Это фрагмент полного жизнеописания пророка Мухаммада. Следующий фрагмент здесь.
Иудеи Медины и ее окрестностей поселились на Аравийском полуострове ради сохранения своей религии от христианского гнета. С давних пор предпринимались попытки их христианизации или уничтожения по причине мнения иудеев об ‘Исе (Иисусе) и его матери. Христиане считали иудеев виновными в убийстве ‘Исы (Иисуса) и что они подстрекали к его распятию.
Известно, что иудеи были активным народом, и где бы они ни поселялись, прикладывали множество усилий, чтобы взять в свои руки экономическое правление. Для них были не важны методы достижения целей, будь то обман или интриги. Являясь меньшинством, они боялись, что могут исчезнуть среди других жителей городов, если будут выступать в открытой борьбе. Поэтому они прибегали к хитрости, чтобы посеять вражду между родственными кланами, пока она не начинала приносить свои горькие плоды. Арабы стали уничтожать друг друга в битвах, которым не было какого-либо оправдания. Иудеи же тем временем крепли, увеличивали свою численность, росло их богатство, а крепости становились все неприступней.
За несколько лет до переселения мусульман из Мекки в Медину между племенами Аус и Хазрадж вспыхнула битва Бу‘ас, победу в которой сперва одержали хазраджиты, а потом ауситы. Вражда достигла такого уровня, что каждая сторона желала полного уничтожения своего противника. И только обладающие разумом смогли призвать их прекратить бойню, пощадить себя и своих братьев.
Все это послужило причиной тому, что жители Медины, получив вести об Исламе, посчитали его благом. Кто знает, возможно, он вернет в их жизнь мир, дарует духовную жизнь, которая перевесит влияние иудеев? Ибн Исхак[1] передает: «Когда Аллах пожелал проявить Свою религию и укрепить Пророка, исполнив данное ему обещание, Мухаммад во время хаджа повстречал группу ансаров. Он представлял себя племенам, пользуясь периодом паломничества: в один из таких дней в местечке аль-‘Акаба он подошел к группе из племени Хазрадж. Аллах пожелал им блага. ‘Асым ибн ‘Умар ибн Катада[2] от старцев своего народа рассказал мне, что посланник Аллаха спросил их, кто они. Мужи ответили: «Мы люди племени Хазрадж». Он спросил: «Вы соседствуете с иудеями?»
Они ответили утвердительно. Он снова спросил: «Не согласитесь ли вы присесть и выслушать меня?» Посланник ﷺ призвал их к Аллаху и религии Ислам, прочитал им аяты Корана. Они ответили на призыв, признав его правдивость и приняв переданное им, а затем сказали: «Воистину, мы оставили свой народ. Между его родами поселились вражда и зло. Возможно, Аллах объединит их посредством тебя. Мы вернемся к ним и призовем к тому, к чему ты нас призвал, и представим им то, что мы приняли из этой религии. Если Аллах примирит нас посредством тебя, то, поистине, нет человека более великого, чем ты!» Они вернулись в свои города, уверовав и подтвердив правдивость Пророка»[3].
Эта группа людей была авангардом удачного призыва к Исламу в Ясрибе. Их усердие принесло плоды: не осталось ни одного дома, в который бы не вошел Ислам. Прошел год, наступил период хаджа. Из Ясриба вышли двенадцать человек, уверовавших в Аллаха и Его посланника ﷺ. Среди них — шесть, с которыми Пророк ﷺ общался ранее. Все они вознамерились встретиться с ним, чтобы подтвердить свою веру.
Опубликовано на основе исключительного авторского права автора книги «Пророк Мухаммад. Жизнеописание лучшего из людей» Ильдара Аляутдинова для umma.ru. Купить книгу вы можете здесь.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Абу Бакр Мухаммад ибн Исхак (85–151 или 150 гг. по хиджре) (704–768 или 767 гг. по григор.) — арабский историк, автор самой ранней биографии пророка Мухаммада, дошедшей до наших дней.
[2] ‘Асым ибн ‘Умар ибн Катада — известный знаток истории Ислама из числа представителей поколения таби‘инов. Заслуживал доверия и передавал хадисы со слов Анаса ибн Малика, Джабира ибн ‘Абдуллаха и других сподвижников пророка Мухаммада.
[3] См.: аль-Мубаракфури С. Ар-рахик аль-махтум. С. 123.