Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Когда в каком-либо народе появится разврат (непристойность, прелюбодеяние) и это будет предано широкой огласке [станет чем-то обыденным, запросто обсуждаемым], то среди них распространятся чума и болезни, неведомые их предкам»[1].
Получается, что Пророк, словно перейдя временное пространство, смотрел в наше время и извещал о том, что будет. Распутство существовало и раньше, но сегодня оно приняло массовый характер, превратилось в навязываемый стиль жизни, отложилось в сознании людей как что-то совершенно нормальное и естественное. Пропаганда вседозволенности осуществляется различными методами и способами, так как она — средство неизмеримой прибыли.
Пророк предостерегал, что с наступлением такого времени распространятся чума и неведомые ранее болезни. Интересно, что некоторые медики именуют СПИД белой чумой, и эта болезнь, несмотря на прогресс медицины, науки и техники, до сих пор считается неизлечимой. И можно с уверенностью сказать, что, пока люди отклоняются от пути, очерченного Богом, будут появляться еще многие новые, неведомые заболевания. Атмосфера, повседневно окружающая нас, служит проверкой на прочность веры, воли и духа.
У пророка Мухаммада спросили: «Что больше всего способствует попаданию человека [в категорию] обитателей Ада?» Посланник Божий ответил: «Две части тела: рот (язык) и то, что меж ног»[2]. В другом случае он сказал: «Кто гарантирует мне то, что меж челюстями, и то, что меж ногами [то есть кто гарантирует защиту языка и рта от запретного и сохранность своего целомудрия], тому я гарантирую Рай»[3].
В Священном Коране сказано:
«[Набожные люди, устремленные к Богу — те] кто <…> не прелюбодействуют. Кто же совершает это, тот повстречает соответствующее наказание [в вечности]. Удвоится его наказание в День Суда [за безбожность и греховность], и будет он навечно унижен. Исключением явятся лишь те, кто покаялся, уверовал и совершал благие дела [и все это при жизни мирской, в здравии, разумении, пока душа не покинула тело] — им Аллах (Бог, Господь) заменит грехи на вознаграждения [ведь они успели компенсировать собственное зло своим же раскаянием и добром]. Он — Всепрощающ и Всемилостив» (Св. Коран, 25:68–70); «И [даже] не приближайтесь[4] к совершению прелюбодеяния! Поистине, это развратно и является плохим путем [ведущим прямиком в Ад]» (Св. Коран, 17:32).
Передается следующее повествование: «Сатана рассылает своих слуг по земле и [всякий раз] говорит им: «Кто собьет с пути праведности верующего, на того я надену прекрасную корону. Кто из вас будет наиболее ухищренным в соблазне, того я приближу к себе». Первый бесенок, вернувшись с задания, отрапортовал: «Я не отстал от человека, пока он не развелся со своей женою». «Ничего особенного, — сказал Сатана, — он может жениться на другой». Второй, прибежав, радостно воскликнул: «Я не отстал от человека, пока он не поссорился со своим близким другом!» Сатана ответил: «Ничего значительного. Они могут помириться». А третий дьяволенок сказал: «Я не оставлял в покое человека, пока он не совершил прелюбодеяние!» Сатана торжествующе воскликнул: «Какое прекрасное дело ты совершил!» Он сделал его приближенным и надел на него корону»[5].
Наказание для неженатого юноши и незамужней девушки, совершивших данное общественное преступление, — публичная порка, дабы изначально отбить у кого-либо желание совершать подобное социально-пагубное зло. Также для юноши возможна изоляция от общества на год (тюремное заключение), что определяется судебным вердиктом[6].
Исламские богословы замечали: «Упомянутое в Священном Писании наказание касается тех, кто не состоит и не состоял в браке[7]. Если же женщина замужняя, а мужчина женат, или были таковыми, они заслуживают более сурового наказания. Если данное наказание не будет проведено над ними в этой жизни и они умрут, не покаявшись пред Богом, то наказание ожидает их в Аду». Уточнение богословов основано на достоверных хадисах пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует), приведенных в различных сводах[8].
А вот что говорится насчет греха прелюбодеяния в Библии: «Если же сказанное [мужем обвинение в адрес супруги об отсутствии девственности] будет истинно, и не найдется девства у отроковицы, то отроковицу пусть приведут к дверям дома отца ее, и жители города ее побьют ее камнями до смерти; ибо она сделала срамное дело среди Израиля, блудодействовав в доме отца своего; и так истреби зло из среды себя. Если найден будет кто лежащий с женою замужнею, то должно предать смерти обоих, и мужчину, лежавшего с женщиною, и женщину; и так истреби зло от Израиля. Если будет молодая девица обручена мужу, и кто-нибудь встретится с нею в городе и ляжет с нею, то обоих их приведите к воротам того города, и побейте их камнями до смерти: отроковицу за то, что она не кричала в городе, а мужчину за то, что он опорочил жену ближнего своего; и так истреби зло из среды себя» (Втор. 22:20–24).
Для исторического периода, в который был ниспослан Священный Коран, данные положения были скорректированы и выведены Творцом на иной уровень общественной этики и останутся таковыми до Конца Света: если женщина замужняя, а мужчина женат, или были таковыми, то в этом случае они заслуживают смертной казни. Если данное наказание не будет проведено над ними в этой жизни и они умрут, не покаявшись пред Богом, то наказание ожидает их в Аду[9]. В Священном Коране подчеркивается и еще один важный социальный аспект:
«Прелюбодей [вне зависимости от кратности повторения греха — один раз решает все[10]] не имеет права жениться, кроме как на прелюбодейке или язычнице [именно такой семейный союз самый подходящий для него, то есть ему следует жениться на себе подобной]. Прелюбодейка [хоть раз совершившая по своей воле данное грехопадение] не выходит замуж, кроме как за прелюбодея или язычника [только такой мужчина для нее пара]. И запретно это для верующих. [То есть для не запятнавших, по милости Творца, свою честь подобным грехом предпочтительным будет удалиться от них, не связывать с ними свою судьбу, семейную жизнь.]» (Св. Коран, 24:3)[11].
«Этот аят не несет собой категоричный канонический запрет (харам), а больше имеет воспитательный и назидательный характер (строгое порицание), — комментируют его многие мусульманские ученые, — хотя основной и главный практический его смысл заключается в том, что девственница выходит замуж именно за девственника, и наоборот, а юноша либо девушка, потерявшие свое целомудрие, заслуживают себе подобных, что подразумевает всестороннюю совместимость и последующее благополучие совместной жизни». Ведь прошедшие через этот пагубный грех и раскаявшиеся лучше смогут понимать, беречь и ценить друг друга.
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Не прелюбодействует прелюбодей, оставаясь верующим; не употребляет спиртное пьющий, сохраняя при этом веру; не ворует вор, оставаясь верующим; не грабит или не похищает грабитель, сохраняя веру свою. [То есть вера в процессе совершения столь страшных преступлений покидает человека.] Однако возможность покаяния у них [у таких людей] есть»[12].
Восстановление веры возможно в случае искреннего раскаяния пред Создателем. «Если совершил человек прелюбодеяние [преступил черту к этому греху и совершает его], выходит вера из него и поднимается над головой, как маленькое облачко. Когда прекратит, вера вернется к нему», — говорил пророк Мухаммад[13].
В День Суда люди будут воскрешены и выстроены для спроса за содеянное. Солнце настолько приблизится, что жара станет невыносимой. Некоторые окажутся по уши в поту. Но выделятся семь категорий людей, защищенных от зноя палящего солнца в тени. Одна из категорий — это те мужчины и женщины, которые имели удачную возможность вступить в половую связь с красивым и богатым представителем противоположного пола, но отказались от этого из страха пред Божьим наказанием и возмездием, сказав: «Я боюсь Бога, Господа миров»[14].
Ответы на вопросы по теме
Некоторые российские политики выступают за легализацию проституции в России. Как это можно расценить с точки зрения Ислама?
Прелюбодеяние — а проституция и есть не что иное, как прелюбодеяние — один из грехов, убивающих веру и личность человека. Оно во все времена являлось позорным и наказуемым деянием[15]. Наказание за прелюбодеяние всегда было одним из наиболее жестоких, так как это преступление оскорбляет честь и достоинство общества в целом, подрывает устои семьи и нарушает родословную принадлежность ребенка, который может родиться. В Исламе оно частично искупается ста ударами плетью. Заявления некоторых российских политиков о необходимости легализации такого рода греха через придание ему статуса «рода занятий» для дополнительного сбора налогов, являются аморальными, еще более растлевающими российское общество и существенно подрывающими устои семьи. Статистические данные о количестве потребляемого россиянами спиртного, численности наркоманов, неблагополучных семей, беспризорников и сирот свидетельствуют о катастрофическом падении нравственности и духовности наших коренных народов. Необходимо разрабатывать и широко внедрять программы, способствующие оздоровлению семьи и личности.
В СМИ нужно больше освещать тему всестороннего развития и самосовершенствования. Противопоставляя итог жизни «падших» здоровому образу жизни, показывая счастье вовремя спасшихся, мы сможем воспитать в подрастающем поколении нетерпимость к таким негативным явлениям общественной жизни, как проституция, наркомания и т. п. Свобода строится на ответственности и без нее не существует, тогда как вседозволенность — абсолютно противоположна ей и ответственности даже в зачатке не предполагает. Именно в виду отсутствия ответственности вседозволенность как раз свободой не является. Вседозволенность — это ловушка рабства, когда у человека не остается никакой другой возможности, кроме как служить тому, что казалось исполнением его прихоти (алкоголь, наркотики…).
Часто можно встретить, что тот или иной мусульманин религиозно-практикующий, но его практика и обязательность пред Всевышним непостоянны. Порой он может совершить пагубное деяние и бывает, что ему тяжело освободиться от скверной привычки или зависимости. Почему так происходит? Как совместима вера и религиозность с явной греховностью, например, с употреблением спиртного или прелюбодеянием?
Думаю, что полезно будет заглянуть в душу человека, в его сердце. Ведь команда к действию исходит именно оттуда. Имам аль-Газали еще многие сотни лет назад очень интересно описал природу человека, суть внутреннего мира, составляющие сердца: «Природа человека имеет четыре примеси, которые дают четыре категории качеств: хищные, животные, сатанинские и Божественные»[16]. Когда человека охватывает гнев, он начинает практиковать действия хищников: проявлять враждебность, агрессивность. Когда же им управляет страсть и прихоть, он приобретает животные качества, такие как алчность, прожорливость, слепое упорство, похоть. Через развитие качеств животных и хищников в человеке пробуждается сатанинское, и он начинает изобретать различные формы зла, стремиться к поставленным целям посредством коварства, обмана, предательства, на добро отвечать злом, а на зло — еще большим злом.
Все четыре примеси — Божественная, сатанинская, хищная и животная — находятся в сердце. Образно это можно представить себе как присутствие под человеческой кожей четырех: мудреца, сатаны, бешеной собаки и свиньи.
Свинья — это пристрастия, бескультурье, прожорливость, алчность человека.
Бешеная собака, или хищник, — это свирепость, злобность, дикость. Эти свинья и бешеная собака подводят человека через алчность и ненасытность к развратному и порицаемому, а через свирепость и гнев — к притеснению и нанесению боли другим.
Внутренний же сатана занимается тем, что пробуждает и активизирует упомянутые качества, подталкивает свинью на свинство, а бешеную собаку спускает с цепи и натравливает на других. Сердечный мудрец — это подобие разума. Обязанность его — проявлять мудрость и бдительность.
Уделяя мудрецу внимание и развивая его, человек приобретает возможность чувствовать сатанинские капканы до того, как попадет в них, умеет усмирить свинью и посадить на цепь собаку. Но порой это бывает очень сложно сделать.
Тогда верующий человек натравливает бешеную собаку на свинью и тем самым делает непригодными или отвлеченными сатанинские инструменты влияния на него. Когда человек умудряется провести таким образом внутренний «разбор» между составляющими его сердца, телесное царство его приобретает единое и справедливое правление, человек начинает развиваться и с минимальным сопротивлением двигается дальше по жизненному пути. В противном случае, человеку приходится постоянно терпеть внутри себя свинство, слышать лай рассвирепевшей собаки и чувствовать ее укусы на сердце. Сатана порабощает и держит этого человека в постоянном страхе, беспокойстве и недовольстве. Он заставляет кормить прожорливую и ненасытную свинью и угождать бешеной собаке. Человек станет поклоняющимся не Всевышнему, а свинье и собаке, точнее даже — сатане, что стоит за ними. Не замечали?.. В себе… Пусть пожелает Господь, чтобы мы на деле научились управлять нашими телесно-интеллектуально-духовными государствами, где власть принадлежит мудрецу и вере, а не беспринципным анархистам и ненасытным свиньям.
Если у молодых людей есть намерение совершить никях (бракосочетание), но они имели интимные отношения до этого, будут ли их интимные отношения до брака считаться грехом (прелюбодеянием)?
Интимные отношения (половой акт) до брака — это прелюбодеяние, даже если молодые люди собираются стать мужем и женой. Последующая их женитьба, наряду с осознанием греха и покаянием, будет хорошим действием для исправления ошибки и искупления.
Молодой человек вступил в половой контакт с девушкой, не сделав никях, и после этого девушка забеременела. Когда он узнал об этом, он сделал никях. Теперь я хочу узнать, правильно ли все это? Абдулла, 21 год.
Никях (религиозное бракосочетание) — хорошо. Им также необходимо зарегистрировать брак в загсе. А для полноценности искупления греха следует быть верным своей жене на протяжении всей оставшейся жизни, стараясь даже не заглядываться на посторонних женщин. В таком случае все будет очень даже правильно.
В случае совершения прелюбодеяния неженатым парнем с незамужней девушкой (девственницей) является ли женитьба на последней обязательным условием покаяния, несмотря на протест родителей и родственников? Какое действие с точки зрения норм шариата более приблизит как парня, так и девушку к прощению Всевышнего? Атшари, 25 лет.
Какое действие? Создание семьи и счастливая семейная жизнь до последней минуты пребывания на этой земле, с условием отсутствия предательств и измен. Главное, чтобы родители девушки одобрили этот брак. Что касается родителей и родственников жениха, то ему следует стать хорошим дипломатом, который договорится с ними и не станет переводить их упреки, критику и недовольство на жену. Он будет поддерживать со всеми добрые отношения, не перенося недовольство одних на других.
Есть девушка, которую я очень люблю. В юности она совершила прелюбодеяние с человеком, которого когда-то любила, но он отказался на ней жениться. Теперь мы полюбили друг друга, и я не знаю, как мне поступить. С одной стороны, я слышал, что она может выйти замуж только за человека, с которым совершила прелюбодеяние. С другой стороны, знаю, что она сожалеет о случившемся и могла бы стать для меня хорошей женой и замечательной мамой для моих детей. Подскажите, могу ли я жениться на ней?
С точки зрения мусульманских канонов вы можете на ней жениться, если она искренне раскаялась и каждый из вас не намерен прелюбодействовать с кем-либо впредь, а потому приложите усилия, примените житейскую мудрость для нахождения и сохранения гармонии и комфорта в ваших внутрисемейных отношениях на протяжении всей жизни.
Известно, что парню-мусульманину нельзя иметь интимных отношений с женщиной, не состоя с ней в браке. А что если парень с детства религиозен, это значит, что он женится, не имея опыта в таких отношениях?
Опыт в любой сфере жизни набирается посредством совершения дозволенного, а не греховного. Разве это не очевидно или уже стало невероятным?! Представьте себе, что ваш сосед-подросток будет набираться опыта в этом «непростом» деле с вашей женой, когда вы будете в командировках либо на работе!
Хотел бы знать, как Ислам смотрит на аборт? Я студент и неспособен кормить ребенка, а также не могу жениться на девушке, потому что она немусульманка и из другой страны.
О чем вы думали раньше?! Ведь зачатие ребенка вне брака — это серьезная ошибка и страшный грех, а лишить жизни беззащитное, еще не родившееся существо — преступление! По этому поводу Всевышний в Священном Коране извещает всех людей:
«Не убивайте своих детей, боясь бедности (нищеты)! Мы накормим и вас, и их» (Св. Коран, 6:151).
*
«А кто убьет верующего преднамеренно, наказание тому — вечный Ад. Прогневался Аллах (Бог, Господь) на него, проклял и уготовил для него великое наказание» (Св. Коран, 4:93).
Я слышал, что когда человек женится, то ему прощаются все грехи, совершенные до этого. Так ли это? Заур.
Это — выдумка любителей досыта погрешить, прежде чем жениться. Очень неправильное и крайне греховное утверждение. Представьте себе, что ваша будущая жена будет много грешить (пить, курить, периодически менять сексуальных партнеров), являясь незамужней, а после этого выйдет за вас замуж. За того, который сохранил свое целомудрие, никогда даже под ручку не гулял с девушкой, не пил и не курил! Выходя замуж, она скажет: «Я выхожу за тебя, и Всевышний прощает мне все совершенное ранее». Согласитесь, неприятная и унизительная ситуация.
Я полюбил девушку-христианку. Это взаимное чувство. Она приняла Ислам, но после этого у нас произошла близость и она забеременела. Я решил на ней жениться, а сейчас узнал от нее, что она какое-то время «работала» в доме терпимости (до становления мусульманкой). Я люблю ее, но это обстоятельство разрывает меня на части. Я не могу оставить ее в таком положении, абсолютно не допускаю аборта, но все-таки не знаю, как поступить? Я молюсь, чтобы Аллах простил нас.
Вступив в интимную связь с вашей подругой, вы стали прелюбодеем, так как она не является вашей женой. Где она работала ранее не так важно, так как вы одинаковы в наличии этого греха в личном деле каждого из вас и подходите друг другу. Если вы оба раскаялись в совершенных ранее грехах (прелюбодеяние), вознамерились измениться в лучшую сторону и больше никогда (оба!) не повторять таких пагубных и скверных деяний, причем Всевышний дает вам ребенка (да будет на то Его благословение), образуйте законную семью (мусульманский брак и регистрация в загсе) и живите счастливо, не напоминая друг другу о прошлых ошибках. Кстати, она выполняла такую «работу» до того, как стать мусульманкой. И как мы знаем из достоверного хадиса, когда человек осознанно становится мусульманином (мусульманкой), все предшествовавшие этому ошибки стираются и прощаются.
А вот если у вас, молодой человек, были ранее такие «похождения», то так просто грязь столь скверного греха вам с себя не смыть, так как вы являлись мусульманином на протяжении всех минувших лет. Женитесь и будьте счастливы. С учетом прошлого вы подходите друг другу (см. Св. Коран, 24:3), и вы оба должны в корне измениться, не совершая впредь грехов и ошибок, стремясь к естественной и живительной набожности. Вы обязаны стать ее надежной опорой на всю оставшуюся жизнь, в противном случае — грош вам цена!
Мне 21 год, делаю намаз с 13 лет, но были иногда перерывы... Сейчас, альхамдулиллях, делаю намаз постоянно, хожу на пятничные молитвы. Но когда я ездил домой летом, познакомился с девушкой и сделал зина (прелюбодеяние)... Она была ранее замужем, у нее остался ребенок. После развода с мужем работала, вела джахилийскую жизнь, но затем приняла Ислам (этому, наверное, поспособствовали соседи-мусульмане), делала намаз, хотя через некоторое время из-за нехватки общения с сестрами Шайтан съел ее, как волк съедает отбившуюся от стада овцу, денег ей не хватало, чтобы прокормить сына, бывший муж даже слышать о них не хотел, и она зарабатывала проституцией... Я влюбился в нее, начал ей помогать, она оставила свою пагубную работу и вернулась на верный путь, альхамдулиллях.
Сейчас делает намаз, носит платок и ходит в исламский институт, все время общается с сестрами. Я ее еще больше полюбил, и она меня. Но мои родители категорически против нашего брака, говорят, что «она русская, у нее ребенок и старше тебя (ей 24)», а когда еще узнали про ее прошлое, тут надежды на благословение и вовсе не осталось. Я стою перед выбором: если женюсь на ней, то мне придется уехать от родителей, от друзей — от всех. Если оставлю ее, то она сломается, бросит намаз. Она и так-то была на грани, уже думала о самоубийстве. Как мне поступить правильно по Исламу? Имею ли я право бросить ее на произвол судьбы и имею ли я право поступить с родителями так? Я уже отчаялся. Умар.
«А когда еще узнали про ее прошлое, тут надежды на благословение и вовсе не осталось» — а зачем вы рассказали о ее прошлом? Вы, еще не зная всех подробностей ее жизни, вступили с ней в половую связь, находясь в ясном сознании и будучи религиозным. Осталось только взять ее в жены. Минимизируйте религиозную лексику и разговоры о набожности, но станьте набожным на деле: учеба (хорошая успеваемость), работа (карьерный рост), вежливое отношение к членам семьи (с вами приятно жить бок о бок), отсутствие измен, грубостей и вредных привычек (здоровый образ жизни); строгий распорядок дня (с раннего утра) и самообразование (читаете и развиваетесь). Молиться десятилетиями, а потом лечь в постель с первой попавшейся, — это, согласитесь, говорит о вашем минусовом уровне набожности. Всевышний дает вам возможность исправить свой грех, а потому берите ее в жены и станьте мужчиной, который может принять на себя ответственность и довести дело до конца, а преодолевая жизненные невзгоды и проблемы вы постепенно превратитесь в сильного и мудрого человека.
Я несколько раз давал себе клятву, что не буду совершать зина (прелюбодеяние), и все же нарушал обещание. На этот раз вновь дал клятву и молюсь, чтобы Всевышний мне простил. Скажите, пожалуйста, простит ли Он мне?
Это ведомо только Всепрощающему и Наказывающему по заслугам Господу миров. Воспитывайте волю и станьте мужчиной, думающим прежде, чем сделать, и отвечающим за содеянное.
Я извиняюсь за прямоту: мне 20 лет, я встречаюсь с девушкой, в Рамадан я имел с ней близость. Как искупить совершенный мною грех? Т., 20 лет. Во время поста в Рамадан мой друг рассказал мне, что совершил половой акт в светлое время суток, да еще и не с супругой. Что теперь он должен сделать, чтобы ему простился этот тяжкий грех? Р., 24 года.
1. В месяц Рамадан, в часы поста (от зари и до захода солнца), иметь непосредственную половую близость (половой акт) категорически не допускается. Если же половая близость все-таки имела место быть в часы соблюдения поста, то — пост будет нарушен. Человек, нарушивший его таким образом, обязан искупить свой грех двухмесячным[17] непрерывным постом[18]. Если по причине физической немощности он не в состоянии поститься два месяца подряд, то должен накормить шестьдесят бедняков[19], выделив на каждого ту сумму, которая в среднем тратится им (нарушившим пост) на суточное пропитание взрослого члена его семьи. Если преднамеренное нарушение поста было совершено многократно, то нарушенную святость каждого из дней обязательного поста верующий должен искупить двухмесячным непрерывным постом[20].
2. Что же касается прелюбодеяния, совершенного неженатым юношей или незамужней девушкой, то в Коране сказано, что такой грех искупляется публичной поркой. В дальнейшем «прелюбодей [вне зависимости от кратности повторения греха — один раз решает все!] не имеет права жениться, кроме как на прелюбодейке или язычнице [именно такой семейный союз самый подходящий для него, то есть ему следует жениться на себе подобной]. Прелюбодейка [хоть раз совершившая по своей воле данное грехопадение] не выходит замуж, кроме как за прелюбодея или язычника [только такой мужчина для нее пара]. И запретно это для верующих. [То есть для не запятнавших, по милости Творца, свою честь подобным грехом предпочтительным будет удалиться от них, не связывать с ними свою судьбу, семейную жизнь.]» (Св. Коран, 24:3).
Если же человек, совершивший прелюбодеяние, женат, то канонически за подобное ему уготована смертная казнь. Но назначение такого наказания осуществимо при соблюдении двух условий: 1) когда имеются четыре свидетеля, воочию видевшие сам процесс полового сношения, или 2) человек (мужчина или женщина) явился с повинной.
В реалиях нашего времени ни один официальный суд не вынесет такого вердикта, а потому остается искренне раскаяться, не повторять впредь подобного и искупать этот грех всю оставшуюся жизнь благодеяниями и добрым отношением к жене и детям.
Уважаемый Шамиль, насколько я понял из вашего материала, одни богословы говорят о категорическом каноническом запрете для прелюбодеев женитьбы на целомудренных, а другие — о крайней пагубности этого, но без однозначного запрета? Я этнический мусульманин, на мне есть этот грех, но он был до того, как я стал религиозно-практикующим. Смогу ли я создать семью с девушкой-мусульманкой? Д., 24 года.
Перечитайте внимательно материал. В нем сказано, что «аят (24:3) не несет в себе категорический канонический запрет (харам), а больше имеет воспитательный и назидательный характер (строгое порицание), — комментируют его многие мусульманские ученые, — хотя основной и главный практический его смысл заключается в том, что девственница выходит замуж именно за девственника, и наоборот, а юноша либо девушка, потерявшие свое целомудрие, заслуживают себе подобных». Вы должны раскаяться пред Богом и больше никогда не повторять подобного греха. В результате: нет препятствий жениться на девушке-мусульманке, тем более что и среди них встречаются подобные вам (оступились — раскаялись — изменились — вознамерились не повторять и нуждаются в надежном муже, как и вы нуждаетесь в надежной жене).
«Прелюбодей женится на себе подобной». А что если уже женат на «чистой» девушке? Прелюбодеяние было совершено до осознанного принятия Ислама, я раскаялся, а после женился на мусульманке. Сейчас имею двоих детей. Т., 32 года.
Если уже женат, то обязан хранить верность жене на протяжении всех лет своей жизни. В противном же случае раскаяние будет аннулировано.
Я недавно случайно узнал, что моя жена, в браке с которой я состою уже более трех лет и которая родила мне двух сыновей за время брака, жила в гражданском браке до нашего с ней союза с христианином. Жена моя мусульманка. Я готов на самые решительные действия. И., 31 лет.
Если у вас до брака также были интимные отношения с противоположным полом, то вы подходите друг другу и «решительные действия» абсолютно неуместны. И неважно, жили вы с кем-то до женитьбы на протяжении какого-то времени или близость произошла всего раз: если таковое (то есть прелюбодеяние) имело место быть даже один раз, это уже все решает. В таком случае нет оснований разрушать семью. Вы, уверен, оба исправились и одумались, если не изменяете друг другу и не намерены нечто подобное совершать впредь. Если же в вашем жизненном опыте до женитьбы такого греха не было, тогда подумайте, раскаялась ли ваша супруга в содеянном, исправилась ли. С вашей стороны лучше будет именно простить ее и забыть вам обоим об этом навсегда, никогда не вспоминая и не напоминая. Люди не ангелы, у каждого хватает своих собственных промахов, ошибок и грехов. Прощая других, мы можем рассчитывать на прощение Всевышнего и по отношению к нам. Растите детей в мире и согласии.
У меня есть девушка, которую я люблю, и она тоже меня любит. Мы общаемся уже полтора года. К сожалению, между нами было прелюбодеяние. Я хотел жениться на ней, но родители были против. Она вышла замуж по настоянию родителей, но была вынуждена развестись. И теперь она не хочет выходить замуж вообще. Мы были знакомы до ее замужества. Я понял всю серьезность греха прелюбодеяния, прочитал о правильности бракосочетания в Исламе. Правильно ли будет по шариату в моей ситуации жениться на ней, но жить раздельно? Я буду выполнять все обязательства, которые требуются от меня как от мужа. Она на это согласна. Меня ее дальнейшая судьба волнует, потому что она красивая, надеюсь, вы понимаете... Нур.
Вы можете и должны жениться на ней при условии, что каждый из вас возьмет на себя соответствующие семейные обязанности и будет верен своей второй половинке на протяжении всей оставшейся жизни. «Она красивая», а потому вы очень хотите стать ее мужем. И не стройте из себя ангела, мол, хочу защитить ее от греха. Вы хотите жить с ней, а для этого вам нужен полноценный брак с регистрацией в загсе и со всеми вытекающими из этого последствиями: рождение и воспитание детей, взаимоуважение, материальное обеспечение и т. д. Станьте мужчиной и возьмите на себя полную ответственность на всю оставшуюся жизнь.
Мы с девушкой согрешили, вступив в интимную связь. Мы поняли свою ошибку и все еще просим прощения. Начали читать намаз. Решили пожениться, я ее сильно люблю. Но моя мама категорически против. Все дело в том, что я из благополучной семьи, а она нет. Девушке об этом не могу решиться сказать. Что делать: послушаться маму, причинив боль девушке, или жениться на ней без согласия матери? Самат, 23 года.
Следует жениться на девушке и убедить свою маму в необходимости этого. Жениться и стать надежными друг для друга, а также счастливыми на всю оставшуюся жизнь. При имеющихся обстоятельствах другого пути у вас нет.
Когда мне было 16 лет (я еще учился в школе), нас привезли в Волгоград, чтобы собрать урожай с полей в совхозах. Тогда я еще ничего не знал про Ислам. Мы росли как обычные люди советского времени, но мы верили, хотя ничего особо не соблюдали. Сейчас, слава Богу, все наоборот. Меня беспокоит одна моя ошибка, которую я допустил в Волгограде. Когда я был в том совхозе и работал вместе с ребятами, я познакомился с женщиной, она была легкого поведения. У нас с ней был интим. Через три месяца закончился договор с совхозом, мы все уехали обратно домой. Не помню, через сколько, но потом пришло письмо от нее, она писала, что находится в больнице, что беременна, и спрашивала у меня, что ей делать: сделать аборт или оставить ребенка? В то время мне было только 16 лет, и после прочтения письма я пребывал в шоке, я не знал, что мне делать. Я опасался, что мои родители узнают об этом, и зачеркнул ручкой в ее письме там, где было написано про больницу и про беременность. В общем, моя мама, прочитав письмо, не поняла, что она беременна, и все же поругала меня сильно, сказала, чтобы я не отвечал на ее письмо. И я не ответил ей и постарался не вспоминать об этой проблеме... Я даже сейчас не знаю, что она сделала с ребенком, не помню, в каком совхозе мы были. Я каждый день прошу Бога простить мне мои ошибки, но до сегодняшнего дня я никому не задавал этот вопрос: что делать? С., 24 года.
Что делать? Следует (1) жениться на подходящей для вас женщине, возможно, матери-одиночке, (2) завести детей и (3) сделать свою семью счастливой, уделяя всем ее членам должное внимание, (4) в меру своих возможностей обеспечивая их и (5) в то же время работая над своими личностными качествами, над интеллектом, телом и состоянием души. Не пропустите ни один из перечисленных пяти пунктов, если вы на самом деле просите Всевышнего о прощении. Кстати, все это — порядочность, эрудированность, внимание — должны присутствовать в вашей жизни до самой смерти, чтобы и намека не было на измены и легкомысленные чувства. Дерзайте. Если оставшиеся десятилетия жизни пройдут в таком серьезном и взвешенном ритме (а не просто мертвом повторении слов «прошу Бога простить мне мои ошибки»), думаю, появится право претендовать на помилование и высокие степени в Раю.
Я часто скачиваю в Интернете ваши проповеди, слушаю их и дома, и в машине, и на работе в свободное время. Они очень интересные и производят на меня сильное впечатление. Вы рассматриваете различные жизненные ситуации, даете советы, помогаете людям разобраться в себе, сделать правильный выбор и т. д. И вот я, слушая проповеди, читая Священный Коран, посещая мечеть, и не представлял, что когда-нибудь совершу какой-нибудь из грехов, о которых столько читал и слышал. Но с огромным чувством стыда и с чувством ненависти к самому себе должен признать, что совершил прелюбодеяние. Мне 30 лет.
Четыре года назад я женился, через год развелся. Последние годы живу один, родители в другом городе, я не часто вижусь с ними. В течение двух лет после развода жил очень неправильно с религиозной точки зрения (пил, гулял), но надо отметить, что в то время я был очень далек от религии. В марте этого года произошло событие, которое даже не описать словами, по симптомам, похоже, была клиническая смерть, но это уже отдельная история и очень долгая. Одним словом, после случившегося я решил жить по Исламу. Мне стало легче через какое-то время, и я пришел в себя. С того момента я стараюсь жить правильно, в чем-то получается, а в каких-то вопросах испытываю трудности. Даже не в каких-то, а конкретно в одном — в отношениях с женщинами. У меня были отношения с двумя девушками. Я им все объяснил и сказал, что больше между нами не может быть никаких отношений. С одной мы перестали встречаться, и все закончилось.
А вот с другой никак не получалось, мы продолжали видеться. Я не собирался на ней жениться (мы разных национальностей, и она старше меня, мои родители были против, да и у самого не было желания жениться на ней). Я ей говорил об этом открыто, она отвечала, что все понимает, и в то же время наши отношения продолжались. Я много говорил, что так нельзя, и она вроде понимала, но и прекращать отношения не хотела, твердила, что любит меня и никого больше не полюбит. Я не знал, как поступить. С одной стороны, понимал, что так больше не может продолжаться и что чем дальше — тем хуже, а с другой — не хотел обижать человека. Я не знал, как она поступит, если я ее брошу. Честно говоря, самому иногда бывало одиноко, хотелось с кем-то поговорить, поделиться, а с ней у нас были доверительные отношения, можно было обо всем говорить, и я знал, что меня всегда поймут. Ни с одним другом так поговорить не получалось. Иногда я пытался резко прекратить отношения, когда осознавал, что по-доброму не получается. Но когда она в очередной раз предлагала встретиться, не знаю почему (может, из чувства жалости или одиночества), я соглашался.
И вот после обычного безобидного ужина в ресторане произошло непоправимое — я лишил ее девственности. Да простит меня Аллах! Теперь мне очень плохо, я не знаю, что делать. Да, я раскаиваюсь, каждый день прошу Всевышнего простить меня, я прошу Его даже о том, чтобы Он наказал меня, заставил мучиться, чтобы хоть как-то искупить вину. Честно говоря, я не был уверен, что она девственница, ведь, как я уже говорил, она старше меня. Я не предполагал, что до сих пор она ни с кем не была в отношениях. В любом случае мой грех остается грехом. У меня очень неприятное ощущение на душе. Ей еще хуже, она мучается, не спит ночами и тоже не знает, что делать, потому что, оказывается, она не была психологически готова к этому.
Может, есть какие-то конкретные предписания в Коране и Сунне Пророка (мир ему и благословение Аллаха), которые надо осуществить нам обоим в этой ситуации?
Чтобы на душе полегчало, а также для того, чтобы ваша жизнь вошла в нормальное русло (вам все-таки уже 30 лет), следует просто-напросто жениться на этой девушке, не обращая внимания на мнения других, даже родственников, и понимая, что она должна стать для вас единственной и на всю жизнь. Практика прелюбодеяния у вас немаленькая, а потому душевные смятения не видятся особо-таки искренними, больше похожи на завуалированную форму «побыстрее забыть об этом и избавиться от нее». Постарайтесь убить в себе вжившегося в вас (в результате многократного повторения греха) духовного урода.
Женившись и начав изучать книги по семейной психологии, читая о сохранении и развитии внутрисемейной гармонии, вы станете понимать, сколь прекрасна жизнь, когда ты обязателен пред Богом и перед людьми, особенно теми из них, кто близок и дорог. 30 лет — это уже не начало и еще не конец. Чем быстрее примете решение и двинетесь вперед, вырвавшись из оков вредных привычек и совершая конкретные дела, а не распуская слюни, тем лучше для вас, как с точки зрения земного благополучия, так и вечного. Успехов. Еще многое можно изменить к лучшему.
Является ли прелюбодеянием с канонической точки зрения половой акт с чужой женщиной, если не было непосредственного соприкосновения половых органов? Я имею в виду половой акт с использованием презерватива. А.
Факт прелюбодеяния очевиден.
1. Человек, который верил в Бога, рано или поздно, но окажется в Раю, несмотря на то что много грешил на земле?
2. Можно ли искупить грех прелюбодеяния молитвами?
3. Большая ли награда ждет за то, чтобы привести неверующего человека или же человека иной веры в Ислам? С.
1. Да, в достоверном хадисе сказано о том, что кто уверует в Единого и Единственного Творца, не вознося никого другого на его уровень святости, и верит в то, что пророк Мухаммад является заключительным Божьим посланником, тот рано или поздно окажется в Раю, если хотя бы малость веры и уверенности была в его душе в момент смерти. Наличие веры не подразумевает увеличение количества грехов, что можно сколько хочешь грешить, а потом получать прощение, а наоборот, способствует их минимизации, развивает человека и поднимает его.
2. Его можно искупить раскаянием и тем, что он более не будет повторен, а также созданием счастливой семьи, в которой — добрые взаимоотношения и верность друг другу.
3. Если один раскроет другому мир мусульманских ценностей и поспособствует убежденному становлению его верующим, тогда это, как сказано в хадисе, оценивается больше, чем то, над чем восходит Солнце, то есть несоизмеримо со всеми земными благами. Замечу, что это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Вам следует прослушать мой пятничный вааз за 4 ноября 2011 г. («400 миллиардов бит в секунду»).
Как избавиться от привычки смотреть видео запрещенного характера? Пользуясь Интернетом, сам того не замечаешь, как рука тянется включить это видео. Знаю, что совершаю ошибку. Скажите, насколько это тяжелый грех и как от этого избавиться? З.
На сегодняшний день это распространенное явление, и в жизни всегда есть сферы, где мы, люди, можем проявить слабость. Вам следует включить волю, воспитывать в себе волевые качества. В этом вам помогут умные книги, которые посодействуют структурированию вашей жизни и формированию вашей личности. Ограничьте себя в пользовании Интернетом, к примеру на какой-то период вообще не пользуйтесь, а по рабочим вопросам заходите в Интернет через компьютер ваших друзей. Не нойте, а действуйте. Прочитайте хотя бы 5 книг из рекомендованных мной на нашем сайте в разделе «Шамиль Аляутдинов рекомендует», обратите внимание на книги Р. Шармы и М. Чиксентмихайи.
Мне 34 года, я до сих пор не женат. Перестал делать намаз и читать Коран. Не могу без женщин, гуляю, а потом делать намаз не могу. Очень хочу найти праведную жену, но мои старанья тщетны. Что посоветуете? Мухамед.
Как вы, гуляя, можете найти праведную жену? Если вы перестанете гулять и сосредоточитесь на вопросе женитьбы, не завышая требований и не находясь в поиске той, которая суперпрекрасна и супернепорочна (учитывая то, какой вы сам), тогда вы быстро найдете себе жену на всю оставшуюся жизнь. А пока что ваши «безрезультатные поиски» лишь оправдание греха безответственности и несобранности, которые крайне распространены среди современных «мужчин».
Считаю себя мусульманином. У меня была девушка, два года мы были вместе, совершали прелюбодеяние, но я считал ее уже своей женой. Однажды мы совершили таблетированный аборт. Я и она часто ругались, а после последней ссоры через две недели узнал, что ее сосватали. Скоро состоится свадьба. Я до сих пор не нахожу себе места. Думал о самоубийстве, только понимаю, что это самый страшный грех и не хочу проявлять эгоизм по отношению к своей маме. Помогите, пожалуйста, советом. Я пару раз разговаривал с моей бывшей девушкой, но она не хочет меня знать. А.
Вам следует прочитать материал «Воля к жизни» в данной книге. И поймите, что трудности нас должны только укреплять. Мы не кролики, подстреливаемые мелкими неурядицами или эмоциональными срывами, а люди, которые с Божьего благословения могут преодолеть любые препятствия и сложности, достичь невообразимого в земном и вечном.
Соберите волю в кулак и найдите себя в каком-то деле. Каком угодно, какое вам нравится, но в котором лет через 5 или 10 вы станете первоклассным специалистом и незаменимым асом. Надеюсь, вы меня поняли и реализацию рекомендованного начнете уже сейчас, записав три приоритетных дела (например, в работе, в развитии тела и интеллекта) и уже ближайшие свои дни распишите так, чтобы становиться мужчиной, личностью, а не мелочью, втаптываемой в грязь всякой ерундой. Забудьте об этой девушке навсегда и никогда более не выходите на контакт с нею, даже если она того пожелает!
Я знаю, что за прелюбодеяние можно попасть в Ад, но мне сказали, что если съездить в хадж, то все грехи простятся. Правда ли это? И сотрется ли грех прелюбодеяния после совершения хаджа? Я не совершал прелюбодеяния, но мне это хочется узнать. Рафаил, 14 лет.
Такое возможно. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) назидал: «Будь набожен [в том числе стараясь оценивать верность, правильность своих поступков со стороны], где бы ты ни был! Вслед за проступком (грехом) соверши благое, и оно сотрет первое [и откроет перед тобой перспективу измениться в лучшую, а не в худшую сторону]! И относись к людям благонравно [будь воспитан в соответствии с хорошими манерами, во взаимоотношениях с другими не забывай об общепринятом нравственном этикете]!»[21].
Но большие грехи так просто не прощаются. А потому человеку следует и исправиться, и раскаяться, и совершать благодеяния, и не делать подобного впредь.
Если я внебрачный ребенок, я все равно попаду в Ад, даже если с рождения мусульманин? Даже если я пытаюсь совершать молитвы вовремя, хотя это у меня не всегда получается? Даже если я ненавижу неверие?
Глупости, вы не попадете в Ад из-за того греха, который был совершен вашими родителями. Порой можно столкнуться с ситуациями, когда люди загоняют себя в психологический тупик из-за того или иного ранее совершенного ими греха, а иногда и из-за злодеяния, совершенного кем-то другим. Для человека верующего крайне важно чувство свободы, в том числе и психологической, а потому напомню читателям следующие полезные высказывания.
1. В хадисах неоднократно говорится о том, что кто имеет «хоть на вес пылинки веры, тот рано или поздно, выберется из Преисподней]»[22].
2. Творец, Господь миров, в хадисе-кудси говорит: «Кто совершит благое хоть на единицу, тому воздастся десятикратно, а возможно, и большим! Кто совершит греховное на единицу, тому это же и вернется или [если человек раскаялся и исправился] прощу его. Чем ближе будет человек ко Мне, тем в большей степени Я буду близок к нему. [Знайте же!] Если уверовавший в Единого и Вечного и поклонявшийся лишь Ему одному и из жизни уйдет в таком состоянии веры, тогда, даже если его грехами и промахами можно будет заполнить всю эту землю, Я прощу его [по милости Своей и по итогу того, что исходило от него в мирской обители из благих устремлений, намерений, дел и поступков, а главное — покаяния, раскаяния]»[23].
3. Заключительный Божий посланник передал нам следующую часть внеземного диалога: «Сатана сказал Господу: «Клянусь Твоим могуществом и величием! Я не перестану вводить в заблуждение [побуждать к греху] рабов Твоих (людей), пока их души не покинут тела [до последних мгновений жизни]!» Господь миров ответил: «Клянусь могуществом Своим и величием! Я не перестану прощать их (людей) [грехи и проступки, совершенные преднамеренно], пока они просят у Меня о прощении [раскаиваются в содеянном и не имеют намерения повторять это впредь]»[24].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 432, хадис № 4019, «хасан».
[2] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи, аль-Хакима, Ибн Маджа, аль-Багави и др. См., например: аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 2. С. 224, хадис № 476, «хасан сахих».
[3] Хадис от Сахля ибн Са‘да; св. х. аль-Бухари. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 2032, хадис № 6474; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. С. 546, хадис № 9109, «сахих».
[4] Не то чтобы «не прелюбодействуйте», а даже не приближайтесь к этому греху.
[5] См.: аз-Захаби Ш. Китаб аль-кябаир [Книга больших грехов]. Каир: ас-Салям, 1985. С. 80, хадис № 99. Степень достоверности данного хадиса очень низкая, но он применим в качестве мудрого наставления, назидания, так как по смыслу своему соответствует контексту Корана и Сунны.
[6] См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 9. С. 458, 465; ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир [Сокращенный тафсир Ибн Кясира]. В 3 т. Бейрут: аль-Коран аль-кярим, 1981. Т. 2. С. 580.
[7] Будь их брак заключенным по светским либо религиозным правилам (традициям, канонам). См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 9. С. 454.
[8] См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 9. С. 458, 465.
[9] Данное высказывание основано на десятках хадисов пророка Мухаммада, приведенных в различных сводах достоверных хадисов.
[10] Духовная составляющая человека деформируется в результате совершенного им прелюбодеяния, подобно появлению горба на спине. Восстановиться поможет лишь прощение Творца и Его милость.
[11] Существуют комментарии богословов о допустимости брака с теми, кто в свое время оступился, совершив столь пагубный грех, но затем покаялся, раскаялся пред Богом, изменился и больше к этому не возвращался.
[12] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари, ат-Тирмизи и др. См., например: аз-Захаби Ш. Китаб аль-кяба’ир [Книга больших грехов]. Каир: ас-Салям, 1985. С. 78, хадис № 94; аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 743, хадис № 2475; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 743, хадис № 2630, «хасан сахих».
[13] Хадис от Абу Хурайры. См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 511, хадис № 4690, «сахих»; аль-Кари ‘А. (умер в 1014 году по хиджре). Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 10 т. Бейрут: аль-Фикр, 2002. Т. 1. С. 131, 132, хадис № 60 и пояснение к нему; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 46, хадис № 660, «сахих»; аз-Захаби Ш. Китаб аль-кяба’ир [Книга больших грехов]. Каир: ас-Салям, 1985. С. 78, хадис № 95. «Выход веры» ученые комментировали как выход Божественного света веры, как потерю ее полноты и лучших ее качеств. Некоторые комментировали это как устрашение и преувеличение. Например, человек многие годы был мужественным и смелым, именно это качество стало его неотъемлемой характеристикой. Но вот совершил он поступок, который никак не увязывается с его имиджем смелого, бесстрашного, и он попрекаем — «потерял мужественность!» Вера и совершение столь пагубного греха, как прелюбодеяние (греховное соитие мужчины и женщины), не совместимы, говорит нам хадис. Под словом «прекратит» подразумевается «раскается в содеянном», говорили ученые.
[14] Хадис от Абу Хурайры и Абу Са‘ида; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, ан-Насаи и др. См.: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 285, хадис № 4645, «сахих»; аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 209, хадис № 660; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 397, хадис № 91–(1031).
[15] Ср., например: «Знаешь заповеди: не прелюбодействуй; не убивай; не кради; не лжесвидетельствуй; не обижай; почитай отца твоего и мать» (Мк. 10:19) [то есть прелюбодеяние стоит на том же уровне греховности, что и убийство, воровство и т. п., ничуть не ниже. — Ш. А.]; «Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог» (Евр. 13:4).
[16] См.: Харун ‘А. Тахзиб ихья ‘улюм ад-дин [Сокращенный вариант книги имама аль-Газали «Воскрешение наук о вере»]. С. 295, 296.
[17] Начать он его сможет только по завершении месяца Рамадана и праздника разговения (Ураза-байрам).
[18] Упомянутая здесь форма искупления преднамеренного нарушения поста касается только месяца Рамадана. Если вдруг двухмесячный пост будет прерван, то придется начать все сначала. Важно заметить, что два месяца непрерывного поста не должны приходиться на праздники (Ураза-байрам и Курбан-байрам), когда пост запрещен (харам). Если человек ошибся в счете дней, то возобновлять пост с самого начала не следует.
[19] Богословы ханафитского мазхаба допускали возможность кормления одного нищего на протяжении двух месяцев. Богословы-шафииты считали уместным ограничиться текстом хадиса, где говорится о кормлении «шестидесяти бедняков».
[20] См. подробнее по этой теме: Св. Коран, 2:187; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 655, 667, 669, 674, 682; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Т. 4. С. 228–231; Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. В 8 т. Т. 2. С. 412; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. В 6 т. Т. 2. С. 190–194; аль-Маргынани Б. Аль-хидая. Т. 1. Ч. 1. С. 134.
[21] Хадис от Абу Зарра, Му‘аза и Анаса; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи, аль-Хакима, аль-Байхакы и др. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 14, хадис № 115; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 582, хадис № 1992, «хасан сахих».
[22] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима, ат-Тирмизи и др. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1040, хадис № 59–(2581); ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 692, хадис № 2423, «хасан сахих»; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 2. С. 250, хадис № 1713, «сахих».
[23] Смысл достоверного хадиса-кудси, сообщенного пророком Мухаммадом и переданного Абу Зарром. Приведен в своде хадисов имама Муслима и др. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1079, хадис № 22–(2687); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. В 10 т., 18 ч. [б. г.]. Т. 9. Ч. 17. С. 12, хадис № 22–(2687).
[24] Хадис от Абу Саида; св. х. Ахмада, Абу Я‘ли и аль-Хакима. См.: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 124, хадис № 2025, «сахих»; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 10 т. Бейрут: аль-Фикр, 2002. Т. 4. С. 1624, хадис № 2344; аль-Хамсы М. Тафсир ва баян [Комментарий и объяснение]. Дамаск: ар-Рашид, [б. г.]. С. 180; аль-Мунзири З. Ат-таргыб ва ат-тархиб мин аль-хадис аш-шариф. Т. 2. С. 467, 468, хадис № 3, «сахих»; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 10. С. 430.