Подробно о посте в Рамадан смотрите здесь.
Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Послание пророка Мухаммада Ираклию (Сира 143)

Это фрагмент полного жизнеописания пророка Мухаммада. Следующий фрагмент здесь.

С посланием к правителю римлян Пророк ﷺ отправил Дихью ибн Халифу[1]. Обратиться к ним с непонятным для них призывом было непростой задачей. Как иначе, если, по логике римлян, призыв этот пришел от безграмотного бедуина, который относится к народу, находящемуся под их властью. Оценивая положение дел, Пророк выбрал для осуществления этой миссии того, кто отнесется к ней с верой и ожиданием награды только от Аллаха, невзирая на возможные для него последствия и ответ от того, кого он призовет.

Ибн Хиббан[2] передает, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Кто отправится с моим письмом к правителю римлян, тому — Рай». Встал человек и спросил: «Если он даже не примет?» Пророк ответил: «Даже если не примет». Дихья взял послание и направился в земли римлян.

Это событие совпало с моментом, когда Ираклий[3] направлялся в Иерусалим после победы над персами выразить благодарность Всевышнему.

Правитель римлян взял послание и прочитал]:

«С именем Аллаха (Бога), Всемилостивого и Милующего. От Мухаммада, посланника Аллаха, к Ираклию, правителю Рима. Мир тому, кто последует прямому пути. Поистине, я призываю тебя к Исламу. Покорись, и ты обретешь мир, а Аллах дарует тебе двойную награду. Если ты отвернешься, на тебе грех землепашцев (людей под твоим правлением). «Скажи [Мухаммад]: «Люди Писания, давайте придем к единому мнению (единодушию, согласию) [в следующем]: не поклоняться, кроме как Аллаху (Богу), никого и ничего не возводить на Его Божественный уровень. Также пусть одни из нас не берут себе других в качестве покровителей [законодателей, запрещающих или разрешающих], помимо Аллаха (Бога). Если они не прислушаются (отвернутся), тогда [вы, следующие за пророком Мухаммадом] скажите: «[Пусть вы, иудеи и христиане, расходитесь с нами во мнениях, а мы с вами, но все же] будьте свидетелями того, что мы (мусульмане) покорны лишь [Одному] Богу» (Св. Коран, 3:64) [4].

Свита Ираклия взволновалась, увидев, что правитель внимательно отнесся к посланию, и пришла в негодование, когда он то ли всерьез, то ли в шутку предложил им последовать этой религии.

Ираклий — политик, вопрос религии волновал его с точки зрения того, поможет ли она ему усилить свое влияние. Он управлял государством в период, когда внутри церкви было много разногласий касательно природы ‘Исы (Иисуса). Конфликты привели к тому, что общество разделилось. Он пытался объединить разные точки зрения и привести враждующие стороны к одному видению, но безуспешно. Яковиты восстали против него в Египте и Шаме, поэтому религиозный вопрос был для него весьма актуален. Объединение сторон во благо государства — вот то, чем он был занят. Он прекрасно понимал абсурдность разногласий.

Возможно, в нем затеплилась мысль перейти от убеждения о троице к простоте Единобожия. Однако затея угасла, когда он осознал, что она приведет к еще большим разногласиям. Вопрос власти для него был важнее.

Преследуя политический интерес, он пригласил к себе Дихью и пытался показать, что он мусульманин. После чего он даровал ему золотые монеты и отправил обратно. Когда Дихья предстал перед Пророком, тот сказал: «Враг Аллаха солгал, он не является мусульманином». Пророк ﷺ велел раздать золото нуждающимся[5].

Послания вассалам Рима

Посланник Аллаха ﷺ также направил послания в арабские провинции, которые следовали за римлянами. Их ответ на призыв к Исламу был значительно жестче и суровее, чем самого правителя римлян. Правитель Дамаска прочитал послание Пророка к нему, в котором было написано: «С именем Аллаха (Бога), Всемилостивого и Милующего. От Мухаммада, посланника Аллаха, к аль-Харису ибн Абу Шамру[6]. Мир тому, кто последует прямым путем, кто уверует в Аллаха и подтвердит это. Воистину, призываю тебя уверовать в Единого Аллаха, у Которого нет сотоварищей. В этом случае твоя власть останется за тобой»[7]. Он бросил письмо на землю и воскликнул: «Кто же может меня лишить моей власти?!» После чего стал готовить войско к сражению с мусульманами.

Аль-Харис не был подлинным правителем, чтобы возноситься таким образом. Он был назначен правящими римлянами и должен был следовать их прихотям и приказам. Тот подарок, который к нему пришел и который он отверг, был единственной надеждой сделаться истинным правителем, если бы он принял Ислам и распространил его.

То же послание, что и правителю Дамаска, Пророк ﷺ отправил к правителю Бусры, который был на подвластной римлянам территории. Письмо нес аль-Харис ибн ‘Умейр аль-Азди. По дороге ему повстречался Шархабиль ибн ‘Амр аль-Гассани[8] и спросил: «Ты из посланцев Мухаммада?» Услышав утвердительный ответ, Шархабиль велел его казнить. Сообщения об этом дошли до Медины. Честь мусульман была задета. Они понимали, что отношения с римлянами не смогут развиваться по пути уважения и справедливости, а только через силу.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Дихья ибн Халифа аль-Кальби — один из сподвижников пророка Мухаммада из числа ансаров. Принял участие во всех битвах после сражения при Бадре. Ему были присущи благой нрав, отличительный ум и проницательность. Известно, что ангел Джабраил нисходил в его облике. Передается, что он был пронизан сильной любовью к Пророку, часто его посещал, передавал ему подарки. Принял Ислам до битвы при Бадре, однако в самом сражении участие не принял. Есть упоминание, что первой битвой, в которой он принял участие, была битва У рва, но большинство ученых утверждают, что это была битва при Ухуде. Был направлен к Ираклию I с письмом от Пророка. Дожил до века правления Му‘авии ибн Абу Суфьяна. Жил в Дамаске, там же умер и был похоронен.

[2] Абу Хатим Мухаммад ибн Хиббан ат-Тамими ад-Дарими аль-Бусти, более известен как Ибн Хиббан — мусульманский ученый, историк, автор многих трудов, в том числе сборников хадисов, например, «Сахих ибн Хиббана». Получал знания у известных ученых своего времени. Умер в 354 г. по хиджре (965 г. по григор.).

[3] Ираклий I (48 г. д. х.–20 г. п. х.) (575–641 гг. по григор.) — византийский император в 610–641 гг., основатель династии Ираклия.

[4] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. Т. 3. С. 393, хадис № 1773.

[5] См.: Ибн Хиббан М. Сахих Ибн Хиббан. Т. 10. С. 358, хадис № 4504.

[6] Аль-Харис ибн Абу Шамр аль-Гассани — правитель гассанидов на территории Шама. Из числа арабов-христиан. Заключил союз с римлянами.

[7] См.: Ибн Кясир И. Аль-бидая ва ан-нихая. Т. 6. С. 483.

[8] Шархабиль ибн ‘Амр аль-Гассани — один из наместников римского императора на территории аль-Балька’. Он явился причиной битвы Му’та между мусульманами и римлянами.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1