-Сабуни М. Сафва ат-тафасир. Т. 1. С. 252–254; Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 3. С. 55–65.